По основанию способ организации деятельности выделяется психологическая поддержка

Психологическая поддержка как основа влияния на личность
статья на тему

Психологическая поддержка является основой свободного развития личности ребенка, благодаря своим потенциальным возможностям взаимодействия со взрослыми. Под психологической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskaya_podderzhka_kak_osnova_vliyaniya_na_lichnost.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучая вопросы взаимодействия людей, можно особо выделить взаимоотношения взрослого и ребенка, так как основа построения их берет начало в детстве. Исследователи делают важный вывод о том, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми, вполне адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности, которые исходят от окружающих и адресованы ребенку. Как следствие у ребенка формируется эмоционально-положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.) Исследователи, Л.Н.Абрамова, А.Г.Рузская отмечают максимальную потребность ребенка в психологической поддержке взрослого, которая проявляется в формах обращений, просьб и жалоб с целью получения конкретно-эмоционального, практически действенного и познавательно-этического контакта в общении со взрослыми.

В педагогической и психологической науке проблема психологической поддержки ранее рассматривалась в контексте реформ отечественного образования и идей гуманизма, а также в рамках индивидуального подхода к ребенку у психологов А.Б. Добрович, М.С. Каган.

Современная гуманистическая парадигма предлагает обратиться к субъектности человека, что позволяет характеризовать психологическую поддержку как содействие ребенку в развитии его личности и вычленить механизмы поддержки в общении взрослого и ребенка: понимание, приятие, признание, репрезентация себя другим, продолжения себя в других (В.А. Петровский).

В психологическом словаре, психологическая поддержка определяется как, область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

К анализу понятия «педагогическая поддержка» и к характеристике его содержания специалисты подходят по-разному.

Так, психолог А.Д. Андреева рассматривает психологическую поддержку как процесс. Она поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Под психологической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

О.С. Газман, теоретически обосновывая идею психологической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Г.М. Коджаспирова дает такое определение, психологическая поддержка

— это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Цель психологической поддержки — душевное, или психологическое здоровье людей. Здоровье понимается как такое динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, при котором человек способен полноценно выполнять свои социальные функции. Психическое здоровье рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие. Поэтому психически здоровый человек должен быть в целом адаптирован к успешному функционированию в социуме.

Психическое здоровье органически включено в личность и составляет одну из ее важнейших характеристик. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между человеком и средой, а также между различными аспектами человеческого «Я» — рациональным и эмоциональным, разумом и интуицией и т. п. Исходя из этих рассуждений, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: гармонию между различными аспектами внутреннего мира человека, а также между человеком и обществом; возможность, как полноценного функционирования человека, так и его развития в процессе жизнедеятельности.

Основываясь на взглядах психологов гуманистического направления, можно заключить, что обобщенная психологическая модель здоровья должна включать аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он отражает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию, как с живыми, так и с неживыми объектами, единство с миром во всей своей полноте. Из этого следует наличие позитивного образа «Я», т. е. абсолютное принятие человеком, как самого себя, так и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей; глубокого убеждения ценности человеческой жизни как своей, так и чужой. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог.

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т. е. в самоизменении, личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором своей биографии». Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Поэтому необходима деятельность педагогов по оказанию этой помощи подросткам в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности, с общением, с самоопределением.

Психологическая поддержка представляет собой процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Данное направление в психологии и педагогике названо автором этой концепции О.С. Газманом, как психология свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности. В рамках этой концепции формирование личности выступает как индивидуальное саморазвитие, а педагогический процесс — как субъект — субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Достойная личности цель, которая достигается, благодаря психологической поддержки – это развитие ребенка как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

Таким образом, психологическая поддержка является основой свободного развития личности ребенка, благодаря своим потенциальным возможностям взаимодействия со взрослыми.

Источник

Методы оказания психологической помощи

Все мы рано или поздно нуждаемся в психологической поддержке, ведь жизненные трудности, с которыми не получается справиться самостоятельно, могут настигнуть нас в любой момент. Более того, сложные ситуации и наши реакции на них имеют свойство повторяться, и тогда следует раз и навсегда разобраться с первопричиной расстройств.

Давайте подробнее рассмотрим методы психологической помощи и подумаем, кому и когда она нужна.

Понятие психологической помощи: какой она бывает?

Психологическая помощь предполагает дать человеку информацию о его психоэмоциональном состоянии, выявить причины и механизмы возникновения определенных психологических реакций на основе диагноза и симптомов, а также активно воздействовать на психику с целью гармонизировать психику и здоровье и улучшить качество жизни.

Такую помощь оказывают профессиональные психотерапевты, владеющие определенными знаниями и личностными качествами.

Психологическая помощь зависит от конкретного случая и может быть:

  • неотложной (при острых панических состояниях, опасности суицида, шока, насилия, непоправимого горя) или отсроченной (при длительных трудностях хронического характера);
  • краткосрочной или продолжительной (в зависимости от характера стресса, депрессии и кризисного состояния пациента);
  • индивидуальной или групповой (в зависимости от исходной проблемы и финальных задач).

Кому может помочь психолог?

Ученые психологи говорят о том, что симптомы кризисов зависят от тяжести пережитого события, но их природа идентична и подразумевает изменение психики человека вне зависимости от того, перенес ли он непоправимую катастрофу или потерял смысл жизни. В любом случае реабилитация начинается с понимания первопричины проблемы и стабилизации эмоционального состояния.

Психологическая помощь требуется людям с разными нервными, тревожными и психическими нарушениями и людям здоровым, которые в данный момент переживают сложные жизненные обстоятельства или находятся в кризисной, шоковой, стрессовой, конфликтной ситуации.

Как помочь себе самому?

Если вы чувствуете, что способны сами выбраться из сложной психологической ситуации, можно приложить некоторые усилия и помочь себе самому. Рассказываем, как это сделать.

При помощи литературы по психологии изучайте свою психику, выявляйте сильные и слабые стороны.

Не забывайте наблюдать за собой, контролируйте возникающие мысли и поведение на происходящие жизненные события, анализируйте свои реакции.

Помните, что прочитать несколько статей, чтобы научиться корректировать свой эмоциональный фон, недостаточно. Необходимо применять полученную информацию к своему случаю, только тогда вы достигнете результатов.

Наш обучающий курс даст реальный шанс не только самому справиться с кризисной ситуацией, но и возможность получить новую профессию и помогать другим людям в их сложностях, работая психологом-консультантом.

Путь исследования самого себя – увлекателен и интересен, заставляет увидеть свою личность в новом свете, учит лучше понимать как себя, так и других людей.

Доверьте себя профессионалам! Виды и методы психологической помощи

Профессиональная психологическая помощь проводится опытными психологами, психотерапевтами, консультантами, которые имеют образование в этой области, владеют специальными знаниями, проводят диагностику психологического состояния пациента, ставят цели, выбирают наиболее эффективные виды и методы воздействия.

Профессионалы оказывают действие на психику клиента при помощи:

  • психологического консультирования (проводится для формирования ценностей, позиции, взгляда на жизнь);
  • психологической коррекции (ставит своей целью выработать навыки деятельности психики, которые поспособствуют оздоровлению, личностному росту и гармоничной адаптации в социуме);
  • психотерапии (имеет задачу купировать патологические симптомы психики и помочь пациенту достигнуть равновесия в психическом и физическом состоянии);
  • профилактики (задача – дать здоровым людям навыки и техники предотвращения нервных, психических и соматических заболеваний, способы для облегчения реакций на травмирующие события).

Для оказания психологической помощи специалисты используют следующие методы:

воздействие на интеллект (основано на логическом мышлении, дает пациенту важную информацию для решения его проблем);

воздействие на эмоции (включает техники эмоциональной поддержки, такие как сочувствие, сопереживание, участие в проблеме, на этом этапе важным будет и физический контакт – обнять или взять за руку);

воздействие на поведение (обучение клиента другому мышлению, поведению и, соответственно, приобретение новых реакций на свои чувства и окружающие события).

В процессе консультации коррекционному специалисту необходимо соблюдать следующие правила:

  • слушать рассказ клиента без осуждения;
  • выказывать искреннее желание помочь в проблеме;
  • со всей серьезностью принимать ощущения, мысли и страхи клиента;
  • не торопить пациента с кардинальными действиями по решению проблемы;
  • дать пострадавшему всю информацию о том, что его состояние (бессонница, психосоматика, отсутствие аппетита) является нормальным и соответствует пережитым событиям.

Источник

Психологическая помощь и поддержка

Психологическая помощь и поддержка – это психологические воздействия в системе «психолог-клиент», направленные на решение проблем клиента, лежащих в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов.

Психологическая помощь – это обращение человека, который берет на себя определенную ответственность за собственную жизнь, а самое главное признает, что его жизнь пошла не так, как хотелось бы. С точки зрения психологии, этот шаг, можно считать героическим! Потому что сделать шаг обращения за помощью может сделать далеко не каждый. Человеку трудно признавать свои ошибки, признать тот факт, что его жизнь стала либо однообразной, либо не приносит должного чувства полноценной жизни.
Существует такое представление, что сильная личность — это та, что может справиться со своими психологическими проблемами самостоятельно. Это, конечно же, глубокое заблуждение. Или часто возникает мнение о том, что, дескать, в себе можно разобраться самостоятельно без посторонней помощи. «Сам себе психолог» — опасный миф, основанный на наивном бытовом представлении о психологии. Профессиональный опыт показывает, что в сложных, запутанных, приносящих эмоциональное страдание ситуациях разобраться в себе самостоятельно практически не представляется возможным. Почувствовав дискомфорт в желудке или кишечнике, мы спешим к гастроэнтерологу, покалывание в сердце — к кардиологу и т.д., не решаясь, как правило, прибегнуть к самолечению, хотя о желудке или сердце каждый из нас, безусловно, знает гораздо больше, чем о психике. Людей, у которых нет проблем, не бывает. Поэтому в психологической помощи и поддержке периодически нуждаются все, и лучше не ждать, пока та или иная проблема приобретет характер непреодолимый, а душевная боль начнет трансформироваться в соматическое заболевание.

А что же такое психологическая поддержка для клиента? Это процесс взаимодействия, но ведущую роль в нем играет консультант. Именно психологическая поддержка с его стороны создает для Вас атмосферу доброжелательности, покоя и уверенности в своих силах, способствует снижению тревоги и остроты переживаний.

Задачей психологической поддержки является создание оптимального фона, на котором будут происходить Ваши изменения (спонтанно или в рамках оказания консультантом психологической помощи).

Когда особенно нужна психологическая поддержка в жизни?

1.Тогда, когда Вы знаете, чего Вам хочется, и представляете, как этого добиться, но у Вас нет сил или уверенности в том, что это получится.

2.Квалифицированная психологическая поддержка необходима тогда, когда Вы уже приняли решение, но его трудно осуществить (например, из-за негативного отношения окружающих или близких).

3.Интенсивная психологическая поддержка нужна в период расставания или утраты. (ВНИМАНИЕ! Иногда требуется помощь психотерапевта!)

4.Особенно эффективна психологическая поддержка в период осознания собственных ошибок и заблуждений.

Профессиональная психологическая помощь нужна в случаях, связанных с:

1.Острым психологическим кризисом (независимо от причины его возникновения);

4.Страхами и навязчивыми состояниями;

5.Потерей смысла и интереса к жизни;

6.Любой ситуацией, где Вы не видите приемлемого для себя решения проблемы или

замечаете, что ваше психологическое состояние продолжает ухудшаться без видимой причины.

Вы можете получить психологическую поддержку в семье, у друзей, на работе. Но качественную психологическую помощь Вы получаете только у специалиста. Вам остается только спросить себя: “Что же мне надо?“

Виды психологической помощи:

  • Психопрофилактика (предупреждение).
  • Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).
  • Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
  • Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
  • Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
  • Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
  • Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

В жизни мы вынуждены преодолевать множество сложных ситуаций требующих крайнего напряжения душевных и физических сил и когда этих сил не хватает, мы чувствуем себя беспомощными.

Само по себе чувство беспомощности способно угнетать человека и действовать разрушительно на его самооценку. Когда стресс становится хроническим и развиваются те или иные психические симптомы, становится, очевидно, что необходимо что-то предпринять. Борьба со стрессом может принимать различные формы: от отчаянных попыток найти способ «расслабиться» до поиска помощи и поддержки у близких людей.

Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно, а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи. В таких случаях единственно правильное решение обратиться к специалисту. Мы будем рады Вам помочь.

Источник

Читайте также:  Способы собрать кубик рубика 3х3 алгоритм
Оцените статью
Разные способы