- ТЕМА 1. Информационные процессы в экономике
- Оглавление
- 1.1. Экономическая информация и экономические информационные системы
- 1.2. Информационные системы: определение, классификация, структура
- 1.3. Информационные технологии: классификация, виды обеспечения
- 1.4. Базовые информационные технологии в управлении предприятием
ТЕМА 1. Информационные процессы в экономике
Цель:
освоение базовых понятий информатизации антикризисного управления предприятием.
Задачи:
- изучить виды экономической информации и особенности их применения в информационных системах;
- получить представление о составе и функциях информационных систем;
- освоить принципы классификации информационных систем и технологий;
- изучить возможности базовых информационных технологий в управлении предприятием.
Оглавление
1.1. Экономическая информация и экономические информационные системы
Информация – это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектами хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную задачу.
Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В соответствии с функциями управления, экономическая информация подразделяется на следующие виды.
Плановая (директивная) информация — это директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем (год, квартал, месяц).
Учетная информация отражает фактические значения запланированных показателей за определенный период времени.
Нормативно-справочная информация содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями.
Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности фирмы для вышестоящих органов управления, налоговой инспекции и т. д.
Для экономической информации характерны следующие особенности: большие объемы; многократное повторение циклов ее получения и преобразования (месяц, квартал, год и т. д.); большое число логических операций (выборка, упорядочение) при ее обработке; относительно несложные, но многочисленные математические расчеты.
Эти свойства экономической информации определяют необходимость использования вычислительной техники при ее сборе, накоплении, передаче и обработке и позволяют объединить все информационные процессы на конкретном экономическом объекте понятием «экономическая информационная система» (ЭИС).
Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо экономического объекта реального мира.
1.2. Информационные системы: определение, классификация, структура
Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений. Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков:
Классификация по видам процессов управления
По видам процессов управления информационные системы подразделяются на следующие классы.
АИС управления технологическими процессами — это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.
Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные и социально-экономические процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:
• АИС фондового рынка;
• АИС таможенной службы;
• АИС промышленных предприятий и организаций
АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы.
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
Классификация по уровню в системе государственного управления
В соответствии с этим признаком классификации выделяют: отраслевые АИС; территориальные АИС; межотраслевые АИС. Эти информационные системы одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего — более высокого уровня иерархии.
Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе и выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.
Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой. Они обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, а также осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев экономики.
Классификация по масштабу и интеграции компонентов
В соответствии с этим признаком различают АИС следующих видов:
- АРМ (автоматизированное рабочее место) — программно-технический комплекс, предназначенный для реализации управления на отдельном рабочем месте. Информационно и функционально АРМ не связан с другими системами;
- комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления;
- компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций управления в масштабе предприятия;
- корпоративная информационная система (КИС), выполняющая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.
Классификация информационных систем в организации по уровням управления
Данная классификация основывается на том факте, что информационные системы на предприятии создаются для обслуживания различных организационных интересов. Рис. 1.1. поясняет принцип классификации информационных систем, лежащих в основе организации (предприятия).
На этом рисунке организация разделена на уровни (стратегический, управленческий, знания и эксплуатационный) и, кроме того, разделена на функциональные области типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов. Информационные системы создаются, чтобы обслужить эти различные организационные интересы.
Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации (продажи, платежи, кредиты). Основная цель систем на этом уровне состоит в том, чтобы отвечать на текущие вопросы и проводить потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация должна быть легко доступна, оперативна и точна.
Системы уровня знания поддерживают работников знания и тех, кто обрабатывает данные в организации. Цель систем уровня знания состоит в том, чтобы помочь деловой фирме интегрировать новые знания в бизнес и помогать организации управлять потоком документов.
Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений и административные действия средних менеджеров. Они определяют, хорошо ли работают объекты, и периодически извещают об этом.
Системы стратегического уровня есть инструмент помощи руководителям высшего уровня. С их помощью выполняются стратегические исследования как в самой фирме, так и в ее деловом окружении. Их основное назначение – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Рис. 1.1. Типы информационных систем в организации
Структуру автоматизированной информационной системы любого предприятия определяют базовые компоненты: информация, информационные технологии, организационная структура, функциональные компоненты.
Информация — это сведения, представленные в документах и массивах данных на машинных носителях.
Информационные технологии определяют способы, методы и средства сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и выдачи информации в АИС.
В организационную структуру АИС входят структурные подразделения предприятия, управленческий персонал. Выделение организационных компонентов в самостоятельное направление обусловлено особой значимостью человеческого фактора (персонала) в успешном функционировании АИС.
Содержательную основу информационной системы составляют ее функциональные компоненты – модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Функциональная структура АИС – это совокупность функциональных подсистем, каждая из которых реализует конкретные задачи управления.
1.3. Информационные технологии: классификация, виды обеспечения
Создание и функционирование информационных систем в управлении экономикой тесно связаны с развитием информационной технологии — главной составной части АИС.
Автоматизированная информационная технология (AИТ) – системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а также способов предложения информации клиентам.
АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, которые и рассматриваются далее.
Классификация по способу реализации в АИС
По способу реализации АИТ в АИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные АИТ прежде существовали в условиях централизованной обработки данных и до массового использования ЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.
Новая информационная технология – это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.
Классификация по степени охвата задач управления
По степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства, включая суперЭВМ и персональные ЭВМ (ПЭВМ), используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики. К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания за счет полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.
Классификация по классам реализуемых технологических операций
По классам реализуемых технологических операций АИТ рассматриваются по существу в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации и другие системы.
Классификация по типу пользовательского интерфейса
По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. В отличие от пакетной, диалоговая АИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.
Интерфейс сетевой АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие АИТ широко используемыми и многофункциональными.
Классификация по способу построения сети
В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий и единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления и хранения, защиты данных, представляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности, практически неограниченных эксплуатационных возможностей для реализации управленческих процессов в экономике.
Содержательный аспект рассмотрения элементов АИТ позволяет выявить подсистемы, обеспечивающие технологию функционирования. Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы. Обязательными элементами обеспечения АИТ являются информационное, лингвистическое, техническое, программное, математическое, правовое, организационное и эргономическое.
Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИТ. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной.
Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИТ.
Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИТ.
Математическое обеспечение (МО) — это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектирования работ АИТ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия.
Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала АИТ с техническими средствами и между собой.
Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ. Правовое обеспечение на этапе разработки АИС и АИТ включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС и АИТ, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС и АИТ различными видами ресурсов.
Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИТ, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ, для ее быстрейшего освоения.
1.4. Базовые информационные технологии в управлении предприятием
Информационная технология на предприятии имеет основной целью создание информационного продукта, позволяющего формировать управляющие воздействия на производство. Фазы управления производством представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Фазы управления производством
В общем случае базовой информационной технологией называют информационную технологию, ориентированную на конкретную область применения. Информационная технология в управлении предприятием должна учитывать сложившиеся информационные потоки и их содержание в его организационной структуре.
Производство организуется в соответствии с планом, разработанным в фазе планирования и отражающим модель выпускаемой продукции. В процессе функционирования производства на него оказывают влияние внешние возмущающие воздействия, что приводит к отклонению от параметров, заданных планом. Фиксация текущего состояния производства производится в фазе учета. На следующей фазе, фазе анализа, определяется степень отклонения производства от заданного плана и вырабатывается стратегия устранения возникшего отклонения. Непосредственное воздействие на производство, регулирование его параметров осуществляется в фазе регулирования, которая и позволяет вернуть производство на заданную траекторию движения. Каждая фаза управления производством включает ряд комплексов задач, описываемых соответствующими математическими моделями. Решение этих задач дает необходимую для данной фазы результатную информацию.
Фаза планирования (рис. 1.3. ). На этой фазе управления в различных временных режимах решается несколько комплексов функциональных задач планирования: перспективное планирование (на 3–5 лет), годовое и оперативное (менее года).
Математические модели перспективного планирования призваны описать состояние и стратегию развития производственного предприятия через 3–5 лет. Естественно, такие планы являются прогнозными, и для их создания привлекаются математические методы и модели, позволяющие «проигрывать» поведение управляемого объекта при различных прогнозируемых параметрах самого объекта и окружающей среды.
Фаза учета. Комплекс задач, решаемых в этой фазе, относится в основном к задачам бухгалтерского учета и имеет в своем составе такие задачи, как учет основных средств и материальных ценностей, учет труда и его оплаты, учет себестоимости продукции, учет денежных и расчетных операций и т. п. Математические модели здесь достаточно просты, а результатной информацией являются бухгалтерские регистры учета и отчетности, характеризующие состояние производства (рис. 1.4 ).
Выходная информация фазы учета используется фазой анализа, на вход моделей которой поступает также выходная информация фазы планирования как эталон состояния производства.
Фаза анализа. Здесь решаются задачи по анализу состояния отдельных параметров производственного процесса по отношению к заданным значениям (плану). Это задачи по анализу выпускаемой продукции и ее себестоимости, трудовых ресурсов и трудозатрат, состоянию материальных и финансовых ресурсов (рис. 1.5 ). На логическом уровне эти задачи описываются математическими моделями одно- и многофакторного анализа, аналитических и оптимизационных расчетов.
Фаза регулирования. Здесь решаются функциональные задачи (рис. 1.6 ) календарного планирования и диспетчеризации производства, т. е. на основе информации и принятых решений в фазе анализа происходит оперативное воздействие на параметры производственного процесса. Для формального описания задач регулирования привлекаются методы и модели календарного и сетевого планирования, транспортные модели и модели оперативного управления. Результатной информацией этой фазы являются календарные и сетевые графики производства продукции.
Комплексы задач различных фаз управления производственным предприятием имеют разные периодичность решений и объемы перерабатываемой информации. В фазе планирования периодичность решений наибольшая, особенно для задач перспективного планирования (3 –5 лет), объемы же перерабатываемой информации наименьшие по сравнению с другими фазами.
Наибольшая информационная нагрузка ложится на фазу учета, где некоторые задачи решаются ежедневно. Фаза анализа оперирует более агрегированной информацией и с большим периодом решения задач. В фазе регулирования номенклатура функциональных задач существенно меньше, но решаются они ежедневно и на всех уровнях производства.
Математические модели и методы решения функциональных задач тесно переплетаются в различных фазах управления, поэтому естественно, что алгоритмическое и программное обеспечение фаз управления является общим и составляет обобщенную алгоритмическую модель процесса обработки данных.
Для повышения эффективности и степени автоматизации информационной технологии, реализуемой с помощью АРМ, последние должны быть объединены в локальные сети с выходом в корпоративную и глобальную сеть. Физическая реализация информационной технологии в управлении предприятием, как правило, содержит в себе черты организационной структуры и для административного здания может представлять собой шинную «клиент-серверную» сеть, разбитую на сегменты.
Современные персональные компьютеры и серверы с каждым годом позволяют накапливать и обрабатывать все большие объемы данных, благодаря чему мощность и производительность информационных технологий на предприятиях возрастают, внося весомый вклад в рост эффективности управления производством.
Рис. 1.3. Комплексы задач и модели фазы планирования
Рис. 1.4. Комплексы задач и модели фазы учета
Источник