Определение отказа. Классификация отказов
Перечислите состояния объекта с точки зрения надежности
Исправное состояние (исправность) – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (НТД).
Неисправное состояние (неисправность) – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному требованию, установленному НТД.
Работоспособное состояние (работоспособность) – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неработоспособное состояние (неработоспособность) – состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять задание функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Предельное состояние – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Определение отказа. Классификация отказов
Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
По группам сложности |
По взаимо-связи |
По причине возникновения |
По характеру проявления |
По способу обнаружения |
Конструктив-ный |
Технологичес-кий |
Эксплуатацион-ный |
Внезапный |
Постепен-ный |
Перемежаю-щий |
Незави-симый |
Зависи-мый |
Первой |
Второй |
Третьей |
Явный |
Скрытый |
Отказы |
По причине возникновения отказы делят на конструктивные, технологические и эксплуатационные:
Конструктивный отказ – отказ, возникающий в результате несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм конструирования объекта.
Технологический отказ – отказ, возникающий в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполнявшегося на ремонтном предприятии.
Эксплуатационный отказ – отказ, возникающий в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта.
По характеру проявления отказы подразделяют на внезапные, постепенные и перемежающиеся:
Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких заданных параметров объекта.
Постепенный отказ возникает в результате постепенного изменения значения одного или нескольких заданных параметров объекта.
Перемежающийся отказ – многократно возникающий самоустраняющийся отказ объекта одного и того же характера.
По взаимосвязи отказы подразделяют на независимые и зависимые:
Независимый отказ – отказ объекта, не обусловленный отказом другого объекта.
Зависимый отказ – отказ, не обусловленный другими отказами.
По группам сложности отказы подразделяют на три группы.
Отказы первой группы сложности устраняют заменой или ремонтом деталей, расположенных снаружи агрегатов или сборочных единиц, или же путём внеочередного проведения операций ежесменного ТО и периодических ТО-1 и ТО-2.
Отказы второй группы сложности устраняют заменой или ремонтом легкодоступных сборочных единиц и агрегатов с раскрытием внутренних полостей основных агрегатов или проведением операций внеочередного ТО-3. Эти отказы можно устранять в полевых условиях, но с участием персонала передвижной ремонтной мастерской.
Отказы третьей группы сложности устраняют, разбирая основные агрегаты в стационарных мастерских.
По способу обнаружения различают явный и скрытый отказы.
Явный отказ – отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению.
Скрытый отказ – отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении ТО или специальными методами диагностирования.
Источник
По способу обнаружения отказ бывает
05.05.2017 13:00:26 21137 просмотров.
Функциональные отказы: классификация, виды, причины
Главный источник информации о надежности на предприятии – это сбор сведений о функциональных отказах. Отказ – это состояние системы, при котором оборудование не может выполнять предназначенные функции и поддерживать заданный уровень производительности. Другими словами, это событие, проявляющееся в полной или частичной потере работоспособности оборудования или системы.
Отказы классифицируют по ряду признаков, выявляют причины и условия возникновения отказов. Затем разрабатывают мероприятия по их предупреждению и устранению.
Классификация, характеристики и причины отказов
По характеру изменения параметров объекта:
- Постепенный (параметрический) отказ – это отказ, возникающий в результате градационного, постепенного изменения одного или нескольких параметров без резкого скачка. Постепенный отказ может быть предупреждён и устранён путем планового технического обслуживания. Причины: старение материалов, коррозия, износ деталей и т.п.
- Внезапный (мгновенный) отказ. Характеризуется скачкообразным, внезапным изменением одного или нескольких параметров. Обычно проявляется в виде резких самопроизвольных повреждений (трещины, обрывы, пробои и т.п.) и не сопровождается видимыми признаками его приближения. Причины: внутренние дефекты, ошибки обслуживающего персонала, нарушения режима эксплуатации. Однако чаще всего причины возникновения определяются не сразу, какое-то время оставаясь неизвестными, и дифференцируются с помощью теории вероятности.
По связи с отказами других объектов:
- Независимым называют отказ, не обусловленный другими отказами. Причины могут быть любыми, кроме обусловленности другими отказами.
- Зависимым считается отказ, который обусловлен другими отказами. Причины — повреждения и отказы других элементов объекта или системы.
По причинам возникновения:
- Конструкционный отказ возникает как следствие несовершенства и дефектов конструкции. Причины: ошибки в разработке и проектировании объекта, занижение запасов прочности, нарушение норм ГОСТ и т.п.
- Производственный отказ обусловлен нарушением технологии производства или ошибками, связанными с ремонтом. Причины: несоблюдение норм документации, применение некачественных материалов и комплектующих, недостаточный уровень контроля качества производства и т.д.
- Эксплуатационный отказ появляется как следствие нарушения правил и/или условий эксплуатации оборудования и может проявляться как в начальный период, так и в последующее время. Причины: ошибки низкоквалифицированного обслуживающего персонала, игнорирование/нарушение правил технической документации, а также старение и износ оборудования по вышеуказанным причинам.
- Деградационный отказ характеризуется постепенным приближением объекта к предельному состоянию (физическому износу) под влиянием следующих причин: износа, старения и усталости при соблюдении эксплуатационных норм производства.
По характеру устранения:
- Самоустраняющийся отказ– это однократный сбой работы оборудования или системы, который может исчезнуть без вмешательства человека либо с незначительным вмешательством. Причины: кратковременные внешние помехи, кратковременное изменение параметров объекта.
- Перемежающийся отказ – это многократно возникающий отказ одного и того же характера. Причины: внешние помехи, выходящие за допустимые технические пределы и являющиеся обратимыми.
- Устойчивый отказ – отказ, который можно устранить только путем восстановления (ремонта).
По способу обнаружения:
- Явный (очевидный) отказ — отсутствие функций оборудования, которое визуально обнаруживается обслуживающим персоналом в нормальных условиях.;
- Скрытый отказ — вид отказа, который незаметен обслуживающему персоналу при нормальных условиях, если он возникает автономно.
По времени возникновения:
- Начальный (приработочный) отказ – отказ, который на первоначальном этапе эксплуатации объекта (изделия) и в основном являющийся скрытым. Причины: плохое качество материалов, нарушение технологий проектирования, сборки или производства; отсутствие контроля качества и т.д.
- Периода нормальной эксплуатации – отказы, происходящие между периодом приработки и периодом износа. Это самый длительный период, в котором свойства оборудования и изделий остаются неизменными. Причинами отказов на этом этапе могут быть высокие нагрузки, разрушение под механическим внешним воздействием и т.д.
- Износовый отказ – это отказ, вызванный необратимыми последствиями старения материалов, износа деталей. Причины — в самом определении термина.
По степени влияния на работоспособность:
- Полный отказ характеризуется потерей работоспособности оборудования или системы, при которой невозможно дальнейшая эксплуатация объекта.
- Частичный отказ характеризуется сохранением работоспособности оборудования, но со снижением эффективности и качества производства. Дальнейшая эксплуатация возможна, но с ограничениями нагрузки, производительности, скорости и т.д.
Причины этих отказов заключаются в непредусмотренных перегрузках, дефектах комплектующих и материалов, ошибках и низкой квалификации персонала, сбоях системы управления и др.
Источник
Обнаружение отказов
Классификация отказов
Заключительные операции ремонта.
К заключительным этапам ремонта относятся
· Комплектация деталей и узлов перед сборкой
· Узловая и общая сборка
· Сдача оборудования из ремонта
Комплектование деталей – одно из важных средств повышения качества и производительности сборки. Применяют две формы комплектования-количественную и качественную. При количественном детали подбирают согласно комплектовочной ведомости только по номенклатуре и количеству. При качественном производит обмер и сортировка деталей по предельным параметрам. Для обеспечения установленных требований к точности сборки сопряжений.
Сборка – процесс соединения деталей в сборочные единицы и затем сборочных единиц в машины в соответствии с Техническими Условиями. Продолжительность ремонта в значительной мере определяется продолжительностью этих работ. Поскольку сборочная операция имеет существенный удельный вес в общей продолжительности ремонта, следует максимально ускорить процесс сборки. Это можно сделать повышением ремонтной технологичности объектов, совершенствованием организации и технологии ремонтов, повышением производственных возможностей ремонтных служб.
Регулировка заключается в установке правильного взаиморасположения деталей и узлов оборудования. После демонтажа, ремонта и последующей общей сборки регулировка отдельных механизмов нарушается, поэтому после ремонта необходима полная и тщательная регулировка всех механизмов.
Окраска. При окраске стараются сохранить те цветовые решения, которые были приняты на заводе-изготовителе. Исключения бывают только если цветовые решения не отвечают требованиям эргономики. Для окраски полиграфических машин рекомендуется использовать краски 4 цветов – зеленые, серые, голубые и кремовые. В соответствии с международными рекомендациями при окраске некоторые цвета имеют определенное функциональное значение. Красный-опасность(рукоятки и кнопки выключения),Желтый-предупреждающий (травмоопасные зоны,лампы), Зеленый-безопасность (указатели безопасности, сигнальные лампы), Синий-информационный (информационные элементы), Черный и Белый – выделительные(пульты управления, кнопки)
Испытания и сдача из ремонта. Машина монтируется на рабочем месте, проводят испытания на холостом ходу и технологические испытания. Результаты испытаний определяются комиссией и фиксируются актом приемки машины из ремонта. Пробная эксплуатация выполняется на тиражной продукции. Если все нормально то оформляется акт приемки машины в эксплуатацию.
6.Классификация отказов. Виды отказов по способу обнаружения. Отказы по причинам возникновения. «Цена» отказов.
По времени появления
По характеру изменения параметра(признака) ТС
По внешнему проявлению
По цене (последствиям)
Ресурсный отказ — отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния.
Эксплуатационный отказ — отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации
Внезапный отказ — отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта. Причины-ошибки в конструкторских расчетах, нарушение технологии изготовления, нарушение правил эксплуатации. Последствия- неплановый или аварийный ремонт. Невозможна профилактика.
Постепенный отказ — отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта. Можно предсказать и выполнить профилактические мероприятия.
Определить наступление отказа можно по его признакам. Признак отказа- внешнее проявление при функционировании или диагностировании изделия. Другими словами признак отказа- это предельное значение диагностического признака или параметра, которые определяют ТС изделия.
Явный отказ — отказ, обнаруживаемый визуально ила штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению
Скрытый отказ — отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики
Источник