- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Урок русского языка «Примыкание»
- Просмотр содержимого документа «Урок русского языка «Примыкание»»
- Проверочная работа по теме «Словосочетание»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Источник
Урок русского языка «Примыкание»
Урок русского языка в 7 классе на тему «Примыкание». На уроке использовались методы критического мышления, метод «КВН».
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Примыкание»»
Школа №30им.О Шораякулы
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о новой связи слов в словосочетании — примыкании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.,
Все учащиеся смогут: Выделять словосочетание со связью примыкание
Большинство учащихся смогут: Составлять алгоритм
Некоторые учащиеся смогут: Составить вопросы по пройденной теме.
Активизировать словарь по теме. Словарная работа: тропинка,
круча, прицепиться, вспышка, щетиниться.
Словосочетание, согласование, управление.
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке и дескрипторы
« Психологический настрой » .(1 мин)
Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»
1.Проверка домашнего задания.Упражнение 5.(2 мин)
1.Составление вопросов по пройденной теме.
3.Ответы на вопросы победителя.
Наибольшее количество вопросов
Правильно угаданый ответ
3.Групповая работа.(6 мин)Выпишите словосочетания с управлением, с согласованием. Выпишите оставшиеся словосочетания . Выделите главное слово, определите, чем выражено зависимое слово?
Наш класс, чей-то взгляд, несколько человек, один из нас, любить рыбалку,любя рыбалку, очень любя, весело шагать, шагать по пригоркам, по крутым пригоркам, не слишком крутым.
Выделить словосочетание с разными типами связи
Указать главное и зависимое слова
Указать, какими частями речи они выражены
Поставить вопрос от главного слова к зависимому
Определить грамматический признак
Определить способ подчинительной связи
Обьявление темы урока.Постановка цели.
А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке?
Цель нашей работы – узнать как называется этот вид словосочетаний
— выявить особенности этого вида словосочетаний
— научиться находить его среди других словосочетаний, в тексте
— создать алгоритм для этого вида связи.
1.Работа по книжной статье. Метод: Смотри,читай,закрой,скажи,пиши. Работа в парах.(5 мин)
Примыкание— это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола.
Выучил некоторые слова
2.Составление алгоритма (Схема – опора). (3 мин)
Сочинительная связь подчинительная связь
Зависимое слово изменяется
Примыкание Зависимое слово изменяет форму
с изменением главного
Чтение. Работа по тексту «Свет осени». (8 мин)
На юге осень спускается с гор. Ее тропинка проходит мимо кустарников, которые растут на голых скалах, на самых кручах, где ни одному дереву не прицепиться, даже горной сосне. От дыхания осени листья кустарников становятся багровыми. Издали кажется, что на сером камне кто-то разжег костер.
Еще внизу, в долине, трава по-летнему зеленая, еще по-летнему пахнут в городских садах тоько что распустившиеся розы, а в горах, освещая путь осени, уже загорелись багровые костры.
С каждым днем все ярче, все шире разгорается пламя осени, и его искры разлетаются далеко. Вот уже появились первые вспышки в зелени леса, который шетинится у подножья гор. Это надели свой ярко-оранжевый осенний наряд лесные дикие груши. Искры летят дальше.
Ответьте на вопросы к тексту.
1.Как осень спускается осень в долину?
2.Как меняются краски осенней природы?
3.Найдите в тексте описание.Докажите , что это описание.
Читал без ошибок
Правильно угаданый ответ
Грамматика. Индивидуальная работа. (7мин)
Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами.
Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.
1.Забежал однажды – примыкание.
Чей-то пёс, большой пёс – согласование.
Пёс забежал, залез и задремал – согласование.
Забежал в «домик няни» – управление.
Залез под печку – управление.
Сладко задремал – примыкание.
Правильно определять группы словосочетаний
Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. Способ связи предложений в тексте – параллельная связь . Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно. Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов. Описание может быть представлено серией назывных предложений.
1. Распределите словосочетания по колонкам, отметьте знаком «+».(4 мин)
Источник
Проверочная работа по теме «Словосочетание»
Проверочная работа по теме «Словосочетание»
1. Определите способ связи и средства ее выражения:
1) Наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) очень любя; 7) весело шагать; 8) шагать по пригоркам; 9) по крутым пригоркам; 10) не слишком крутым.
2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.
1) Обидеться … – обида …;
2) образоваться …– образован …;
3) обосновываться … – обоснование …;
4) наполнить … – наполнять …;
5) уверенность … – увериться … .
3 . Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа по теме «Словосочетание»
1. Определите способ связи и средства ее выражения:
1) Наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) очень любя; 7) весело шагать; 8) шагать по пригоркам; 9) по крутым пригоркам; 10) не слишком крутым.
2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.
1) Обидеться … – обида …;
2) образоваться …– образован …;
3) обосновываться … – обоснование …;
4) наполнить … – наполнять …;
5) уверенность … – увериться … .
3. Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение
Номер материала: ДБ-1555756
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник