Диалогические методы (беседа)
Беседа является одним из самых распространенных методов обучения естествознанию в начальной школе. Она проводится на основе рассказа учителя или работы с учебным текстом; наблюдений, опытов или практических работ; просмотра картин, таблиц или учебных фильмов. Особенность беседы заключается в том, что изучаемая информация дается по частям, а внимание детей периодически переключается. Применяется беседа при условии наличия определенных знаний у школьников и связана с практическими и наглядными методами обучения.
Беседа – диалог учителя с учащимися, который опирается на чувственный опыт детей и применяется для активизации познавательной деятельности. Суть беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных вопросов побудить детей к актуализации и усвоению знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Для успешного применения беседы учитель должен четко определить ее тему, цель, составить план, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, продумать методику ее организации, подобрать наглядные пособия. Вопросы должны быть четкими, краткими, конкретными, логически связанными между собой, нацеливать на раскрытие сущности изучаемого материала, установление причинно-следственных связей, способствовать систематическому усвоению знаний. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития детей. Они формулируются так, чтобы вызывать у детей интерес, побуждать их самостоятельно мыслить, сравнивать, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности. Не следует задавать вопросов, содержащих готовые ответы.
Большое значение имеет технология проведения беседы. Каждый вопрос задается всему классу. Учитель выдерживает небольшую паузу для обдумывания ответов. Поощряются дополнительные, уточняющие ответы. Ошибочные или неполные ответы комментируются, направляются. Если никто из учащихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, разделить на более частные вопросы, задать наводящий вопрос. Не следует подсказывать детям наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ. Учитель следит, чтобы все дети принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали и аргументировали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать свое мнение.
По дидактическим целям выделяют беседы:
1. Вводная. Она применяется перед началом изучения новой темы, курса. Ее задача – актуализировать опорные знания, систематизировать и конкретизировать представления, полученные самостоятельно в процессе предварительно проведенных наблюдений и опытов, вызвать интерес к восприятию нового материала, создать у школьников потребность в познавательной деятельности.
2. Сообщающая. Этот вид беседы используется тогда, когда имеющиеся у детей знания нужно уточнить, расширить, привести в систему, дать им новую логическую структуру, сформулировать новые выводы. Такие беседы проводятся, например, во время экскурсий.
3. Обобщающая. Эта беседа проводится в конце темы, курса, при подведении итогов урока. Ее целью является первичное закрепление и осмысление учебной информации, систематизация полученных знаний, установление связей изученного материала с тем, который предстоит изучить. При проведении обобщающей беседы важно выделить ведущие понятия, определить их содержание и выявить, как они усвоены школьниками. Необходимо показать взаимосвязь между изученными фактами, подвести детей к самостоятельным выводам и обобщениям.
По способу мышления беседы бывают индуктивные и дедуктивные. При индуктивном построении, используя знания детей о сходных предметах, на основе сравнения учитель подводит детей к выводу. Дедуктивное построение беседы практикуется в том случае, когда исходный материал известен учащимся, но требует подтверждения фактами, примерами.
По характеру организуемой познавательной деятельности различают репродуктивные и эвристические беседы («эврика» — нахожу, открываю). Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность детей, использование известных способов оперирования знакомой познавательной информацией. Репродуктивные вопросы требуют точного и полного воспроизведения знаний и адресованы к памяти детей. Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности детей, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. В эвристической беседе педагог ставит проблему и расчленяет ее с помощью вопросов таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предыдущего, а в совокупности они вели к решению проблемы. Поисковые вопросы требуют не только припоминания, но и активного мышления детей. Можно выделить несколько видов поисковых вопросов: на сравнение; установление причинно-следственных связей; определение цели действия; подведение конкретного под общее; применение общего к конкретному; на классификацию предметов и явлений; на доказательство, объяснение, альтернативное решение проблемы и др.
Беседа активизирует познавательную деятельность детей, служит средством диагностики усвоенных знаний и умений, создает условия для оперативного управления процессом познания. Она имеет и свои недостатки: вопросно-ответная форма изучения дает дробные знания. Беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, высокого педагогического мастерства, тщательной подготовки.
Источник
Беседа, как метод активизации мышления учащихся
2.2 Беседа, как метод активизации мышления учащихся
Беседа – способ обучения, в котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся. Учитель ставит вопросы и тем самым побуждает их, опираясь на имеющиеся у них знания, самостоятельно приобретать новые знания. Беседа используется в преподавании с древних времен. Так, древнегреческий философ Сократ пользовался в основном беседами со своими учениками и достигал больших успехов.
Беседа способствует активности учащихся, позволяет соединить изучение нового повторением и проверкой пройденного материала. В беседе учитель может варьировать вопросы в зависимости от подготовки учащихся, привлекая к работе наиболее слабых, осуществляя индивидуальный подход к учащимся.
При подготовке к беседе учитель тщательно продумывает содержание и последовательность вопросов с тем, что бы они были логически связаны между собой, учитывали возможность применения наглядных пособий, а так же краеведческих знаний и умений. Следовательно, главное в беседе – правильно построенная по содержанию и в дидактическом отношении система вопросов. Беседа на уроках географии в большинстве случаев сочетается с работой по карте. Используя так же и другие наглядные пособия, статистический и графический материал.
Беседы бывают трех типов в зависимости от цели, которая ставится перед беседой:
1. Вводная беседа проводится обычно с целью восстановить в памяти учащихся знания и умения, необходимые для усвоения нового материала. Например, при изучении климата Африки или Америки вполне закономерен вопрос: «Что такое климат?». Это понятие известно учащимся с шестого класса.
2. Обобщающая беседа применяется для подведения учащихся к выводам и обобщениям. В курсе географии эта беседа, как правило, проводится после изучения крупных тем. Например, в шестом классе, после изучения тем: литосфера, атмосфера и гидросфера. Для этой цели в учебнике имеются специальные разделы с вопросами для обобщающего повторения. (3, С.56).
3. Разъяснительная беседа имеет характер, направленный на сущность изучаемых объектов и явлений, на вскрытие взаимосвязей и зависимостей. Вопросы в беседе должны опираться на уже известный материал, на работу с картой и наглядными пособиями. Разъяснительные беседы о климате, какой – либо физико-географической области, вполне успешно проводятся в курсе физической географии. На основе известных учащимся знаний о климатических факторах, а так же умение читать карты, учитель ставит ряд последовательных вопросов, направленных на выяснение особенностей климата района. В качестве примера можно привести отрывки из беседы при изучении Северной Америки в курсе седьмого класса. Цель беседы – показать учащимся различия в климате Северной Америки и Евразии.
Учитель: Определите по карте атласа широту Нью-Йорка.
Ученики устанавливают, что Нью-Йорк расположен на 40 градусе северной широты.
Учитель: Через какие европейские страны и города проходит 40-я параллель?
Ученики отмечают, что в Европе 40-я параллель пересекает юг Италии и центральную часть Греции, Неаполь и Рим несколько севернее этой широты.
Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Нью-Йорке? Сравните их со средними температурами января и июля в Риме.
Учащиеся работают с климатическими картами атласов, указывают на то, что в Нью-Йорке значительно холоднее, чем в Риме, особенно зимой.
Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Москве?
Учащиеся называют данные.
Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Северной Америке на широте Москвы?
Учащиеся называют данные и отмечают, что в Северной Америке на тех же широтах значительно холоднее, чем в Москве.
Учитель: Чем отличается по температурам климат Северной Америки от климата Европы?
Учащиеся делают вывод, что климат Северной Америки более холодный, чем климат Европы на тех же широтах.
Учитель: Чем объясняется большая суровость климата Северной Америки?
Учащиеся указывают на воздействие холодного Лабродорского течения на климат и природу горных хребтов меридионального простирания, на незначительное влияние теплого течения, которое отходит от берегов Америки.
2.3 Лекция, как основа формирования научно – исследовательской деятельности учащихся
Лекция играет большую роль в семинарской, зачетной и лекционной системе знаний. С нее начинается изучение курса, раздела, темы. Она определяет основное содержание и характер всех других организационных форм. Выбор лекции как главного вида занятий обусловлен ведущей ролью теоретических знаний и дедуктивным построением программы. Лекция дает возможность объединить полученные данные в структурно – логические блоки, позволяет оперативно отражать изменения экономико-географических знаний. На лекции у учащихся развиваются навыки, необходимые человеку в процессе непрерывного образования. На уроках – лекциях учитель закладывает основные теоретические знания о всемирном хозяйстве, международном географическом разделении труда, основных формах организации производства и факторах его размещения, закономерностях взаимодействия природы и общества, методах взаимодействия географической науки. (4, С.305.).
Слушание лекции – сложный творческий процесс, к которому учитель последовательно готовит учащихся с шестого класса, увеличивая время на объяснение и рассказ, давая определенные задания с учетом возроста и подготовки школьников. Слушать лекцию – это, значит, понимать ее содержание, запоминать его, выделять главное, мысленно представлять услышанное, и все это в быстром темпе. Отличие школьной лекции от вузовской заключается в использовании приемов, способствующей формированию мотивации, меньшей продолжительности (до 35 минут), использование более разнообразного иллюстративного материала (карт, диаграмм, графиков, демонстративных таблиц, компьютерных презентаций), однако главное отличие продуманная обратная связь, которая делает слушание лекции активным учебным процессом. При проведении лекции в десятом классе учитель может предложить учащимся такие задания как, следить за объяснением по плану или опорным ключевым словам, записанных на доске; вести запись плана по мере изложения материала, то есть разбивать материал на смысловые блоки; указывать напротив каждого пункта плана привлекаемые источники информации. Данные задания не требуют от школьников одновременной демонстрации умения слушать и умения записывать главное в содержании, поэтому при подготовке и проведении лекции учитель должен уделять особое внимание заданиям, направленным на формирование этих умений. (4, С.306.).
Уроки – лекции стоит планировать при изучении тем, содержание которых мало знакомо учащимся и требует систематизации, обобщения. По дидактическим целям принято классифицировать на:
1. вводные – мотивация изучения крупного раздела, темы, выделение узловых вопросов, понятий, ознакомление с формами проведения занятий;
2. текущие – ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания;
3. обобщающие – формирование новых знаний идет на базе материала ранее изученных тем, вводятся более сложные понятия, проводится обобщение знаний на основе мировоззренческих идей.
По характеру изложения выделяют лекции информационного и проблемного характера.
Подготовка учителя к лекции требует большой работы по отбору содержания, продумыванию форм контроля за их выполнением. К подготовке лекционного занятия можно привлечь учащихся, поручив им найти материал по одному или двум пунктам лекции и изложить его план, подготовить иллюстративный материал, проанализировать демонстрационную таблицу, диапозитивы и т.д. Собеседование с учителями показывает, что старшеклассники из-за слабой сформированности ряда обще-учебных умений не всегда готовы воспринимать лекции, а сами учителя испытывают значительные эмоциональные перегрузки, так чтение лекций требует не только хорошего владения материалом, но и поддержания активного внимания учащихся. У учителей вызывает беспокойство и кажущееся отсутствие контроля за усвоением материала. Однако опыт работы показывает, что фронтальная или выборочная проверка знаний, выполненных в ходе лекции или итоговом контроле в сочетании с выступлением учащихся на уроках диалогах и семинарах, дает хорошие результаты и воспитывает ответственное отношение к лекции у учащихся.
В кабинет географии целесообразно вывесить памятку для учащихся «Как научится слушать лекцию». (см. приложение № 1).
Лекции имеют большее значение в формировании у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и обще-учебных умений – слушать, выделять главное, «свертывать» информацию, вести краткие записи, проводить самопроверку. Школьные лекции подготавливают старшеклассников к овладению более высоким уровнем ведения записей в процессе слушания; конспектированию текстуальному (полной фиксации содержания) и свободному (запись главных мыслей). (8, С.135).
Источник
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
Читайте также:
|
№ п/п | Название животного | Чем питается зимой | Какую пользу приносит |
заяц лиса волк дикий кабан белка мышь |
строения и характеристики образа жизни зайца дается обобщение и сравнение его с другими животными. Для этого учитель привлекает учащихся к самостоятельному проведению сравнений, что также активизирует их мышление. В процессе рассказа учитель заполняет на доске, а учащиеся в тетради таблицу.
Объяснительный рассказ применяется не только с целью раскрытия внешних и внутренних признаков строения объекта, но и для раскрытия взаимосвязей в природе. Поэтому в рассказе необходимо выделить общие признаки и на их основе подвести учащихся к пониманию причинно-следственных связей, существующих между живыми объектами и условиями среды, цаучить школьников самостоятельно делать выводы и обобщения. Само определение «объяснительный» говорит о том, что , в первую очередь учитель объясняет строение, показывает закономерности и на основе этого выделяет существенные признаки объектов, процессов и явлений.
— При изучении растений в III классе проводится предметный урок «Растения зимой», на котором среди словесных методов особая роль отводится объяснительному рассказу. В начале урока может быть также проведена беседа по вопросам: как изменились растения осенью? Каков их вид зимой? Где вы встречали зеленые растения зимой? И т. д. Затем школьники знакомятся с жизнью растений зимой. После беседы, систематизирующей знания учащихся, учитель демонстрирует комнатные растения и сообщает, что для роста комнатных растений их необходимо постоянно поливать, в помещении соблюдать определенную температуру и освещение. Такие условия созданы в уголке живой природы. Для подкормки растений в воду добавляют минеральные соли, и в растворенном виде корень всасывает их. От корня вода по стеблю передвигается к листьям и цветкам. На схематических рисунках учитель показывает, как происходит передвижение воды в растении. Затем объясняет, что, достигнув листьев, вода расходуется на их питание и ее избыток испаряется, подчеркивая этим взаимосвязь растений с внешней средой. Далее учитель объясняет, для чего следует проводить полив, подкормку, рыхление почвы, промывание листьев: все это обеспечивает нормальный рост растений. -На • свету листья приобретают ярко-зеленую окраску. В них образуются органические вещества, поэтому они растут и цветут даже зимой. Возникает проблемный вопрос: почему с наступлением холодов у большинства растений листья желтеют и опадают? Это объясняется тем, что почва замерзает, в растение не поступают вода и питательные вещества, прекращается его рост, наступает период покоя.
В рассказе учитель обращает внимание детей на роль труда человека по выращиванию растений в зимних условиях, соз-
дание благоприятных условий растениям в теплицах, оран же* реях, что позволяет круглый год получать урожаи.
Объяснительный рассказ применяется на уроках природоведения при подготовке учащихся к проведению практической или самостоятельной работы, опыта или при ведении наблюдений.
При объяснении дается инструктаж о предстоящей работе с объектами, предметами или приборами, установка на то, как ее следует выполнять, в какой последовательности и каким образом будут оформлены результаты. Вначале учитель знакомит учащихся с самими объектами, указывает на их особенности и содержание работы. Например, при подготовке второклассников к внеурочной работе по уходу за комнатными растениями учитель характеризует отдельные растения, показывает, как правильно поливать, рыхлить почву и т. д.
Особая роль принадлежит объяснению при подготовке учащихся к опытнической работе. Проведение опыта состоит из нескольких операций: ознакомление школьников с темой опыта, определение его цели, составление плана, заполнение содержания’ дневника фенологических наблюдений, подведение итогов и обобщение полученных результатов. Все эти операции должны быть учащимися освоены и осмыслены, только в этом случае возможно самостоятельное проведение опыта.
Объяснительным рассказом учитель готовит учащихся к проведению наблюдений, выполнению разнообразных самостоятельных работ с приборами: компасом, осадкомером, термометром и др.
Чаще всего по природоведению применяется рассказ, в котором в равной мере используются описание и объяснение. Преимущества такого типа рассказа заключаются в следующем: во-первых, предоставляется возможность широкого применения и. сочетания методических приемов; во-вторых, благодаря сочетанию различных видов деятельности учащиеся получают более глубокие знания о взаимосвязях в природе и на этой основе лучше делают обобщения и выводы.
Рассказ может быть индуктивный и дедуктивный. Первые уроки по теме, как правило, включают фактический материал с последующим накоплением и осмыслением его, поэтому чаще на таких уроках применяются индуктивные рассказы. В конце темы, а также на повторительно-обобщающих и заключительных уроках лучше излагать материал дедуктивно, так как дети владеют не только фактическим материалом, но и могут делать простые обобщения и выводы. Есть уроки, когда при изучении нового материала рассказ может быть смешанным: часть материала излагается индуктивно и часть — дедуктивно. Так, например, после проведенной экскурсии учащиеся имеют определенные знания; поэтому нет необходимости изучать подробности и строить рассказ на отдельных фактах, подтверждающих
то, что они увидели, изучили и осмыслили на экскурсии. Поэтому на уроках, проводимых росле экскурсий, лучше изучать новый материал дедуктивно. При этом следует использовать знания, не только полученные и осмысленные на уроке. В содержание дедуктивного рассказа следует включать материалы экскурсий, предварительно проведенных практических работ, наблюдений, выполненного задания в уголке живой природы и др.
Индуктивный рассказ построить труднее. Важнейшее дидактическое требование к такому рассказу — логика изложения и логика обобщения материала учителем, на основе которых формируются и развиваются природоведческие понятия. Индуктивное построение рассказа необходимо проводить там, где этого требует содержание нового материала. Например, при изучении в IV классе темы «Формы поверхности» демонстрируется диафильм «Горы», а затем в процессе рассказа дается информация о горообразовании, горных хребтах, высоте гор, горных реках, 1 долинах и т. д. Таким образом в логически выдержанной последовательности учитель формирует понятие «горы».
Одним из основных условий успешного построения индуктивного рассказа является тщательно продуманный его план, отбор понятий и примеров, Их характеризующих. Поэтому к рассказу следует готовиться заранее и основательно. Учителю необходимо абсолютное знание того, о чем он будет рассказывать. Молодой начинающий учитель перед уроком репетирует рассказ: отрабатывает голос, эмоциональность изложения, определяет продолжительность рассказа в целом и отдельных его частей, выписывает незнакомые слова и дает их объяснения, готовится к словарной работе с терминами, подбирает наглядные пособия, формулирует проблемные вопросы и определяет их место в рассказе. При изучении природоведения в начальных классах чаще всего рассказ сочетается с беседой. Это позволяет учителю широко использовать разнообразные методические приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность школьников.,
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 126 ; Нарушение авторских прав
Источник