Классификация показателей, используемых в анализе деятельности предприятия
Классификационный признак | Вид показателя |
По свойству отражения | Количественные Качественные |
По степени применения | Общие Специфические |
По способу образования | Первичные Производные |
По степени синтеза (обобщения) | Частные Вспомогательные Обобщающие |
По способу расчета (исчисления) | Абсолютные Относительные |
По способу формирования | Нормативные Плановые Учетные Отчетные Аналитические |
По изучению причинно-следственных связей | Факторные Результативные |
По охватываемому периоду | Статические Динамические |
Количественные показатели отражают размеры анализируемых показателей и происходящие в них изменения, например, объем товарооборота, количество работников и др. Качественные показатели отражают существенные особенности и свойства отдельных сторон, изучаемых объектов (издержки обращения, прибыль и др.).
Общиепоказатели характерны для всех отраслей экономики, а специфическиеиспользуются в отдельных отраслях, например, в торговле это валовой доход, издержки обращения и др.).
Первичные показатели формируются непосредственно по данным той или иной информации, а производныерассчитываются на базе первичных.
Частныепоказатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Обобщающиепоказатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например, при изучении производительности труда к частным показателям относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида, к вспомогательным – количество рабочего времени, затраченного на единицу продукции, а обобщающими показателями – среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником.
Абсолютныепоказатели характеризуют объем деятельности хозяйствующего субъекта (объем товарооборота, величина прибыли, размеры запасов, численность персонала). Они выражается в стоимостных, натуральных или трудовых измерителях (рублях, тоннах, килограммах, метрах, штуках, днях и т.д.). Относительныепоказатели – это отношение одного показателя к другому (коэффициенты, индексы, проценты и др.). Они характеризуют степень изменения явления, процесса во времени и пространстве, структуру изучаемых показателей, их частоту, интенсивность. Разновидностью абсолютных и относительных показателей являются удельные показатели. Так, в торговых предприятиях по валовому доходу, издержкам обращения и прибыли определяют их уровни отношением суммы по этим показателям к объему товарооборота.
Нормативные показатели утверждаются свыше (ставки налогов, нормы амортизации и др.), или разрабатываются самими предприятиями (нормы расхода сырья, материалов, топлива и др.). Плановыепоказатели – фиксируются в бизнес-плане. Учетные показатели – данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Отчетныепоказатели – данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Аналитические (оценочные) показатели исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов деятельности предприятия и степени использования производственного потенциала.
Факторные показатели определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причины изменения его величины. Результативные показатели рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследования при изучении взаимосвязей.
Статические показатели фиксируют, например состояние хозяйствующего субъекта, результаты его деятельности на определенную дату. Динамические показатели отражают развитие хозяйственных явлений и процессов за весь анализируемый период.
1.Логистическая система транспортной компании, осуществляющей «Д–Д»- сервис, основные операции на сортирующих терминалах.
2.Экспедиторские документы FIATA (оборотный мультимодальный транспортный коносамент FBL, необоротная мультимодальная транспортная накладная FWB, нейтральная воздушная накладная AWB)
3.Спрос и предложение в условиях авиационного рынка.
1.Логистическая система транспортной компании, осуществляющей «Д–Д»- сервис, основные операции на сортирующих терминалах.
Транспортный продукт.Транспортная компания представляет своим клиентам услуги по доставке определенных видов грузов (посылок) по территории европейской части РФ через собственную сеть компании.
Транспортная сеть компании. Транспортная сеть компании представляет собой множество узлов и дуг их соединяющих (рис. 7.1). Узлами сети являются ее терминалы, дугами – маршруты перевозок, связывающие два терминала. Обозначения терминалов, указанные на рис. 7.1 , соответствуют принятым в гражданской авиации (IATA) обозначениям городов – Санкт-Петербург, Москва (северный и южный терминалы), Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Нижний Новгород, Казань, Ярославль, Самара, Екатеринбург. Терминалы представляют собой сортирующие дистрибьюционные центры с площадками для временного хранения грузов, где грузопоток сортируется по направлениям перевозки (терминалам сети). Терминал имеет отдел сортировки, отдел обслуживания клиентов, транспортный отдел с курьерской службой и службами междугородних автомобильных, железнодорожных и авиационных перевозок, информационно- управляющую систему, обеспечивающую внутритерминальные и межтерминальные операции.
Кодирование элементов ЛС. С целью автоматизации, учета, контроля и управления в логистических системах (ЛС) вводится кодирование элементов материального потока, грузов и их состояний, транспортных средств, участников ЛС, технологических операций, видов обслуживания и т.д. Рассмотрим примеры кодирования технологических элементов транспортной компании.
Дистрибуционные центры – узлы транспортной сети кодируются их порядковыми номерами (рис. 7.1) – двухразрядным десятичным кодом X = (x1, x2). Клиенты в клиентской базе данных кодируются семиразрядным десятичным кодом X = (x1, x2,…, x7), первые два разряда означают код терминала, работающего с клиентом, остальные разряды – порядковый номер. Индивидуальный код присваивается клиенту в момент подписания договора или в момент принятия первого заказа.
Индивидуальный код заказа содержит девять десятичных разрядов X = (x1, x2,…, x9). Первые четыре разряда означают соответственно месяц (разряды x1, x2) и дату (разряды x3, x4) принятия заказа (или даты забора груза), разряды x5 – x7 – порядковый номер заказа (на дату приема), разряды x8, x9 – код терминала, принявшего заказ. Последние два разряда имеют также трехсимвольное буквенное представление. Код заказа присваивается каждой отправке.
Индивидуальный код места (посылки) в отправке содержит ее порядковый номер (семизначный) и двухразрядный код терминала отправления. Код транспортного пакета содержит номера терминала затарки, его порядковый номер и номер терминала растарки.
Информационно-управляющая система должна отслеживать все фазы состояния заказа и контролировать перемещение отправки в пути следования. Поэтому выделяются состояния заказа и каждому состоянию (статусу) присваивается двухразрядный десятичный код X = (x1, x2). Перечень состояний заказов приведен в табл. 7.1. В таблице при расшифровке статусов опущены числовые параметры: дата и время суток, коды терминалов, зон и секторов, рейсов, транспортных пакетов, задействованных участников – менеджеров, диспетчеров, водителей и т.д.
Используемый парк транспортных средств кодируется шестиразрядным десятичным кодом, первые два разряда означают код марки грузовика (по которому определяется грузовместимость грузовика), третий и четвертый разряды – его принадлежность (собственный автопарк компании или арендуемый у внешнего перевозчика с указанием его кода), последние два разряда – порядковый номер грузовика.
Каждому рейсу присваивается девятиразрядный код, в котором первые четыре разряда означают дату и месяц отправления, следующие четыре разряда – коды терминалов отправления и назначения, а последний девятый разряд – порядковый номер рейса.
Операции на терминалах отправления, назначения, транзита.
· Приемка заказа от клиента.
· Бронирование загрузки регулярных рейсов
· Водитель принимает груз у отправителя
· Доставка на терминал отправления, регистрация
Источник
Система аналитических показателей, признаки их классификации, способы расчета
Аналитические показатели представляют собой понятия, в которых находят отражение объем и уровень экономической эффективности процессов как всей деятельности предприятия, так и отдельных ее сторон, видов.
Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из данных учета и отчетности или путем преобразования, сочетания или обработки учетной и отчетной информации.
Следует различать общую систему показателей и частные системы показателей. Общая система аналитических показателей объединяет основные показатели, отражающие хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты в целом. Частные системы показателей систематизируют показатели, используемые для анализа конкретных результатов деятельности или конкретных направлений деятельности или конкретных явлений.
Общая система аналитических показателей может быть систематизирована следующим образом:
Первый признак — по назначению или по цели применения. Все аналитические показатели систематизируются следующим образом:
1. Показатели затрат. Здесь объединяются показатели, которые отражают текущие затраты ресурсов на производство и реализацию продукции, например, себестоимость реализованной продукции, расходы на оплату труда и т.п.
2. Показатели ресурсов. Это показатели, отражающие объем авансированных и примененных ресурсов в производстве в натуральном и стоимостном выражении, например, стоимость основных производственных фондов.
3. Показатели результата. В аналитических целях выделяют показатели производственного результата (выручка от реализации продукции, товарный выпуск продукции, валовая продукция, нормативная стоимость обработки, вновь созданная стоимость или чистая продукция, условно-чистая продукция и т.п.) и показатели финансового результата (бухгалтерская прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль, маржинальный доход и т.п.).
4. Показатели эффективности. Это всегда результат сочетания третьей группы (результата) с первой (показателями затрат) и второй (показателями ресурсов).
Второй признак — по способу выражения или по форме выражения. Все аналитические показатели подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютные показатели выражают определенную абсолютную совокупность хозяйственных процессов, т.е. одновременно выражают их объем, структуру и качественные особенности.
В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показатели могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. От порядка или способа исчисления абсолютные показатели подразделяются на интервальные, моментные и среднехронологические.
Интервальные показатели характеризуют величину процесса за определенный период времени, например, выручка от реализации продукции, прибыль от продаж, чистая прибыль и т.п. Моментныепоказатели характеризуют величину хозяйственных ресурсов на определенную дату, например, все показатели бухгалтерского баланса — моментные показатели. Среднехронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, например, средняя заработная плата рабочих предприятия.
Относительные показатели рассчитываются как частное от деления двух взаимосвязанных разных абсолютных показателей. В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть коэффициентами, удельными или структурными показателями.
Коэффициенты — частное от деления двух абсолютных показателей в одинаковом измерении, например, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность капитала и т.п.
Удельные — частное от деления двух абсолютных показателей в разных единицах измерения, например, выработка одного работающего или рабочего.
Структурные показатели — в числителе часть, в знаменателе общее, например, все структурные финансово-оперативные показате-ли.
Третий признак — по содержанию. Все аналитические показатели подразделяются на количественные и качественные показатели.
Количественные показатели характеризуют объем процесса или ресурса, качественные — отражают особенности хозяйственного процесса, его качество, уровень эффективности.
Четвертый признак — по характеру использования в факторном анализе. Аналитические показатели могут быть либо характеристиками результатов хозяйственного процесса, либо характеристиками факторов, воздействующих на результат.
Пятый признак — по полноте охвата или учета исследуемого процесса, или объекта. Аналитические показатели могут быть либо обобщающими, т.е. касаться всей совокупности деятельности пред-приятия, либо частными. Последние отражают какую-то отдельную часть исследуемого объекта или явления.
Шестой признак — по широте использования, когда все показатели делятся на общие, применяемые для анализа любой сферы деятельности или любой отрасли, и специфические, характерные для определенной сферы деятельности или отрасли.
Седьмой признак — по порядку планирования. Это могут быть либо директивные, либо расчетные показатели. Директивные показатели — показатели, директивно устанавливаемые государством или регулируемые государством: нормы, нормативы, ставки, тарифы, коэффициенты пересчета, цены на государственный заказ и т.п. Расчетные – показатели, рассчитываемые самим предприятием.
Всякое экономическое исследование, аналитическая прикладная работа невозможна без сравнения, которое необходимо для измерения уровня и динамики деятельности предприятия, при исчислении показателей эффективности, структуры, частоты, динамики хозяйственных процессов, а также для определения размера влияния фактора на результат.
Без сравнения невозможна оценка деятельности предприятия.
Исходя из принятых эталонов и баз различают три вида сравнений:
1. Динамические сравнения. Это сравнение во времени; база – данные за предыдущий период.
2. Пространственные или статистические, или территориальные, или межзаводские и т.п. — в качестве базы применяются показатели деятельности других предприятий, другая анализируемая система за один и тот же период времени.
3. Сравнение с планом, нормативом, нормой, проектом, с моделью.
Для обеспечения реальности получаемых результатов при сравнении необходимо обеспечить сопоставимость показателей.
Основные способы приведения показателей к сопоставимости:
1. Устранение влияния изменения цен, для чего показатели выражаются в одинаковой оценке, то есть в сопоставимых ценах.
2. Устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей.
3. Приведение сравниваемых показателей к единообразной методике их исчисления, для чего показатели базисного периода пересчитываются по методологии отчетного периода и, наоборот.
4. Периоды времени, по которым производится сравнение, должны быть тождественны.
Учет и анализ основных средств.
1. Понятие основных средств и их классификация.
2. Оценка основных средств: первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость. Учет поступления и выбытия основных фондов.
3. Порядок начисления и учет амортизации основных средств.
Источник