По летнему способ образования

Как определить способ словообразования

· Дано слово, для которого необходимо определить способ словообразования.

· Нужно представить словообразовательную цепочку, которая предшествует данному слову.

· В словообразовательной цепочке нужно выбрать именно то слово, которое непосредственно предшествует заданному слову; иными словами, нужно взять ту пару слов, которые относятся друг к другу как мотивирующее и мотивированное.

· Необходимо установить различие в лексическом значении двух выбранных слов: появляется обновленное лексическое значение, которое можно определить через мотивирующее слово, или меняется частеречное значение слова (существительное – прилагательное и т. д.).

· Необходимо установить различие в их морфемном составе. В мотивированном слове (а именно оно и дано в качестве задания) количество морфем чаще всего будет больше или произойдет замена одних словообразовательных морфем на другие.

Помните: определяя способ образования заданного слова, нужно найти предшествующее в словообразовательной цепочке слово.

Например: лето — летний — по — летнему(одеться)

Наречие по-летнему образовано от слова летний, поэтому способ его образования приставочно — суффиксальный.

В тестах ЕГЭ часто встречаются задания, где нужно найти слово, образованное приставочно-суффиксальнымспособом. Прежде всего таким способом образуются наречия, существительные, прилагательные, глаголы с аффиксом -ся.

Наречия: по- + -ому / -ему по — моему, по — своему, по — дорожному

по- + -и / -ски по — товарищески, по-волчьи

в-, во- + -ых / -их в — пятых, во — вторых

из-, до-, с- + -а издавна, досуха

Прилагательные: берег — прибрежный

Существительные: окно — подоконник

Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполните следующие действия:

  • определите все слова, в которых есть приставка;
  • закройте приставку и посмотрите на то, что осталось;
  • является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
  • если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом

Например: невысокий / высокий, кое — что / что

Но имейте в виду, что причастия, деепричастия образуются от глаголов суффиксальным способом.

Например: вделать — сделанный, подрубить — подрубленный, перерезать — перерезая

Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом ( в этом случае закрывайте суффикс и смотрите на то, что осталось слева от него).

Например: близорукий — близорукость (близорук + ий)

Следует обратить внимание на суффиксы -ость-, -тель-, -ств- / -еств-, -от- при помощи которых образуются существительные от прилагательных, глаголов суффиксальным способом.

Часто в заданиях ЕГЭ нужно найти слово, образованное способомсубстантивации и бессуффиксным способом.

И в том, и в другом случае ищем имена существительные.

Как различить субстантивированное существительное от прилагательного?

  • по вопросу
  • при прилагательном есть существительное, от которого оно зависит, рядом с субстантивированным существительным, которое по форме похоже на прилагательное, существительного нет

Например: врач пришел к больному человеку (человеку какому? больному)

врач пришел к больному (пришел к кому? к больному)

В первом случае слово больной — прилагательное, во втором — существительное.

Источник

«По-летнему» или «по летнему»?

Правильное написание «по-летнему» или «по летнему» часто вызывает затруднения. Оба варианта верные. Выбор определяется частью речи и контекстом. Рассмотрим подробнее, как научиться различать данные омонимы и писать их правильно.

Как правильно пишется?

В речи может использоваться наречие с постоянными признаками образа и способа действия.

Слово образовано от прилагательного «летний» приставочно-суффиксальным способом: приставки «по-» и суффикса «-ему». Согласно правилу написания наречий, образованных указанным способом, слово следует писать через дефис.

Также в речи может использоваться прилагательное «летний» с существительным мужского или среднего рода в дательном падеже и с предлогом «по».

В таком случае сочетание правильно пишется: «по летнему».

Морфемный разбор слова «по-летнему»

Для быстрого усвоения правописания разберем слово по составу:

Читайте также:  Граждане основные способы приобретения гражданства

В каких случаях пишут «по-летнему»

Наречие обозначает признак. Если оно относится к глаголу, то отвечает на вопросы: «как?», «каким образом?». Если относится к слову категории состояния, то отвечает на вопросы: «как?», «в какой степени?».

Слово «по-летнему» обозначает: «подобно тому, как это происходит летом».

Примеры предложений

Несколько примеров для более глубокого понимания:

  1. Женщина была одета по-летнему, хотя в наших краях в сентябре лето уже заканчивается.
  2. Апрельский день выдался по-летнему жарким и солнечным, и мы отправились за город.
  3. В начале октября бывают дни, когда у нас по-летнему тепло. Это время называется «бабье лето».
  4. На тополе в нашем дворе поздно появляются листья. А осенью он один долго стоит по-летнему зеленый.
  5. В этот день на улице всегда по-летнему шумно. Люди, переполненные позитивными эмоциями, выходят на прогулку.

В каких случаях пишут «по летнему»

Прилагательное «летний» с предлогом «по» употребляется в сочетании с существительными мужского или среднего рода в дательном падеже.

При этом прилагательное имеет такие же грамматические категории: род, число, падеж, как у существительного. Сочетание отвечает на вопрос «по какому?».

Примеры предложений

Для закрепления рассмотрим несколько примеров:

  1. Поезда уже ходили по летнему расписанию, поэтому Марина уехала в тот же день.
  2. Жить по летнему времени сначала было непривычно, а потом стало даже интересно.
  3. Даша очень скучала по летнему отдыху. В последние годы отпуск приходился на зимние месяцы.
  4. По летнему домику, скромно расположенному в самом углу участка, было трудно определить состояние всей дачи.
  5. Дедушке нравилось бродить по летнему парку. Только в это время года он находил удовольствие здесь гулять.

Ошибочное написание слов «по-летнему» и «по летнему»

Распространенные ошибки связаны с неумением различать части речи. Часто используют «универсальный» подход и выбирают один способ написания, например, раздельный.

Также допускают грубые ошибки в орфографии:

  • па-летнему/па летнему;
  • по-летниму/по летниму.

В некоторых случаях встречается слитное написание. Часто записывают слова так, как они воспринимаются на слух.

Заключение

Для того чтобы правильно определить часть речи, требуется задать вопрос.

Если рассматриваемое слово отвечает на вопросы: «как?», «каким образом?», перед нами наречие. Это одно слово и писать его нужно через дефис.

Если сочетание отвечает на вопрос «по какому?», то употреблено прилагательное с предлогом, к которому есть зависимое существительное. В таком случае написание будет раздельным.

Источник

Как определить способ словообразования

· Дано слово, для которого необходимо определить способ словообразования.

· Нужно представить словообразовательную цепочку, которая предшествует данному слову.

· В словообразовательной цепочке нужно выбрать именно то слово, которое непосредственно предшествует заданному слову; иными словами, нужно взять ту пару слов, которые относятся друг к другу как мотивирующее и мотивированное.

· Необходимо установить различие в лексическом значении двух выбранных слов: появляется обновленное лексическое значение, которое можно определить через мотивирующее слово, или меняется частеречное значение слова (существительное – прилагательное и т. д.).

· Необходимо установить различие в их морфемном составе. В мотивированном слове (а именно оно и дано в качестве задания) количество морфем чаще всего будет больше или произойдет замена одних словообразовательных морфем на другие.

Помните: определяя способ образования заданного слова, нужно найти предшествующее в словообразовательной цепочке слово.

Например: лето — летний — по — летнему(одеться)

Наречие по-летнему образовано от слова летний, поэтому способ его образования приставочно — суффиксальный.

В тестах ЕГЭ часто встречаются задания, где нужно найти слово, образованное приставочно-суффиксальнымспособом. Прежде всего таким способом образуются наречия, существительные, прилагательные, глаголы с аффиксом -ся.

Наречия: по- + -ому / -ему по — моему, по — своему, по — дорожному

по- + -и / -ски по — товарищески, по-волчьи

в-, во- + -ых / -их в — пятых, во — вторых

из-, до-, с- + -а издавна, досуха

Прилагательные: берег — прибрежный

Читайте также:  Эффективный способ понизить температуру

Существительные: окно — подоконник

Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполните следующие действия:

  • определите все слова, в которых есть приставка;
  • закройте приставку и посмотрите на то, что осталось;
  • является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
  • если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом

Например: невысокий / высокий, кое — что / что

Но имейте в виду, что причастия, деепричастия образуются от глаголов суффиксальным способом.

Например: вделать — сделанный, подрубить — подрубленный, перерезать — перерезая

Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом ( в этом случае закрывайте суффикс и смотрите на то, что осталось слева от него).

Например: близорукий — близорукость (близорук + ий)

Следует обратить внимание на суффиксы -ость-, -тель-, -ств- / -еств-, -от- при помощи которых образуются существительные от прилагательных, глаголов суффиксальным способом.

Часто в заданиях ЕГЭ нужно найти слово, образованное способомсубстантивации и бессуффиксным способом.

И в том, и в другом случае ищем имена существительные.

Как различить субстантивированное существительное от прилагательного?

  • по вопросу
  • при прилагательном есть существительное, от которого оно зависит, рядом с субстантивированным существительным, которое по форме похоже на прилагательное, существительного нет

Например: врач пришел к больному человеку (человеку какому? больному)

врач пришел к больному (пришел к кому? к больному)

В первом случае слово больной — прилагательное, во втором — существительное.

Источник

«Памятка для определения способа образования слов в русском языке»

слов в русском языке

(продукт проектной деятельности учащихся

11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Руководитель — учитель русского языка и литературы Керефова Аксана Барасбиевна

При выборе производящего слова

(при имеющемся производном)

При определении способа словообразования

Неправильное восстановление словообразовательной цепочки

Что нужно знать?

В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным -существительное женского рода:

В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное производным:

Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

писать→ за писать→запис ыва ть

Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорош о

Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:

дедушка→ пра дедушка

Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.

В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:

существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:

существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:

Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий, сем-и-летний).

Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шест и десят и.

Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное ( дежурный ученик – дежурный по подъезду),

Читайте также:  Народный способ лечения сердца

из причастия в существительное ( управляющий производством человек – главный управляющий ),

из причастия в прилагательное ( ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).

Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:

сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.

Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.

Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:

-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например: близорук ость/

лес н ой, здоров енн ый.

Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:

-выбери слова с приставкой и суффиксом;

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Схема словообразовательного разбора:

определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого оно образовано ) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

определить способ образования исследуемого слова.

Пример словообразовательного разбора :

имеет значение «не имеющий дома ». Значит, образовано от слова «дом»

слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 307 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1506039

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы