Плохой хуже аналитический способ

17. Формообразование

Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание. Например: родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.

Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов: стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени).

Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов: читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.

Иногда формы слова образуются путём изменения основы слова (супплетивизм основы): идти — шёл (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени).

При формообразовании возможно чередование в корне слова: например, собирать (несов. в.) — собрать (сов. в.). Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение: о́кна (мн. ч., им. п.) — у окна́ (ед. ч., род. п.).

87. Укажите способы формообразования слов.

Громоздкий — более громоздкий, хороший — лучше, принёс — принёс бы, учит — будет учить, везу — возил, вёл — вела, ненавидеть — ненавидела, делать — сделать.

88. Прочитайте текст. Охарактеризуйте способы формообразования выделенных слов.

На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села со своим шитьём у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед.

Найдите в тексте устаревшие слова и определите, историзмы это или архаизмы.

89. Прочитайте текст. Охарактеризуйте способы словообразования выделенных слов.

В передней не слышно было ни голосов, ни шагов, и весь дом казался спавшим, несмотря на яркое освещение. Теперь уже доктор и Абогин, бывшие до сего времени в потёмках, могли разглядеть друг друга. Доктор был высок, сутуловат, одет неряшливо и лицо имел некрасивое. Что-то неприятно резкое, неласковое и суровое выражали его толстые, как у негра, губы, орлиный нос и вялый, равнодушный взгляд. Его нечёсаная голова, впалые виски, преждевременные седины на длинной, узкой бороде, сквозь которую просвечивал подбородок, бледно-серый цвет кожи и небрежные угловатые манеры — всё это своею чёрствостью наводило на мысль о пережитой нужде, бездолье, об утомлении жизнью и людьми.

Читайте также:  Закаливание способы правила рекомендации презентация

Какими языковыми средствами писатель рисует портрет доктора Кириллова?

Источник

Плохой хуже аналитический способ

▲образование грамматических форм одного слова. Противопоставляется словообразованию, связывающему разные слова с общим корнем

это образование грамматических форм слов без изменения их лексических значений.

► Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание.

родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.

Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов.

стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени)

Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов.

читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.

Иногда формы слова образуются путем изменения основы слова (супплетивизм основы).

идти — шел (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени)

При формообразовании возможно чередование в корне слова.

собирать (несов. в.) — собрать (сов. в.)

Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение.

окна (мн. ч., им. п.) —у окна (ед. ч., род. п.)

▼ Формы слов в русском языке образуются двумя способами:

Синтетическим является способ образования формы без использования дополнительных слов.

При синтетическом способе грамматическое и лексическое значение выражается в одном слове, называемым словоформой.

При аналитическом способе образования формы слова грамматическое значение выражается с использованием не только морфем, но и дополнительных слов — знаменательных и служебных.

Противопоставляется словообразованию как соотно­ше­ние, связывающее формы одного слова («стол» — «стола», «говорю» — «говорил»). Решение вопро­са о том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие — разными словами (вопроса о границах формо­обра­зо­ва­ния и словообразования), зависит от ряда факторов и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным (непосред­ствен­но отражающим внеязыковую действительность) и разнымисинтаксическими (отража­ю­щи­ми синтаксические возмож­но­сти словоформ) значениями, например «стол» — «стола», «хожу» — «ходишь», формы с разным номинативным значением при этом считаются разными словами и относятся к словообразованию («отучить» — «отучивать», «баня» — «банщик»). В этом случае формо­обра­зо­ва­ние не отличается принци­пи­аль­но от словоизменения. Другой подход основы­ва­ет­ся на противо­по­став­ле­нии граммати­че­ских (требующих обяза­тель­но­го выражения) и неграмматических значений. Формы, различа­ю­щи­е­ся лишь грамматическими значениями, объединяют в одном слове и относят к формо­обра­зо­ва­нию («стол — стола», «стол — столы», «хожу — ходишь», «отучить — отучивать»), а к словообразованию относят лишь формы, разли­ча­ю­щи­е­ся неграммати­че­ски­ми значениями («баня» — «банщик», «учить» — «ученик»).

Читайте также:  Тизин ксило способ применения

☼В зависимости от того, какие формы считаются относящимися к одному слову, различается понимание термина «формообразование». Если к одному слову относить формы с общим номинативным (отражающим внеязыковую действительность) значением, но неодинаковыми синтаксическими (отражающимисинтаксические возможности словоформ), формообразование сближается со словоизменением.

Источник

Формообразование

Презентация о формообразовании. формообразующие морфемы.

Просмотр содержимого документа
«Формообразование»

Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание.

родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.

Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов.

стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени)

Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов.

читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.

Иногда формы слова образуются путем изменения основы слова (супплетивизм основы).

идти — шел (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени)

При формообразовании возможно чередование в корне слова.

собирать (несов. в.) — собрать (сов. в.)

Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение.

окна (мн. ч., им. п.) —у окна (ед. ч., род. п.

Выбери правильный термин и дополни определения.

1. Способ словообразования, при котором новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки называется…………………

2. Слова, образованные от одного корня, называются…………………

3. Образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову называется

Выбери соответствующий термин…………………………………..

4 Образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов называется ……………………………………………………………..

5. Для образования следующих форм слова: «плохой — хуже» используется…

6. Для образования следующих форм слова: «пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.)» используется ……………………………………………………….

Читайте также:  Способы организации транспортного процесса

Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?

1.Слово безрезультатный образовано… ………………способом.

Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?

1. подоконник образовано от

2. сливовый образовано от слова……………………………………………..

3. подстаканник образовано от слова………………………………………

Заполни таблицу данными словами.

зам, фляга, нелюдимый, универмаг

Слово образовано с помощью:

Образуй указанную форму слова, определи способ словообразования.

Источник

Формообразование

Презентация о формообразовании. формообразующие морфемы.

Просмотр содержимого документа
«Формообразование»

Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание.

родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.

Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов.

стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени)

Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов.

читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.

Иногда формы слова образуются путем изменения основы слова (супплетивизм основы).

идти — шел (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени)

При формообразовании возможно чередование в корне слова.

собирать (несов. в.) — собрать (сов. в.)

Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение.

окна (мн. ч., им. п.) —у окна (ед. ч., род. п.

Выбери правильный термин и дополни определения.

1. Способ словообразования, при котором новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки называется…………………

2. Слова, образованные от одного корня, называются…………………

3. Образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову называется

Выбери соответствующий термин…………………………………..

4 Образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов называется ……………………………………………………………..

5. Для образования следующих форм слова: «плохой — хуже» используется…

6. Для образования следующих форм слова: «пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.)» используется ……………………………………………………….

Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?

1.Слово безрезультатный образовано… ………………способом.

Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?

1. подоконник образовано от

2. сливовый образовано от слова……………………………………………..

3. подстаканник образовано от слова………………………………………

Заполни таблицу данными словами.

зам, фляга, нелюдимый, универмаг

Слово образовано с помощью:

Образуй указанную форму слова, определи способ словообразования.

Источник

Оцените статью
Разные способы