ВОПРОС № 2. Классификация информации по видам. Социальная информация
ВОПРОС № 1. Понятие информации, её свойства. Информационные процессы
Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение. Первоначальное значение этого термина – «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом». В середине ХХ века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире.
В философском смысле информация есть отражение реального мира. Это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.
В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.
Полнота информации. Полнота информации характеризует достаточность данных для принятия решения.
Адекватность информации. Это степень её соответствия реальному состоянию дел.
Доступность информации. Это мера возможности получить информацию. О
Актуальность информации. Это степень соответствия информации текущему моменту времени.
Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Основные информационные процессы:
1. Поиск информации — это извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет; работа в библиотеках и архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных и др.
2. Сбор и хранение. Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени.
3. Передача. В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации — канал связи.
4. Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.
6. Защита. Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.
ВОПРОС № 2. Классификация информации по видам. Социальная информация
по способу восприятия:
Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
по форме представления:
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
Достоверная — информация, полученная без искажений.
Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
К социальной информации относится любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы. Соответственно, если эти функции обеспечивает любой из вышеперечисленных видов информации, ее можно рассматривать и как социальную. При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.
Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:
о состоянии экономической сферы;
об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;
о деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;
Источник
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Информация, закодированная с помощью естественных и формальных языков, а также информация в форме зрительных и звуковых образов хранится в памяти человека.
Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение используются носители информации.
Материальная природа носителей информации может быть различной:
- — молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию;
- — бумага, на которой хранятся тексты и изображения;
- — магнитная лента, на которой хранится звуковая информация;
- — фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация;
- — микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.
По оценкам специалистов, объем информации, фиксируемой на различных носителях, превышает один эксабайт в год. Примерно 80% всей этой информации хранится в цифровой форме на магнитных и оптических носителях и только 20% — на аналоговых носителях (бумага, магнитные ленты, фото- и кинопленки).
Большое значение имеет надежность и долговременность хранения информации. Большую устойчивость к возможным повреждениям имеют молекулы ДНК, так как существует механизм обнаружения повреждений их структуры (мутаций) и самовосстановления.
Надежность (устойчивость к повреждениям) достаточно высока у аналоговых носителей, повреждение которых приводит к потере информации только на поврежденном участке. Поврежденная часть фотографии не лишает возможности видеть оставшуюся часть, повреждение участка магнитной ленты приводит лишь к временному пропаданию звука и так далее.
Цифровые носители гораздо более чувствительны к повреждениям, даже утеря одного бита данных на магнитном или оптическом диске может привести к невозможности считать файл, то есть к потере большого объема данных. Именно поэтому необходимо соблюдать правила эксплуатации и хранения цифровых носителей информации.
Наиболее долговременным носителем информации является молекула ДНК, которая в течение десятков тысяч лет (человек) и миллионов лет (некоторые живые организмы), сохраняет генетическую информацию данного вида.
Аналоговые носители способны сохранять информацию в течение тысяч лет (египетские папирусы и шумерские глиняные таблички), сотен лет (бумага) и десятков лет (магнитные ленты, фото- и кинопленки).
Цифровые носители появились сравнительно недавно и поэтому об их долговременности можно судить только по оценкам специалистов. По экспертным оценкам, при правильном хранении оптические носители способны хранить информацию сотни лет, а магнитные — десятки лет.
Определение объемов различных носителей информации
Носители информации характеризуются информационной емкостью, то есть количеством информации, которое они могут хранить. Наиболее информационно емкими являются молекулы ДНК, которые имеют очень малый размер и плотно упакованы. Это позволяет хранить огромное количество информации (до 10 21 битов в 1 см 3 ), что дает возможность организму развиваться из одной-единственной клетки, содержащей всю необходимую генетическую информацию.
Современные микросхемы памяти позволяют хранить в 1 см 3 до 10 10 битов информации, однако это в 100 миллиардов раз меньше, чем в ДНК. Можно сказать, что современные технологии пока существенно проигрывают биологической эволюции.
Однако если сравнивать информационную емкость традиционных носителей информации (книг) и современных компьютерных носителей, то прогресс очевиден:
• Лист формата А4 с текстом (набран на компьютере шрифтом 12-го кегля с одинарным интервалом) — около 3500 символов
• Страница учебника — 2000 символов
• Гибкий магнитный диск – 1,44 Мб
• Оптический диск CD-R(W) – 700 Мб
• Оптический диск DVD – 4,2 Гб
• Флэш-накопитель — несколько Гб
• Жесткий магнитный диск – сотни Гб
Таким образом, на дискете может храниться 2-3 книги, а на жестком магнитном диске или DVD — целая библиотека, включающая десятки тысяч книг.
Созданную или полученную каким-либо образом информацию хранят в течение определённого времени, в течение которого её временно или долговременно содержат на различных носителях электронных данных. Если информация представляет интерес для её создателей или правообладателей, то им приходится создавать электронные архивы.
Электронный архив — это файл, содержащий один или несколько файлов в сжатой или несжатой форме и информацию, связанную с этими файлами (имя файла, дата и время последней редакции и т.п.).
Электронные архивы позволяют в любой момент времени извлекать из них необходимые данные для дальнейшего их использования в различных ситуациях (например, для обновления или восстановления утерянных данных). Такие архивы называют страховочными копиями. Их используют в случае утраты или порчи основной машиночитаемой информации, а также для длительного её хранения в месте, которое защищено от вредных воздействий и несанкционированного доступа. Как правило, компьютерными архивами информации являются электронные каталоги, базы и банки данных, а также коллекции любых видов электронной информации.
Для обеспечения надёжности хранения и защиты данных рекомендуют создавать по 2–3 архивные копии последних редакций файлов. В случае необходимости осуществляется разархивирование данных.
Разархивирование — это процесс точного восстановления электронной информации, ранее сжатой и хранящейся в файле-архиве.
Для создания архивных файлов и разархивирования используют специальные программы-архиваторы:
— 7-Zip File Manager
Основные возможности архиваторов:
• просмотр содержания архива и файлов, содержащихся в архиве
• распаковка архива или отдельных файлов архива;
• создание простого архива файлов (файлов и папок) в виде файла с расширением, определяющим используемую программу-архиватор;
• создание самораспаковывающегося архива файлов (файлов и папок) в виде файла с пусковым расширением EXE;
• создание многотомного архива файлов (файлов и папок) в виде группы файлов-томов заданного размера (раньше — в размер дискеты).
Источник
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Вопросы для подготовки:
1. Роль когнитивных и эмоциональных процессов в социальном познании.
2. Понятие о социальной информации и социальных представлениях.
3. Основные способы хранения социальной информации.
4. Понятие о стереотипе. Виды стереотипов.
5. Источники и механизмы формирования социально-психологических стереотипов.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Обсуждение на занятии строится по материалам выполненных практических заданий.
1. На основе статьи «Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений» [5] реконструируйте стереотипы о красивых женщинах и когнитивную схему представлений о красивой женщине:
a) опишите стереотипы о красивой женщине, общие для представителей всех обследованных социально-демографических категорий (о стереотипах см. ниже);
b) опишите и сравните между собой стереотипы о красивой женщине, характерные для представителей разных социально-демографических категорий в форме таблицы:
Социально-демографическая категория | Стереотипы |
Имеющие незаконченное высшее образование. | |
Имеющие законченное высшее образования. | |
Учащиеся вуза. | |
Работающие специалисты. | |
Не состоящие и не состоявшие в браке. | |
Состоящие или состоявшие в браке. | |
Молодые девушки 17-25 лет. | |
Женщины зрелого возраста 33-55 лет. |
c) опишите когнитивную схему представлений о красивой женщине, общую для всех представителей обследованных социально-демографических категорий (о схеме см. ниже).
2. Из перечня описанных стереотипов выберите 5 стереотипных высказываний и опросите несколько человек, не изучающих социальную психологию, на предмет того, согласны ли они с данным мнением о красивых женщинах, результаты опроса оформите в таблицу:
Стереотип | Число респондентов, согласившихся с мнением | Число респондентов, не согласившихся с мнением |
«Все красивые женщины…» | ||
… | ||
… | ||
… | ||
… |
Полученные данные проанализируйте, ответив на вопросы: сколько человек придерживаются данных стереотипов? чем аргументировали свое согласие или несогласие с предложенным мнением респонденты? насколько популярны стереотипы о красивых женщинах среди респондентов?
- Посмотрите обзор фотографий, опубликованных в рамках виртуального флэш-моба по ссылке: http://kyky.org/mag/life/kakoie-foto-vybierut-smi-iesli-vas-pristrieliat Подумайте, какой вклад вносит объект восприятия («воспринимаемый») в то, насколько стереотипно он будет воспринят окружающими. Ответьте на вопросы: может ли «воспринимаемый» управлять восприятием себя другими людьми? могут ли третьи лица влиять на то, насколько один человек будет стереотипно воспринят вторым? Опишите 1-2 примера, когда человек, воспринимающийся довольно стереотипно, на самом деле не соответствовал стереотипу.
Стереотип – устойчивое представление о качествах индивида, связанных с его отнесением (принадлежностью) к какой-либо категории. В данном случае представление о качествах человека, относимого (принадлежащего) к категории «Красивая женщина». В обыденном сознании стереотип представлен в форме категоричного обобщенного мнения, утверждения, оценки: «Все красивые женщины…», «Каждая красивая женщина…», «Любая красивая женщина…» или в форме менее категоричного мнения: «Большинство красивых женщин…», «Многие красивые женщины…», «Красивые женщины часто…». Именно в таких формулировках и следует описать стереотипы на основе данных исследования. Подсказка: содержание стереотипа составляют качества, которые приписываются социальному объекту большинством людей.
Схема – система иерархически взаимосвязанных представлений индивида о каком-либо социальном объекте. Структура схемы может включать компоненты, расположенные в подчинении друг к другу: «ярлыки» – название социального объекта или категории, к которой он относится; общие черты и свойства социального объекта, отличающие его от другого социального объекта, относящегося к другой категории; конкретные элементы, из которых образуются общие черты и свойства или конкретные варианты поведения, соответствующие общим чертам и свойствам.
Пример схемы представлений о «типичном студенте»:
«Ярлык» | СТУДЕНТ | |||||
Общие черты и свойства | Молодой | Ленивый | Жизнелюбивый | |||
Конкретные элементы | Внешне привлекательный | Модно одевается | Прогуливает занятия | Готовится к экзамену в последний момент | Ходит на вечеринки | Путешествует |
1. Готовность сформулировать собственное мнение по каждому из вопросов.
2. Письменно выполненные задания: №1–2, оформленные на отдельных листах формата А4.
Литература для подготовки и выполнения заданий:
- Маслач, К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб. : Питер, 2001. – 528 с. (глава 4, с. 72–76).
2. Семена, Л. Как навязываются стереотипы: кушать подано, только отделите зерна от плевел / Л. Семенова // Гендер для «чайников». – М. : Звенья, 2006. – 263 с.
- Нельсон, Т. Психология предубеждений / Т. Нельсон. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с. (48–76, 91–101).
4. Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-пресс, 2004. – 288 с. (с. 123–137, 214–220).
5. Погонцева, Д.В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений / Д.В. Погонцева // Социальная психология и общество. – 2011. – №1. – С. 73–82.
Источник