- Согласные звуки современного русского языка
- Соотношение голоса (тона) и шума
- Место образования
- Способ образования
- Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)
- По способу образования согласный р является раванда
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- Курсовая работа «Характеристика согласных звуков русского языка»
- ГЛАВА II Классификация согласных звуков в русском языке ………. 11
Согласные звуки современного русского языка
В истории языка изменяются не только возможные сочетания звуков, но и сами звуки. Сравним фонетическую систему современного русского и древнерусского языков, классифицируя звуки по их артикуляции и отчасти по акустическим свойствам. Начнем с согласных на современном этапе.
Примечание. Напомним, что артикуляцией называется движение и взаимодействие органов речи при образовании звука.
В школьном преподавании обычно учат детей различать согласные по звонкости / глухости и твердости / мягкости. Мы рассмотрим более сложную классификацию, учитывающую четыре признака:
- соотношение голоса и шума;
- место образования;
- способ образования;
- наличие палатализации (смягчения).
Рассмотрим каждый пункт подробно.
Соотношение голоса (тона) и шума
Во всех согласных звуках, в отличие от гласных, есть шумы. Некоторые согласные целиком состоят из шума, а другие представляют собой сочетание шума и голоса. В зависимости от наличия или отсутствия тона, а также от степени шума, выделяют следующие группы согласных:
- сонорные. Их иногда еще называют полугласными, поскольку в них шум незначителен, а тон преобладает над шумом: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] и [j];
- шумные. В них шум преобладает над тоном, либо тон вообще отсутствует. Соответственно выделяют шумные звонкие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж̄’], [з], [з’] и шумные глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̄’].
Место образования
При произнесении согласных звуков в органах речи образуется преграда, которую преодолевает выдыхаемая из легких воздушная струя. Эта преграда возникает при участии активного, т. е. движущегося, органа речи (языка или нижней губы) и пассивного, т. е. неподвижного или малоподвижного органа (верхней губы, зубов, альвеол, твердого или мягкого неба).
По активному органу все согласные делятся на губные и язычные. Среди последних выделяют переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая именно часть языка играет в артикуляции главную роль.
Если учитывать еще и пассивные органы, можно построить более подробную классификацию.
Так, губные согласные делятся на две группы:
- губно-губные, при произнесении которых смыкаются нижняя и верхняя губа: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’];
- губно-зубные, которые образуются с помощью сближения нижней губы и верхних зубов: [в], [в’], [ф], [ф’].
Язычные согласные бывают:
- переднеязычные зубные, когда кончик языка смыкается или сближается с верхними зубами : [д], [д’], [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [н], [н’], [ц];
- переднеязычные нёбно-зубные (альвеолярные), при образовании которых передняя часть языка поднимается к альвеолам — бугоркам между передними верхними зубами и небом: [р], [р’], [ш], [ж], [ш̄’], [ж̄’], [ч’];
- среднеязычный средненёбный, в артикуляции которого участвует средняя часть языка, сближающаяся со средней частью нёба: [j];
- заднеязычные задненёбные, образующиеся при взаимодействии задней части языка с задним небом: [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’].
Способ образования
Под способом образования согласных звуков понимают способ преодоления воздушной струей преграды в органах речи. По этому признаку согласные русского языка делятся на:
- смычные (взрывные). Они образуются, если органы речи на пути воздушной струи полностью смыкаются. Воздух, встречая такую преграду, прорывает ее резко, с силой. Это звуки [б], [б’], [п], [п’], [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’];
- фрикативные (щелевые). При их артикуляции органы речи не смыкаются полностью, а лишь сближаются, и воздушная струя проходит через щель между ними: [в], [в’], [ф], [ф’], [ж], [ж̄’], [з], [з’], [с], [с’], [j], [ш], [ш̄’], [х], [х’];
- аффрикаты (смычно-щелевые), артикуляция которых проходит в два этапа. На первом выдыхаемый воздух преодолевает сомкнутые органы речи. Далее, в отличие от взрывных звуков, смычка не разрывается сразу, а сначала переходит в щель, через которую продолжает идти воздушная струя: [ц], [ч’];
- смычно-проходные. При их образовании возникает полное смыкание органов речи, но воздух не только разрывает эту смычку, но и частично обходит ее — либо через носовую полость (носовые звуки [м], [м’], [н], [н’]), либо через ротовую полость по бокам от преграды (боковые согласные [л], [л’]);
- дрожащие (вибранты). При их произнесении органы речи неоднократно смыкаются и размыкаются: [р], [р’].
Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)
Здесь все согласные делятся на две группы:
- твердые, без дополнительного подъема языка к среднему небу: [б], [п], [в], [ф], [г], [к], [д], [т], [ж], [ш], [з], [с], [л], [м], [н], [р], [х], [ц];
- мягкие, в артикуляции которых присутствует подъем языка к среднему нёбу. Такой подъем играет основную роль в образовании звука [j], поэтому данная артикуляция еще называется йотовой. В образовании остальных мягких согласных она уже выступает не как основная, но как дополнительная: [б’], [п’], [в’], [ф’], [г’], [к’], [д’], [т’], [ж̄’], [ш̄’], [з’], [с’], [л’], [м’], [н’], [р’], [х’], [ч’].
Изложенную информацию можно свести воедино в такой таблице (ее можно увидеть в большем разрешении, если открыть в отдельной вкладке браузера):
Примечание. Долгий мягкий согласный [ж̄’] почти исчез из употребления. Его произносят в очень малом количестве слов (чаще всего в словах вожжи и дрожжи), но современные орфоэпические нормы в качестве варианта допускают произношение там долгого твердого звука [ж].
О современных гласных можно прочитать по другой ссылке.
Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. — Ч. 1. — М., 1987.
Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — М., 2017.
Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. — М., 1989.
Источник
По способу образования согласный р является раванда
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат и голосообразующий аппарат – голосовые складки.
Статья:
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.
Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
согласные – все остальные.
Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:
ротовые – все остальные.
Классификация звуков по работе голосовых складок:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
Классификация согласных звуков по способу образования:
смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];
смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];
щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ], [й], [х], [х‘];
смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];
дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].
Классификация согласных звуков по месту образования:
губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];
губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];
переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];
заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].
Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.
Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:
верхний подъём – [и], [ы], [у];
средний подъём – [э], [о];
нижний подъём– [а].
Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:
гласные переднего ряда – [и], [э];
гласные среднего ряда – [ы], [а];
гласные заднего ряда – [у], [о].
Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:
лабиализованные – [о], [у];
нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].
Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.
Источник
Курсовая работа «Характеристика согласных звуков русского языка»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК»
ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Русский язык и Начальное Образование
Форма обучения: заочная
Чугурова Кристина Валерьевна
Пирманова Назира Исмековна
кандидат филологических наук, доцент
ГЛАВА I Характеристика согласных звуков в русском языке …………………………………………………………………………….. 6
1.1. Согласные звуки: классификационные признаки………………………..6
1.2. Артикуляционная классификация согласных звуков………….…………..7
ГЛАВА II Классификация согласных звуков в русском языке ………. 11
2.1. Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки………………
2.2.Фонетическиечередования согласных по глухости-звонкости…………
Список использованной литературы ………………………………….
Изучение любого языка обычно начинается с фонетики. Без знакомства с фонетической системой невозможно дальнейшее изучение лексики и грамматики, практическое освоение языка.
Объектом исследования является звуковой строй русского языка.
Предметом исследования стали согласные звуки в звуковом строе русского языка.
Целью работы является выявление характерных признаков согласных звуков русского языка.
Указанная цель определяет ряд задач:
1.Раскрыть основные понятия;
2.Выяснить, какими свойствами обладают согласные звуки, и каковы их особенности;
3.Выявить характерные черты согласных звуков в русском языке;
4.Дать характеристику согласным звукам русского языка
Глава 1.Характеристика согласных звуков в русском языке
Согласные звуки: классификационные признаки
Согласные звуки в современном русском языке классифицируются по пяти основаниям:
1) по месту образования;
2) способу образования;
3) уровню шума (сонорность/шумность);
Выделяются следующие классификационные группы согласных :
1) по месту образования :
а) губно-губные: [п], [б], [м];
б) губно-зубные [в], [ф];
в) передне-язычные (зубные: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц];
г) передненебные: [р], [ш], [ж], [ч’];
д) среднеязычные одновременно и средненебные: [j];
е) заднеязычные либо средненебные: [к’], [г’], [х’], [γ’], либо задненебные: [к], [г], [х], [γ];
2) по способу образования выделяют щелевые, смычные, дрожащие:
а) щелевые (или фрикативные): щелевые срединные: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [γ], [õ]; щелевые боковые: [л], [л’];
б) смычные делятся на взрывные, аффрикаты, имплозивные, носовые (взрывные: взрывные ртовые [п], [б], [т], [д], [к];
— взрывные глоточные, или фаукальные [пм], [бм], [тн], [дн];
— аффрикаты, или смычно-щелевые слитные согласные: [ц], [ч’];
— срединные аффрикаты: [ц], [ч’];
— боковые аффрикаты [т’л’], [д’л’];
— имплозивные, или сомкнутые согласные, содержащие только фазу смычки;
а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j];
б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.;
4) по отсутствию или наличию голоса (тона) выделяются глухие и звонкие:
а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;
б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др
По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже есть пары по звонкости/глухости: [р] – [ ], [л] – [ ]. Глухие сонорные появляются на конце слов после глухих согласных;
5) по твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д.
При образовании мягких согласных наблюдается палатализация , при образовании твердых – веляризация (отвердение).
Дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему, мягкому небу, что вызывает твердость согласных.
При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),
2) участие или неучастие голоса (звонкость / глухость),
3) твердость / мягкость,
4) место образования,
5) способ образования.
Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости
1.2.Артикуляционная классификация согласных звуков
Вопрос о системе согласных целесообразно разделить на два более частных — артикуляционная классификация согласных и их системные отношения.
Артикуляционная классификация согласных намного сложнее классификации гласных. Она учитывает пять их характеристик и в целом хорошо отражает свойства основных аллофонов согласных фонем.
а) Активный (или действующий) орган и место образования. По активному органу согласные делятся на губные и язычные. Губные согласные образуются действием обеих губ (губно-губные — /б, п, м, б’, п’, м’/) или сближением нижней губы с верхними зубами (губно-зубные — /в, ф, в’, ф’). Язычные согласные делятся на переднеязычные /д, т, з, с, л, н, ц, ч, ш, р и др./, среднеязычные (/j/ — только один звук) и заднеязычные /к, г, х, к’, г’, х’/. Активный (или действующий) орган смыкается или сближается с (неподвижным) пассивным. Указание на пассивный орган (место образования) дается или во второй части термина (губно-зубные), или в виде второго определения (переднеязычные зубные).
Заднеязычные согласные по пассивному органу являются задненёбными, среднеязычный /j/, естественно, средненёбным. Указание на пассивный орган в этих случаях, как правило, не дается в силу его избыточности. Самую многочисленную группу согласных составляют переднеязычные. В зависимости от работы кончика языка переднеязычные согласные разделяются на апикальные, дорсальные и какуминальные. Апикальные /л/образуются при сближении или смыкании кончика языка с верхними зубами. Дорсальные /с, с’, з, з’, т, т’, л’, р’, н, н’, ц/ образуются при опускании кончика языка к нижним зубам. Какуминальные /ж, ш, ч, р/ образуются при поднятом и слегка загнутом кверху кончике языка.
По пассивному органу переднеязычные согласные разделяются на зубные (апикальные и дорсальные) и передненёбные (какуминальные).
б) Способ образования. По способу образования согласные разделяются на смычные, щелевые и дрожащие. При артикуляции смычных нагляднее всего прослеживаются три фазы артикуляции согласных. Начальная фаза (экскурсия) заключается в том, что органы речи принимают положение, необходимое для образования данного звука. У смычных это полное смыкание активного органа с пассивным (смычка). Средняя фаза (выдержка) заключается в том, что произносительные органы на какое-то время остаются в этом положении (у смычных это беззвучная смычка). Конечная фаза (рекурсия) состоит в том, что органы артикуляции, изменяя свое положение, переходят в нейтральное состояние. У смычных рекурсия связана с раскрытием смычки, порождающим характерный шум. Раскрытие может происходить, во-первых, внезапно, мгновенно; воздух выходит при этом резким толчком. Такие согласные называются взрывными /б, п, д, т, г, к, м, н и др./. Во-вторых, раскрытие смычки может происходить медленно, плавно; воздух при этом постепенно выходит через образовавшуюся щель. Согласные этого типа называются аффрикатами. Их всего две: /ц/ и /ч/. У взрывных и аффрикат, таким образом, одинаковое начало (смычка) и различная конечная фаза — взрыв и щель.
При артикуляции щелевых активный орган сближается с пассивным, образуя суженный проход — щель, через которую с характерным шумом трения выходит струя воздуха. К щелевым согласным относятся, например, /в, ф, з, с, ж, х, л/.
При артикуляции дрожащих кончик языка, загнутый кверху и находящийся вблизи переднего нёба, под давлением воздушной струи приходит в колебание, то открывая, то прерывая ток воздуха. Это движение напоминает дрожание. Дрожащих в русском языке всего два — /р/ и /р’/. Кончик языка может производить одну или больше вибраций: получается /р/ одноударное, двухударное и т.д.
в) Работа голосовых связок создает главное различие звонких и глухих согласных. При сомкнутом положении голосовых связок возникает голос, характеризующий звонкие согласные, при расслабленном положении образуются глухие согласные. Звонкие и глухие согласные в большинстве случаев образуют пары типа /г-к, ж-ш/ и т.д. Дополнительное, вторичное различие звонких и глухих заключается в степени напряженности. Глухие произносятся при большем напряжении речевого аппарата, более энергично, чем звонкие, с большим шумом, так как образуются при участии более сильной воздушной струи.
г) От положения средней части спинки языка зависит различие твердых и мягких согласных. При образовании мягких согласных она приподнимается к твердому нёбу. Это движение, как бы накладывающееся на основную артикуляцию, определенным образом совмещается и взаимодействует с ней. Оно называется палатализацией. Вызываемое палатализацией уменьшение объема средней части ротового резонатора создает акустический эффект мягкости. Палатализация вызывает изменения основной артикуляции. Так, при образовании /х’/ щель создается не задней частью спинки языка, а средней частью; палатализованные /д’, m’/, в отличие от непалатализованных, характеризуются не внезапным, а постепенным раскрытием смычки, что сближает их с аффрикатами. Общая артикуляторная особенность твердых согласных характеризуется лишь отрицательно: она состоит в отсутствии палатализации.
Палатализация является одним из видов дополнительной артикуляции. Видами дополнительной артикуляции являются также лабиализация согласных перед /о, у/ и назализация гласных в соседстве с носовыми согласными, однако только палатализация имеет фонематическое значение: /д/ и /д’/ составляют пару по твердости-мягкости.
д) Положение нёбной занавески обусловливает различие носовых согласных /м, м’, н, н’/ и неносовых. В первом случае нёбная занавеска открывает доступ воздушной струе в полость носа, во втором случае закрывает. Ср.: /м/— носовой, /б/ — неносовой
Таким образом, при классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),
2) участие или неучастие голоса (звонкость / глухость),
3) твердость / мягкость,
4) место образования,
5) способ образования.
Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.
Источник