Конспект урока по математике 3 класс «Площадь. Сравнение площадей фигур»
план-конспект урока по математике (3 класс)
«Площадь. Сравнение площадей фигур»
Открытие нового знания
Создать условия для:
-ознакомления с понятием «площадь», с различными способами сравнения площади разных фигур
-развития внимания и логического мышления.
-воспитания интереса к урокам математики, уважительного отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 91.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Площадь. Сравнение площадей фигур»
Открытие нового знания
Создать условия для:
-ознакомления с понятием «площадь», с различными способами сравнения площади разных фигур
-развития внимания и логического мышления.
-воспитания интереса к урокам математики, уважительного отношения друг к другу.
-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способом решения учебных и практических задач;
-мотивация к обучению и познанию;
-оценивание достижения целей с личностных позиций.
-поиск необходимой информации; развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения , изучения учебного текста; построение речевого высказывания в устной и письменной форм е ; рефлексия способов.
— определять цель деятельности на уроке;
— научатся совместно с учителем формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;
— определять успешность выполнения своего знания в диалоге с учителем.
— участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
— слушать и понимать речь других;
-формирование коммуникативных связей.
-научатся сравнивать площади фигур различными способами;
-умение вычислять площадь фигур при помощи произвольных мерок.
Беседа, частично поисковый метод упражнений, работа с книгой.
Учебник Моро М.И. Математика 3 класс 1 часть, презентация.
Этапы урока и цели
(самоопределения) к учебной деятельности(2 мин)
Цель: выработка на личностнозначимом уровн е внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.
-Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Дмитриевна, и сегодня урокматематики проведу у вас я.
-Дорогие ребята, я очень рада видеть ваши любознательные глазки.
-Прозвенел звонок и смолк-
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
-Здравствуйте (приветствуют учителя).
-мотивация к обучению и познанию.
-формирование коммуникативных связей.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.)
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
-Прежде чем начать наш урок, давайте немного разомнемся.
— Увеличь в 7 раз 8, 3, 5, 7.
— Уменьши в 6 раз 42, 36, 6, 54.
-Увеличь в 5 раз 3, 5, 6, 8.
2 задание «Решите задачи устно»
1)На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
2) Кролики прыгали: 1-й между 2-ым и 3-им в ряд; 1 впереди, а 2 позади; 1 позади, а 2 впереди. Сколько было кроликов?
Решают задачи, показывают ответ с помощью карточек.
-поиск необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания.
3.Выявление места и причины затруднений (3 мин)
Цель: организовать анализ учащимися проблемной ситуаций, выявление места и причины затруднения.
— Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете?
(фигуры на слайде)
Чем фигуры отличаются одна от другой?
-Какая из них занимает больше всего места?
-Как вы это определили?
-Как по вашему мнению называется место, которое занимает фигура?(обсудите в парах)
-Это место называется «площадь».
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 56.
Как можно объяснить, что такое площадь?
(Круг, овал, треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник, прямоугольник)
-Формой, размером, цветом.
-Посмотрев на фигуры, видно, что квадрат занимает больше всего места.
-Предполагаемые ответы детей
Место, которое занимает фигура на плоскости
-принятие учебно-познавательной задачи и ее сохранение.
-мотивацию к обучению и познанию.
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план)(3 мин)
Цель: постановка целей учебной деятельности ина этой основе, выбор способа и средств их реализации.
Какие способы сравнения площадей вы узнали?
-Какова будет тема урока?
-Тема урока: « Площадь. Сравнение площадей фигур»
-Какие цели мы можем поставить?
-По какому плану будем работать?
1.Познакомиться с новым материалом.
2.Научиться применять новые знания.
3.Оценить результаты деятельности.
-Чему мы с вами учились?
На глаз, наложением, подсчетом квадратов, на которые разбита фигура
-Площадь. Сравнение площадей фигур
-Научиться сравнивать площади фигур
-Ставить цели.
— учатся определять цель деятельности на уроке;
-учатся планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием для реализации;
-учатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.
5.Реализация построенного проекта (15 мин)
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.
-Итак, сейчас мы с вами находимся на первой ступеньке.
У вас на партах лежат фигуры, что это за фигуры?
-Площадь какой фигуры больше?
-Как вы определили?
-Найдите фигуры с одинаковыми площадями.
(выполняем в парах) Возьмите 2 круга (красный и синий). Сравните их площади. Что заметили? Каким способом пользовались?
-Треугольники, квадрат, круг
-Площадь треугольника больше, т.к. он занимает больше места на парте, чем квадрат.
-Наложением фигур друг на друга
-Их площади одинаковы.
Можно наложением или «на глаз»
-изучение учебного текста
-включаются в диалог с учителем и сверстниками, принимают чужую точку зрения отличную от своей.
-использовать различные предметные и символичные модели для обоснования истинности суждений;
-научатся сравнивать площади фигур различными способами;
А сейчас давайте немного отдохнем
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(2 мин)
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
-На какую ступень мы с вами переходим?
-Давайте рассмотрим №1 на стр. 57.
На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны.
-Их площади равны, т.к. каждая фигура состоит из 4 квадратов.
-построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
-объяснять способ действия на основе усвоенного правила.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(3мин)
Цель: применение нового знания в типовых заданиях, исполнительская рефлексия.
-Ребята, сейчас я предлагаю выполнить вас на стр. 57 задание на смекалку.
-Как будет легче узнать, площадь какой фигуры больше?
-Верно, теперь самостоятельно посчитайте клеточки и узнайте, какая площадь у нас больше.
-Хорошо. У кого получились другие результаты?
-Нужно сосчитать клеточки.
Площадь собаки больше, т.к. она из 48 клеток, а заяц из 42
-Поднимают руку, называют свой ответ
-включаются в диалог с учителем и сверстниками;
-проявляют стремление высказаться.
-определяют границы собственно знания-незнания.
-оценивание достижения целей с личностных позиций.
8.Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующего раздела.
-Ребята, запишите в тетради № 2.
-Давайте выполним 1 строчку у доски.
-Остальные две строчки делаем самостоятельно.
-Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
-Проверьте, правильно ли решил примеры ваш товарищ.
-Оцените работу друг друга.
-Поднимите руку те, кто выполнил без единой ошибки; те, кто решил задачу не верно?
-Что было сложным при выполнение данного задания?
-Ребята, а сейчас я предлагаю повторить изученный материал:
-Что такое площадь?
-Какие задания показались вам трудными?
-Какие задания показались интересными?
-Один ребенок делает у доски, остальные в тетради.
Источник
Разработка конспекта урока по математике на тему «Площадь. Способы сравнения фигур по площади.» (3 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 106 города Донецка»
Учитель Алексеенко Виктория Петровна
Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади.
Цели: познакомить с различными способами сравнения площади разных фигур : «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, путём подсчета клеток одинаковой величины ; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление; воспитывать сотрудничество.
Планируемые результаты: учащиеся будут понимать значение понятия «площадь»; научатся самостоятельно сравнивать разными способами площади фигур; в дальнейшем будут применять теоретические знания на практике.
Оборудование: большие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал, пятиугольник); раздаточный материал: 17 красных кругов, 17 синих кругов, 17 зелёных квадратов, 17 белых прямоугольников, 17 белых квадратов, 17 красных прямоугольников; 4 конверта с заданиями для групп, музыкальный центр, проектор, экран.
Учебник: Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова,
Г. В. Бельтюкова и др.]. – 6-е издание. – М.: Просвещение, 2016. – 112с.: ил. – (Школа России).
І . Организационный момент.
Проверяй скорей, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять». (Слайд 2)
ІІ . Актуализация знаний.
а) На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
б) Кролики прыгали: 1-й между 2-ым и 3-им в ряд; 1 впереди, а 2 позади; 1 позади, а 2 впереди. Сколько было кроликов? (3)
в) Ряд начинается с числа 4, а каждое следующее число в нем на 1 больше предыдущего. Назовите пятое число в этом ряду. (8)
— Увеличь в 7 раз 8, 3, 5, 7.
— Уменьши в 6 раз 42, 36, 6, 54.
— Увеличь на 7 числа 14, 63, 21, 35.
— Уменьши на 6 числа 30, 42, 24, 18. (Слайд 3)
3. Создание проблемной ситуации.
— Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? (Круг, овал, треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник, прямоугольник) (Слайд 4)
— Чем фигуры отличаются одна от другой? (Формой, размером, количеством углов или их отсутствием, цветом)
— Назовите свойства данных фигур.
— Какая из них больше всего занимает места? (Квадрат)
— Как определили? (Видно «на глаз», что квадрат больше, чем другие фигуры.
Значит, он места займёт больше)
Беру квадрат, прикладываю к доске, обвожу его мелом по контуру и убираю фигуру.
— Что видите? (Квадрат на доске занимает определенное место)
— Предположите: как называется место, которое занимает фигура? (Ответы детей)
— Обратимся к словарю Ожегова. Это понятие объясняется так: «Величина, которая указывает на то, сколько места занимает фигура на плоскости – называется площадью». (Слайд 5)
Заучивание определения наизусть.
— Повторим новое математическое понятие. (Слайд 6)
— Прочитайте ещё раз это слово на экране. Назовите изученные орфограммы.
Вывод: Каждая фигура занимает в пространстве определенное место и имеет площадь.
ІІІ . Определение темы урока, постановка учебной задачи.
— Предположите, какая у нас сегодня тема урока? (Площадь.)
После ответов учащихся появляется (Слайд 7) «Тема: «Площадь. Способы сравнения фигур по площади»
— Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Учиться сравнивать и определять: площадь какой фигуры больше или меньше)
— Сегодня на уроке вы будете исследователями и самостоятельно узнаете, как можно сравнивать площади фигур.
IV . Работа над новым материалом.
1. Работа в парах (с раздаточным геометрическим материалом).
— Какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Круги, квадраты, прямоугольник). (Слайд 8)
Задание 1 . Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур? (Прямоугольник больше по размеру, следовательно, его площадь больше площади других фигур).
— Каким способом определили? (Определили «на глаз»)
— Назовите предметы в классе, которые имеют площадь. (Доска, картина, стенд, парта и т.д.)
— Площадь какого предмета больше? (Площадь доски)
— Каким способом пользовались? («На глаз»)
Задание 2. Возьмите красный круг и зелёный квадрат. (Слайд 9)
Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет)
— Почему? (Это сделать трудно. Одна фигура с углами, у второй углы отсутствуют)
— Найдите другой способ сравнения. (Наложить одну фигуру на другую)
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: Так как круг полностью поместился в квадрат, площадь квадрата больше площади круга, а соответственно площадь круга меньше площади квадрата.
Задание 3. Возьмите 2 круга (красный и синий). (Слайд 11) Сравните их площади. Что заметили? (Площади одинаковые) Каким способом пользовались? (Можно наложением или «на глаз»)
Вывод: при наложении фигуры полностью совпали, значит их площади равны.
Задание 4. Сравните площади тетради и учебника. Что можете сказать об их
площадях? (Площадь учебника больше площади тетради, соответственно площадь тетради меньше) (Слайд 12)
Задание 5. Возьмите белые квадрат и прямоугольник. Сравните. Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет) Почему? (Трудно это сделать)
А наложением? (Нет) Почему? (Ответы детей)
Проблема: как сравнить площади фигур, если «на глаз» и наложением одной на другую не получается?
— Чтобы ответить на этот вопрос, переверните фигуры. Что вы видите? (Фигуры поделены на клетки) (Слайд 13)
— Что можете сказать о размерах клеток? (Они одинаковые)
— Что можно сделать? (Посчитать количество клеток в каждой фигуре. Сравнить)
Вывод: в квадрате 9 клеток, а в прямоугольнике – 8. 9>8. Значит, площадь квадрата больше площади прямоугольника.
V . Физкультминутка. (Слайд 14)
Мы похлопаем в ладоши
Наши ножки постучали
По коленочкам ударим
Наши ручки, поднимайтесь
Наши ручки закружились,
VI . Закрепление нового материала.
Работа в группах
— Повторим правила работы в группе
* Работают все члены … (группы)
* Говорим в полголоса, чтобы… (не мешать другим)
* Внимательно слушаем друг друга, не… (перебиваем)
* Один ученик защищает работу группы, говорит… (громко и четко)
Задания выдаю в конвертах.
1 группа. Каждый из 2 прямоугольников состоит из 4-х квадратов разной
«Сравните площади фигур и сделайте вывод».
(Сосчитав количество квадратов в каждой фигуре, учащиеся могут прийти к ложному выводу, что площади данных фигур равны, так как число квадратов оказывается одинаковым. Возможно, дети сразу придут к верному решению).
— В чём дело? Может, вы ошиблись в подсчётах квадратов? (Та и другая фигура состоят из четырёх квадратов. Но квадраты разной величины. Видно «на глаз», что фигура 1 больше фигуры 2).
Вывод: при сравнении площадей фигур необходимо пользоваться одной и той же единицей измерения площади.
— О необходимости измерять площадь одной единицей измерения мы поговорим завтра.
2 группа. 2 различные фигуры изображены на клетчатой бумаге.
Задание. «Сравните площади фигур А и В. Докажите правильность полученного результата».
(А>B, т.к. фигура А составлена из 10 клеток, а фигура В — из 8; 10>8).
3 группа. Работа по учебнику с.57. Задача на смекалку.
Задание. «Как легче узнать, площадь какой фигуры больше?»
(Сосчитать клетки. Площадь собаки больше, т.к. она из 48 клеток, а заяц из 42).
Задание. «На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны».
(Площади равны, т.к. каждая фигура состоит из 4 квадратов (клеток)).
VII . Обобщение и систематизация выученного ранее материала.
Решение примеров с.57 № 2 (дети выходят к доске по одному цепочкой и выполняют задание)
Решение задачи с.57 № 4 (коллективно)
Решение уравнений с.57 № 5 (1-е уравнение – 1 вариант; 2-е уравнение – 2 вариант)
VIII . Подведение итогов. Рефлексия.
— Наш урок подходит к завершению, давайте подведем итог.
— Назовите тему урока.
— Что называют площадью фигуры?
— Какими способами мы можем сравнить площади фигур?
— Каким по сложности вам показался урок?
— Оцените свою работу на уроке. (Слайд 16) Выберите тот смайлик, который отвечает вашему настроению, характеризует вашу работу на уроке и нарисуйте его в тетради. (Слайд 17)
Домашнее задание: с.57 № 3; № 5 (3-е и 4-е уравнения).
Источник