По способу образования системы могут быть
дМС ЖПТНХМЙТПЧБОЙС РПДИПДПЧ Л ТЕЫЕОЙА РТПВМЕНЩ ЧЩВПТБ ПТЗБОЙЪБГЙПООПК НПДЕМЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ГЕМЕУППВТБЪОП РТЕДЧБТЙФЕМШОП ЧЧЕУФЙ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙА ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС. пУОПЧБОЙСНЙ ДМС ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ ЬФЙИ ПТЗБОПЧ НПЗХФ ВЩФШ УМЕДХАЭЙЕ:
- РП УРПУПВХ ПВТБЪПЧБОЙС;
- РП ОБЪОБЮЕОЙА (УФЕРЕОЙ УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ);
- РП РТЕДНЕФБН ЧЕДЕОЙС;
- РП УРПУПВХ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК;
- РП ФЙРХ ЙУРПМОСЕНЩИ ЖХОЛГЙК.
рП УРПУПВХ ПВТБЪПЧБОЙС ПТЗБОЩ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Ч УБНПН ПВЭЕН УМХЮБЕ НПЗХФ ВЩФШ ТБЪДЕМЕОЩ ОБ ЧЩВПТОЩЕ Й ДТХЗЙЕ. еУМЙ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЧЩВПТОЩИ ПТЗБОПЧ ОЕ ФТЕВХЕФУС ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ТБЪЯСУОЕОЙК, ФП ДТХЗЙЕ УПЪДБАФУС РП НЕТЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ Й, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, НПЗХФ РПДТБЪДЕМСФШУС ОБ ЖПТНЙТХЕНЩЕ ОБ ДПВТПЧПМШОПК ПУОПЧЕ У РПУМЕДХАЭЙН ХФЧЕТЦДЕОЙЕН (ОБРТЙНЕТ, ЛПНЙУУЙЙ РТЕДУФБЧЙФЕМШОПЗП ПТЗБОБ), ОБ ПУОПЧЕ ОБЪОБЮЕОЙС (НЕУФОБС БДНЙОЙУФТБГЙС), ОБ ПУОПЧЕ ЛППРФБГЙЙ РП ХУФБОПЧМЕООЩН ОПТНБН (НХОЙГЙРБМШОЩЕ ЛПНЙУУЙЙ: БДНЙОЙУФТБФЙЧОБС, ЦЙМЙЭОБС Й РТ.) Й Ф.Р.
фПЮОП ФБЛБС ЦЕ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙС НПЦЕФ ВЩФШ ТЕЪХМШФБФПН РТЙНЕОЕОЙС ДТХЗПЗП ПУОПЧБОЙС — УРПУПВБ ДЕМЕЗЙТПЧБОЙС РПМОПНПЮЙК. пВЭЕРТЙЪОБОП Ч ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙИ ЗПУХДБТУФЧБИ, ЮФП ЙУФПЮОЙЛПН Й ОПУЙФЕМЕН ЧМБУФЙ СЧМСЕФУС ОБТПД. йУИПДС ЙЪ ЬФПЗП, ЧУСЛЙЕ ПТЗБОЩ ЧМБУФЙ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ПТЗБОЩ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ЛБЛ ПДОБ ЙЪ ЖПТН ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ЧМБУФЙ, РПМХЮБАФ УЧПЙ РПМОПНПЮЙС ПФ ОБТПДБ, Ф.Е. ЧЩВПТЩ СЧМСАФУС ОЕ ФПМШЛП УРПУПВПН ПВТБЪПЧБОЙС ПТЗБОПЧ, ОП Й УРПУПВПН ОБДЕМЕОЙС ЬФЙИ ПТЗБОПЧ РПМОПНПЮЙСНЙ. пТЗБОЩ, ЖПТНЙТХЕНЩЕ ЙОЩНЙ УРПУПВБНЙ, РПМХЮБАФ УЧПЙ РПМОПНПЮЙС ПРПУТЕДПЧБООП МЙВП ПФ ЧЩВПТОЩИ ПТЗБОПЧ, МЙВП Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТБЧПЧЩН БЛФПН, РТЙОЙНБЕНЩН ПТЗБОБНЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ, ЧЩВПТОЩН ПТЗБОПН ЙМЙ ОБУЕМЕОЙЕН ОЕРПУТЕДУФЧЕООП.
рП ОБЪОБЮЕОЙА ПТЗБОЩ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС НПЦОП ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБФШ ЛБЛ ПТЗБОЩ ПВЭЕЗП Й УРЕГЙБМШОПЗП ОБЪОБЮЕОЙС (ПТЗБОЩ У ЫЙТПЛПК Й ХЪЛПК УРЕГЙБМЙЪБГЙЕК), РПОЙНБС РТЙ ЬФПН РПД ПТЗБОБНЙ ПВЭЕЗП ОБЪОБЮЕОЙС ФЕ, ДЕСФЕМШОПУФШ ЛПФПТЩИ ТБУРТПУФТБОСЕФУС ОБ ЧУЕ УЖЕТЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС (ЙМЙ ЙИ ВПМШЫХА ЮБУФШ), Б РПД ПТЗБОБНЙ УРЕГЙБМШОПЗП ОБЪОБЮЕОЙС — «ПФТБУМЕЧЩЕ» ПТЗБОЩ, ФП ЕУФШ ЪБОЙНБАЭЙЕУС ХЪЛЙН ОБРТБЧМЕОЙЕН ДЕСФЕМШОПУФЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ПДОПК ЙЪ ЕЗП УЖЕТ (ЧПЪНПЦОП ОЕУЛПМШЛЙНЙ). вПМЕЕ РПОСФОЩН ФБЛПЕ ДЕМЕОЙЕ УФБОПЧЙФУС ОБ ЛПОЛТЕФОЩИ РТЙНЕТБИ.
фБЛ, ПЮЕЧЙДОП, ЮФП ПФ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ЖЙОБОУПЧЩИ Й ВАДЦЕФОЩИ ПТЗБОПЧ Ч РТСНПК ЪБЧЙУЙНПУФЙ ОБИПДЙФУС ДЕСФЕМШОПУФШ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС. ч ЛБЮЕУФЧЕ УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩИ (ПФТБУМЕЧЩИ) НПЦОП ТБУУНБФТЙЧБФШ ПТЗБОЩ ХРТБЧМЕОЙС ПВТБЪПЧБОЙЕН, ЪДТБЧППИТБОЕОЙЕН, НХОЙГЙРБМШОЩН ЦЙМЙЭОЩН УФТПЙФЕМШУФЧПН, НХОЙГЙРБМШОПК УПВУФЧЕООПУФША.
дЕМЕОЙЕ РП РТЕДНЕФБН ЧЕДЕОЙС УЧСЪОП У ФЕН, ЮФП ПТЗБОЩ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ТЕЫБАФ ОЕ ФПМШЛП ЧПРТПУЩ НЕУФОПЗП ЪОБЮЕОЙС, ПФОЕУЕООЩЕ Л ЧЕДЕОЙА НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК, ОП Й ЙУРПМОСАФ ПФДЕМШОЩЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩЕ РПМОПНПЮЙС, ЧПЪМПЦЕООЩЕ ОБ ОЙИ ПТЗБОБНЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ.
лМБУУЙЖЙЛБГЙС РП УРПУПВХ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК ЧЧПДЙФУС Ч УЙМХ ФПЗП, ЮФП Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ИБТБЛФЕТБ ТЕЫЕОЙК ПОЙ НПЗХФ РТЙОЙНБФШУС Ч ЛПММЕЗЙБМШОПН РПТСДЛЕ ЙМЙ ЕДЙОПМЙЮОП.
тБУУНБФТЙЧБС ТПМШ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ЛБЛ ПТЗБОЙЪБГЙПООПК УФТХЛФХТЩ, ЧЩУФХРБАЭЕК ПФ МЙГБ УХВЯЕЛФБ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС — ОБУЕМЕОЙС НХОЙГЙРБМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС (НЕУФОПЗП УППВЭЕУФЧБ), — НПЦОП РТЙКФЙ Л ЧЩЧПДХ, ЮФП ПОЙ (ПТЗБОЩ) ДПМЦОЩ ПУХЭЕУФЧМСФШ ДЧБ ФЙРБ ЖХОЛГЙК, ПВЯЕЛФЙЧОП РТЙУХЭЙИ ЬФПНХ УХВЯЕЛФХ: РТЕДУФБЧМСФШ ЕЗП ЙОФЕТЕУЩ Й ТЕБМЙЪПЧЩЧБФШ ЬФЙ ЙОФЕТЕУЩ. рТЕДУФБЧМЕОЙЕ ЙОФЕТЕУПЧ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ЙИ ЧЩСЧМЕОЙЙ, БЗТЕЗЙТПЧБОЙЙ, БТФЙЛХМЙТПЧБОЙЙ Й, Ч ЛПОЕЮОПН ЙФПЗЕ, ТБЪТБВПФЛЕ РТПЕЛФБ ТБЪЧЙФЙС НХОЙГЙРБМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС Й РТЙОСФЙЙ ОЕПВИПДЙНЩИ ТЕЫЕОЙК, УПЪДБАЭЙИ РТБЧПЧХА ВБЪХ ДМС ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПЕЛФБ, Ч ЖПТНЕ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ. тЕБМЙЪБГЙС ЙОФЕТЕУПЧ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС РХФЕН ТБЪТБВПФЛЙ Й ЙУРПМОЕОЙС РТПЗТБННЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ОБРТБЧМЕООПК ОБ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ РТПЕЛФБ. ьФЙН ДЧХН ФЙРБН ЖХОЛГЙК УППФЧЕФУФЧХАФ ДЧБ ФЙРБ ПТЗБОПЧ — РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩЕ Й ЙУРПМОЙФЕМШОЩЕ.
рТЕДУФБЧЙФЕМШОЩК ПТЗБО Ч ГЕМПН ОБДЕМСЕФУС Ч УЧСЪЙ У ЕЗП ТПМША Ч УЙУФЕНЕ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ЙУЛМАЮЙФЕМШОПК ЛПНРЕФЕОГЙЕК, ЛПФПТБС ОЕ НПЦЕФ РЕТЕДБЧБФШУС ДТХЗЙН ПТЗБОБН. фПМШЛП РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩК ПТЗБО ХФЧЕТЦДБЕФ НЕУФОЩК ВАДЦЕФ, ТЕЫБЕФ РТЙОГЙРЙБМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, УЧСЪБООЩЕ У ТБУРПТСЦЕОЙЕН НХОЙГЙРБМШОПК УПВУФЧЕООПУФША, ЛПОФТПМЙТХЕФ ПФ ЙНЕОЙ ОБУЕМЕОЙС ДЕСФЕМШОПУФШ ДТХЗЙИ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС.
уХЭЕУФЧХАФ Й ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ НПДЕМЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, Ч ЛПФПТЩИ УПЪДБЕФУС ОЕ ПДЙО РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩК ПТЗБО, Б ЙЪВЙТБЕФУС ОЕУЛПМШЛП ПТЗБОПЧ У ЪБТБОЕЕ ПРТЕДЕМЕООЩНЙ РПМОПНПЮЙСНЙ: ВАДЦЕФОЩЕ ПТЗБОЩ, ЛПОФТПМШОЩЕ ПТЗБОЩ, ПТЗБОЩ, ТБУРПТСЦБАЭЙЕУС НХОЙГЙРБМШОПК УПВУФЧЕООПУФША. ч ЬФЙИ УМХЮБСИ ЙНЕЕФ УНЩУМ ЗПЧПТЙФШ П УЙУФЕНЕ ЧЩВПТОЩИ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Й ПРТЕДЕМСФШ НЕУФП ЛБЦДПЗП ЙЪ ЙЪВЙТБЕНЩИ ПТЗБОПЧ Ч ЬФПК УЙУФЕНЕ.
йУРПМОЙФЕМШОЩК ПТЗБО НПЦЕФ ЙНЕФШ ЕЭЕ ВПМЕЕ УМПЦОХА УФТХЛФХТХ, ЛБЦДЩК ЬМЕНЕОФ ЛПФПТПК НПЦЕФ ВЩФШ УБНПУФПСФЕМШОЩН Ч РТЕДЕМБИ ПРТЕДЕМЕООПК ЛПНРЕФЕОГЙЙ ПТЗБОПН, УФТХЛФХТОЩН РПДТБЪДЕМЕОЙЕН ПТЗБОБ, ОБЛПОЕГ, ЕДЙОПМЙЮОЩН ДПМЦОПУФОЩН МЙГПН. пТЗБО Й УФТХЛФХТОПЕ РПДТБЪДЕМЕОЙЕ РТЙ ЬФПН ТБЪМЙЮБАФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБМЙЮЙС РТБЧБ РТЙОСФЙС УБНПУФПСФЕМШОЩИ АТЙДЙЮЕУЛЙ ЪОБЮЙНЩИ ТЕЫЕОЙК РП ЧПРТПУБН, ПФОПУСЭЙНУС Л ЛПНРЕФЕОГЙЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС.
нЕУФОБС БДНЙОЙУФТБГЙС ОЕПДОПТПДОБ РП УЧПЕНХ ЛБЮЕУФЧЕООПНХ УПУФБЧХ. ч УФТХЛФХТХ НЕУФОПК БДНЙОЙУФТБГЙЙ ЧИПДСФ ЛБЛ ЖХОЛГЙПОБМШОЩЕ РПДТБЪДЕМЕОЙС, ФБЛ Й УПВУФЧЕООП ПТЗБОЩ У РТБЧПН РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК РП ХУФБОПЧМЕООПНХ ЛТХЗХ ЧПРТПУПЧ. ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ ЬФЙ ПТЗБОЩ ОБДЕМСАФУС ФБЛЦЕ РТБЧБНЙ АТЙДЙЮЕУЛПЗП МЙГБ.
лМБУУЙЖЙЛБГЙС ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС НПЦЕФ РТПЧПДЙФШУС Й РП РТЙЧЕДЕООЩН ЧЩЫЕ ПУОПЧБОЙСН, Й РП ТСДХ ДТХЗЙИ. чБЦОП, ЮФПВЩ ПОБ УРПУПВУФЧПЧБМБ ТЕЫЕОЙА ВПМЕЕ ПВЭЕК ЪБДБЮЙ — ПРТЕДЕМЕОЙА РП ЧПЪНПЦОПУФЙ ПРФЙНБМШОПК РТЙНЕОЙФЕМШОП Л ЛПОЛТЕФОЩН ХУМПЧЙСН УФТХЛФХТЩ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС. тЕЪХМШФБФПН БОБМЙЪБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩТБВПФЛБ ОБ ЕЗП ПУОПЧЕ РТЕДМПЦЕОЙК РП УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙА УФТХЛФХТЩ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ФБН, ЗДЕ ПОЙ ХЦЕ УПЪДБОЩ Й ЖХОЛГЙПОЙТХАФ, ЙМЙ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ОЕПВИПДЙНПК УФТХЛФХТЩ ЧП ЧОПЧШ ЖПТНЙТХАЭЙИУС НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙСИ.
Источник
По способу образования системы могут быть
Классификация систем представляет собой исключительно сложную проблему, которая еще не разрешена в науке. Причин несколько. Наиболее существенная из них заключается в том, что конкретных разновидностей систем столь много, что создается ощущение их полного совпадения со всеми типами имеющихся объектов. Другая причина состоит в абстрактности понимания самой системы. Сказывается также и то обстоятельство, что до сих пор не выработаны общие параметры, характеризующие систему.
Заметим, что с развитием различных наук и практики обостряется необходимость разработки сущностной классификации систем. Важнейшее требование к научной классификации систем — обоснованность ее оснований, которые должны получить концептуальное обоснование. Сама классификация как некоторая умозрительная система должна удовлетворять требованиям достаточности оснований и охвата совокупности имеющихся и возможных систем. Таким образом, лучшая классификация, подобно периодической системе элементов Д. И. Менделеева, должна помочь предсказать появление или открытие принципиально новых систем.
Самое важное назначение классификации — описание свойств ее классов и подклассов, видов и подвидов систем, что позволяет использовать ее для идентификации конкретных систем, с которыми сталкиваются люди в тех или иных областях деятельности.
Одной из первых попыток создания классификации систем была попытка А. А. Богданова. В результате непрерывного взаимодействия формируется три вида комплекса (системы), которые Богданов различает по степени их организованности — организованные, неорганизованные, нейтральные.
Ныне существуют самые разнообразные подходы к классификации систем. Б. А. Гладких с соавторами анализируют классификации видов, представленных на рис. 5 [16, с. 17-20].
Рис. 5 — Виды классификаций систем
Предметная классификация строится на основе выделения всех видов конкретных систем. Такова, например, классификация Стефана Бира, которая представляет собой матрицу (табл. 4).
Системы | Простые | Сложные | Очень сложные |
---|---|---|---|
Детерминированные | |||
Вероятностные |
Таблица 4 — Классификация систем по Ст. Биру
В клетки данной матрицы заносятся конкретные разновидности существующих систем (обычная оконная задвижка — простая детерминированная система, а общество — вероятностная очень сложная система).
Категориальные классификации выделяют системы по некоторым признакам, общим для всех систем. Такой подход был реализован Б. А. Гладких с соавторами [16, с. 23] на основе определения системы А. И. Уемовым в триаде «вещь» «свойство» «отношение» (табл. 5).
Категориальные характеристики | Компоненты системы | ||
---|---|---|---|
Свойства | Элементы | Отношения | |
Моно | |||
Поли | |||
Статические | |||
Динамические (функционирующие) | |||
Динамические (развивающиеся) | |||
Детерминистские | |||
Случайные | |||
Простые | |||
Сложные |
Таблица 5 — Классификация систем по Б. А. Гладких
Отсюда выделяются такие типы систем:
- монофункциональная детерминистская простая (работа часового механизма, небольшого предприятия);
- монофункциональная случайная простая (те же примеры, только при наличии помех);
- монофункциональная вероятностная сложная (системы с обилием и сложностью случайных факторов);
- моноразвивающаяся детерминированная простая (предприятие, осваивающее выпуск новой продукции);
- моноразвивающаяся вероятностная простая;
- моноразвивающаяся вероятностная сложная;
- полифункциональная детерминированная простая;
- полифункциональная детерминированная сложная;
- полифункциональная вероятностная простая;
- полифункциональная вероятностная сложная;
- полиразвивающаяся детерминированная простая;
- полиразвивающаяся детерминированная сложная;
- полиразвивающаяся вероятностная простая;
- полиразвивающаяся вероятностная сложная.
В классификации В. Г. Афанасьева четыре класса систем [3, с. 46-54]:
- системы, существующие в объективной действительности, неживой и живой природе, обществе;
- системы концептуальные, идеальные, которые иногда называют абстрактными;
- искусственные, которые созданы человеком;
- смешанные, в которые входят системы и элементы предыдущих систем.
А. Н. Аверьянов [1] выделяет системы целостные и суммативные, органические и неорганические, динамические и статические, открытые и закрытые, самоорганизованные и неорганизованные, управляемые и неуправляемые. Л. А. Петрушенко выделяет: по происхождению — естественные и искусственные, по содержанию — материальные и идеальные, по отношению причинно-следственной связи — детерминированные и вероятностные, по отношению к окружающей среде — открытые и закрытые [20, с. 17-18].
Одной из распространенных является классификация С. А. Саркисяна с соавторами [5], в которой все системы делятся на абстрактные и материальные с последующим делением их на простые разновидности (рис. 6).
Рис. 6 — Классификация систем по С. А. Саркисяну
Существенный недостаток данной классификации состоит в том, что из нее выпадают целые классы систем (биологические, физиологические, социальные), т.е. она не охватывает материальные системы.
Развернутую типологию систем дают В. В. Дружинин и Д. С. Кон-торов [8, с. 119-148]. Они разбивают их сначала на классы по природе на технические, кибернетические, биологические, общественные и интеллектуальные, а затем — на подклассы. При этом системы распадаются: технические — на простые и сложные, равновесные и неравновесные; кибернетические — на программные, адаптивные и активные, биологические — на предбиологические, простейшие, колонии специализированных организмов, колонии централизованных, колонии высших; общественные — на индивидуумы, простая группа, управляемая группа, сообщество, общество, большое общество, человеческое общество, сверхобщество; интеллектуальные — на конкретные и абстрактные.
Ю. И. Черняк выделяет большие (нельзя наблюдать одному наблюдателю), сложные (нельзя скомпоновать из нескольких подсистем), динамические (постоянно изменяющиеся), кибернетические (отражают процессы управления) и целенаправленные (обладающие целенаправленностью) системы [27].
М. Д. Лесечко, пытаясь обобщить имеющиеся классификации систем, выделяет: по происхождению — естественные, искусственные и смешанные системы; по описанию переменных на системы —с качественными переменными, с количественными переменными и системы со смешанными переменными; по типам операторов на системы — » черные ящики», непараметрические, параметрические системы и «белые ящики»; по способу управления — управляемые, неуправляемые и системы с комбинированным управлением [13, с. 89-100].
Анализ классификаций показывает, что многие из них отличаются эклектичностью, несущественностью и неполнотой.
Сущностная классификация систем
В основу любой классификации должна быть положена концепция, объясняющая классифицируемые явления. Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. В результате создается система соподчиненных понятий: делимое понятие — род, новые понятия — виды, виды видов (подвиды) и т.д. Концептуальный подход к классификации делает ее сущностной (рис. 7).
Рис. 7 — Интерпретация основных составляющих системы
Для построения сущностной классификации систем к ним, как это не покажется тавтологично, нужно подходить с системных позиций. По нашему мнению, любая система характеризуется четырьмя основными параметрами: субстанцией, строением, функционированием и развитием.
При этом под субстанцией понимается сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник функционирования. Под строением системы подразумевается наличие в системе элементов, связей и организации. Функционирование рассматривается как процесс реализации системой своих функций, а развитие — как процесс качественных изменений системы. Тогда система — это структурно-функциональная развивающаяся субстанциональная целостность.
Каждая из четырех составляющих сущностной характеристики системы может быть представлена совокупностями основополагающих параметров, соответствующих их природе. Так, субстанция может быть представлена природой систем, их сложностью, масштабами, детерминацией, происхождением и способом бытия. Для строения свойственны элементы, связи, организация, структура и сложность. Функционирование выражается равновесием, целью, результатом и эффективностью. Развитие характеризуется адаптивностью, скоростью, воспроизводством, вектором и траекторией.
На основании выделенных параметров можно дать классификацию системы на субстанциональном уровне, уровнях строения, функционирования и развития (табл. 6).
Основание классификации | Система | |
---|---|---|
Вид | Характеристика | |
Субстанциональный уровень системы | ||
Природа системы | Физическая | Совокупность физических элементов, интегрированных на физических законах (поезд, мост, космические объекты) |
Техническая | Совокупность деталей, техническое устройство (станок, конвейер, техническое устройство) | |
Кибернетическая | Множество взаимосвязанных объектов — элементов системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией (автопилот, регулятор температуры в холодильнике, ЭВМ, человеческий мозг, живой организм, биологическая популяция, человеческое общество) | |
Химическая | Множество элементов, взаимосвязанных химическими связями (молекула, химическое соединение) | |
Биологическая | Организмы или их сообщества (растение, животное) | |
Социальная | Общество или некоторая его составляющая, развивающаяся как целое (государство, экономика, законодательство) | |
Интеллектуальная | Знание, способы познания и мышления (методы научного познания, математика) | |
Способ существования системы | Абстрактная | Единство некоторых символов или знаков (теория, система исчисления) |
Материальная | Совокупность материальных явлений (город, горная система) | |
Характер детерминации | Стохастическая, вероятностная | Поведение носит вероятностный характер (ценообразование, игра) |
Детерминированная | Поведение предопределено (падение предметов) | |
Происхождение систем | Естественная | Возникает и развивается естественно, без вмешательства человека |
Искусственная | Возникает и развивается благодаря человеку | |
Естественно-искусственная | Возникает и развивается естественно и путем вмешательства человека | |
Масштабы | Микромасштабная | Относительно небольшое образование (малая или контактная группа, вирусы) |
Макромасштабная | Значительное по размеру образование | |
Метасистема | Сверхбольшое образование (общество, планета) | |
Мегасистема | Бесконечное по размеру образование (Вселенная) | |
Уровень строения системы | ||
Количество элементов | Одноклеточная | Состоит из одного элемента (Земля, клетка) |
Бинарная | Состоит из двух элементов (Земля — Луна) | |
Тринарная | Состоит из трех элементов (системы треугольники) | |
Четырехэлементная | Состоит из четырех элементов (футбольное поле) | |
Многоэлементная | Состоит из многих элементов (план города) | |
Степень открытости | Открытая | Открыта для воздействия внешней среды (демократическое общество) |
Закрытая | Закрыта для воздействия внешней среды (тоталитарное общество) | |
Характер взаимодействия элементов | Координационная | Элементы отличаются равноправием (дружба, отделы одного уровня в системе управления) |
Иерархическая | Элементы соподчинены (система управления) | |
Координационно-иерархическая | Объединяет равноправные и неравноправные элементы (общество) | |
Степень организованности | Недостаточно организованная система, или хаос-система | Переходная экономика, реорганизуемое предприятие, кризис |
Суммативная | Неразвитое взаимодействие между элементами (империя Александра Македонского) | |
Организованная | Выраженные организационными структурами (правительство, предприятие) | |
Заорганизованная | Однозначно предопределенное поведение элементов (армия, тюрьма) | |
Степень сложности системы | Простая | Состоит из небольшого числа элементов и связей между ними (телефонный абонент) |
Сложная | Включает в себя большое число простых систем (телефонная станция) | |
Сверхсложная | Включает в себя большое число сложных систем (телефонная связь) | |
Тип структуры | Линейная | Линейная структура взаимосвязи элементов (цепь, участок метро) |
Сотовая | Разветвленные связи, множество путей прохождения информации (связь) | |
Иерархическая | Соподчинение элементов (власть) | |
Смешанная | Наличие всех типов структуры (предприятие) | |
Наличие информации о строении системы | «Черный ящик» | С неизвестным строением |
«Серый ящик» | С наличием некоторой информации о ее строении | |
«Белый ящик» | С известным строением | |
Уровень функционирования системы | ||
Характер воспроизводства | Воспроизводимая окружающей средой | Последствия любых действий |
Воспроизводящая себе подобных | Животные, растения | |
Количество функций | Монофункциональная | Реализация одной функции (контроль) |
Полифункциональная | Реализация одновременно нескольких функций (система управления) | |
Характер размещения | Плоскостная | Размещена в плоскости (земельный участок) |
Трехмерно-пространственная система | Городская среда | |
Многомерная | Социальная технология | |
Равновесие | Равновесная | Сохранение равновесия (рынок) |
Неравновесная | Нарушение равновесия (конфликт) | |
Цель | Одноцелевая | Ориентирована на достижение одной цели (карьера, система обслуживания) |
Многоцелевая | Направлена на достижение нескольких целей (человек, многопрофильная фирма) | |
Эффективность | Неэффективная | Отличается низкой эффективностью (погрузка неподготовленными людьми) |
Средней эффективности | Свойственна выраженная эффективность (грузчик) | |
Эффективная | Со значительной эффективностью (автопогрузчик) | |
Результат | С нулевым результатом | Не имеет результата (пассивный работник) |
Результативная | Отличается результативностью (активный работник) | |
С высоким результатом | Высокий синергетический результат (работоголик) | |
Уровень развития системы | ||
Способность приспосабливаться | Адаптивная | Способность приспосабливаться, не теряя своей идентичности (успевающие студенты первого курса) |
Неадаптивная | Не обладает способностью приспосабливаться (неуспевающие студенты первого курса) | |
Способность к движению (скорость) | Статическая | Статические, неменяющиеся образования (скала) |
Динамическая | Характеризуется изменяемостью (экономика наиболее развитых стран) | |
Вектор развития | Восходящего развития | Свойственен рост показателей развития с той или иной скоростью (экономика периода подъема, политики с нарастающими рейтингами) |
Нисходящая | Присуще падение показателей развития с той или иной скоростью (кризисная экономика, политики с падающей поддержкой электората) | |
Стабильная | Свойственно сохранение показателей (системы устойчивого развития) | |
Способность самовоспроизводства | Неорганическая | Неспособность к самовоспроизводству (механические, технические системы) |
Органическая | Способность к самовоспроизводству (организмы) | |
Этап развития | Система-зародыш | Находится на стадии возникновения (зародыши) |
Детская | На стадии становления (ребенок, новое государство) | |
Молодая | В процессе достижения зрелости (молодежь, молодое государство) | |
Зрелая | Соответствует всем качествам зрелости (человек среднего возраста, развитое демократическое государство) | |
Кризисная | В процессе падения показателей, разрушения и перестройки (кризисная экономика) | |
Переходная | Переходит из одного состояния в другое (украинская экономика) | |
Деградирующая | Доминирование процессов ухудшения показателей и разрушения (экономика Украины начала 90- х годов) | |
Траектория развития | Линейная | Подчиняется линейной функции развития (линейные зависимости) |
Нелинейная | Подчиняется нелинейным функциям развития (население планеты) |
Таблица 6 — Классификация систем
Данная классификация может быть углублена по нескольким направлениям. Во-первых, она представляет собой дерево, ветвями которого выступают выделенные по основаниям виды систем. Отсюда каждую конкретную разновидность системы можно представить посредством фиксации ее характеристик по каждому срезу и основанию. Например, кибернетическая система — множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией. Система включает также связи между элементами. Элементы и связи между ними могут обладать свойствами (показателями), каждое из которых принимает некоторое множество значений. Примеры кибернетических систем: автопилот, регулятор температуры в холодильнике, ЭВМ, человеческий мозг, живой
организм, биологическая популяция, человеческое общество. Кибернетические системы по степени сложности различают: простые, сложные и сверхсложные. Некоторые из них могут быть детерминированными, а некоторые — стохастическими. Отсюда получим, например, такую классификацию систем:
- простые детерминированные системы: холодильник с регулятором; размещение станков в цехе; система автобусных маршрутов; семейный бюджет; расписание занятий факультета;
- сложные детерминированные системы: ЭВМ; цветной телевизор; сборочный автоконвейер;
- сверхсложные детерминированные системы: шахматы;
- простые вероятностные системы: лотерея; система статистического контроля продукции на предприятии;
- сложные вероятностные системы: материально-технического снабжения на предприятии; диспетчеризации движения самолетов вблизи крупного аэропорта; система диспетчеризации транспортной системы страны;
- сверхсложные вероятностные системы: предприятие в целом, включая все его технические, экономические, административные, социальные характеристики; общество; человеческий мозг.
Второй путь углубления классификации заключается в поисках подвидов по каждому виду. Выделяют несколько разновидностей систем по типу нелинейной функции или в качестве разновидностей кибернетических систем можно представить, например, системы по принципу «черного ящика» и системы по принципу «серого» и «белого ящика».
Источник