Классификация согласных по способу образования
В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя. Выделяютдваосновных вида преграды:
o смычка,
o щель.
Соответственно, согласные в первую очередь делятся на смычныеищелевые.
o Щелевые(щелинные, фрикативные, проточные, продувные) – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате:
По формещели щелевые согласные делятся на
o плоскощелевые [ф], [з], [х],
o круглощелевые [w].
По расположениющели они делятся на
o срединные [в], [с], [ж],
o Смычные(плозивные) – согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка:
Помимо этого (как правило, на следующем шаге классификации), выделяются типы согласных, либо отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные). Рассмотрим эти классы.
o Взрывные(эксплозивные) – согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:
Взрывные согласные – это разновидность смычных.
o Аффрикаты – согласные сложного образования: в началеартикуляции образуется смычка, которая потом переходит в щель:
o Носовые (назальные)– согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба:
Иногда все согласные по участию носового резонатора делят на
o Боковые– согласные, при образовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами:
o Дрожащие— согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок (увула):
Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки.
Щелевые (фрикативные), носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки.
Звуки [л], [l], [р], [r], [R] называются плавными.
Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые([л] и др.), дрожащие([р], [R]), а также щелевые[j]и[w]являются сонантами.
Классификация согласных по месту образования
Местом образованиясогласного называется место, где создается преграда (щель или смычка) и где возникает шум.
Артикуляция согласного, разумеется, не сводится только к образованию преграды. Для образования любого согласного требуется сложная комбинация положений и движений всехактивных органов. Но учесть все движения в классификации невозможно.
Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным(напр., язык), а другой пассивным(зубы, альвеолы, небо). Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа, однакопассивный органтоже принимается во внимание.
По участию активного органасогласные делятся на
o губные (лабиальные)
o язычные (лингвальные)
1. Губныесогласные с учетомпассивногооргана делятся на
o губно-губные (билабиальные): [п], [б], [м], [w],
o губно-зубные (лабио-дентальные): [в], [ф].
2. Язычныесогласные делятся на
Классификации согласных по шумности / сонорности
и силе артикуляции
При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звукаи, как следствие, громкость.
Различают два типа согласных:
o слабые и
o сильные.
Это противопоставление довольно широко распространено. В пределах одного языка звонкие обычно слабее глухих.
Источник
Согласные звуки современного русского языка
В истории языка изменяются не только возможные сочетания звуков, но и сами звуки. Сравним фонетическую систему современного русского и древнерусского языков, классифицируя звуки по их артикуляции и отчасти по акустическим свойствам. Начнем с согласных на современном этапе.
Примечание. Напомним, что артикуляцией называется движение и взаимодействие органов речи при образовании звука.
В школьном преподавании обычно учат детей различать согласные по звонкости / глухости и твердости / мягкости. Мы рассмотрим более сложную классификацию, учитывающую четыре признака:
- соотношение голоса и шума;
- место образования;
- способ образования;
- наличие палатализации (смягчения).
Рассмотрим каждый пункт подробно.
Соотношение голоса (тона) и шума
Во всех согласных звуках, в отличие от гласных, есть шумы. Некоторые согласные целиком состоят из шума, а другие представляют собой сочетание шума и голоса. В зависимости от наличия или отсутствия тона, а также от степени шума, выделяют следующие группы согласных:
- сонорные. Их иногда еще называют полугласными, поскольку в них шум незначителен, а тон преобладает над шумом: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] и [j];
- шумные. В них шум преобладает над тоном, либо тон вообще отсутствует. Соответственно выделяют шумные звонкие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж̄’], [з], [з’] и шумные глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̄’].
Место образования
При произнесении согласных звуков в органах речи образуется преграда, которую преодолевает выдыхаемая из легких воздушная струя. Эта преграда возникает при участии активного, т. е. движущегося, органа речи (языка или нижней губы) и пассивного, т. е. неподвижного или малоподвижного органа (верхней губы, зубов, альвеол, твердого или мягкого неба).
По активному органу все согласные делятся на губные и язычные. Среди последних выделяют переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая именно часть языка играет в артикуляции главную роль.
Если учитывать еще и пассивные органы, можно построить более подробную классификацию.
Так, губные согласные делятся на две группы:
- губно-губные, при произнесении которых смыкаются нижняя и верхняя губа: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’];
- губно-зубные, которые образуются с помощью сближения нижней губы и верхних зубов: [в], [в’], [ф], [ф’].
Язычные согласные бывают:
- переднеязычные зубные, когда кончик языка смыкается или сближается с верхними зубами : [д], [д’], [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [н], [н’], [ц];
- переднеязычные нёбно-зубные (альвеолярные), при образовании которых передняя часть языка поднимается к альвеолам — бугоркам между передними верхними зубами и небом: [р], [р’], [ш], [ж], [ш̄’], [ж̄’], [ч’];
- среднеязычный средненёбный, в артикуляции которого участвует средняя часть языка, сближающаяся со средней частью нёба: [j];
- заднеязычные задненёбные, образующиеся при взаимодействии задней части языка с задним небом: [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’].
Способ образования
Под способом образования согласных звуков понимают способ преодоления воздушной струей преграды в органах речи. По этому признаку согласные русского языка делятся на:
- смычные (взрывные). Они образуются, если органы речи на пути воздушной струи полностью смыкаются. Воздух, встречая такую преграду, прорывает ее резко, с силой. Это звуки [б], [б’], [п], [п’], [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’];
- фрикативные (щелевые). При их артикуляции органы речи не смыкаются полностью, а лишь сближаются, и воздушная струя проходит через щель между ними: [в], [в’], [ф], [ф’], [ж], [ж̄’], [з], [з’], [с], [с’], [j], [ш], [ш̄’], [х], [х’];
- аффрикаты (смычно-щелевые), артикуляция которых проходит в два этапа. На первом выдыхаемый воздух преодолевает сомкнутые органы речи. Далее, в отличие от взрывных звуков, смычка не разрывается сразу, а сначала переходит в щель, через которую продолжает идти воздушная струя: [ц], [ч’];
- смычно-проходные. При их образовании возникает полное смыкание органов речи, но воздух не только разрывает эту смычку, но и частично обходит ее — либо через носовую полость (носовые звуки [м], [м’], [н], [н’]), либо через ротовую полость по бокам от преграды (боковые согласные [л], [л’]);
- дрожащие (вибранты). При их произнесении органы речи неоднократно смыкаются и размыкаются: [р], [р’].
Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)
Здесь все согласные делятся на две группы:
- твердые, без дополнительного подъема языка к среднему небу: [б], [п], [в], [ф], [г], [к], [д], [т], [ж], [ш], [з], [с], [л], [м], [н], [р], [х], [ц];
- мягкие, в артикуляции которых присутствует подъем языка к среднему нёбу. Такой подъем играет основную роль в образовании звука [j], поэтому данная артикуляция еще называется йотовой. В образовании остальных мягких согласных она уже выступает не как основная, но как дополнительная: [б’], [п’], [в’], [ф’], [г’], [к’], [д’], [т’], [ж̄’], [ш̄’], [з’], [с’], [л’], [м’], [н’], [р’], [х’], [ч’].
Изложенную информацию можно свести воедино в такой таблице (ее можно увидеть в большем разрешении, если открыть в отдельной вкладке браузера):
Примечание. Долгий мягкий согласный [ж̄’] почти исчез из употребления. Его произносят в очень малом количестве слов (чаще всего в словах вожжи и дрожжи), но современные орфоэпические нормы в качестве варианта допускают произношение там долгого твердого звука [ж].
О современных гласных можно прочитать по другой ссылке.
Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. — Ч. 1. — М., 1987.
Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — М., 2017.
Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. — М., 1989.
Источник
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.
По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две группы:
Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.
В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
Различаются гласные по следующим признакам:
1.При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть.Засчет этого меняется объем и форма ротовой полости.
По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):
- гласные переднего ряда: [и] [э];
- гласные среднего ряда: [ы] [а];
- гласные заднего ряда: [у] [о];
2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:
- гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];
- гласные среднего подъема: [э], [о];
- гласные нижнего подъема: [а];
3. По наличию или отсутствию лабиализации, т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:
- гласные лабиализованные: [у], [о];
- гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:
1. Классификация согласных звуков по способу образования:
· щелевые (фрикативные) [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х’];
· смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];
· дрожащие (вибранты) [р], [p’]
Щелевые звуки — препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.
Смычно-взрывные —органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.
Смычно-щелевые — смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.
Смычно-проходные —органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.
Дрожащие —вибрирует поднятый кончик языка.
2.Классификация согласных звуков по месту образования:
- переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [p’J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу — [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];
3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие:[j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;
твердые: [ш], [ж], [ц] — всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др
4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:
По акустическим признакам выделяют:
Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.
5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок
Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.
Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
Звонкие глухие
- звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
- звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
- глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
- глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:
свистящиес, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкиеп’, в’, ч, щ и др.
Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов и фразеологических выражений.
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние:
Чует кошка, чье мясо съела.
Жернова сами не едят, а людей кормят.
Грозен враг за горами, а грознее за плечами.
Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать.
Сердце вещун: чует и добро и худо;
2) Раскрыть отношения между людьми:
Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.
Детки хороши — отцу, матери венец, худы — отцу, матери конец.
Паны дернутся, у казаков чубы трясутся.
Сытый голодного не разумеет.
3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: речь пословица поговорка фразеологизм
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Две собаки грызутся, третья не мешайся.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М.А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают. кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола. »
Григорий Мелехов обращается к пословицам и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонять — самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, также использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем — святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет. Кто не горит, тот коптит. Да здравствует пламя жизни!». Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: «Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица «Сытый голодному не товарищ» послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду). Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть». Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять — только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит — попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь — вода и будет». Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова. Напоминая о замечательной мысли, воскрешая в памяти важные обстоятельства, интересные факты, они дают нам возможность заменять пространные объяснения кратким выразительным предложением или сочетанием. Так, например, вместо того чтобы долго и пространно объяснять, что кто-то потратил уйму времени и сил на решение немудреной и легкой задачи, мы говорим словами Крылова: «А ларчик просто открывался». В другом случае, желая сказать о смертельной опасности, нависшей над ком-либо, мы говорим: над головой его повис дамоклов меч. Употребляя это крылатое выражение, мы имеем в виду известную историю о том, как один из приближенных сиракузского тирана Дионисия, по имени Дамокл, стал с завистью говорить о своем повелителе, считая его самым счастливым человеком на свете. Чтобы проучить завистника, Дионисий пригласил его на пир и усадил на свое место. В самый разгар веселья Дамокл взглянул вверх и увидел, что над головой его висит подвешенный па конском волосе тяжелый меч, символизирующий смертельную опасность, которой властитель подвергался ежеминутно. Уже говорилось о том, что богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от употребления крылатых слов, пословиц и поговорок.К сожалению, современная молодежь редко использует пословицы, поговорки и крылатые слова. Это, безусловно, истощает речь молодого поколения. Чаще всего они не используются потому что неизвестно значение того или иного выражения, а как следствие незнании каком контексте его употребить. |
Дайте определение диалога и монолога как формы устной речи.
Жанрами речи являются монолог, диалог и полилог.
Монолог — жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний. Монолог характерен для научного и официального общения, возможен в художественной литературе и публицистической речи. В разговорной речи монолог встречается редко, обычно в общении образованных людей. Монологическая речь состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Диалог — жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Для диалога важны достаточная информативность реплик (как недостаточность, так и избыточность сообщаемого делают общение неудачным), потребность в общении, соблюдение участниками диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний. Основными разновидностями диалога являются бытовой разговор, деловая беседа, переговоры.
· Для бытового диалога характерны:
o большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;
o частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
o отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия решения;
o самопрезентация личности;
o разговорный стиль речи.
· Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:
o дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;
o быстрота реагирования на высказывания партнеров;
o критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;
o аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;
o ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;
o ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой. Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон. Полилог — жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение. Смысловая и формальная связь реплик полилога имеет более значительную амплитуду колебаний, чем в диалоге.
Что такое канцеляризмы? Всегда ли уместно применение канцеляризмов? Приведите примеры.
Штампы и канцеляризмы тесно взаимосвязаны, рассматриваемое нами языковое явление является одним из видов речевых штампов. Штампы – это слова и обороты, которые часто употребляются в речи и не имеют какой-либо конкретности. Они лишают речь выразительности, индивидуальности, образности, убедительности. К их числу относятся: шаблонные метафоры, перифразы, сравнения, метонимии. Например, свет души моей, их сердца стучали в унисон, в едином порыве и так далее. Когда-то такие выражения обладали образностью, но из-за частого употребления в речи утратили свою выразительность и превратились в шаблоны. Особенно часто такие языковые формы употребляют журналисты, особенно много таких оборотов в публицистике, например, к штампам относятся выражения: «черное золото», «жидкое золото», «люди в белых халатах» и так далее.
В нашем языке существует ряд слов, которые уместно употреблять только в определенном стиле речи. К таким словам относят канцеляризмы – это словосочетания и слова, употребление которых допускается только в официально-деловом стиле, но которые используются и в художественном, и в разговорном, и в публицистическом стиле, что ведет к стилистическим ошибкам или смешению стилей. Например, «меня подвергли стрижке на основе бесплатного предоставления услуг».
В словарях приведены такие определения термину «канцеляризм»: В словаре Ефремовой Т. Ф. канцеляризм – это слова или языковые обороты, которые употребляются в официально-деловой речи. В Большом энциклопедическом словаре это слова, грамматические формы, словосочетания, характерные для делового стиля, например «входящие и исходящие документы», «довожу до вашего сведения» и так далее. В Современной энциклопедии русского языка и литературы канцеляризм – это элементы пассивной речи, которые применяются в художественных произведениях для имитации делового стиля. То есть авторы используют такого рода выражения, для того чтобы изобразить чиновничий язык или образ делового документа. Например, их использовал Платонов А. П. в повести «Котлован», где он имитирует деловой стиль при пересказе содержания «увольнительного документа». В Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике канцеляризм – это обороты речи, которые характерны для стиля деловых документов и бумаг. В устной речи такие выражения вызывают негативное воздействие на собеседника.
Среди основных признаков и особенностей этих слов и словосочетаний можно отметить: использование существительных, образованных от глаголов: пошив, угон, отгул, выявление, нахождение, раздутие, взятие; замена простого глагольного сказуемого составным именным, например, вместо «желать» — «проявить желание», «помогать» — «оказывать помощь» и так далее; использование предлогов, образованных от существительного, например, по линии, в части, за счет, на уровне, в плане; чрезмерное употребление слов в родительном падеже, например, «условия, необходимые для реализации задуманного плана»; замена активных оборотов речи на пассивные, например, «мы решили (активный) – решение было принято (пассивный)»
Злоупотребление в речи такими выражениями и словами лишает ее выразительности, индивидуальности, образности и приводит к таким языковым недочетам, как: смешивание стилей; двусмысленность сказанного, например «утверждение профессора» (его кто-то утверждает или он что-то утверждает); многословие и потеря смысла сказанного.
Естественно канцеляризмы смотрятся только в деловой речи. Но примеры говорят о том, что они часто употребляются и в других стилях, что является стилистической ошибкой. Чтобы не допускать этого, следует знать, какие именно слова относятся к канцеляризмам. Они характеризуются: торжественностью: податель сего, вышеназванный, истребовать, надлежит, таковой; будничной деловитостью: проговорить (обсудить), озадачить, заслушать, наработки, конкретика; официальной и деловой окраской имен существительных, образованных от глаголов: взятие, необнаружение, недовыполнение, отгул и так далее. существительные, причастия, наречия, прилагательные, которые употребляются в строго-деловой среде общения: заказчик, доверитель, сторона, лицо, владелец, вакантный, потерпевший, докладная, исходящий, безвозмездно, иметься; служебные слова: за счет, в адрес, на основании, согласно уставу, в ходе исследований; составные наименования: дипломатические отношения, силовые ведомства, бюджетная сфера. Использовать такие слова и обороты можно только в том случае, когда они не выделяются на фоне текста, то есть в деловой переписке.
Но не всегда такие выражения используются только в официально-деловой документации, часто авторы литературных произведений используют их для образной характеристики речи героя или для создания юмористического эффекта. Такими приемами пользовались: Чехов, Ильф и Петров, Салтыков-Щедрин, Зощенко. Например, у Салтыкова-Щедрина: «воспрещается отнятие головы…». Канцеляризмы в нашей стране достигли максимального распространения во времена застоя, они стали использоваться во всех сферах речи, и в бытовом разговорном языке. Что еще раз подтверждает, что язык отражает все перемены, которые случаются в обществе и стране.
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: безжалостный, разграничительный, представление, самоучитель.
БЕЗ-ЖАЛ-ОСТ-Н-ЫЙ РАЗ-ГРАНИЧ-И-ТЕЛЬН-ЫЙ
БЕЗ-приставка РАЗ — приставка
ЖАЛ- корень ГРАНИЧ — корень
ОСТ – суффикс И — суффикс
Н-суффикс ТЕЛЬН — суффикс
ЫЙ-окончание ЫЙ – окончание
| |
| |
| |
| |
|
ПРЕДСТАВЛ-ЕНИ –Е САМ-О-УЧ-И-ТЕЛЬ
ПРЕДСТАВЛ – корень САМ -корень
ЕНИ – суффикс УЧ- корень
Е – окончание И- суффикс
Слово «безжалостный» образовано от «жалость» с помощью приставки без- и суффикса -н-приставочно-суффиксальным способом.
Жалеть -> жалкий -> жалость -> безжалостный.
Разграничительный образовано от «гранич» с помощью приставки раз
суффикса и ,суффикса ельн ,и окончания ый.
Приставочно-суффиксальным способом с добавлением окончания .
Представление –представлен – ие
Состав слова «самоучитель»:корень [сам] + суффикс [о] + суффикс [учи] + суффикс [тель] + нулевое окончание []
Основа(ы) слова: самоучитель
Способ образования слова: суффиксальный
Источник