- Как убить мотивацию сотрудников: топ 12 вредных советов
- Как мотивировать сотрудников: 30+ способов мотивации персонала с примерами
- 8 правил мотивации, без которых все бесполезно
- Как повысить мотивацию сотрудников к работе: способы и примеры
- 1. Стандартно — не значит плохо
- 2. Необычные фишки мотивации
- 3. Мотивация на автомате: добавим дух соперничества
- Хотите прокачать отдел продаж?
- Как не стать демотиватором
- Еще больше идей
- Помогаем эффективнее управлять бизнесом
Как убить мотивацию сотрудников: топ 12 вредных советов
Большинство материалов по управлению персоналом имеют общую направленность – повышение эффективности и продуктивности бизнеса, повышение мотивации персонала. Среди множества статей на тему повышения мотивации, незатронутым остался другой вопрос: какие действия работодателя точно убьют мотивацию сотрудника?
Какие бывают руководители?
Подходы к управлению компанией и взаимодействию с подчиненными у разных типов руководителей – разные. Естественно, эти подходы по-разному действуют на мотивацию сотрудников.
Английские ученые Роберт Блейк и Джейн Моутон выделяют 5 типов руководителей и у каждого из этих типов свое отношение к мотивации работников. На рисунке изображена так называемая «Управленческая решетка Блейка-Моутон». Вертикальная ось на схеме ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9, а горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется этими двумя критериями.
В соответствии с концепцией ученых, руководители первого типа (Авторитарное руководство/власть – подчинение) заботятся о производстве и безразличны к персоналу. Основное направление их работы – всеохватывающий контроль. Сотрудники при таком руководстве, как правило, отказываются от инициативы в работе и стараются уйти от ответственности. Такой тип управления не считают эффективным.
Работодатели второго типа (Социальное руководство/управление в духе загородного клуба) придерживаются обратной тактики – забота о сотрудниках и минимальное внимание к производству. Подход неэффективен, так как задачи производства остаются без должного внимания. Главное для такого руководителя – сохранение хороших отношений с работниками. Он по-настоящему не мотивирует сотрудников на достижение успехов, а результатом является отсутствие инициативы и потеря интереса к работе.
Третий тип боссов (Примитивное руководство или «отдых на работе»/объединенное управление), по мнению ученых, ни на что не ориентирован. Такой управленец не стремится ни к достижению результатов, ни к установлению человеческих отношений. Такой стиль работы очень быстро усваивают сотрудники, которые не хотят быть всерьез чем-то занятыми.
Четвертый тип (Производственно-социальное управление/организационное управление) – считается промежуточным, так как стремится к компромиссным решениям и хорошему впечатлению, но предпочитает оставаться в тени. Это “золотая середина”, не в самом лучшем смысле этого выражения. Можно только надеяться, что в организациях такие менеджеры не задерживаются надолго, поскольку они неэффективны и неперспективны.
Руководители пятого типа (командное руководство или руководство «лицом к лицу»/групповое управление) – объединяют вокруг себя коллектив, развивают способности каждого из подчиненных и являются признанными лидерами. Это – идеальный тип менеджера, который является наиболее эффективным, но встречается крайне редко. Он стремится получить лучшие результаты и мотивирует на это подчиненных. Он строит задания так, чтобы работники могли видеть возможности самореализации и подтверждение собственной значимости.
Блейк и Моутон сделали заключение: в различных специфических условиях каждый из стилей управления может оказаться весьма эффективным, но в типичной ситуации развития бизнеса наиболее успешным будет применение командного руководства.
Однако на практике такой тип руководителей встречается крайне редко. Часто среди способов мотивации персонала руководство видит преимущественно материальное вознаграждение и не пытается воздействовать на ценностные ориентиры сотрудников. Это неудивительно, ведь согласно исследованиям, сегодня 75–80% сотрудников имеют только материальные ориентиры, которые определяют результативность их работы.
Методы нематериальной мотивации сотрудников распространены в основном в «прозападных» компаниях или крупных российских организациях. Здесь руководство подходит к вопросу с четкой методологией, вместе с HR-отделом выстраивая систему мотивации, основанную на материальном и нематериальном стимулировании, в соответствии с корпоративной культурой компании, постоянной оценке удовлетворенности персонала, анализе данных, работе по устранению демотивирующих факторов.
С другой стороны, нередко встречаются ситуации, когда руководитель компании с пренебрежением относится к мотивации сотрудников (как материальной, так и нематериальной). Более того, подавляет сотрудников в профессиональном и личностном плане.
Итак, что нужно сделать управленцу, чтобы сотрудники потеряли всякое желание работать?
Tоп 12 вредных советов по демотивации персонала
1. Подвергните подчиненных тотальной слежке
Установите за персоналом жесткую систему слежения. Обязательно используйте видеокамеры, турникеты или сканеры отпечатков пальцев, скриншоты экранов и мониторинг личной переписки. Не предупреждайте о нововведениях. Не объясняйте, как работает система, на что влияют ее данные. Чем меньше ваши работники будут знать, тем лучше. Прозрачность и понятность мониторинга трудового дня должны остаться за пределами вашей организации. Ваши козыри – неожиданность, неосведомленность, скрытый характер слежения.
2. Не допускайте мыслей о карьерном росте
Амбициозные сотрудники стремятся к продвижению в компании. Но зачем это вам? Чем меньше кадровых изменений, тем спокойнее работа. Подчиненный хорошо справляется с текущей работой, кто сделает ее лучше него? К тому же, вы привыкли к работе с определенными людьми, и вмешиваться в привычной ход вещей не позволите. Пусть каждый работает на своем месте, чем дольше – тем лучше. Это – залог стабильности.
3. Выжимайте из коллектива максимум
Никаких лимитов по опозданиям, 5-минутного отдыха между поручениями, перекуров и чаепитий. Не стоит давать сотрудникам слабину, будьте уверены, они ей непременно воспользуются. Будут тратить гораздо больше времени, чем вы им предложили. Не слушайте глупостей о том, что для продуктивной работы нужны перерывы. Эти перерывы оплачиваются за ваш счет. Не тратьте деньги впустую. Они должны работать только на ваш бизнес. Требовать максимум и платить за это минимум – верный путь к демотивации.
4. Экономьте на оборудовании комфортных рабочих мест
Сотруднику неудобно работать с маленьким монитором, недостаточно света или холодно у окна? Он просто нытик. Дизайнеру нужна эргономичная мышь для работы? Глупости, он слишком разбалован. Бухгалтеру нужен дополнительный шкаф/стол для документации? Раньше обходился как-то? Пусть продолжает. Спартанские условия закаляют сотрудников.
5. Не учите сотрудников новому
Не вкладывайте деньги в обучение персонала. Люди получают знания за ваш счет, а после покидают компанию, унося сертификаты о квалификации к другому работодателю. Зачем помогать конкурентам и вкладывать средства в чужой бизнес?
6. Никогда не одобряйте действий сотрудника
Забудьте фразу о том, что “доброе слово и кошке приятно”. Это не ваш случай. Сотрудники работают за зарплату, а не за похвалу. Отчитывайте работника за неудовлетворительную работу, никогда не хвалите за хорошую.
7. Не слушайте предложения подчиненных
Не принимайте идей подчиненных, даже если они дельные. Так недалеко до того, что сотрудники почувствуют себя умнее вас! Не уставайте напоминать им, что это не так. Центром генерации идей должны быть только вы.
Постоянно напоминайте сотрудникам, что все ошибки — это их вина, а все достижения — ваша заслуга. Критикуйте ваших подчиненных в присутствии их коллег или клиентов. Помните, критика должна быть деструктивной.
9. Сохраняйте предвзятое отношение, несправедливость, субъективность в вознаграждениях
При повышении отдавайте предпочтение сотруднику-родственнику или другу руководителя, не стоит продвигать более квалифицированных и опытных работников.
10. Ставьте сотрудникам заведомо недостижимые цели
Не советуйтесь с персоналом при выставлении повышенного плана. Давайте множество поручений и не интересуйтесь загруженностью сотрудников. Пусть работа “кипит” в буквальном смысле этого слова. Не беспокойтесь о “выгорании сотрудников”. Это миф, придуманный лентяями.
11. Не делитесь информацией
Информация – есть власть. А власть должна быть сосредоточена только в ваших руках. Кроме того, правильно дозируя информацию вы сможете управлять отношениями внутри коллектива: приближенным – больше информации, аутсайдерам – меньше.
Постоянно напоминайте про дисциплинарные взыскания по незначительным поводам. В компании должна существовать система санкций за нарушения дисциплины. Она должна быть построена на штрафах и выговорах. Не допускайте даже мысли, что эти меры не устраняют истинные причины проблем с дисциплиной. Мысль о грядущих наказаниях непременно заставит подчиненных работать эффективнее.
Будьте уверены, придерживаясь этих советов, вы получите сотрудников, отказывающихся мыслить, они перестанут к чему-либо стремиться и получать удовольствие от работы. А те, что не перестанут, покинут компанию.
К решению любого вопроса можно подойти с разных сторон. Например, при внедрении системы учета рабочего времени в компании, работодатели, чаще всего, используют только одну из ее функций – средство слежения. Руководители выявляют с ее помощью опоздания, нецелевую активность и применяют штрафные санкции к сотрудникам. При выборе системы работодатели ставят только одну цель – понять, сколько времени работники тратят на развлечения. Но не думают о выявлении причин нецелевой активности.
Между тем у таких систем огромные возможности для повышения эффективности организации. При правильном подходе, система мониторинга позволяет обнаружить организационные проблемы в компании, показывает ошибки в постановке задач, работе линейных руководителей. Позволяет отметить переработки сотрудников, предупредить “выгорание” офисных трудоголиков.
Бочкин Александр Викторович
Основатель компании-разработчика системы CrocoTime
Источник
Как мотивировать сотрудников: 30+ способов мотивации персонала с примерами
Работать за идею может разве что владелец бизнеса, остальным нужен стимул: например, в компании Airbnb можно приносить в офис домашних питомцев, чтобы поднимать себе настроение. В статье вы найдёте новые способы мотивации сотрудников — обещаем, что обойдемся без шерсти и лая.
Содержание
8 правил мотивации, без которых все бесполезно
Мотивированный сотрудник дышит энтузиазмом и приносит больше денег. Нужно лишь найти правильный стимул. Существует более десятка теорий мотивации, основанных в том числе на пирамиде потребностей Маслоу, психоанализе Фрейда и гедонистическом подходе Юнга. На теоретическую основу наложился опыт практиков, благодаря чему вам не придется постигать тонкости психологии: все уже придумано — бери и делай.
Но прежде чем перейти к главному, ознакомьтесь с этими правилами: если их не соблюдать, то никакие способы повышения мотивации персонала вам не помогут.
- Чем ближе стимул к интересам сотрудника, тем сильнее его эффект. Зарубежная командировка мотивирует лучше, чем поездка в соседний город.
- Стимулирование, основанное только на ощущениях руководителя, не работает. Вряд ли абонементы на йогу повысят энтузиазм работников-любителей бокса.
- Измеряйте уровень мотивации каждого работника, например, путем анкетирования. Можно взять готовый тест на мотивацию по Герчикову, мотивационный профиль личности по Ричи и Мартину или же разработать свой опросник.
- Всегда пользуйтесь одной и той же методикой измерения, это позволит отследить динамику.
- Измерения проводите раз в квартал.
- Поощряйте работников всех категорий, а не только продавцов.
- Вводите новые способы мотивации каждые полгода: сработает эффект новизны.
- С помощью нематериальной мотивации решайте тактические задачи. Например, при наборе в штат сотрудников важно обучить их стандартам работы. Мастер-классы и тренинги помогут в этом, а для работников станут приятным бонусом.
- Создайте приятную компенсационную систему. Это оклады, премии и прочие денежные надбавки, который вы платите работникам за их труд. Если компенсации не будут их устраивать, то они от вас уйдут или станут хуже работать.
Как повысить мотивацию сотрудников к работе: способы и примеры
Для большинства людей главным мотиватором все еще является повышение зарплаты. Однако согласно исследованию международного рекрутингового агентства Kelly Services, проведенному в 2015 году, нематериальные способы мотивации, такие как обучение или изменение функционала, тоже могут удержать работника.
А чтобы у сотрудника не возникло даже мысли об уходе, важно постоянно подпитывать его интерес. Какие шаги и этапы по внедрению мотивации предпринять?
1. Стандартно — не значит плохо
Типовые способы повышения мотивации персонала проверены временем и дают положительный результат. Помимо оклада и бонуса за достижение KPI к ним относят:
- материальные премии за достижения;
- повышение в должности;
- расширение полномочий;
- дополнительный оплачиваемый отпуск;
- оплата полиса ДМС, занятий спортом;
- ссуды с пониженной ставкой;
- предоставление служебного автомобиля;
- дотации на питание;
- оплата обучения на курсах, тренингах и в учебных заведениях;
- вручение грамот лучшим работникам;
- командировки на отраслевые выставки.
Однако на этом варианты не заканчиваются. Примером удачной мотивации сотрудников служит опыт «Промсвязьбанка». Его система стимулирования включает ряд интересных бонусов:
- премию за лучшие идеи, внесенные в базу рацпредложений;
- компенсацию стоимости туристических поездок с детьми;
- оплату изучения иностранных языков работником и его ребенком;
- софинансирование получения второго высшего образования;
- оплату дополнительных взносов в пенсионный фонд;
- подарки, приуроченные к значимым семейным событиям;
- систему скидок от компаний-партнеров: в автосалонах, брендовых магазинах одежды, турагентствах и т.д.
Конечно, не каждый может инвестировать колоссальные средства в HR, но кое-что из перечисленного вполне реально перенять.
2. Необычные фишки мотивации
Методы мотивации сотрудников могут и вовсе не крутиться вокруг денег и подарков. Продумайте некомпенсационную систему мотивации. Оригинальные методы могут не только взбодрить засидевшийся коллектив, но и стать для компании конкурентным преимуществом на рынке труда. Так, озадачившись поиском лучших специалистов по программированию и гейм-дизайну, российский разработчик компьютерных игр Nival Interactive предложил своим сотрудникам:
- обучение у именитых художников и кинооператоров — преподавателей ВГИКа;
- работу в инновационных проектах, в том числе зарубежных;
- свободный график работы;
- офисное помещение, организованное с учетом требований коллектива;
- зоны отдыха.
Предоставление большей свободы сотрудникам — западный тренд, которого пока побаиваются в России. А зря. Об этом говорит опыт Google, где действует система 80/20: сотрудникам разрешено 20% от рабочего времени тратить на собственные проекты. По оценкам компании, около половины новых продуктов, таких как Gmail, Google News и AdSense, появились благодаря этой системе.
Возьмите на вооружение еще несколько нестандартных способов мотивации:
- обед с директором (практикуется Германом Грефом в «Сбербанке»);
- публикация в СМИ (сотрудник выступает в качестве эксперта);
- спортивные мероприятия для всех сотрудников (например, еженедельный футбол);
- конкурсы по интересам (вокальные, танцевальные, спортивные);
- бесплатное такси и питание для сотрудников, вынужденных работать допоздна;
- поощрение отказа от курения.
Еще можно воспользоваться опытом крупных западных компаний и создать лучшую мотивацию для своих сотрудников.
3. Мотивация на автомате: добавим дух соперничества
Еще один действенный способ. Он подходит, когда перед сотрудниками стоит общая задача и одинаковые KPI. В этом случае первый, кто достигнет нужного показателя, получает дополнительное поощрение: материальное (денежный бонус, сувенирную продукцию, скидку) или нематериальное (например, статус «Менеджер месяца»).
Такой способ мотивации сотрудников каждого отдела удобно реализовать на базе CRM-системы: руководитель задает KPI и в реальном времени мониторит достижение сотрудниками целей: сумма завершенных сделок, количество обработанных заявок или холодных звонков. Причем этот рейтинг виден не только руководителю, но и самим работникам. Например, в программе SalesapCRM на рабочий стол можно вывести информацию по всем сотрудникам: их план продаж и звонков, текущее место в рейтинге, их вклад в прибыль компании в виде диаграммы и т.д. В итоге менеджеры в онлайн-режиме сравнивают свои успехи с достижениями коллег и стремятся к новым высотам.
Рабочий стол системы SalesapCRM с отчетом по сотруднику
Хотите прокачать отдел продаж?
Внедрите CRM-систему S2!
Менеджеры будут в 6 раз быстрее составлять документы, начнут экономить до 30% времени и продавать на 50% больше!
Как не стать демотиватором
Какую бы систему мотивации сотрудников в организации вы не выбрали, она не будет работать, если в компании царит деспотизм и недоверие. Поэтому постарайтесь создать атмосферу открытости и творчества. Этому способствуют:
- уважительное отношение к подчиненным;
- минимизация количества правил;
- участие сотрудников в обсуждении решений, касающихся их обязанностей, условий труда и т.д.;
- обучение от лидеров компании;
- признание вклада сотрудников в успех компании;
- предоставление работникам льгот на продукцию компании;
- постановка четких измеримых целей.
Еще больше идей
Правильная мотивация сотрудников должна воодушевлять коллектив. Если вы всерьез решили повысить энтузиазм в своем коллективе, советуем не ограничиваться нашими советами и черпать идеи из специальной литературы:
- Радмило Лукич «Материальная мотивация продавцов. Принципы, возможности, ограничения», 2010 г.
- Светлана Иванова «Мотивация на 100%. А где же у него кнопка?», 2015 г.
- Клаус Кобьелл «Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен», 2011 г.
- Наталья Самоукина «Эффективная мотивация персонала при минимальных фин. затратах», 2006 г.
- Елена Ветлужских «Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI», 2017 г.
- Сара Холлифорд, Стив Уиддет «Мотивация», 2008 г.
- Макс Эггерт «Мотивация. Что заставляет выкладываться на работе», 2010 г.
- Стив Чандлер, Скотт Ричардсон «100 способов мотивации», 2014 г.
- Светлана Иванова «50 советов по нематериальной мотивации», 2017 г.
- Райнхард Шпренгер «Мифы мотивации», 2004 г.
Помогаем эффективнее управлять бизнесом
- checkзахват заявок с сайта, почты и соцсетей;
- checkавтоматизация процессов и аналитика;
- checkкалендарь для записи клиентов;
- checkкалькулятор стоимости услуг;
- checkшаблоны документов и писем;
- checkIP-телефония, e-mail- и sms-рассылки,
- checkбесплатный тестовый период 7 дней.
Источник