По каким признакам принято классифицировать информационные технологии по способам обработки

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Классификация ИТ:

1. По назначению и характеру использования:

· обеспечивающие ИТ — это технологии, которые могут использоваться как инструменты в различных предметных областях (текстовый редактор, табличный процессор, мультимедиатехнологии, технологии искусственного интеллекта и др.);

· функциональные ИТ – это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области (офисные технологии, финансовые технологии, технология бухгалтерского учета и др.):

2. По типу пользовательского интерфейса, т.е. возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации. Пользовательский интерфейс – это комплекс правил и средств, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами. Различают:

· Пакетные — характеризуется пассивным (минимальным) участием пользователя в процессе решения задачи. Пользователь лишь готовит исходные данные, которые группируются в задания (пакеты). Задания становятся в очередь для выполнения и пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета;

· Диалоговые (интерактивный)– предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени;

· Сетевые – обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью средств связи.

3. По способу организации сетевого взаимодействия:

· информационные технологии на базе локальных сетей – ориентированы на коллективное использование общесетевых ресурсов (аппаратных, программных, информационных) на ограниченной территории (в одном помещении, в одном здании или в нескольких зданиях на небольшой территории);

· информационные технологии на базе многоуровневых сетей – такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления, т.е. на каждом уровне решаются определенные задачи управления;

· информационные технологии на базе распределенных сетей – этот способ организации предполагает реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.

4. По принципу построения:

· функционально-ориентированные (деятельность специалистов разбивается на множество функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач; для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя. Например, при решении задачи «Учет товаров на складе» ИТ представляется в виде функций: прием товара, отпуск товара, инвентарный контроль и т.д.

· объектно-ориентированные (используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект», что позволяет отражать поведение моделируемой предметной области в зависимости от возникающих событий). Например, при решении задачи «Учет товаров на складе» система представляется в виде объектов: товары, клиенты, поставщики, заказы.

5. По степени охвата задач управления:

· информационные технологии обработки данных – применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленской деятельности; решаются функциональные задачи, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки;

· информационные технологии управления — используются сотрудниками, имеющих дело с принятием решений, ориентированы на комплексное решение функциональных задач;

· информационные технологии автоматизации офисной деятельности – направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и др. современных средств передачи и работы с информацией;

· информационные технологии поддержки принятия решений – ориентированы на решение слабоформализованных задач, выработку возможных вариантов решений, их оценку и предоставление пользователю лучшего из них и анализ последствий принятого решения, могут использоваться на любом уровне управления;

· информационные технологии экспертных систем – предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.

6. По характеру участия технических средств в диалоге с пользователем:

· информационно-справочные (пассивные) технологии поставляют информацию пользователю после его связи с системой по запросу;

· информационно-справочные (активные) технологии сами выдают пользователю предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени.

Источник

По каким признакам принято классифицировать информационные технологии по способам обработки

1.4 лМБУУЙЖЙЛБГЙС ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК

1. рП НЕФПДБН Й УТЕДУФЧБН ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ:

  • ЗМПВБМШОЩЕ йф ЧЛМАЮБАФ НПДЕМЙ, НЕФПДЩ Й УТЕДУФЧБ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ТЕУХТУПЧ Ч ПВЭЕУФЧЕ Ч ГЕМПН;
  • ВБЪПЧЩЕ йф ПТЙЕОФЙТПЧБООЩ ОБ ПРТЕДЕМЕООХА ПВМБУФШ РТЙНЕОЕОЙС: РТПЙЪЧПДУФЧП, ОБХЮОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС, РТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ, ПВХЮЕОЙЕ Й Ф.Д.;
  • ЛПОЛТЕФОЩЕ йф ЪБДБАФ ПВТБВПФЛХ ДБООЩИ Ч ТЕБМШОЩИ ЪБДБЮБИ РПМШЪПЧБФЕМС.
Читайте также:  Способы измерения давления приборы для измерения давления

2. рП ПВУМХЦЙЧБЕНЩН РТЕДНЕФОЩН ПВМБУФСН:

  • йф Ч ВХИЗБМФЕТУЛПН ХЮЕФЕ;
  • йф Ч ВБОЛПЧУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ;
  • йф Ч ОБМПЗПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ;
  • йф Ч УФТБИПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ;
  • йф Ч УФБФЙУФЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й Ф.Д.

3. рП ЧЙДБН ПВТБВБФЩЧБЕНПК ЙОЖПТНБГЙЙ (ТЙУХОПЛ 1.1).

тЙУХОПЛ 1.1- уИЕНБ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ йф Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ПВТБВБФЩЧБЕНПК ЙОЖПТНБГЙЙ

рТЕДМПЦЕООПЕ ЧЩДЕМЕОЙЕ ЧЕУШНБ ХУМПЧОП, Ф.Л. ВПМШЫЙОУФЧП ЬФЙИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК РПЪЧПМСЕФ РПДДЕТЦЙЧБФШ Й ДТХЗЙЕ ЧЙДЩ ЙОЖПТНБГЙЙ. оБРТЙНЕТ, Ч ФЕЛУФПЧЩИ РТПГЕУУПТБИ РТЕДХУНПФТЕОБ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩРПМОЕОЙС РТЙНЙФЙЧОЩИ ТБУЮЕФПЧ. фБВМЙЮОЩЕ РТПГЕУУПТЩ НПЗХФ ПВТБВБФЩЧБФШ ОЕ ФПМШЛП ГЙЖТПЧХА, ОП Й ФЕЛУФПЧХА ЙОЖПТНБГЙА, Б ФБЛЦЕ ПВМБДБАФ ЧУФТПЕООЩН БРРБТБФПН ЗЕОЕТБГЙЙ ЗТБЖЙЛПЧ.

4. рП ФЙРХ РПМШЪПЧБФЕМШУЛПЗП ЙОФЕТЖЕКУБ (ТЙУХОПЛ 1.2).

рПМШЪПЧБФЕМШУЛЙК ЙОФЕТЖЕКУ — ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕ ЛПНРШАФЕТБ У РПМШЪПЧБФЕМЕН.

ьФБ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙС РПЪЧПМСЕФ ЗПЧПТЙФШ П УЙУФЕНОПН Й РТЙЛМБДПН ЙОФЕТЖЕКУЕ.

рТЙЛМБДОПК ЙОФЕТЖЕКУ УЧСЪБО У ТЕБМЙЪБГЙЕК ОЕЛПФПТЩИ ЖХОЛГЙПОБМШОЩИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК.

уЙУФЕНОЩК ЙОФЕТЖЕКУ — ОБВПТ РТЙЕНПЧ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС У ЛПНРШАФЕТБНЙ, ЛПФПТПЕ ТЕБМЙЪХЕФУС ПРЕТБГЙПООПК УЙУФЕНПК ЙМЙ ЕЕ ОБДУФТПКЛПК.

лПНБОДОЩК ЙОФЕТЖЕКУ — УБНЩК РТПУФПК, ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ЧЩДБЮХ ОБ ЬЛТБО УЙУФЕНОПЗП РТЙЗМБЫЕОЙС ДМС ЧЧПДБ ЛПНБОДЩ (Ч пу MS DOS УЙУФЕНОПЕ РТЙЗМБЫЕОЙЕ: у:\>, Ч пу Unix — $).

WIMP — ЙОФЕТЖЕКУ . рТЙ ЕЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ОБ ЬЛТБОЕ ЧЩУЧЕЮЙЧБЕФУС ПЛОП, УПДЕТЦБЭЕЕ ПВТБЪЩ РТПЗТБНН Й НЕОА ДЕКУФЧЙК. дМС ЧЩВПТБ ПДОПЗП ЙЪ ОЙИ ЙУРПМШЪХЕФУС ХЛБЪБФЕМШ НЩЫЙ.

SILK — ЙОФЕТЖЕКУ. рТЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ЬФПК ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ ОБ ЬЛТБОЕ РП ТЕЮЕЧПК ЛПНБОДЕ РТПЙУИПДЙФ РЕТЕНЕЭЕОЙЕ ПФ ПДОЙИ РПЙУЛПЧЩИ ПВТБЪПЧ Л ДТХЗЙН РП УНЩУМПЧЩН (УЕНБОФЙЮЕУЛЙН) УЧСЪСН.

тЙУХОПЛ 1.2 — уИЕНБ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ йф РП ФЙРХ РПМШЪПЧБФЕМШУЛПЗП ЙОФЕТЖЕКУБ

пДОПРТПЗТБННОБС ПРЕТБФЙЧОБС УЙУФЕНБ — MS DOS.

нОПЗПРТПЗТБННОЩЕ ПРЕТБГЙПООЩЕ УЙУФЕНЩ: Unix, Windows 3.1 Й ЧЩЫЕ, Dos 7.0 РПЪЧПМСАФ ПДОПЧТЕНЕООП ЧЩРПМОСФШ ОЕУЛПМШЛП РТЙМПЦЕОЙК ОБ ТБВПЮЕН НЕУФЕ ПДОПЗП РПМШЪПЧБФЕМС. тБЪМЙЮБАФУС ПОЙ БМЗПТЙФНПН ТБЪДЕМЕОЙС ЧТЕНЕОЙ. еУМЙ ПДОПРТПЗТБННОЩЕ ПРЕТБГЙПООЩЕ УЙУФЕНЩ ТБВПФБАФ ЙМЙ Ч ДЙБМПЗПЧПН ЙМЙ Ч РБЛЕФОПН ТЕЦЙНБИ, ФП НОПЗПРТПЗТБННОЩЕ УПЧНЕЭБАФ ХЛБЪБООЩЕ ТЕЦЙНЩ.

нОПЗПРПМШЪПЧБФЕМШУЛЙЕ УЙУФЕНЩ — ТЕБМЙЪХЕФУС УЕФЕЧЩНЙ ПРЕТБГЙПООЩНЙ УЙУФЕНБНЙ. пОЙ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ХДБМЕООЩЕ УЕФЕЧЩЕ ФЕИОПМПЗЙЙ, Б ФБЛЦЕ РБЛЕФОХА Й ДЙБМПЗПЧХА ФЕИОПМПЗЙЙ ОБ ТБВПЮЕН НЕУФЕ РПМШЪПЧБФЕМС.

вПМШЫЙОУФЧП ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙЙ Й ЖХОЛГЙПОБМШОЩИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙЙ НПЗХФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОЩ ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙН ТБВПФОЙЛПН ВЕЪ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ РПУТЕДОЙЛПЧ (РТПЗТБННЙУФПЧ). рТЙ ЬФПН РПМШЪПЧБФЕМШ НПЦЕФ ЧМЙСФШ ОБ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ РТЙНЕОЕОЙС ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ФЕИОПМПЗЙК.

рБЛЕФОЩЕ йу ТБВПФБАФ Ч РБЛЕФОПН ТЕЦЙНЕ: ЧОБЮБМЕ ДБООЩЕ ОБЛБРМЙЧБАФУС, Й ЖПТНЙТХЕФУС РБЛЕФ ДБООЩИ, Б ЪБФЕН РБЛЕФ РПУМЕДПЧБФЕМШОП ПВТБВБФЩЧБЕФУС ТСДПН РТПЗТБНН. оЕДПУФБФПЛ ЬФПЗП ТЕЦЙНБ — ОЙЪЛБС ПРЕТБФЙЧОПУФШ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК Й ПВПУПВМЕООПУФШ РПМШЪПЧБФЕМС ПФ УЙУФЕНЩ.

ьЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЪБДБЮЙ, ТЕЫБЕНЩЕ Ч РБЛЕФОПН ТЕЦЙНЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС УМЕДХАЭЙНЙ УЧПКУФЧБНЙ:

  • БМЗПТЙФН ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮ ЖПТНБМЙЪПЧБО, РТПГЕУУ ЕЕ ТЕЫЕОЙС ОЕ ФТЕВХЕФ ЧНЕЫБФЕМШУФЧБ ЮЕМПЧЕЛБ;
  • ЙНЕЕФУС ВПМШЫПК ПВЯЕН ЧИПДОЩИ Й ЧЩИПДОЩИ ДБООЩИ, ЪОБЮЙФЕМШОБС ЮБУФШ ЛПФПТЩИ ИТБОЙФУС ОБ НБЗОЙФОЩИ ОПУЙФЕМСИ;
  • ТБУЮЕФ ЧЩРПМОСЕФУС ДМС ВПМШЫЙОУФЧБ ЪБРЙУЕК ЧИПДОЩИ ЖБКМПЧ;
  • ВПМШЫЕЕ ЧТЕНС ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮЙ ПВХУМПЧМЕОП ВПМШЫЙН ПВЯЕНПН ДБООЩИ;
  • ТЕЗМБНЕОФОПУФШ, Ф.Е. ЪБДБЮЙ ТЕЫБАФУС У ЪБДБООПК РЕТЙПДЙЮОПУФША.

дЙБМПЗПЧЩЕ йу ТБВПФБАФ Ч ТЕЦЙНЕ ПВНЕОБ УППВЭЕОЙСНЙ НЕЦДХ РПМШЪПЧБФЕМСНЙ Й УЙУФЕНПК (ОБРТЙНЕТ, УЙУФЕНБ РТПДБЦЙ БЧЙБВЙМЕФПЧ). ьФПФ ТЕЦЙН ПУПВЕООП ХДПВЕО, ЛПЗДБ РПМШЪПЧБФЕМШ НПЦЕФ ЧЩВЙТБФШ РЕТУРЕЛФЙЧОЩЕ ЧБТЙБОФЩ ЙЪ ЮЙУМБ РТЕДМБЗБЕНЩИ УЙУФЕНПК.

дЙБМПЗПЧЩК ТЕЦЙН (ЙОФЕТБЛФЙЧОЩК) СЧМСЕФУС ТБЪЧЙФЙЕН РБЛЕФОПЗП ТЕЦЙНБ. еУМЙ РТЙНЕОЕОЙЕ РБЛЕФОПЗП ТЕЦЙНБ РПЪЧПМСЕФ ХНЕОШЫБФШ ЧНЕЫБФЕМШУФЧП РПМШЪПЧБФЕМС Ч РТПГЕУУ ЪБДБЮЙ, ФП ДЙБМПЗПЧЩК ТЕЦЙН РТЕДРПМБЗБЕФ ПФУХФУФЧЙЕ ЦЕУФЛП ЪБЛТЕРМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ПРЕТБГЙК ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ.

уЕФЕЧЩЕ ФЕИОПМПЗЙЙ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕ НОПЗЙИ РПМШЪПЧБФЕМЕК.

Источник

Введение в информационные технологии

1.4. Классификация информационных технологий

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация. Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Как правило, выделяют следующие классификационные признаки информационных технологий, представленные на рис. 1.6.

По назначению выделяют следующие два основных класса информационных технологий ( рис. 1.7):

    обеспечивающие информационные технологии;

функциональные информационные технологии.

Обеспечивающие информационные технологии — это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструменты в различных предметных областях для решения специализированных задач. Они представляют собой способы организации отдельных технологических операций информационных процессов и связаны с представлением, преобразованием, хранением, обработкой или передачей определенных видов информации.

Читайте также:  Способы прошивка для андроид

К ним относятся технологии текстовой обработки, технологии работы с базами данных, мультимедиатехнологии, технологии распознавания символов, телекоммуникационные технологии, технологии защиты информации, технологии разработки программного обеспечения и т. д.

Функциональные информационные технологии — это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области. Они строятся на основе обеспечивающих информационных технологий и направлены на обеспечение автоматизированного решения задач специалистов данной области. Модификация обеспечивающих технологий в функциональную может быть сделана как профессиональным разработчиком, так и самим пользователем, что зависит от квалификации пользователя и от сложности модификации. Взаимосвязь между функциональными и обеспечивающими информационными технологиями приведена на рис. 1.8.

К функциональным информационным технологиям относятся офисные технологии, финансовые технологии, информационные технологии в образовании, в промышленности, корпоративные информационные технологии, информационные технологии автоматизированного проектирования и т. д.

Информационные технологии можно рассматривать с точки зрения пользовательского интерфейса, т. е. возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации. По этому признаку выделяют ( рис. 1.9):

  • пакетные информационные технологии;
  • диалоговые информационные технологии;

сетевые информационные технологии.

Пакетные информационные технологии характеризуются тем, что операции по обработке информации производятся в заранее определенной последовательности и не требуют вмешательства пользователя. В этом случае задания или накопленные заранее данные по определенным критериям объединяются в пакет для последующей автоматической обработки в соответствии с заданными приоритетами. Пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета, его функции ограничиваются подготовкой исходных данных по комплексу задач и передачей их в центр обработки. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте и формированию отчетности.

Диалоговые информационные технологии предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Эти технологии предполагают отсутствие жестко закрепленной последовательности операций преобразования данных и активное участие пользователя, который анализирует промежуточные результаты и вырабатывает управляющие команды в процессе обработки информации.

Сетевые информационные технологии обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи. В этом случае появляется возможность использования данных, накопленных на рабочих местах других пользователей, перераспределения вычислительных мощностей между процессами решения различных функциональных задач, а также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями.

По способу организации сетевого взаимодействия выделяют ( рис. 1.10):

  • информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей;
  • информационные технологии на базе многоуровневых сетей;

информационные технологии на базе распределенных сетей.

Информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей представляют собой систему взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, программных, информационных. Они позволяют перераспределять вычислительные мощности между пользователями сети в зависимости от изменения их потребностей и сложности решаемых задач и обеспечивают надежный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам сети.

Построение информационных технологий на базе многоуровневых сетей заключается в представлении архитектуры создаваемой сети в виде иерархических уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления на каждом уровне.

Информационные технологии на базе распределенных сетей обеспечивают надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры. Этот способ организации сетевого взаимодействия ориентирован на реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.

По принципу построения информационные технологии делятся на следующие виды ( рис. 1.11):

    функционально ориентированные технологии;

объектно ориентированные технологии.

При построении функционально ориентированных информационных технологий деятельность специалистов в рассматриваемой предметной области разбивается на множество иерархически подчиненных функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач. Для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя, в рамках которой определяются исходные данные, процессы их преобразования в результатную информацию, а также выделяются информационные потоки, отражающие передачу данных между различными функциями.

Построение объектно ориентированных информационных технологий заключается в проектировании системы в виде совокупности классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается в виде иерархии классов, ее функционирование рассматривается как совокупность взаимодействующих во времени объектов, а конкретный процесс обработки информации формируется в виде последовательности взаимодействий. В качестве объектов могут выступать пользователи, программы, клиенты, документы, базы данных и т. д. Такой подход характерен тем, что используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект», что позволяет динамически отражать поведение моделируемой предметной области в зависимости от возникающих событий.

Сравнительная характеристика функционально ориентированных и объектно ориентированных технологий приведена в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Сравнительная характеристика функционально ориентированных и объектно ориентированных технологий
Функционально ориентированная технология Объектно ориентированная технология
Рассматриваемая задача Учет товаров на складе
Представление системы В виде функций:
  • прием товара
  • отпуск товара
  • инвентарный контроль и т. д.
В форме классов объектов:
  • товары
  • клиенты
  • поставщики
  • заказы и т. д.
Принцип построения Разрабатываются технологии для каждой функции и определяются процессы передачи информации от одной функции к другой Определяются состав и структура каждого класса объектов и процессы информационного взаимодействия этих классов друг с другом и с внешней средой

По степени охвата задач управления выделяют следующие виды ( рис. 1.12):

  • информационные технологии обработки данных;
  • информационные технологии управления;
  • информационные технологии автоматизации офисной деятельности;
  • информационные технологии поддержки принятия решений;

информационные технологии экспертных систем.

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения функциональных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческой деятельности, что позволяет существенно повысить производительность труда персонала. Характерной особенностью этого класса технологий является их построение без пересмотра методологии и организации процессов управления.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей сотрудников, имеющих дело с принятием решений. Эти технологии ориентированы на комплексное решение функциональных задач, формирование регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. Они решают следующие задачи обработки данных:

  • оценка планируемого состояния объекта управления;
  • оценка отклонений от планируемых состояний;
  • выявление причин отклонений;

анализ возможных решений и действий.

Информационные технологии автоматизации офисной деятельности направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. В них реализуются типовые процедуры делопроизводства и контроля управления:

  • обработка входящей и исходящей информации;
  • сбор и последующее составление отчетности за определенные периоды времени в соответствии с различным критериями выбора;

хранение поступившей информации и обеспечение быстрого доступа к информации и поиск необходимых данных.

Эти технологии предусматривают наличие интегрированных пакетов прикладных программ: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, телеконференции, специализированные программы реализации электронного документооборота и т. д.

Информационные технологии поддержки принятия решений предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям производственно-хозяйственной практики. Отличительными характеристиками этих технологий является ориентация на решение слабоформализованных задач, генерация возможных вариантов решений, их оценка, выбор и предоставление пользователю лучшего из них и анализ последствий принятого решения. Информационные технологии поддержки принятия решений могут использоваться на любом уровне управления и обеспечивают координацию лиц, принимающих решение, как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

Информационные технологии экспертных систем составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники, кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций, могут использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т. е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения и вырабатывать стратегии управления и развития. Отличие информационных технологий экспертных систем от технологии поддержки принятия решения состоит в том, что они предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.

По характеру участия технических средств в диалоге с пользователем ( рис. 1.13):

Источник

Читайте также:  Внесудебные способы разрешения экономических споров
Оцените статью
Разные способы