По крутым пригоркам способ связи

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Урок русского языка «Примыкание»

Урок русского языка в 7 классе на тему «Примыкание». На уроке использовались методы критического мышления, метод «КВН».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Примыкание»»

Школа №30им.О Шораякулы

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Читайте также:  Перечисли способы питания растений

актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о новой связи слов в словосочетании — примыкании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.,

Все учащиеся смогут: Выделять словосочетание со связью примыкание

Большинство учащихся смогут: Составлять алгоритм

Некоторые учащиеся смогут: Составить вопросы по пройденной теме.

Активизировать словарь по теме. Словарная работа: тропинка,

круча, прицепиться, вспышка, щетиниться.

Словосочетание, согласование, управление.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке и дескрипторы

« Психологический настрой » .(1 мин)

Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»

1.Проверка домашнего задания.Упражнение 5.(2 мин)

1.Составление вопросов по пройденной теме.

3.Ответы на вопросы победителя.

Наибольшее количество вопросов

Правильно угаданый ответ

3.Групповая работа.(6 мин)Выпишите словосочетания с управлением, с согласованием. Выпишите оставшиеся словосочетания . Выделите главное слово, определите, чем выражено зависимое слово?

Наш класс, чей-то взгляд, несколько человек, один из нас, любить рыбалку,любя рыбалку, очень любя, весело шагать, шагать по пригоркам, по крутым пригоркам, не слишком крутым.

Выделить словосочетание с разными типами связи

Указать главное и зависимое слова

Указать, какими частями речи они выражены

Поставить вопрос от главного слова к зависимому

Определить грамматический признак

Определить способ подчинительной связи

Обьявление темы урока.Постановка цели.

А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке?

Цель нашей работы – узнать как называется этот вид словосочетаний

— выявить особенности этого вида словосочетаний

— научиться находить его среди других словосочетаний, в тексте

— создать алгоритм для этого вида связи.

1.Работа по книжной статье. Метод: Смотри,читай,закрой,скажи,пиши. Работа в парах.(5 мин)

Примыкание— это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола.

Выучил некоторые слова

2.Составление алгоритма (Схема – опора). (3 мин)

Сочинительная связь подчинительная связь

Зависимое слово изменяется

Примыкание Зависимое слово изменяет форму

с изменением главного

Чтение. Работа по тексту «Свет осени». (8 мин)

На юге осень спускается с гор. Ее тропинка проходит мимо кустарников, которые растут на голых скалах, на самых кручах, где ни одному дереву не прицепиться, даже горной сосне. От дыхания осени листья кустарников становятся багровыми. Издали кажется, что на сером камне кто-то разжег костер.

Еще внизу, в долине, трава по-летнему зеленая, еще по-летнему пахнут в городских садах тоько что распустившиеся розы, а в горах, освещая путь осени, уже загорелись багровые костры.

С каждым днем все ярче, все шире разгорается пламя осени, и его искры разлетаются далеко. Вот уже появились первые вспышки в зелени леса, который шетинится у подножья гор. Это надели свой ярко-оранжевый осенний наряд лесные дикие груши. Искры летят дальше.

Читайте также:  Что такое способы реализации правосудия

Ответьте на вопросы к тексту.

1.Как осень спускается осень в долину?

2.Как меняются краски осенней природы?

3.Найдите в тексте описание.Докажите , что это описание.

Читал без ошибок

Правильно угаданый ответ

Грамматика. Индивидуальная работа. (7мин)

Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами.

Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.

1.Забежал однажды – примыкание.

Чей-то пёс, большой пёс – согласование.

Пёс забежал, залез и задремал – согласование.

Забежал в «домик няни» – управление.

Залез под печку – управление.

Сладко задремал – примыкание.

Правильно определять группы словосочетаний

Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. Способ связи предложений в тексте – параллельная связь . Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно. Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов. Описание может быть представлено серией назывных предложений.

1. Распределите словосочетания по колонкам, отметьте знаком «+».(4 мин)

Источник

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

1. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) Наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) очень любя; 7) весело шагать; 8) шагать по пригоркам; 9) по крутым пригоркам; 10) не слишком крутым.

2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … – обида …;

2) образоваться …– образован …;

3) обосновываться … – обоснование …;

4) наполнить … – наполнять …;

5) уверенность … – увериться … .

3 . Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.

Курс повышения квалификации

Читайте также:  Название способа определения координат поворотных точек 5 букв

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

1. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) Наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) очень любя; 7) весело шагать; 8) шагать по пригоркам; 9) по крутым пригоркам; 10) не слишком крутым.

2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … – обида …;

2) образоваться …– образован …;

3) обосновываться … – обоснование …;

4) наполнить … – наполнять …;

5) уверенность … – увериться … .

3. Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение

Номер материала: ДБ-1555756

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы