По признаку способ реализации выделяют следующие методы

1. Объектом изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» являются

Главная > Исследование

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1 .Объектом изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» являются:
1) проблемы, связанные с завоеванием, удержанием и распространением власти;
2) экономические проблемы, затрагивающие интересы различных социальных групп;
3) происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы;
4) социальные интересы и потребности населения.

2. Понятие, используемое для определения социальных изменений, связанных с глубинными количественными и качественными преобразованиями:
1)социальное развитие;
2) социальная модернизация;
3) социальная трансформация;
4) социальное преобразование.

3. Социальный процесс — это.
1) любой вид движения, смены состояний социального объекта или явления, поток событий, модификаций;
2) различия между тем, что представляла собой социальная система в прошлом и в настоящий период времени;
3) результат проводимых в обществе преобразований;
4) этапы событий, последовательно сменяющих друг друга

4. Существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере – это социальное развитие .

5. Понятие «процесс» характеризует:
1) статику общественного развития;
2) динамику общественного развития;
3) явления застоя в общественном развитии;
4) эволюционные явления.

6. Основными характеристиками процессов, протекающих в обществе, являются:
1) масштаб;
2) направленность:
3)интенсивность;
4)изменчивость.

7. Сфера взаимодействия имеющихся в обществе социальных групп, классов, слоев по поводу условий их жизни и деятельности — это социальная сфера .

8. Установите соответствие между уровнем дисциплины и его содержанием:
Уровень: теоретический ; прикладной
Содержание
а) научные знания о методах изучения происходящих в обществе процессов, их взаимодействии;
б) анализ частных методов практического решения определенных проблем.

9. Теоретическая направленность исследований состоит в.
1) определении сущности и реального содержания социально-экономических и политических процессов;
2) изучении тенденций развития процессов;
3) управлении социально-экономическими и политическими процессами;
4) определении социальных сил, в интересах которых развиваются те или иные процессы.

10. Реформа представляет собой процесс.
1) распада системы, при котором ее элементы «захватываются» другими системами
2) резкого, скачкообразного изменения ядра системы, ведущего к появлению новой системы
3) постепенной перестройки ядра системы, ведущей к появлению новой системы;
4) возрождения старых, отживших элементов системы

1. Процессы, обусловленные внешними причинами, называются.
1) явные процессы;
2) латентные процессы;
3) экзогенные процессы;
4) эндогенные процессы.

2. Процессы, обусловленные внутренними причинами, называются эндогенными процессами.

3.Примером направленного процесса является .

1) экономический бум;
2) экономическая социализация;
3) экономический застой;
4) стагнация.

4. Процесс приватизации — это.
1) латентный процесс;
2) явный процесс;
3) неуправляемый процесс;
4) ненаправленный процесс.

5. Процесс административной реформы государственного управления — это:
1) явный процесс;
2) латентный процесс;
3) неуправляемый процесс;
4) ненаправленный процесс.

6. На уровне мирового сообщества протекают макро процессы.

7.Установите соответствие между приведенными терминами и определениями
Термин:
морфогенетические процессы
явные процессы
спонтанные процессы
эволюционные процессы

Определение:
а) процессы, которые можно распознать, предсказать и у которых можно выявить цель;
б) процессы, приводящие к возникновению совершенно новых условий, состояний общества, социальной структуры, развития экономики и т. д.;
в) процессы постепенного накопления новых элементов и свойств, в результате которого происходит изменение;
г) процессы, которые возникают как ненамеренные, нераспознанные (скрытные) совокупности множества индивидуальных действий «снизу».

8.Установите соответствие между приведенными терминами и определениями
Термин:
однолинейные процессы
спланированные процессы
процессы трансмутации
латентные процессы

Определение:
а) процессы, который нельзя распознать, воспринять как положительные или отрицательные, установить их желательность или нежелательность;
б) процессы, приводящий лишь к модификации, реформации развития, в результате которых не возникают новые условия или состояния общества;
в) процессы, идущие под давлением «сверху»;
г) направленные процессы, развитие которых происходит по единственной возможной траектории.

9. Структура социального процесса состоит из следующих элементов:
1) субъект социального процесса;
2) объект социального процесса;
3) цель социального процесса;
4) условия протекания социального процесса.

10. Социальный прогресс Г. Спенсер рассматривал.
1) как результат возникновения и разрешения социальных противоречий
2) как степень развития производительных сил
3) как рост однородности и уменьшение степени взаимозависимости социальных компонентов
4) как увеличение дифференциации, степени взаимозависимости социальных компонентов

1.Установите соответствие между понятием и его сущностью:
Понятие:
1)метод
2)методика
3)техника

Сущность:
а) совокупность правил использования метода;
б) способ получения результата, решения проблемы или получения новой информации
в) совокупность приемов исследования

2.Стратегия научной деятельности, включающая специальные принципы и определенные методологические ориентации – это методологический подход .

3. Установите соответствие между понятием и его сущностью:
Понятие
1) проблема
2)гипотеза
3)теория

Сущность
а) форма знания, содержащая научное предположение;
б) форма знания, содержащая то, что еще не познано;
в) форма знания, дающая целостное отображение определенной части действительности.

4.Установите верную последовательность уровней структуры методологии:
1)-1 общенаучные (фундаментальные) принципы и методы;
2)-2 конкретно-научные принципы и методы;
3)-3 частно-научные принципы и методы.

5. По признаку цели выделяют следующие методы:
1) первичные;
2) вторичные;
3) логико-аналитические;
4) экспериментально-игровые.

Читайте также:  Каков способ питания шляпочных грибов

6. По признаку — способ реализации — выделяют следующие методы:
1) первичные;
2) вторичные;
3) логико-аналитические;
4) экспериментально-игровые.

7. Установите соответствие между видом исследования и его целью:
Вид исследования
Качественное
Количественное

Цель исследования
а) понимание и интерпретация субъективного аспекта социальных процессов.
б) получение точных, количественных значения изучаемых показателей

8.К количественным методам сбора информации относят:
1) опрос;
2) социометрический опрос;
3) эксперимент;
4) метод «фокус-групп».

9. К качественным методам сбора информации относят:
1) опрос;
2) социометрический опрос;
3) эксперимент;
4) метод «фокус-групп».

10. Диалектический метод относится к общенаучным/фундаментальным методам исследования.

1. Структура — это инвариантная упорядоченность элементов (подсистем) в соответствии с устойчивой фиксацией связей между ними.

2. Установите последовательность реализации функций (этапов) процесса управленческой деятельности как системы:
1)-3 принятие управленческого решения;
2)-2 прогноз развития ситуации;
3)-4 планирование исполнения решения;
4)-1 анализ ситуации;
5)-6 контроль за исполнением управленческого решения;
6)-5 организация исполнения решения;
7)-7 корректировка принятого решения.

3. Определите соответствие между приведенными терминами и определениями:
Термин
Лабильность
гомеостаз (ис)
энтропия

определение
а) мера энергетического равновесия между подсистемами в замкнутой системе;
б) способность системы обратимо менять свою структуру и функции (структурная и функциональная гибкость);
в) механизм, сохраняющий относительную неизменность параметров внутренней среды системы при изменяющихся параметрах внешней среды.

4. Основной задачей системного анализа является:
1) классификация основных структурных элементов системы;
2) определение функций социальных институтов;
3) системное исследование сложных проблем в условиях неопределенности;
4) дифференциация основных структурных элементов системы.

5. Установите соответствие между понятием и его определением:
Понятие
эмерджентность
цель системы
структура системы
обратная положительная связь

определение
а) относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы;
б) связь, усиливающая результаты функционирования системы, способная приводить ее к неустойчивым состояниям;
в) предпочтительное состояние для системы;
г) степень несводимости свойств системы к свойствам ее элементов

6. К системному анализу не относится следующая процедура:
1) рассмотрение изучаемого явления как определенной системы;
2) выделение в изучаемом явлении его составных элементов;
3) установление взаимосвязей между системными элементами;
4) диагностику времени и качества жизни изучаемой системы.

7. Понятие «эмерджентность» предполагает:
1) степень несводимости свойств системы к свойствам ее элементов;
2) относительную независимость системы от среды и других аналогичных систем;
3) относительно устойчивую фиксацию связей между элементами системы;
4)предпочтительное состояние для системы.

8. Понятие «обратной связи» в системном анализе означает:
1) степень несводимости свойств системы к свойствам ее элементов;
2) относительно устойчивую фиксацию связей между элементами системы;
3) изменение структуры системы во времени;
4) воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.

9. Характеристики «жестких» систем:
1) четкая, неизменная структура;
2) ограниченное число элементов, между которыми количество взаимосвязей невелико;
3) это сложные системы, с большим числом элементов;
4) эти системы хорошо организованы и управляемы.

10. Последний этап системного анализа.
конструирование системной модели ; построение структуры системы; анализ явлений эмерджентности; анализ взаимосвязей элементов системы.

Моделирование — это.
1)создание моделей не существующих, а ожидаемых процессов;
2)идеализирование какого-либо процесса;
3)представление об объекте, лишенное недостатков;
4)адекватная замена оригинала аналогом.

2. Установите соответствие между понятием и его определением
1) бинарная модель
2) регрессионная модель
3) интерактивная модель
4) многофакторная модель

а) модель, которая воспроизводит взаимодействие многих переменных — скрытых и явных;
б) модель, которая фиксирует взаимодействия трёх переменных и более, направленных на решение одной задачи;
в) модель, которая воспроизводит различные виды взаимодействий двух переменных;
г) модель, которая используется при анализе влияния двух независимых переменных величин на зависимую третью переменную.

3. При построении модели социального процесса с помощью SWOT-анализа не используется показатель.
1) сила;
2) слабость;
3) возможности;
4) недостатки.

4. Модель, содержащая фиксированный перечень входных параметров, определяющих свойство и динамику моделируемого объекта – это детерминированная модель

5. К свойствам модели не относится следующая характеристика.
1) адекватность;
2) динамизм;
3) комплексность;
4) релевантность элементов.

6. Установите соответствие между принципами моделирования и их содержанием:
Принцип
1)точности
2) разнообразия элементов модели
3) непрерывности
4)верификации

Содержание
а) принцип, охватывающий переход от максимально полного описания объекта моделирования к более простым формам;
б) принцип, позволяющий отразить многофункциональный характер исследовательских задач;
в) принцип, предусматривающий возможность соответствия образа объекта его содержанию и возможности проверки этого соответствия на адекватность;
г) принцип, выражающийся в соразмерности исходных данных и точностью в отображении объекта моделирования

7. Не существует моделей.
1) математических;
2) невербальных;
3) предметных;
4) знаковых.

8. Модели, используемые в прогнозировании, суть которых заключается в переносе прошлых тенденций в будущее – это экстраполяционные модели.

9. К основным языкам моделирования социальных процессов не относится.
1) словесное описание;
2) блок-схемы, матрицы решений;
3) художественное изображение;
4) математические формулы.

Читайте также:  Интеллект способы оценки интеллекта

10. Нельзя смоделировать следующий процесс.
1) динамика ВВП;
2) динамика фонда заработной платы;
3) численность населения;
4) электоральные ожидания.

1 .Программа статистического наблюдения — перечень вопросов (признаков), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.

2. Установите соответствие между типом исследования и его целью
Тип исследования
зондажное, поисковое
дескриптивное, описательное
аналитическое, объяснительное
экспериментальное

Цели исследования
а) верификация причинно-следственных (объяснительных) гипотез;
б) апробирование методики, получение предварительных данных о событии или процессе;
в) формирование целостного представления об изучаемом объекте, его структуре и связях между элементами;
г) установление зависимости между различными социальными процессами, объектами и их характеристиками, выявление причинно-следственных связей.

3. Установите в последовательность основных этапов статистического исследования
1)-3 анализ полученных обобщающих показателей;
2)-2 сводка и группировка результатов наблюдения;
3)-1 статистическое наблюдение.

4. Договор на исследование — письменное соглашение сторон о взаимных обязательствах , имеющее юридическую силу и определяющее экономические и правовые отношения между заказчиком и исполнителем.

5. Установить последовательность основных этапов прикладного социологического исследования
1)-4 кодировка данных и их обработка;
2)-7 подготовка и оформление отчета об исследовании;
3)-1 разработка программы исследования;
4)-2 пилотаж методик сбора информации;
5)-5 анализ полученных результатов;
6)-3 этап сбора эмпирической информации (полевой этап);
7)-6 разработка и внедрение рекомендаций;

6. Эмпирическое социологическое исследование — это.
1) обобщение данных о культурных, исторических и общественных процессах;
2) теоретический анализ актуальных общественных проблем;
3) выработка, принятие и реализация управленческих решений социальных проблем;
4) реализация системы логически последовательных процедур, связанных между собой единой целью — получить достоверные данные.

7. Впервые предложил методику проведения выборочных опросов населения и ввел понятие репрезентативности .
1) О. Конт;
2) М. Вебер;
3) Дж. Гэллап;
4) Т. Парсонс.

8. Старейшим в России является.
1) Фонд «Общественное мнение» (ФОМ)-1992;
2) Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)-1987;
3) Vox Populi (Б.Грушина)-1989;
4) РОМИР-1989.

9. К основным ограничениям на проведение экспериментов в социологии не относится:
1) высокая стоимость;
2) низкая валидность данных;
3) отсутствие контрольной группы;
4) нехватка специального оборудования.

10. К основным направлениям демоскопии не относится:
1) прогнозирование исхода выборов;
2) анализ биографий политических лидеров;
3) анализ аудитории СМИ и их эффективности;
4) Изучение отношения населения к различным законопроектам.

11. Демоскопия -это:
1. Раздел демографии
2. Наблюдение и анализ массовых явлений в обществе
3. Метод сбора эмпирической информации
4. Тип выборочной процедуры

12. Главные отличия программы прикладного исследования от программы фундаментального исследования заключаются в .
1) методиках получения эмпирической информации;
2) степени разработанности теоретико-методологического раздела программы;
3) используемых процедурах выборки;
4) характере решаемых задач.

1. Какая форма собственности доминирует в современном российском обществе?
1. Собственность общественных и религиозных организаций.
2. Частная собственность.
3. Смешанная российско-иностранная собственность.
4. Государственная и муниципальная собственность.

2. Установите последовательность вертикальной социально-экономической стратификации:
1.-6 Квалифицированные рабочие.
2.-5 Мелкобуржуазия
3.-4 Технические специалисты среднего уровня
4.-7 Неквалифицированные рабочие
5.-2 Административно-управленческий аппарат высшего уровня
6.-3 Техники и работники, осуществляющие управленческие функции
7.-1 Коммерческий класс

3. Дайте определение термина «экономическое поведение».
1). Экономическое поведение — это образ, способ, характер экономических действий субъектов экономических процессов.
2). Экономическое поведение — это экономический элемент социальной структуры, характеризующий устройство, формы организации и регулирования экономической жизни.
3). Экономическое поведение деятельности.
4). Экономическое поведение
— это система ценностей и побуждений хозяйственной
— это система правил организации экономической деятельности.

4.Установите соответствие между типом личности и типом поведения:
Тип личности: Тип поведения:
1. экономический-3 1. риторический
2. технологический-2 2. мобилизационный
3. психологический-4 3. прогрессивный
4. этический-1 4. Автономный

5.Установите соответствие между понятием и его определением:
Понятие:
1. конкуренция
2. монополия
3.олигополия
4.кооперация

1. сотрудничество субъектов для достижения общей цели
2. доступность немногих к ресурсам
3. соперничество субъектов за доступ к ресурсам
4. доступ одного субъекта к ресурсам

6. Дайте определение термина «экономический институт».
1). Экономический институт — это образ, способ, характер экономических действий субъектов.
2). Экономический институт — это экономический элемент социальной структуры, характеризующий устройство, формы организации и регулирования экономической жизни.
3). Экономический институт — это система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности.
4). Экономический институт — это система правил организации экономической деятельности.

7.Одним из основных способов количественной оценки соотношения доходов на душу населения между 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных слоев является:
1. Статистический.
2. Индекс развития человеческого потенциала.
3. Децильный коэффициент.
4. Нормативный.

8.М. Вебер считал, что основным механизмом регуляции соицально-экономических отношений является:
1. бюрократия.
2. политическая партия.
3.Рынок
4. Харизматическая личность.

9.Какой слой преобладает в социально-экономической структуре российского общества?
1 .Высший
2.Выше среднего
3.Средний слой.
4.Ниже среднего.
5.Низший слой.

10.Основным критерием экономической стратификации является:
1.Политические взгляды.
2.Денежные сбережения.
3.Уровень потребления.
4.Уровень дохода.

Читайте также:  Способы защиты гражданских прав пример средство защиты

1.Установите верную последовательность элементов в структуре экономической теории:
1) исходные посылки (аксиомы, постулаты);
2) теоретические утверждения и выводы (законы, теоремы, гипотезы и т.д.);
3) теоретические модели;
4) методы доказательства теоретических выводов и проверки гипотез.

2. Абстрактные теоретические понятия, обозначающие определенные элементы экономической реальности, их состояния или свойства – это экономические категории .

3.Системный подход к исследованию социально-экономических процессов связан с именем .
1) К.Маркса;
2) М.Вебера;
3) И. Валлерстайна;
4) В.Леонтьева.

4.Наука, разрабатывающая методы измерения взаимосвязи между экономическими и социальными процессами, называется социально-экономическая статистика .

5.Эвристический метод исследования открытых самоорганизующихся систем, подверженных корпоративному эффекту, — это синергетика .

6.Понятие «экономический процесс» отражает динамику развития.
1) материального производства;
2) производительных сил;
3) окружающей природной среды;
4) производственных отношений.

7. Методологический подход, рассматривающий социально-экономические процессы как «результирующий вектор» поведения, воли и интересов отдельных субъектов называется.
1) бихевиористский подход;
2) системный подход;
3) структурно-функциональный подход;
4) институциональный подход.

8.Установите соответствие между ключевой идеей и идеологическим направлением:
Идея
неприкосновенности частной собственности
смены общественно-экономических формаций
социальной справедливости

Идеология
а) социал-демократическая;
б)марксистская;
в)либеральная

9. Установите соответствие между экономической школой и направлением исследований:
Экономическая школа
меркантилизм
физиократизм
английская классическая

Направление исследований
а) предмет исследования — богатство, источником которого является торговля;
б) предмет исследования — богатство, источником которого является производство;
в) предмет исследования — взаимосвязь производства и потребления, накопления и распределения богатства

10.Современная экономическая наука изучает.
1) духовно-нравственные процессы;
2) отношения людей и групп в процессе производства;
3) распределение, обмен и потребление благ при постоянно-ограниченных ресурсах;
4) естественно-исторические процессы.

1. Развивающееся общество, в тоже время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий борьбу социальных сил называется стабильное общество .

2. Установите соответствие между терминами и приведенными определениями:
Термин
социальная стабильность
устойчивое развитие
равновесие
социальная нестабильность

определение
а) неизменность во времени, сохранение параметров системы, данного строения в данной среде;
б) сохранение параметров системы и возвращение к ним в случае вынужденных отклонений, а также процесс упорядоченного, организованного изменения;
в) изменения структуры, функций или каких-либо процессов в социальной системе, которые деформируют эту систему и угрожают ее целостности.
г) развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

3.Укажите компоненты социальной стабильности:
1) внутренняя социальная стабильность социальных систем (институтов, общностей и т.д.);
2) внутри личностная стабильность, стабильность установок и ценностей;
3) стабильность их взаимосвязей и взаимодействий компонентов социальных систем между собой;
4) стабильности всего общества, которая предполагает стабильность экономическую, политическую, идеологическую, культурную.

4.Устойчивость социальных объектов, структур и процессов, которая при всех изменениях сохраняет их целостность как таковых — это:
1)социальная изменчивость;
2)социальная стабильность;
3)социальное развитие;
4)социальная стационарность.

5.Нарушение равновесия внутри социальных систем и между ними, которое проявляется в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации взаимоотношений между различными социальными институтами:
1)социальное равновесие;
2)социальное развитие;
3)социальная нестабильность;
4)социальное изменение.

6.Теория, претендующая на объяснение поведения человеческих множеств, которые объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие между которыми имеет характер усиления эмоций — это.
1)теория массовых коммуникаций;
2)теория «подражания»;
3)теория «толпы»;
4)теория социализации.

7.Система предельно-критических показателей развития российского общества была разработана:
1)учеными ИСПИ РАН;
2)учеными РАГС;
3Специалистами ООН;
4)специалистами ВЦИОМ.

8.При анализе соотношения предельно-критических и реальных показателей развития российского общества базой сравнения выступают показатели развития за:
1)1913;
2) 1985;
3)1990;
4)2000.

9.Система предельно-критических показателей развития российского общества была разработана для оценки приближения к ситуации нестабильности:
1)в социально-экономической сфере общества;
2)в политической сфере общества;
3)для оценки демографического кризиса;
4)по семи важнейшим сферам жизнедеятельности общества: экономической, социальной, демографической, экологической, политической, духовной и девиантному поведению.

10. Нормативный, относительный показатель означает:
1)уровень приближения к заранее заданной величине-норме;
2)соотношение минимальных и максимальных величин;
3)соотношение величин в заранее определенных группах;
4)оценку состояния явления.

11. Социальные показатели — это .
1)наблюдаемые и измеряемые характеристики социального явления или процесса;
2)фрагменты социальной реальности, на которые направлена познавательная деятельность;
3)отдельные социальные явления и процессы, оказывающие влияние на развитие и функционирование общества;.
4)общепринятая система образцов.

12.Установите последовательность стадий нестабильности социальной системы:
1) реформация социальных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также нарушение межсистемных связей;
2)общая нестабильность социальной системы, когда существенно нарушается ее целостность;

3)разрушение системы или переход в принципиально новое социальное качество.

13.Стабильность в обществе достигается:
1) за счет неизменности, постоянства социальных связей и институтов;
2) за счет умелого осуществления назревших социальных изменений;
3) за счет непрерывной борьбы социальных сил;
4) за счет жесткой вертикали власти и постоянного контроля.

Источник

Оцените статью
Разные способы