- Эффективные способы исправления прикуса у детей
- Съемные пластинки
- Блок игр по развитию ориентировки на плоскости для детей старшего дошкольного возраста картотека по математике (старшая группа)
- Методика умения ориентироваться на плоскости
- Понятие пространственной ориентации: оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их расположения относительно тела ориентирующегося. Изучение методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости в игровой форме.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- Важное значение имеет своевременное развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.
- Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.
- Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».
- Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В.П. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и другие.
- Цель данной работы: изучить особенности развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться на плоскости.
- 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости
- умение ориентация пространственная дети
- Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в:
- — трехмерном (основных пространственных направлениях);
- — двухмерном (на листе бумаги) пространстве.
- Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.
- В качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Упражнения на развитие пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе бумаги большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.
- Роль игры здесь неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Особое внимание уделяется дидактическим играм. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого — к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.).
- При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве — более точное определение пространственного местонахождения.
- Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:
- I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
- II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»
- III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
- V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
- Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей группы.
- Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей группы, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине), дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
- В подготовительной к школе группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей упражняют в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
- Дети также должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).
- Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка — сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:
- — способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;
- — элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую, верхнеправую части плоскости и верхнелевую, нижеправую и нижелевую;
- — умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости на листе элементов узора или располагать их в соответствии с инструкцией воспитателя; выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать свои действия (вести счет в направлении справа налево или слева направо, проводить линии в разных направлениях);
- — пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета. Например, приняв данный объект за исходную точку. Размещать остальные предметы рисунка (узора) выше, ниже, правее, левее от исходного (расположить, например, красный кружок на листе справа, а синий слева от зеленого или расположить синие кружки вокруг зеленого и т.д.);
- — умение воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах (размещать рисунок, элементы узора, графические знаки).
- Таким образом, ориентировка на плоскости является умением сложным, и дети овладевают им постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста.
- Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится со старшими дошкольниками, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги, для успешного обучения в школе. В старшей возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.
- Итак, дошкольный возраст — это ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления. В данном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей в окружающем пространстве и на плоскости.
- Первые представления и умения дети получают на занятиях по математике.
- 1. Последовательность формирования ориентировок.
- -Что это? (лист бумаги).
- -Какой он формы? (формы прямоугольника).
- -Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре).
- -У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.
- -Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите, верхняя сторона.
- -Как вы думаете, как называется эта сторона? (нижняя сторона).
- -Почему? (она находится внизу).
- -Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая.
- -Покажите правую сторону. Как она называется? (правая сторона).
- -Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.
- -Как вы думаете, как называется этот угол?(нижний правый угол).
- -Почему? (он находится внизу слева).
- -Покажите и назовите все стороны и углы листа.
- Когда ребенок научится находить в реальной обстановке и на картинках основные направления (верх, низ, левое и правое), предложите ему более сложное задание, связанное с ориентацией на плоскости листа. Эти навыки будут необходимы ребенку, когда он пойдет в школу. Поэтому ему необходимо научиться определять на листе бумаги противоположные края, углы, а затем и части.
- Как показывает опыт, для 5- летнего ребенка это не такая уж простая задача. Ведь чистый лист бумаги, в отличие от окружающего мира или рисунка не имеет дополнительных пространственных ориентиров в виде линии земли, неба или фигуры человека. Кроме того, лежащий горизонтально (на ненаклонном столе) лист бумаги с точки зрения ребенка не имеет верха и низа.
- 2. Понимание пространственных отношений на листе.
- Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что, где находится (с какой стороны и в каком углу листа). Картинки изображаются такие, чтобы можно было их узнать. И при переворачивании они не были бы «вверх ногами».
- 3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
Эффективные способы исправления прикуса у детей
Важным фактором при выборе ортодонтического аппарата я считаю индивидуальные особенности пациента. И на консультации я всегда учитываю не только степень выраженности неправильного прикуса, но и поведенческие характеристики ребенка. В данной статье я хочу осветить наиболее эффективные и часто используемые в моей практике аппараты для исправления неправильного положения зубов и прикуса у детей.
Съемные пластинки
Это «старая добрая» классика раннего ортодонтического лечения. Многие родители моих маленьких пациентов рассказывают о своем опыте лечения на пластинках в детстве. Несмотря на долгий срок существования пластинок, они не теряют своей актуальности, поскольку дают отличный результат лечения, а по стоимости являются одним из самых бюджетных вариантов ортодонтического лечения.
Главная составляющая успеха лечения состоит в хорошей кооперации, ведь пластинку нужно носить 24 часа в сутки (включая школьное и ночное время). К минусам пластинок можно отнести проблемы с дикцией и усталость ребенка от длительности лечения (обычно 1-1,5 года). Для изготовления пластинок мы используем только качественные импортные материалы, ребенок может выбрать любые цвета, блестки и картинки, чтобы лечение проходило с большим энтузиазмом и удовольствием.
Источник
Блок игр по развитию ориентировки на плоскости для детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)
Блок игр по развитию ориентировки на плоскости
Цель: Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости. Совершенствование элементарных геометрических представлений.
Задача: учить детей раскладывать геометрические фигуры по словесным указаниям педагога. Активизация слов «справа», «слева», «вверху», «внизу».
Материал: два белых листа(один для педагога, второй для ребенка), 5 геометрических фигур разного цвета, перегородка.
Описание: Педагог садится рядом с ребенком, кладет перед ребенком и перед собой по листу белой бумаги. Педагог предлагает ребенку сделать подарок для его бабушки/мамы/сестры, а именно красивый «платочек». Педагог говорит ребенку, что знает, как можно красиво разместить фигуры на листе и предлагает ребенку повторить за ним. Воспитатель говорит ребенку куда помещает фигуру, после чего ребенок выполняет действие. В завершении упражнения, педагог убирает перегородку и совместно с ребенком вновь повторяет расположение всех фигур, исправляет ошибки.
Задача: упражнять детей в воспроизведении узора из геометрических фигур.
Материал: карточки с узором из геометрических фигур, чистые листы бумаги, геометрические фигуры.
Описание: В гости к детям приходит зайчик и рассказывает, что вчера, он сделал много красивых картинок из фигур, чтобы подарить их всем своим друзьям, но когда он проснулся утром, то обнаружил, что забыл закрыть окно, и все картинки сдуло ветром. Зайчик долго искал в своем домике картинки, но, к сожалению, практически все сдуло ветром, лишь одну он смог отыскать. Зайчик просит детей помочь ему и сделать новые точно такие же картинки, чтобы он мог подарить её каждому из своих друзей. Детям раздаются фигурки (необходимые для аппликации и несколько лишних), белые листы и клей. Образец вывешивается на доску перед детьми.
Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости. Активизировать употребление слов «вверху», «внизу», «право», «лево».
Материал: На одного ребенка (лист голубого цвета, облако, желтый круг, цветочек, зеленый прямоугольник).
Описание: Педагог предлагает детям сделать красивую картинку. Дети получают голубые листы и материал для аппликации.
— Ребята, перед вами лежат разноцветные фигуры, сегодня мы с помощью них сделаем аппликацию.
Дети кладут перед собой листы голубого цвета.
— Маша, что это такое зеленого цвета? (Прямоугольник) – Правильно, а что имеет такой же цвет? Вот я знаю, что бывают зеленые листочки на деревьях, а что еще? (трава)
— Ребята, давайте посмотрим на наш лист и решим, куда же мы приклеим этот зеленый прямоугольник? (вниз)
— Молодцы, теперь на нашей картинке появилась зеленая травка. Миша, а какая фигура у тебя желтого цвета? (круг) – Правильно, а куда мы сможем поместить этот желтый круг? (наверх)
— Правильно, и это будет яркое солнышко!
Дальше дети приклеивают облачко (вверху и влево), а потом цветочек (вниз у и вправо).
Задача: упражнять детей в ориентировании на плоскости, повторение геометрических фигур, активизировать употребление их названий.
Материал: карточка с геометрическими фигурами и маленькие матрешки.
Описание: Педагог рассказывает ребенку, что матрешки хотят поиграть, а для этого им нужно каждой занять свои места на игровом поле. Ребенок получает карточку с геометрическими фигурами и взрослый начинает по очереди доставать матрешку и говорить, где она должна стоять. Красная матрешка будет стоять на круге, который находится вверху, синяя матрешка будет стоять в треугольнике, который располагается справа от зеленого квадрата и т.д.
Задача: учить детей анализировать схему на плоскости и соотношение предметов в пространстве.
Материал: карточка с 6 ячейками и 6 фигур разного цвета.
Описание: педагог раскладывает перед ребенком все фигуры в ячейки, вместе с ребенком проговаривается название фигуры, её цвет и местоположение, после чего ребенок самостоятельно вновь повторяет все фигуры и называет их положение. После чего педагог предлагает ребенку поиграть в игру. Ребенок закрывает глаза, после чего педагог убирает одну фигуру. Открыв глаза, ребенок должен назвать фигуру, которой не стало. Игра повторяется несколько раз, после чего правила меняются: теперь педагог, после того, как ребенок закрывает глаза, меняет фигуры местами, ребенок должен вернуть фигуры на свое место.
Задача: совершенствовать знания детей о пространственном положении фигур на плоскости.
Материал: карточка с геометрическими фигурами, находящимися в хаотичном порядке.
Описание: Вначале педагог просит показать ребенка все фигуры, которые находятся вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу и т.д. После чего, педагог просит отыскать ребенка изображение какого-либо предмета на листе бумаги, затем определить, что изображено справа от него; что нарисовано под ним; что находится вверху справа от предмета; что находится слева и т.д.
Задача: упражнять детей находить предметы на плоскости, согласно словесному указанию.
Материал: Елочки с белыми игрушками.
Описание: Педагог раздает детям листочки с ёлочками, на которых висят белые игрушки. Педагог предлагает детям украсить елочку, чтобы она стала еще красивее. Дети действуют по указанию педагога. В завершении задания, педагог показывает свою ёлочку и дети сравнивают её со своими. Совместно с педагогом дети повторяют стороны и исправляют свои ошибки, если таковы имеются.
Задача: учить детей находить нужный элемент, согласно словесным указаниям.
Материал: изображение дерева с листочками, на которое ползет гусеница и божья коровка.
Описание: Педагог раздает детям листы с изображением и говорит, что мы будем «ползать» вместе с насекомыми. Педагог раздает детям цветные карандаши, после чего начинает говорить, как движется гусеница:
Источник
Методика умения ориентироваться на плоскости
Понятие пространственной ориентации: оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их расположения относительно тела ориентирующегося. Изучение методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости в игровой форме.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.06.2013 |
Размер файла | 729,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Введение
- 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости
- 2. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (пространстве и листе бумаги)
- Заключение
- Список используемой литературы
Введение
Важное значение имеет своевременное развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.
Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.
Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В.П. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и другие.
Цель данной работы: изучить особенности развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться на плоскости.
1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости
умение ориентация пространственная дети
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в:
— трехмерном (основных пространственных направлениях);
— двухмерном (на листе бумаги) пространстве.
Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.
В качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Упражнения на развитие пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе бумаги большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.
Роль игры здесь неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Особое внимание уделяется дидактическим играм. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого — к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.).
При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве — более точное определение пространственного местонахождения.
Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:
I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей группы.
Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей группы, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине), дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
В подготовительной к школе группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей упражняют в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
Дети также должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).
Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка — сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:
— способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;
— элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую, верхнеправую части плоскости и верхнелевую, нижеправую и нижелевую;
— умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости на листе элементов узора или располагать их в соответствии с инструкцией воспитателя; выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать свои действия (вести счет в направлении справа налево или слева направо, проводить линии в разных направлениях);
— пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета. Например, приняв данный объект за исходную точку. Размещать остальные предметы рисунка (узора) выше, ниже, правее, левее от исходного (расположить, например, красный кружок на листе справа, а синий слева от зеленого или расположить синие кружки вокруг зеленого и т.д.);
— умение воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах (размещать рисунок, элементы узора, графические знаки).
Таким образом, ориентировка на плоскости является умением сложным, и дети овладевают им постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста.
Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится со старшими дошкольниками, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги, для успешного обучения в школе. В старшей возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.
Итак, дошкольный возраст — это ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления. В данном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей в окружающем пространстве и на плоскости.
Первые представления и умения дети получают на занятиях по математике.
1. Последовательность формирования ориентировок.
-Что это? (лист бумаги).
-Какой он формы? (формы прямоугольника).
-Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре).
-У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.
-Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите, верхняя сторона.
-Как вы думаете, как называется эта сторона? (нижняя сторона).
-Почему? (она находится внизу).
-Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая.
-Покажите правую сторону. Как она называется? (правая сторона).
-Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.
-Как вы думаете, как называется этот угол?(нижний правый угол).
-Почему? (он находится внизу слева).
-Покажите и назовите все стороны и углы листа.
Когда ребенок научится находить в реальной обстановке и на картинках основные направления (верх, низ, левое и правое), предложите ему более сложное задание, связанное с ориентацией на плоскости листа. Эти навыки будут необходимы ребенку, когда он пойдет в школу. Поэтому ему необходимо научиться определять на листе бумаги противоположные края, углы, а затем и части.
Как показывает опыт, для 5- летнего ребенка это не такая уж простая задача. Ведь чистый лист бумаги, в отличие от окружающего мира или рисунка не имеет дополнительных пространственных ориентиров в виде линии земли, неба или фигуры человека. Кроме того, лежащий горизонтально (на ненаклонном столе) лист бумаги с точки зрения ребенка не имеет верха и низа.
2. Понимание пространственных отношений на листе.
Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что, где находится (с какой стороны и в каком углу листа). Картинки изображаются такие, чтобы можно было их узнать. И при переворачивании они не были бы «вверх ногами».
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
1. Работа с раздаточным материалом:
2. Положите треугольник в левый верхний угол.
3. Справа от треугольника положите круг.
4. Справа от круга положите квадрат.
5. Где находится круг относительно квадрата?
6. В каком углу находится круг?
Здесь могут использоваться следующие дидактические игры:«Найдите такой же узор»,«Найди узор по описанию»,«Составь узор по образцу»:I вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе; II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), «Составь узор по описанию» — математический диктант, с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу.
2.Формирование умения работать на листе бумаги в клетку.
На каждом занятии, с целью подготовить детей к школе, следует уделять работе на листе бумаги в клетку. В группе должна быть доска с размеченными клеточками. Последовательность обучения:
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:
— Лист состоит из двух страниц.
— Тетрадь состоит из листов.
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства:
Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции:
-Что вы видите на доске?
-Это клетки. Какой они формы? (формы квадрата).
-У вас листы бумаги тоже в клетку.
-Обведите одну клеточку, какую хотите, так же как я.
-Обведите клеточки через одну до конца страницы. Это — строка.
-А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы. Это столбик.
-Найдите на странице левый верхний угол. Отсчитайте 3 клеточки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку. Отсюда мы будем рисовать узор.
Следует отметить, что вначале некоторые дети не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.
4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:
Продолжи узор. В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки (к безотрывному письму).
5. Рисование фигур по точкам.
Здесь можно ввести элементы, геометрии, черчения:
1) Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок (аналогично —вертикальный).
2) Нарисуй горизонтальный отрезок длинной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (треугольник).
Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (флажок).
В этом задании дети проводят линии от руки без линейки. Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.
При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками по многим программам учат детей записи цифр и знаков (+, -, , =) на листе бумаги в клетку. Здесь полезно использовать готовые прописи и простые тетради. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решение арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей.
Работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы:
— «количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических примеров и др.);
— «величина» (рисование отрезков разной длины, рядов и др. );
— «форма» (рисование геометрических фигур и др.).
Источник