По способу индивидуализации субъектов выделяют конституционно правовые отношения

Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по конституционному праву России. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Конституционное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении конституционного права России, подготовке к сдаче экзаменов.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Конституционные правоотношения

На протяжении всей жизни люди постоянно вступают в отношения с окружающими. Это отношения внутри семьи, отношения, связанные с получением образования, отношения по трудоустройству и многие другие.

Правоотношения представляют собой особую группу отношений.

Их специфика в том, что охрана отдельных отношений представляет особый интерес для государства. Такие отношения регулируются правом. Правоотношения — это вид общественных отношений. Все правовые отношения являются общественными, но далеко не все общественные отношения являются правоотношениями.

Общественные отношения — это связи, возникшие по воле людей, и объективные связи, возникающие независимо от воли людей.

Правоотношения предполагают наличие участников правоотношений, в роли которых выступают субъекты отрасли конституционного права. Участники правоотношений наделены соответствующими их положению обязанностями и правами, в этом состоит основное содержание правоотношения.

Предпосылками правоотношения являются:

2) правоспособные субъекты;

3) юридические факты.

Для конституционного права характерно различное понимание правоспособности, так как различны в своем статусе субъекты конституционных правоотношений. Все субъекты конституционных правоотношений делятся в зависимости от вида реализуемой ими правосубъектности на следующие виды:

1) реализующие частную правосубъектность (граждане, хозяйственные общества и др.);

2) реализующие публичную правосубъектность (Президент РФ, Государственная Дума РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и др.).

Элементами правоотношения являются:

1) субъекты правоотношения;

2) объекты правоотношения;

3) содержание правоотношения.

Объектами конституционных правоотношений являются определенные блага, провозглашенные Конституцией РФ в качестве таковых. К таким объектам относятся, например, права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя и т. д.

Блага могут быть материальными (земля, другие природные ресурсы) и нематериальными (жизнь, здоровье, достоинство и т. д.).

Объектом конституционного правооотношения является то, на что направлены права и обязанности субъектов конституционного права.

Связь субъектов правоотношения по поводу объектов правоотношения осуществляется через субъективные права и юридические обязанности.

Субъективным правом называется мера юридически возможного поведения. При этом субъект правоотношения использует данную ему возможность по своему усмотрению. Например, гражданин имеет право избирать и быть избранным на основании ст. 32 Конституции РФ, однако эта норма не обязывает его к активным действиям, а лишь предусматривает возможность такого поведения.

Юридическая обязанность — это мера должного поведения. Например, ст. 37 Конституции РФ запрещает принудительный труд в любых формах.

Содержание правоотношения — это юридические обязанности и субъективные права. В случае, если отсутствует хотя бы один из элементов правоотношения, правоотношение не может состояться.

В конституционном праве праву всегда соответствует обязанность. Например, право на жизнь обязывает воздерживаться от произвольного лишения жизни другого человека.

Для конституционного права характерны следующие виды правоотношений:

1) по степени индивидуализации субъектов — относительные (точно определяющие всех участников, например Президент РФ) и абсолютные (определяющие лишь одну сторону, являющуюся носителем права, а все остальные лица являются обязанными, например «каждый имеет право на жизнь»);

2) пассивные («никто не обязан свидетельствовать против себя самого») и активные («каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»).

Источник

Объекты конституционно-правовых отношений

Объект конституционно-правового отношения — предмет, по поводу которого возникает отношение.

Объекты конституционно-правовых отношений делятся на:

Материальные (Имущественные) блага (собственность, земля, и т. д.) Нематериальные блага (достоинство личности, свобода, жизнь, и т. д.)

Классификация конституционно-правовых отношений

Читайте также:  Каким способом можно оплачивать кредит

Рассматривая и анализируя различную литературу, можно заметить, что существует несколько классификаций конституционно-правовых отношений.

По способу индивидуализации субъектов

По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на: общие и конкретные. Общими правоотношениями являютсяправоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации.

В зависимости от функций норм

В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на: регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

В зависимости от характера прав и обязанностей

Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются направоотношения: активного и пассивного типа. Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица или соблюдать установленный запрет.

По видам

По видам деление конституционно-правовых отношений соответствует предмету конституционного права как отрасли права. Следует выделять четыре группы общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:

· связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;

· связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;

· по поводу государственного устройства Российской Федерации;

· связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Источник

Конституционно-правовые отношения, субъекты конституционно-правовых отношений

Со спецификой конституционно-правовых норм неразрывно связана и специфика конституционно-правовых отношений. Конституционное право регулирует наиболее значимые, фундаментальные для общества и государства отношения. Как часть правовой системы конституционное право закрепляет, т. е. учреждает систему конституционных ценностей и обеспечивает их охрану и реализацию. В системе конституционных ценностей основными являются: 1) суверенитет народа; 2) свобода личности; 3) власть — именно эти ценности и выступают основным объектом конституционного регулирования. В условиях демократии высший гуманистический смысл и социальное назначение конституционного права заключаются в том, чтобы закрепленная в Конституции РФ формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2) получила реальное воплощение, поскольку, опять же согласно Конституции, права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Исходя из этих постулатов, конституционное право регулирует две основные группы отношений: 1) отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; 2) отношения, связанные с организацией и функционированием системы власти. Причем вторая группа, так называемые властеотношения, является зависимой и производной от первой. Соответственно этим двум группам отношений используются два типа правового регулирования. Отношения первой группы регулируются на основе общедозволительного типа регулирования по принципу «разрешено все, что не запрещено законом»; вторая группа — властеотношения регулируются в соответствии с разрешительным принципом «разрешено то, что прямо предусмотрено законом». Таким образом, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы. Поведение, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируются, ограничивается свобода усмотрения, а значит, и произвольных, не предусмотренных законом, действий.

Конституционные правоотношения — это отношения, возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений заключаются в том, что они возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), т. е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов(в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, они характеризуются высоким политическим потенциалом, т. е. выступают юридической формой политических отношений в обществе и, в этой связи, выражают интересы разных социальных групп, а также коренные интересы общества в целом.

Конституционные правоотношения довольно многообразны. В зависимости от временного фактора конституционные правоотношения могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе; принадлежности территории к Российской Федерации и др.) или быть временными (отношения между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным судом и др.). Конституционные правоотношения различаются по содержанию (избирательные, федеративные, муниципальные и т. д.), субъектному составу, основаниям возникновения. В зависимости от характера регулирующих норм конституционные правоотношения могут быть конкретными в случаях: а) если стороны такого отношения персонифицированы, например: кандидат на выборную должность, избирательная комиссия; Государственная Дума; б) если субъекты правоотношения наделены конкретными правами и обязанностями; в) если их поведение имеет конкретные юридические последствия и др., а также общерегулятивными, что специфично именно для конституционного права. Общерегулятивные отношения носят статутный характер, выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества, т. е., отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др., возникают непосредственно на основе конституции и действуют в течение длительного времени.

Читайте также:  Способы развития творчества дошкольников

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).

Все субъекты наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их своими действиями). При этом абсолютной правосубъектностью(т. е. не ограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формировании органов власти, выражении своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью.

Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к свободе личности, условия и гарантии ее участия в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др.

Источник

Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовое отношение — возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений — участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти. Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией.

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения — корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления — депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Читайте также:  Формисонид натив способ применения

Объектамиконституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага — собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага — жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание — это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношенийпроводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения — это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона — носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они возникают, и т. д.

Источник

Оцените статью
Разные способы