Площадь способы сравнения фигур по площади конспект урока 3 класс школа россии

Конспект урока по математике 3 класс «Площадь. Сравнение площадей фигур»
план-конспект урока по математике (3 класс)

«Площадь. Сравнение площадей фигур»

Открытие нового знания

Создать условия для:

-ознакомления с понятием «площадь», с различными способами сравнения площади разных фигур

-развития внимания и логического мышления.

-воспитания интереса к урокам математики, уважительного отношения друг к другу.

Скачать:

Вложение Размер
matematika.docx 91.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Площадь. Сравнение площадей фигур»

Открытие нового знания

Создать условия для:

-ознакомления с понятием «площадь», с различными способами сравнения площади разных фигур

-развития внимания и логического мышления.

-воспитания интереса к урокам математики, уважительного отношения друг к другу.

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способом решения учебных и практических задач;

-мотивация к обучению и познанию;

-оценивание достижения целей с личностных позиций.

-поиск необходимой информации; развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения , изучения учебного текста; построение речевого высказывания в устной и письменной форм е ; рефлексия способов.

— определять цель деятельности на уроке;

— научатся совместно с учителем формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;

— определять успешность выполнения своего знания в диалоге с учителем.

— участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

— слушать и понимать речь других;

-формирование коммуникативных связей.

-научатся сравнивать площади фигур различными способами;

-умение вычислять площадь фигур при помощи произвольных мерок.

Беседа, частично поисковый метод упражнений, работа с книгой.

Учебник Моро М.И. Математика 3 класс 1 часть, презентация.

Этапы урока и цели

(самоопределения) к учебной деятельности(2 мин)

Цель: выработка на личностнозначимом уровн е внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Дмитриевна, и сегодня урокматематики проведу у вас я.

-Дорогие ребята, я очень рада видеть ваши любознательные глазки.

-Прозвенел звонок и смолк-

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

-Здравствуйте (приветствуют учителя).

-мотивация к обучению и познанию.

-формирование коммуникативных связей.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

-Прежде чем начать наш урок, давайте немного разомнемся.

— Увеличь в 7 раз 8, 3, 5, 7.

— Уменьши в 6 раз 42, 36, 6, 54.

-Увеличь в 5 раз 3, 5, 6, 8.

2 задание «Решите задачи устно»

1)На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

2) Кролики прыгали: 1-й между 2-ым и 3-им в ряд; 1 впереди, а 2 позади; 1 позади, а 2 впереди. Сколько было кроликов?

Решают задачи, показывают ответ с помощью карточек.

-поиск необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания.

3.Выявление места и причины затруднений (3 мин)

Цель: организовать анализ учащимися проблемной ситуаций, выявление места и причины затруднения.

— Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете?

(фигуры на слайде)

Чем фигуры отличаются одна от другой?

-Какая из них занимает больше всего места?

-Как вы это определили?

-Как по вашему мнению называется место, которое занимает фигура?(обсудите в парах)

-Это место называется «площадь».

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 56.

Как можно объяснить, что такое площадь?

(Круг, овал, треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник, прямоугольник)

-Формой, размером, цветом.

-Посмотрев на фигуры, видно, что квадрат занимает больше всего места.

-Предполагаемые ответы детей

Место, которое занимает фигура на плоскости

-принятие учебно-познавательной задачи и ее сохранение.

-мотивацию к обучению и познанию.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план)(3 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности ина этой основе, выбор способа и средств их реализации.

Какие способы сравнения площадей вы узнали?

-Какова будет тема урока?

-Тема урока: « Площадь. Сравнение площадей фигур»

-Какие цели мы можем поставить?

-По какому плану будем работать?

1.Познакомиться с новым материалом.

2.Научиться применять новые знания.

3.Оценить результаты деятельности.

-Чему мы с вами учились?

На глаз, наложением, подсчетом квадратов, на которые разбита фигура

-Площадь. Сравнение площадей фигур

-Научиться сравнивать площади фигур

-Ставить цели.

— учатся определять цель деятельности на уроке;

-учатся планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием для реализации;

-учатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.

5.Реализация построенного проекта (15 мин)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

-Итак, сейчас мы с вами находимся на первой ступеньке.

У вас на партах лежат фигуры, что это за фигуры?

-Площадь какой фигуры больше?

-Как вы определили?

-Найдите фигуры с одинаковыми площадями.

(выполняем в парах) Возьмите 2 круга (красный и синий). Сравните их площади. Что заметили? Каким способом пользовались?

-Треугольники, квадрат, круг

-Площадь треугольника больше, т.к. он занимает больше места на парте, чем квадрат.

-Наложением фигур друг на друга

-Их площади одинаковы.

Можно наложением или «на глаз»

-изучение учебного текста

-включаются в диалог с учителем и сверстниками, принимают чужую точку зрения отличную от своей.

-использовать различные предметные и символичные модели для обоснования истинности суждений;

-научатся сравнивать площади фигур различными способами;

А сейчас давайте немного отдохнем

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(2 мин)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

-На какую ступень мы с вами переходим?

-Давайте рассмотрим №1 на стр. 57.

На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны.

-Их площади равны, т.к. каждая фигура состоит из 4 квадратов.

-построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

-объяснять способ действия на основе усвоенного правила.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(3мин)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях, исполнительская рефлексия.

-Ребята, сейчас я предлагаю выполнить вас на стр. 57 задание на смекалку.

-Как будет легче узнать, площадь какой фигуры больше?

-Верно, теперь самостоятельно посчитайте клеточки и узнайте, какая площадь у нас больше.

-Хорошо. У кого получились другие результаты?

-Нужно сосчитать клеточки.

Площадь собаки больше, т.к. она из 48 клеток, а заяц из 42

-Поднимают руку, называют свой ответ

-включаются в диалог с учителем и сверстниками;

-проявляют стремление высказаться.

-определяют границы собственно знания-незнания.

-оценивание достижения целей с личностных позиций.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующего раздела.

-Ребята, запишите в тетради № 2.

-Давайте выполним 1 строчку у доски.

-Остальные две строчки делаем самостоятельно.

-Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

-Проверьте, правильно ли решил примеры ваш товарищ.

-Оцените работу друг друга.

-Поднимите руку те, кто выполнил без единой ошибки; те, кто решил задачу не верно?

-Что было сложным при выполнение данного задания?

-Ребята, а сейчас я предлагаю повторить изученный материал:

-Что такое площадь?

-Какие задания показались вам трудными?

-Какие задания показались интересными?

-Один ребенок делает у доски, остальные в тетради.

Источник

Разработка конспекта урока по математике на тему «Площадь. Способы сравнения фигур по площади.» (3 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 106 города Донецка»

Учитель Алексеенко Виктория Петровна

Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

Цели: познакомить с различными способами сравнения площади разных фигур : «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, путём подсчета клеток одинаковой величины ; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление; воспитывать сотрудничество.

Планируемые результаты: учащиеся будут понимать значение понятия «площадь»; научатся самостоятельно сравнивать разными способами площади фигур; в дальнейшем будут применять теоретические знания на практике.

Оборудование: большие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал, пятиугольник); раздаточный материал: 17 красных кругов, 17 синих кругов, 17 зелёных квадратов, 17 белых прямоугольников, 17 белых квадратов, 17 красных прямоугольников; 4 конверта с заданиями для групп, музыкальный центр, проектор, экран.

Учебник: Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова,

Г. В. Бельтюкова и др.]. – 6-е издание. – М.: Просвещение, 2016. – 112с.: ил. – (Школа России).

І . Организационный момент.

Проверяй скорей, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять». (Слайд 2)

ІІ . Актуализация знаний.

а) На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

б) Кролики прыгали: 1-й между 2-ым и 3-им в ряд; 1 впереди, а 2 позади; 1 позади, а 2 впереди. Сколько было кроликов? (3)

в) Ряд начинается с числа 4, а каждое следующее число в нем на 1 больше предыдущего. Назовите пятое число в этом ряду. (8)

— Увеличь в 7 раз 8, 3, 5, 7.

— Уменьши в 6 раз 42, 36, 6, 54.

— Увеличь на 7 числа 14, 63, 21, 35.

— Уменьши на 6 числа 30, 42, 24, 18. (Слайд 3)

3. Создание проблемной ситуации.

— Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? (Круг, овал, треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник, прямоугольник) (Слайд 4)

— Чем фигуры отличаются одна от другой? (Формой, размером, количеством углов или их отсутствием, цветом)

— Назовите свойства данных фигур.

— Какая из них больше всего занимает места? (Квадрат)

— Как определили? (Видно «на глаз», что квадрат больше, чем другие фигуры.

Значит, он места займёт больше)

Беру квадрат, прикладываю к доске, обвожу его мелом по контуру и убираю фигуру.

— Что видите? (Квадрат на доске занимает определенное место)

— Предположите: как называется место, которое занимает фигура? (Ответы детей)

— Обратимся к словарю Ожегова. Это понятие объясняется так: «Величина, которая указывает на то, сколько места занимает фигура на плоскости – называется площадью». (Слайд 5)

Заучивание определения наизусть.

— Повторим новое математическое понятие. (Слайд 6)

— Прочитайте ещё раз это слово на экране. Назовите изученные орфограммы.

Вывод: Каждая фигура занимает в пространстве определенное место и имеет площадь.

ІІІ . Определение темы урока, постановка учебной задачи.

— Предположите, какая у нас сегодня тема урока? (Площадь.)

После ответов учащихся появляется (Слайд 7) «Тема: «Площадь. Способы сравнения фигур по площади»

— Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Учиться сравнивать и определять: площадь какой фигуры больше или меньше)

— Сегодня на уроке вы будете исследователями и самостоятельно узнаете, как можно сравнивать площади фигур.

IV . Работа над новым материалом.

1. Работа в парах (с раздаточным геометрическим материалом).

— Какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Круги, квадраты, прямоугольник). (Слайд 8)

Задание 1 . Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур? (Прямоугольник больше по размеру, следовательно, его площадь больше площади других фигур).

— Каким способом определили? (Определили «на глаз»)

— Назовите предметы в классе, которые имеют площадь. (Доска, картина, стенд, парта и т.д.)

— Площадь какого предмета больше? (Площадь доски)

— Каким способом пользовались? («На глаз»)

Задание 2. Возьмите красный круг и зелёный квадрат. (Слайд 9)

Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет)

— Почему? (Это сделать трудно. Одна фигура с углами, у второй углы отсутствуют)

— Найдите другой способ сравнения. (Наложить одну фигуру на другую)

— Какой вывод можно сделать?

Вывод: Так как круг полностью поместился в квадрат, площадь квадрата больше площади круга, а соответственно площадь круга меньше площади квадрата.

Задание 3. Возьмите 2 круга (красный и синий). (Слайд 11) Сравните их площади. Что заметили? (Площади одинаковые) Каким способом пользовались? (Можно наложением или «на глаз»)

Вывод: при наложении фигуры полностью совпали, значит их площади равны.

Задание 4. Сравните площади тетради и учебника. Что можете сказать об их

площадях? (Площадь учебника больше площади тетради, соответственно площадь тетради меньше) (Слайд 12)

Задание 5. Возьмите белые квадрат и прямоугольник. Сравните. Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет) Почему? (Трудно это сделать)

А наложением? (Нет) Почему? (Ответы детей)

Проблема: как сравнить площади фигур, если «на глаз» и наложением одной на другую не получается?

— Чтобы ответить на этот вопрос, переверните фигуры. Что вы видите? (Фигуры поделены на клетки) (Слайд 13)

— Что можете сказать о размерах клеток? (Они одинаковые)

— Что можно сделать? (Посчитать количество клеток в каждой фигуре. Сравнить)

Вывод: в квадрате 9 клеток, а в прямоугольнике – 8. 9>8. Значит, площадь квадрата больше площади прямоугольника.

V . Физкультминутка. (Слайд 14)

Мы похлопаем в ладоши

Наши ножки постучали

По коленочкам ударим

Наши ручки, поднимайтесь

Наши ручки закружились,

VI . Закрепление нового материала.

Работа в группах

— Повторим правила работы в группе

* Работают все члены … (группы)

* Говорим в полголоса, чтобы… (не мешать другим)

* Внимательно слушаем друг друга, не… (перебиваем)

* Один ученик защищает работу группы, говорит… (громко и четко)

Задания выдаю в конвертах.

1 группа. Каждый из 2 прямоугольников состоит из 4-х квадратов разной

«Сравните площади фигур и сделайте вывод».

(Сосчитав количество квадратов в каждой фигуре, учащиеся могут прийти к ложному выводу, что площади данных фигур равны, так как число квадратов оказывается одинаковым. Возможно, дети сразу придут к верному решению).

— В чём дело? Может, вы ошиблись в подсчётах квадратов? (Та и другая фигура состоят из четырёх квадратов. Но квадраты разной величины. Видно «на глаз», что фигура 1 больше фигуры 2).

Вывод: при сравнении площадей фигур необходимо пользоваться одной и той же единицей измерения площади.

— О необходимости измерять площадь одной единицей измерения мы поговорим завтра.

2 группа. 2 различные фигуры изображены на клетчатой бумаге.

Задание. «Сравните площади фигур А и В. Докажите правильность полученного результата».

(А>B, т.к. фигура А составлена из 10 клеток, а фигура В — из 8; 10>8).

3 группа. Работа по учебнику с.57. Задача на смекалку.

Задание. «Как легче узнать, площадь какой фигуры больше?»

(Сосчитать клетки. Площадь собаки больше, т.к. она из 48 клеток, а заяц из 42).

Задание. «На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны».

(Площади равны, т.к. каждая фигура состоит из 4 квадратов (клеток)).

VII . Обобщение и систематизация выученного ранее материала.

Решение примеров с.57 № 2 (дети выходят к доске по одному цепочкой и выполняют задание)

Решение задачи с.57 № 4 (коллективно)

Решение уравнений с.57 № 5 (1-е уравнение – 1 вариант; 2-е уравнение – 2 вариант)

VIII . Подведение итогов. Рефлексия.

— Наш урок подходит к завершению, давайте подведем итог.

— Назовите тему урока.

— Что называют площадью фигуры?

— Какими способами мы можем сравнить площади фигур?

— Каким по сложности вам показался урок?

— Оцените свою работу на уроке. (Слайд 16) Выберите тот смайлик, который отвечает вашему настроению, характеризует вашу работу на уроке и нарисуйте его в тетради. (Слайд 17)

Домашнее задание: с.57 № 3; № 5 (3-е и 4-е уравнения).

Источник

Читайте также:  Как решить систему линейных уравнений тремя способами
Оцените статью
Разные способы