Учебник. Обществознание. 8 класс. А.И. Кравченко. § 3. Типология обществ. (ТЕЗИСЫ).
§ 3. Типология обществ. (ТЕЗИСЫ).
Тип общества определяется сходными признаками или критериями.
Классификация типов общества по основным критериям.
По наличию письменности:
- дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать;
- письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.
По уровню управления и степени социального расслоения:
- простые – в таких обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных; таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор, простые общества возникли 40 тысяч лет назад;
- сложные – в таких обществах существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, они составляют противоположные классы — господствующий и не господствующий. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчком к появлению сложных обществ, образовавшихся 5—6 тысяч лет назад, стало зарождение самого мощного института — государства.
По способу добывания средств существования, т.е. по способу производства:
- общество охотников и собирателей,
- общество огородничества и скотоводов,
- земледельческое общество,
- индустриальное общество.
Общество охотников и собирателей — самый древний тип общества, состоявший из небольших кровнородственных групп (триб) из 40—60 человек, живших друг от друга на огромных расстояниях. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, находились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет.
Общество скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом).
Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных выгоднее и проще, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.
Земледельческое (аграрное, традиционное) общество.
С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности. Это стало возможным благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.
Индустриальное общество характеризуется машинной индустрией (промышленностью).
ФОРМАЦИИ.
По способу производства и формам собственности общества делятся на формации (по К. Марксу):
Формации – это общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя признаками, это:
- способом производства,
- форма собственности.
Человечество прошло четыре формации, это:
- первобытная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая,
Пятой К. Маркс формацию будущего – коммунистическую, её 1-ой стадией является социализм.
Современная классификация типов общества.
Современное обществознание использует все типологии, стремясь объединить их в некоторую синтетическую модель.
Для получения полной картины эволюции общества в эту модель надо добавить новое понятие, отсутствовавшее в предыдущих типологиях. Речь идет о так называемом постиндустриальном обществе. Этот термин ввели в научный оборот в середине XX века А. Тоффлер и Д. Белл.
В 70-е годы XX века на смену индустриальном приходит постиндустриальное общество, правда, не везде, а лишь в самых развитых странах.
Таким образом, все существовавшие и существующие общества можно разделить на три типа:
- доиндустриальные,
- индустриальные,
- постиндустриальные.
Доиндустриальные (традиционные) — это общества, где не было индустрии, т.е. промышленности. Сюда следует причислить все простые и дописьменные общества, существовавшие в эпоху рабовладения и феодализма.
Основные признаки доиндустриального (традиционного) общества:
- великая роль обычаев и традиций,
- передача опыта от поколения к поколению,
- отсутствие роли науки не общественном производстве,
- огромная роль религии, руководившей всеми общественными и жизненно важными явлениями, будь то архаические верования (фетишизм, магия и др.) или современные — христианство, буддизм, ислам и т.д.
- определяющий фактор развития – сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.
С развитием промышленности (200—250 лет назад) пришла эпоха индустриального общества. Его главный признак – развитие машинного производства с корпорацией и фирмой во главе.
С 70-х годов XX века начал формироваться самый современный тип — постиндустриальное общество . Оно охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые.
Основные признаки постиндустриального общества:
- преобладание не промышленности, а информации и сферы обслуживания,
- на первое место выступает теоретическое знание с университетом как местом его сосредоточения,
- изменение социальной структуры: классовое деление уступает место профессиональному,
- собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.
Итак, всемирная история разделена на три крупные стадии:
- доиндустриальную,
- индустриальную,
- постиндустриальную.
Источник
Способ работы с теорией к ЕГЭ по обществознанию
1.Понятие и его определения
— группа людей, объединённых какими-либо интересами, общностью — происхождения или социальным статусом
— исторический этап развития человечества в целом или его части
обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы организации людей
2.Признаки понятия(существенные)
Динамическая – находится в постоянном развитии, движении, изменении
Нелинейная -процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются разными законами и не синхронизируются по времени
Открытая – реагирует на любые внешние изменения, взаимодействует с другими системами
Устойчивая — может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы, перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше; может саморегулироваться и воспроизводить себя
3.Структура явления/процесса/объекта
Подсистемы/сферы общественной жизни
Общности людей/социальные группы
Человек как субъект деятельности
4. Классификация/типология объекта/явления/процесса
Классификация — это система распределения предметов, явлений или понятий какой-нибудь области на классы, разделы и разряды по установленному признаку или критерию
Типология — это метод научного познания, направленный на разделение некоторой совокупности объектов и их объединение в некоторую упорядоченную группу; типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надёжных способов их идентификации.
1) По наличию письменности общества делятся на: · дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать; · письменные, т. е. владеющие алфавитом, письменностью.
2) По сложности управления и степени социального неравенства: · простые, в которых нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных; · сложные, в которых существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника.
3) По способу добывания средств существования, т. е. по способу производства (основному виду хозяйственной деятельности: · общество охотников и собирателей; · общество огородничества; · общество скотоводов; · земледельческое общество; · индустриальное общество.
4) По способу производства и форме собственности (типология Карла Маркса). Согласно этой типологии, общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом жизни, уровнем жизни, но объединённые способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество проходит через следующие формации: · первобытная; · рабовладельческая; · феодальная; · капиталистическая; · коммунистическая. · 5) тип исторического развития · Традиционное/аграрное · Индустриальное · Постиндустриальное/информационное
5. Функции
Функции — деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит
— воспроизводство и социализация человека;
— производство материальных благ и услуг;
— распределение продуктов труда (деятельности);
— регламентация и управление деятельностью и поведением;
— духовное производство
Дополнительные шаги
6.Направления развития/факторы развития/пути развития
Факторы: объективные и субъективные
Направления: прогресс, регресс, цикл
7.Связь с другими объектами/явлениями
Источник
Ребят маленькое задание Какое из суждений является верным?
1. По добывания средств существования, т. е. по производства (основному виду хозяйственной деятельности), учёные выделяют, например, общество скотоводов и земледельческое общество.
2. По добывания средств существования, т. е. по производства (основному виду хозяйственной деятельности), учёные выделяют, например, рабовладельческое и феодальное общество.
Ответы 9
главные различия состоят в том, что:
1. рабы не имели своего хозяйства, своих средств для производства, а крепостные крестьяне в феодальном обществе имели, хотя очень ограниченно
2. рабы не могли иметь собственные семьи, а крепостные крестьяне могли завести семью (жениться, выйти замуж)
3. раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной крестьянин также являлся собственностью феодала, но имел некоторую свободу
4. раб не был заинтересован в результатах своего труда (все равно ему не платят, могут делать с ним все что угодно и даже убить) , а крепостной крестьянин, наоборот, был заинтересован (хотя феодал от его труда присваивал себе большую долю) .
Но общество феодальной формации нельзя называть только классом крепостных крестьян, в таком обществе могли быть и свободные крестьяне, но их было мало, так как земля в их владении были маленькими (по размеру) , а как известно, земля давала основной доход для таких крестьян
Общественное устройство условно делится на сферы: это социальная, экономическая, духовная и политическая.
Рассматривая различия жизни людей при рабовладельческом и феодальном строе во всех четырёх из них можно заметить следующее: феодальный крестьянин, в отличии от крепостного, не принадлежит феодалу, собственностью феодала является лишь земля, на которой он трудится и живёт. Таким образом, крестьянин лишь обязан во время и в полном объёме уплачивать оброк, а если вдруг что-то перестанет его устраивать, он может сменить место жительства и работы, а следовательно и изыскателя барщины.
Такое право отсутствует у раба. Он всецело является собственностью владельца, но при этом ему не нужно ничего платить своему хозяину.
Эти отличия характеризуют экономическую сферу. Что касается социальной отличием является то, что крестьянин при феодале имеет право на семью и право решать хочет он служить данному господину или нет. Раб же не имеет никаких подобных прав, его так называемая семья ему не принадлежит, а также как и он сам является собственностью господина и он может распорядиться ею в своё усмотрение, ничего изменить раб не может. Единственная редкая возможность освободиться появляется у раба если он может откупиться от хозяина, размером собственной стоимости. Политическая активность могла проявляться у крестьян при феодале, путём протестов и бунтов, рабы не имели права высказывать никакое мнение.
В духовной сфере и те, и другие были похожи, имели одинаковые культурные наклонности и религиозные верования.
Источник
Классификация по способам производства
В основании типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Согласно этому критерию все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы:
♦ общество охотников и собирателей,
Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из небольших кровно-родственных групп (их называют локальными группами, а также трибы), состоящих из 40-60 человек и отделенных друг от друга огромными пространствами. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, находились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества. Самая примитивная технология, считал он, была у охотников и собирателей. Всего каких-то 10 тыс. лет назад все население планеты составляли охотники и собиратели. Ныне лишь немногие из них выжили. Палка-копалка, копье и лук, бродячий образ жизни, небольшая численность группы, стратификация исключительно половозрастная, власть состояла из вожака и шамана, уравнительное распределение и концентрация всех социальных отношений вокруг системы родства — таковы существенные признаки той эпохи.
На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом). Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы, также как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.
Приблизительно 10—12 тыс. лет назад зародилось примитивное огородничество, а затем и пастушество. Вместе с ними появились простейшие технологии рыхления почвы и содержания скота. Очагом новой культуры стал Ближний Восток. Некоторые народности, в том числе йаномамо (уапотато), сочетали старое и новое, т.е. охоту и собирательство с огородничеством. При пастушестве появляются прибавочный продукт и социальное неравенство.
С земледелиемсвязывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы.
Первые земледельческие общества сформировались 5 тыс. лет назад, хотя неолитическая революция началась 8—10 тыс. лет назад. Именно тогда произошел качественный скачок в технологии: изобретение колеса, ирригационных сооружений и письменности положили начало цивилизации. Пришедшее ему на смену индустриальное общество заставило вместо человека трудиться машины, а вместо тягловых животных — пар и электричество. Домашний труд превратился в фабричный.
Источник