По способу образования аффрикаты

Аффрикаты

Способы образования согласных
Шумные
Смычные
Взрывные
Аффрикаты
Фрикативные
Сибилянты
Сонорные
Носовые
Одноударные
Дрожащие
Аппроксиманты
Плавные
Гласные
Скользящие (полугласные)
Боковые
Воздушные потоки
Абруптивные
Ингрессивные
· Имплозивные
· Щёлкающие
Фонация
Время начала озвончения (VOT)
Звонкие
Глухие
Придыхательные
Эта страница содержит информацию о Международном фонетическом алфавите, знаки которого могут неправильно отображаться в некоторых браузерах.

Аффрикаты (ед. ч.аффриката; лат. affrico — притираю) — согласные, представляющие собой слитное сочетание смычного согласного с фрикативным, обычно того же места образования. Например, русские переднеязычные аффрикаты «ч» («ть» + «щ») и «ц» («т» + «с»), английские «j» («д» + «ж») и «x» («к» + «с»), древнегреческая «ζ» («д» + «з»), немецкая «z» («т» + «c») и т. д.

Определение аффрикат

При определении, является ли то или иное сочетание звуков в данном языке аффрикатой или сочетанием фонем, используются семь правил, выведенных Н. С. Трубецким для отличения отдельных фонем от сочетаний фонем [1] :

1) Реализацией одной фонемы можно считать только сочетание звуков, составные части которого в данном языке не распределяются по двум слогам.

Так, в русском языке [ц] не распадается на границе слога: ли-цо. В то же время в финском и английском языках комплекс [ts] обязательно разделяется: англ. hot-spot «горячая точка» или фин. it-se «сам».

2) Группу звуков можно считать реализацией одной фонемы только в том случае, если она образуется с помощью единой артикуляции или создаётся в процессе постепенного убывания или сокращения артикуляционного комплекса.

3) Группу звуков следует считать реализацией одной фонемы, если её длительность не превышает длительности других фонем данного языка.

4) Потенциально однофонемную группу звуков (то есть группу, удовлетворяющую требованиям предыдущих трёх правил) следует считать реализацией одной фонемы, если она встречается в таких положениях, где, по правилам данного языка, недопустимы сочетания фонем определённого рода.

Так, в ряде африканских языков встречаются комплексы [mb] и [nd] в начале слова. При этом других сочетаний согласных в этой позиции не бывает, поэтому такие комплексы считаются одной фонемой. В кипрском греческом комплексы [mb] и [nd] встречаются в начале слова наряду с другими сочетаниями согласных, поэтому сочетания [mb] и [nd] считаются состоящими из двух фонем.

5) Группу звуков, отвечающую требованиям, сформулированным в правилах 1-3, следует считать простой фонемой, если это вытекает из всей системы данного языка.

6) Если составная часть потенциально однофонемной группы звуков не может быть истолкована как комбинаторный вариант какой-либо фонемы данного языка, то вся группа звуков должна рассматриваться как реализация одной фонемы.

7) Если один звук и группа звуков, удовлетворяющие указанным выше фонетическим предпосылкам, относятся друг к другу как факультативные или комбинаторные варианты и если при этом группа звуков является реализацией группы фонем, то и один звук должен рассматриваться как реализация той же группы фонем.

Читайте также:  Депозитные способы привлечения средств

Источник

Аффрикаты в логопедии. Коррекция их недостатков

Аффрикаты (в ед. ч. аффриката; от лат. affrico «притираю») — это лингвистический термин, который обозначает согласные звуки, образующиеся при слитном произношении смычного и фрикативного согласного звука, как правило, одинакового по месту артикуляции. Первая артикулема выполняет роль стопорного элемента , а вторая — щелевого, сквозь который проходит воздушная струя. Аффрикативные звуки в отечественной логопедии — это переднеязычные «ч» (компоненты: «ть» + «щ») и «ц» (компоненты: «т» + «с»). В других языках к слитнопроизносимым звукам относятся:

  • «j» («д» + «ж») и «x» («к» + «с») — английский,
  • «ζ» («д» + «з») — древнегреческий,
  • «z» («т» + «c») — немецкий.

Аффрикативный (от лат. affrico — тру, притираю) — это смычно-щелевой согласный, относящийся к виду смычных. При произношении преграда представляет собой смычку, образованную тесным контактом между двумя артикуляционными органами, но освобождается при взрыве не одномоментно, как при смыкании, а с некоторым протяжением во времени. При этом наблюдается турбулентное прохождение воздушной струи в ограниченном пространстве ротовой полости.

7 правил Н. С. Трубецкого для определения аффрикат

Аффрикаты в русском языке

Постановка и введение в речь

Звук [ц] включает произносительные компоненты звука [ц], а звук [ч] – элементы звучания звука [ц]. Поэтому, недостатки произношения свистящих и шипящих сказываются на произношении аффрикат. Таким образом, логопедическая коррекция выполняется после автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, после полного введения их в самостоятельную речь ребенка в соответствии с принципами логопедической работы.

Конечная позиция аффрикаты определенным образом затрудняет тренировку, но повторное, произнесение слова в замедленном темпе демонстрирует положительные результаты. Особого внимания требует этап дифференциации аффрикатов у детей-логопатов. Опора на кинестезии предполагает длительную предварительную работу по уточнению и закреплению кинестетических ощущений. В основе данных мероприятий лежат тактильное и зрительное восприятие, которые формируются у детей дошкольного возраста с первых логопедических занятий.

Дидактический материал предлагаемого сборника по постановке аффрикат и закреплению правильного произношения будет актуален для логопедической работы с дошкольниками и учениками начальной школы, имеющие недостатки звукового произношения сложных речевых звуков. Материал пособия содержит этапы коррекционной работы по коррекции изолированного звука, на уровне слова, предложения и связного высказывания. В играх решаются задачи по расширению словаря, дифференциации предлогов, развитию фонематических процессов. Речевой материал дает возможность проводить как подгрупповую так и индивидуальную работу с ребенком, закрепляющим в произношении соответствующие звуки речи, работу по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи и актуализации представлений ребенка об окружающей действительности.

Пособие содержит картотеку игровых упражнений и адресовано учителям-логопедам и воспитателям дошкольных логопедических учреждений, учителям-логопедам массовой начальной школы, а также родителям для выполнения рекомендаций логопеда по закреплению навыка правильного звукопроизношения.

Аффрикаты в логопедии занимают особое место. Для исправления их недостатков особой подготовки речевого аппарата не требуется. Однако, артикуляционная гимнастика в любом случае будет хорошим подготовительным упражнением.

Источник

19. Типы русских согласных по способу их образования. Аффрикаты. Палатализация звука.

Преграду на пути потока воздуха при образовании согласного звука создают разные артикуляторные органы (ими определяетсяместо образования звука), но при этом преграда может быть образована разными способами и воздушный поток может преодолевать ее также по-разному. От того, как воздух преодолевает преграду на своем пути, зависит одна из ключевых характеристик согласного в русском языке — способ образования звука. Для производства согласного звука используется три основных способа артикуляции:

Читайте также:  Способы защиты интересов ответчика гражданский процесс

1) смычка, когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные, или взрывные, согласные [п], [п’], [б], [б’],[т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];

2) щель, когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые, или фрикативные, звуки [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш],[ш’:], [ж], [ж’:], [j], [х], [х’];

3) вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков — дрожащие сонорные, или вибранты, [р] / [р’]).

Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, — так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), [ц] и [ч’].

Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос дляназальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м’], [н], [н’]) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков — согласные [л] / [л’], называемые также латеральными, илибоковыми согласными).

Палатализация или смягчение согласных, возникает под влиянием следующих за ними гласных переднего ряда (I:, e/и э) . Палатализация создается поднятием средней части языка к нёбу во время произнесения согласных. Это явление характерно для русских согласных и выполняет смыслоразличительную функцию в русском языке: мол — моль, лук — люк, ров — рёв, нов — новь. В английском языке большинство согласных произносится без палатализации, твердо. Во время произнесения английского согласного средняя часть языка должна быть опущена, лишь по окончании произнесения его следует переходить к последующему гласному звуку.

20. Фонетические процессы. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Фонетические и исторические чередования.

В каждом слове звуки влияют друг на друга, и в результате такого влияния произносятся не так, как мы произнесли бы их, будь они, все эти звуки, по отдельности. Если не вдаваться в лингвистические тонкости, то традиционно выделяют 6 типов таких процессов: 1. Редукция. Этот процесс относится к гласным звукам — в безударной позиции мы произносим гласные не так отчетливо, как в ударной (это и называется редукция) . Сравним: дом — дома. В слове «дома» гласный редуцированный. 2. Оглушение. Этот процесс относится к согласным звукам. Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным мы произносим глухо. Например: дуб (произносим «дуп»), шубка (произносим «шупка»). 3. Озвончение. Процесс относится тоже к согласным. Глухой звук перед звонким произносится как звонкий. Например: сделать (говорим «зделать») и т. д. 4. Смягчение. Под влиянием последующего мягкого согласного твердый согласный звук произносится как мягкий. Пример: лесть (говорим «лесьть»), казнь (говорим «казьнь»). 5. Уподобление. Процесс, при котором сочетание разнородных согласных, стоящих рядом, произносится как один другой долгий звук. Например: счастье (говорим «щщастье»), учиться (говорим «учицца»). 6. Упрощение. Процесс, при котором из сложнопроизносимого сочетания согласных выпадает какой-либо звук. Например: сердце (говорим «серце» — д выпал) , солнце (говорим «сонце» — л выпал).

Читайте также:  Способы доказать тождество 7 класс

Позиционные — зависящие от положения в слове (например, редукция гласного в безударных слогах или оглушение звонких согласных в [абсолютном] конце слова в русском) . Комбинаторные — обусловленные влиянием соседних звуков. В русском: изменение качества гласного после мягкого согласного, смягчение согласных в группах (гвоз’д’ик) , озвончение/оглушение согласного перед соседним звонким/глухим: я вас жалею (произносится «ваз»), раз пошли на дело (произносится «рас»).

Источник

По способу образования аффрикаты

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Аффрикаты — это согласные звуки, образующиеся при слитном произношении смычного и фрикативного согласного звука, как правило одинакового по месту артикуляции.

Статья:

Аффрикаты — это согласные звуки, образующиеся при слитном произношении смычного и фрикативного согласного звука, как правило одинакового по месту артикуляции. Первая артикулема выполняет роль стопорного элемента , а вторая — щелевого, сквозь который проходит воздушная струя. Аффрикативные звуки в отечественной логопедии — это переднеязычные «ч» («ть» + «щ») и «ц» («т» + «с»). В других языках к слитнопроизносимым звукам относятся:

  • «j» («д» + «ж») и «x» («к» + «с») — английский,
  • «ζ» («д» + «з») — древнегреческий,
  • «z» («т» + «c») — немецкий.

7 правил Н. С. Трубецкого для определения аффрикат

  1. Слитнопроизносимый звук является неделимым на отдельные два слога.
  2. Звуковая единица формируется в речи путем единого артикуляционного акта.
  3. Время произнесения такое же как и у остальных звуков речи.
  4. Недопустимость в определенной позиции двух звуков по правилам языка.
  5. Самостоятельность звуковой единицы определена языковой системой.
  6. В случае, если отдельный звуковой компонент не является комбинаторной вариацией какого-либо звука рассматриваемого языка.
  7. В случае, если звук обладает описанными выше признаками и является комбинаторной вариацией и при этом группа звуков реализуется группой фонем, то и отдельно взятый звук следует оценивать как реализация той же группы фонем.

Постановка и введение в речь

Звук [ц] включает произносительные компоненты звука [ц], а звук [ч]– элементы звучания звука [ц]. Поэтому, недостатки произношения свистящих и шипящих сказываются на произношении аффрикат. Таким образом, логопедическая коррекция выполняется после автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, после полного введения их в самостоятельную речь ребенка в соответствии с принципами логопедической работы.

Особого внимания требует этап дифференциации аффрикатов у детей-логопатов. Опора на кинестезии предполагает длительную предварительную работу по уточнению и закреплению кинестетических ощущений. В основе данных мероприятий лежат тактильное и зрительное восприятие, которые формируются у детей дошкольного возраста с первых логопедических занятий.

Аффрикаты в логопедии занимают особое место. Для исправления их недостатков особой подготовки речевого аппарата не требуется. Однако, артикуляционная гимнастика в любом случае будет хорошим подготовительным упражнением.

Источник

Оцените статью
Разные способы