- Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
- Содержание:
- Классификация социальных групп
- Разновидность социальных групп
- Виды и характеристика больших социальных групп
- Социальные группы: признаки, виды, функции
- Определения социальной группы
- Признаки, виды и функции социальных групп
- Почему люди объединяются в социальные группы?
- Типологии социальных групп: определение, понятие и виды
- Понятие
- Типологии социальных групп
- Характерные особенности и признаки
- Разнообразие социума
- Большие социальные группы
- Малые социальные группы
- Виды и определения малых социальных групп
- Профессиональной социальной группы. Пример
- Лидерство в социальных группах
- Заключение
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
- По демографическому признаку (половозрастная структура);
- По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
- По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
- По территориальному размещению;
- По профессиональной деятельности;
- По уровню образования, измеряемого в годах;
- По вероисповеданию;
- По классовому признаку (низший, средний и высший);
- По политическим взглядам.
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
- Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
- Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.
2) Способ организации и регуляции действий:
- Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
- Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.
3) Принадлежность индивидов к группе:
- Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
- Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
- Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
- малый количественный состав (2-30 человек);
- межличностные отношения и близость индивидов;
- длительное время существования;
- наличие общих целей и задач;
- наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
- высокий уровень информативности каждого члена;
- наличие лидера;
- разделение социальных ролей;
- эмоциональное общение индивидов;
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
- общность личностных и общественных интересов;
- общность задач, целей и ценностей.
- предметная – достижение поставленных задач;
- социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
- Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
- Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.
Функции социальной группы:
- первичная и вторичная социализация;
- ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
- даёт ощущение принадлежности к социальной общности.
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
Источник
Социальные группы: признаки, виды, функции
Все мы принадлежим к различным социальным группам и часто говорим о них. В этой статье вы узнаете, что собой представляют социальные группы, какие признаки, виды и функции они имеют, а также зачем вообще люди объединяются в группы, что является причиной возникновения социальных групп.
Чтобы научиться взаимодействовать внутри социальной группы, находить подходы к людям, научиться договариваться и лучше взаимодействовать с людьми, записывайтесь на онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации». Вы узнаете и сможете применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.
Определения социальной группы
Не существует единого чёткого определения социальной группы, поэтому мы решили привести сразу несколько:
Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью.
В совокупности эти определения позволяют составить наиболее точное представление о том, что такое социальная группа. Но есть и другие особенности, о которых следует знать.
Признаки, виды и функции социальных групп
Для начала рассмотрим признаки, по которым можно определить социальную группу:
Взаимодействие её членов. Оно может быть как прямым, так и косвенным.
Наличие взаимосвязи между членами группы.
Устойчивость. Иными словами, социальной группой нельзя назвать общность людей, существующую незначительное количество времени.
Наличие общей цели.
Ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Наличие внутренней организации, структуры. Не обязательно роль каждого члена должна быть официально закреплена. Например, если вы внимательно проанализируете общение со своими друзьями, вы заметите, что за каждым из вас закрепилась какая-либо роль.
Чувство принадлежности к группе.
Наличие специфических групповых моделей поведения.
Социальные группы можно классифицировать несколькими способами:
Большие и малые. К первым относятся этнические группы, социальные классы, профессиональные группы и т.д., ко вторым – семью, рабочий коллектив и т.д.
Формальные и неформальные.
Первичные и вторичные. В первичной группе её члены общаются между собой непосредственно и с высокой эмоциональностью, а общение во вторичной группе носит формальный, официальный и безличный характер. Пример первичной группы – компания друзей, вторичной – бизнес-компания.
Также стоит рассмотреть понятия ингруппа и аутгруппа. Ингруппа – это «свои», группа, к которой принадлежит индивид. Аутгруппа – «чужие», группа, к которой индивид не принадлежит.
И, конечно же, социальные группы выполняют определенные функции. Во-первых, это социализация личности. Человек не может жить вне каких-либо социальных групп. Во-вторых, в трудных ситуациях люди объединяются, и группа помогает им справиться с проблемами.
В-третьих, выполняется инструментальная функция: люди объединяются в группу, чтобы достичь каких-либо целей. И, наконец, группа помогает людям удовлетворить их потребности в одобрении и поддержке. Но об этом стоит сказать несколько подробнее.
Почему люди объединяются в социальные группы?
Во-первых, социальная группа удовлетворяет потребность человека в любви, поддержке, одобрении, общении, внимании, переживании чувства принадлежности. У человека есть такие нужды, удовлетворить которые он может только в какой-либо социальной группе.
Во-вторых, группа предполагает сотрудничество. Существует огромное количество целей, которых мы хотим достичь, но не можем это сделать в одиночку. А вот совместными усилиями это вполне реализуемо. Мы объединяемся для выполнения каких-либо задач.
В-третьих, в социальной группе мы чувствуем себя в безопасности. Группа может защитить от врагов, если они есть. Но даже если врагов нет, человек всё равно нуждается в том, чтобы ощущать себя защищённым.
В-четвёртых, в социальных группах происходит обмен знаниями и информацией, взаимообучение. Мы получаем возможность узнать то и научиться тому, что ранее было нам недоступно.
В-пятых, принадлежность к какой-либо группе формирует социальную идентичность, которая становится частью нашей «Я-концепции».
И в заключение предлагаем вам поразмышлять и ответить на 2 вопроса. К каким социальным группам вы принадлежите? Назовите 3-7 основных. И что даёт вам принадлежность к этим социальным группам? Какую выгоду вы извлекаете из членства в ней? Это поможет вам лучше понять самих себя и более критически отнестись к своему окружению.
Источник
Типологии социальных групп: определение, понятие и виды
Все мы живем в обществе, или, говоря научным языком, в социуме. Еще до создания науки социологии можно было условно разделить людей на группы. Сейчас их очень много, причем один человек может относиться сразу к нескольким. Все зависит от того, какой признак объединяет людей. Рассмотрим понятие и типологию социальных групп, разберем на примерах.
Понятие
Социальная группа — это совокупность индивидов общества, объединенных каким-либо социально значимым признаком. Таким признаком может выступать половая принадлежность, возраст, национальность, профессия и прочее.
Социальная группа является своеобразным посредником между отдельным человеком и всем обществом. Оказываясь членом такой группы, индивид проходит определенную социализацию. В социальной среде с помощью внутреннего взаимодействия в группе формируются нормы коллективного поведения, а также характерные черты.
Типологии социальных групп
Общностей в социуме существует огромное множество. Ведь признаков для разделения индивидов может быть очень и очень много. Далее приведена самая распространенная типология социальных групп в социологии:
Классы и слои по социальному статусу (крестьяне, рабочие, предприниматели, государственные служащие, интеллигенция, буржуазия).
Общности по этнической принадлежности (нации, народности, племена и прочие).
Социокультурные общности (поклонники различных субкультур, любители рок-музыки, клубы, созданные фанатами, коллекционеры).
Индивиды, объединенные по территориальному фактору (жители поселков, городов, других различных населенных пунктов, страны, континента, части света).
Религиозные (христиане, мусульмане, буддисты и другие, а также различные секты и группы людей, которых объединяют какие-то обряды).
По признаку профессии (врачи, учителя, водители, юристы программисты и другие группы профессий и специальностей).
Социально-демографические (молодежь, пенсионеры).
Политические объединения (участники партий или политических движений, либералы, консерваторы, и прочие).
Семейно-бытовые группы (семья, быт, различные их виды и формы).
Это самая простая классификация, которая приводится в пример даже в школьной программе на предмете обществознания.
Характерные особенности и признаки
Если описывать социальные группы (понятие и типологию) кратко, то все они должны иметь следующие признаки:
Определенный способ взаимодействия между индивидами. Например, студенты определенной группы в вузе могут обсуждать лабораторные работы, лекции, быть все вместе задействованы во время семинара.
Каждый член группы осознает свою принадлежность к ней (сборная по фигурному катанию какой-то страны должна обладать чувством верности и долга перед своим государством, отстаивать честь страны на различных соревнованиях и чемпионатах).
Сложившееся осознание единства (труппа актеров театра воспринимается как единое целое и ими самими, и зрителями, и критиками, и работниками этого театра).
Разнообразие социума
Было бы нецелесообразно описывать в статье только один, самый распространенный вид типологии социальных групп. Ведь классификаций существует очень много.
Например, рассмотрим разграничение социальных групп по Ч. Кули. По его классификации они могут быть первичными и вторичными. Что это значит? Рассмотрим детальнее:
Первичные. В таких группах между ее членами установлены тесные, непосредственные связи и сотрудничество. Можно сказать, что связь в таком случае установлена на неком психологическом уровне, все индивиды этой группы могут сказать про нее «мы». К таким можно отнести семью, соседство, детей в детском саду или взрослое поколение какой-то семьи.
Вторичные. Во вторичных группах практически отсутствует эмоциональная составляющая связи между индивидами. Каждая вторичная объединена стремлением к определенной цели. Поэтому на первый план выходят способности каждого индивида выполнять конкретные функции, а не личностные качества.
Другая типология социальных групп и общностей формируется исходя из способа организации и регулирования взаимодействия между индивидами:
Формальные — это общности, обладающие юридическим статусом. Взаимодействие внутри такой группы регулируется сводом правил, законами. У них есть цель, иерархическая структура, и все действия осуществляются согласно установленному административному порядку (юридические организации, предприятия).
Неформальные. Эти группы не обладают юридическим статусом и лишены официальной регламентации. Возникают они стихийно и существуют на основе каких-то общих интересов (неформальные молодежные группировки, поклонники рок-музыки и другие). Иногда в таких общностях присутствует лидер.
Если рассматривать типологию социальных групп кратко со стороны отношения индивида к ней, то свою принадлежность можно выражать по-разному. Рассмотрим подробнее:
Ингруппа — человек осознает свою принадлежность, воспринимает общность как свою и называет «моя» (моя семья, мой коллектив и прочее).
Аутгруппа — все наоборот. Индивид не относится к этой общности и воспринимает ее как «чужую» (другая семья, другая нация). Причем взгляды на эти другие, не свои, общности по отношению могут колебаться от индифферентных до враждебно-агрессивных.
Далее разберем типологию социальных групп и общностей по степени объективности их существования:
Номинальная — совокупность людей, выделенная искусственно по какому-либо признаку. Реальных отношений и взаимодействий между этими людьми нет, объединяются они обычно для проведения каких-то научных, практических или социально-значимых задач (например, избиратели, люди, обладающие высшим образованием, покупатели определенной марки мыла и другие).
Реальная — общность индивидов, между которыми есть реальные связи и взаимодействия, а сама группа может иметь отношения с другими. Все участники такой совокупности людей четко идентифицируют себя с ней (семья, класс и прочее).
Наконец, мы подобрались к понятию и типологии социальных групп, которые стоит рассмотреть подробнее. Итак, большие и малые общности.
Большие социальные группы
Большая социальная группа — это объединение участников, которые не имеют непосредственного взаимодействия между собой, но связаны психологическими механизмами групповой коммуникации. У больших социальных групп есть определенные признаки:
Структурная и функциональная организация.
Жизнедеятельность таких общностей регулируется групповым сознанием, обычаями и традициями.
Установленные психический склад и групповая психология.
Могут оказывать влияние на формирование типа личности.
Внутри группы действует набор социальных норм. Они регулируют взаимодействие.
Типология больших социальных групп тоже имеет место. Существует несколько классификаций.
По характеру связей внутри и между большими социальными группами:
Объективные — индивиды объединены связями, не зависящими от их сознания и воли.
Субъективно-психологические — люди в такие макрогруппы объединяются сознательно.
По продолжительности существования:
Длительно существующие (нации).
Временно существующие (люди в лекционной аудитории).
По степени организации:
Организованные (политические партии).
Неорганизованные (толпа митингующих).
Возникшие стихийным образом (толпа в метро).
Организованная по плану, сознательным образом (партии, ассоциации).
По степени контактирования людей внутри общности:
Условные — группы, объединяемые общим признаком (пол, профессия и прочее). В таких общностях контакты внутри между индивидами отсутствуют.
Реальные большие — в таких группах контакты между людьми есть, достаточно тесные. Но часто их объединяет какая-то конкретная цель (митинги, собрания).
В зависимости от степени трудности вступления в конкретную общность, принятия решения будущего участника о вхождении и выхода из общности:
Социальная психология групп, типология групп, что касается именно больших совокупностей, включает набор определенных элементов в зависимости от сфер психики: жизненные ценности, цели и соц. установки, общественное сознание, менталитет, общественное мнение, общественные обычаи, стереотипы поведения, мотивы деятельности, общие потребности и интересы. И многое другое.
Малые социальные группы
Малая социальная группа — это тесно взаимосвязанное объединение людей, которые объединены совместной деятельностью, имеют одни и те же цели и интересы. Именно наличие непосредственного взаимодействия друг с другом является группообразующим фактором для такого типа общности. Такие группы еще носят название контактных.
Малые соц. группы обладают следующими характерными признаками:
Число членов общности — небольшое, обычно не более 15.
Тесное общение между индивидами группы.
Интересы, цели, деятельность — все это общее и совместное, то, что объединяет участников такой общности.
Они четко локализуются в определенном месте пространства и устойчивы во времени.
Четкое разделение труда, функций и групповых ролей между участниками общности, координация их деятельности.
Их ментально объединяют нормы поведения, установки, ценности, жизненные ориентиры и принципы.
Определенная структура организации и управления.
С точки зрения индивидов, не входящих в данную малую совокупность — четкая идентификация общности.
Типология малых групп в социальной психологии не слишком отличается от типологии больших. Здесь нужно понимать, что именно является определяющим признаком. Кратко типологию социальных групп можно представить следующим образом.
В зависимости от типа организации (определения выше) :
По характеру преимущественной направленности активности групп:
Internal — активность общности направлена внутрь, на ее участников (детские клубы, психотерапевтические группы).
External — характер активности общности направлен вовне (объединения волонтеров, масонские движения.
Так же как и большие, по времени существования:
Временные — объединение участников ограничено по времени (участники конференции).
Стабильные — относительное постоянство которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, студенты одной группы).
Так же как и в больших соц. общностях:
Мы рассмотрели типологию групп в социальной работе. Для различных социологических исследований пользуются этими классификациями и разделением внутри них. Это касается больших и малых групп. Далее приведены виды малых социальных общностей по уровню общего сознания и их определения.
Виды и определения малых социальных групп
В данном случае они следующие:
- Группа — конгломерат. Члены ее между собой не знакомы, но оказались в одно и то же время на одной территории. Можно сказать, что они еще не осознали, что цель их деятельности — общая и единая.
- Номинальная группа. Это совокупность людей, которые собрались вместе и получили общее наименование.
- Группа — ассоциация. Этих людей объединяет только общая цель и совместная деятельность. Признаки психологической связи отсутствуют.
- Группа — кооперация. Общность людей, активно взаимодействующих между собой. Их связывает цель — добиться определенного результата в своей деятельности. Отличительными особенностями является групповой опыт и подготовленность.
- Группа — автономия. Это целостная и обособленная совокупность людей, которые работают на достижение общей цели. Для них важно удовлетворение не только результатом, но и удовольствие от активности внутри общности.
- Группа — корпорация. То же самое, что и кооперация, но отличие заключается в наличии организационного и психологического единства. Для такой группы характерны гиперавтономность, замкнутость, закрытость и изоляция от других общностей.
- Коллектив. Группа, обладающая высоким уровнем социального развития и принципами высокого гуманизма. Участники коллектива добиваются совместной общей цели путем гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей.
- Гомфотерный («сбитый») коллектив. То же самое, что и коллектив, только ко всем прочим признакам и качествам прибавляется психофизиологическая совместимость. Примером может служить экипаж космического корабля.
Профессиональной социальной группы. Пример
Рассмотрим юристов как социально-профессиональную группу и типологию юристов. Что под этим стоит понимать?
Юрист — это лицо, сведущее в области юриспруденции, которое обладает профессиональными знаниями и навыками в сфере права и умеет применять их на практике.
Признаки социально-профессиональной группы юристов:
Юрист — это человек, обладающий дипломом об образовании в юриспруденции (квалификация — специалист), либо реально работающий в юридической практике.
Юристы относятся к интеллигенции. Это деятельность, где высокая квалификация специалиста первична.
Они имеют такие признаки, как совпадение интересов, целей и единство действий, которыми обладает вся социально-профессиональная общность юристов, а также отдельные элементы профессиональной группы.
Воплощают связь государства и права.
Их труд обладает особым содержанием (толкуют юридические действия, составляют юридические документы).
Есть интересная типология юристов (названия условны) :
Энтузиаст — умело сочетает дух и букву закона, стремится к совершенству.
Службист — тот же энтузиаст, но без стремления к изменению закона и практики.
Прагматик — понимающий закон, но стремится прежде всего к «прохождению» дела.
Флюгер — может допустить отступление от законных оснований под давлением руководителей.
Педант — строго руководствуется буквой закона.
Антипедант — руководствуется духом закона, но допускает отступление от его буквы.
Бюрократ — якобы «не замечает» буквы закона, делает все для своего удобства и спокойствия.
Карьерист — может поступиться буквой закона ради продвижения по службе;
Циник — показывает пренебрежительное отношение к духу и букве закона, нарушает нормы морали и профессиональной этики в грубой форме.
Лжеюрист — пользуется служебным положением, может использовать закон в личных целях.
Мы разобрали социальную группу (понятие, виды, типологию) юристов. Также можно взять в качестве примера абсолютно разные общности людей.
Лидерство в социальных группах
В любом объединении (в том числе и социальном) всегда есть явный или неявный лидер. Далее описаны понятие и типология лидерства в социальной группе.
Разберемся в термине. Лидер — это участник общности, выдвигающийся на основании взаимодействия индивидов внутри группы. Он обладает более высоким уровнем вовлеченности, участия, принятия решения в рамках определенной достигаемой задачи.
Кратко опишем типологии лидерства.
По содержанию лидерской деятельности:
Деловое лидерство (решает организационные задачи, обладает деловым авторитетом).
Эмоциональное лидерство (вызывает доверие, внушает уверенность, создает атмосферу психологического комфорта).
«Информационное» лидерство (эрудит, обладает повышенным уровнем знаний, может оказать помощь в поиске нужной информации).
По исполняемым ролям:
Организатор (групповая интеграция).
Инициатор (выдвижение новых идей и решений).
Генератор эмоционального настроя (формирует настроение группы).
Эталон (пример, кумир).
Мастер (специалист в определенном виде деятельности).
Эрудит (обладатель обширных знаний).
Это основные классификации. Их существует еще несколько. Главное — социальная группа должна пройти следующие стадии формирования лидера: 1) выявление; 2) его развитие; 3) учет интересов группы; 4) неформальное лидерство; 5) устранение деструктивного лидера.
Заключение
В статье рассмотрены различные типологии социальных групп. Почему так важно иметь понятие о них, уметь различать, если человек — не социолог? Мы все являемся частичками общества, и каждый из нас принадлежит к той или иной социальной группе. Типологии разнообразны, каждый тип имеет свои характеристики, признаки, условия принадлежности. Это интересно и касается каждого из нас.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник