- Разбор по составу (морфемный) слова «плодово-ягодный»
- Разбор по составу (морфемный) «плодово-ягодный»:
- Смотрите также:
- Синтаксический разбор «Если кто-либо спросит, в чем суть истории, я действительно не знаю.»
- Морфологический разбор слова «плодово-ягодный»
- Фонетический разбор слова «плодово-ягодный»
- Синонимы «плодово-ягодный»
- Разбор по составу слова «плодово-ягодный»
- Карточка «плодово-ягодный»
- Разобрать слово по составу, что это значит?
- План: Как разобрать по составу слово?
- Порядок полного морфемного разбора по составу
- Упражнение 223 — Русский язык 6 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник
- Вопрос
- Подсказка
- Дальневосточный, русско — немецкий, бело — розовый, новогодний, лесостепной, пешеходный, плодово — ягодный способ образования слова?
- Перечислите основные способы образования слов в русском языке?
- Помогите очень нужно?
- Помогите расставит запятую в предложении — В садах растут и плодовые деревья и ягодные деревья и ягодные кусты?
- Способы образования слов в русском языке?
- Определите способ образования следующих слов : вперемешку, дробленый, пасынок, пароходство, длинноногий, лесостепной, восторжествовать?
- Как пишется (Плодовый, ягодный) Вместе или через дефис?
- Расскажите о способе образование слов в русском языке?
- Раскоройте скобки : (светло)голубой ; (англо)русский ; (плодово)ягодный ; (сухо)фруктовый?
- Основные способы образование слов в русском языке 12 слов срочно?
- Чем отличается суффиксация от суффиксального способа образования при образовании сложных слов?
- Морфологические способы словообразования
Разбор по составу (морфемный) слова «плодово-ягодный»
Разбор по составу (морфемный) «плодово-ягодный»:
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Если кто-либо спросит, в чем суть истории, я действительно не знаю.»
Морфологический разбор слова «плодово-ягодный»
Фонетический разбор слова «плодово-ягодный»
Синонимы «плодово-ягодный»
Разбор по составу слова «плодово-ягодный»
Карточка «плодово-ягодный»
Разобрать слово по составу, что это значит?
Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.
План: Как разобрать по составу слово?
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
- Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
-
- изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
- имеет ли оно формообразующий суффикс?
- Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
- Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
- Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
- Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
- Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
- Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части
В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.
* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.
Порядок полного морфемного разбора по составу
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.
- Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
- Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
- Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
- Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
- Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
- Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:
- окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
- основа форы — «проспал»;
- два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
- приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
- словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
- корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.
Источник
Упражнение 223 — Русский язык 6 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник
Вопрос
1. Спишите, заменяя слова в скобках сложными прилагательными. Восстанавливая пропущенные буквы, объясняйте написание слов.
1) Из-под земли показались (бледные, зелёные) листики растений. 2) М..гучий (сто лет) дуб раскинул свою (н..) об(?)ятную крону. 3) (Северный, восточный) ветер усиливался. 4) (Плодовый, ягодный) участок расположился на солнце (пёке). 5) Последние (тёмный, фиолетовый) осенние цветы ув..дали. 6) (Голубые глаза) (н..) забудки промелькнули в траве. 7) Начинался (мелкий, мелкий) дождь.
2. Определите способ образования выделенных слов.
Подсказка
Раскроем скобки и вставим пропущенные буквы:
- показались (кажется), могучий (мог), увядали (вянуть), промелькнули (мельком) — проверяемые безударные гласные в корне;
- бледно-зелёные (цвет), столетний (гл.сл.+зав.); северо-восточный (северо-восток); плодово-ягодный (плодовый и ягодный); тёмно-фиолетовые (цвет); голубоглазые (гл.сл.+зав.), мелкий-мелкий (повтор) — правописание сложных прилагательных:
- растений, расположился — слово с чередованием гласных;
- солнцепёке (солнце печёт) — правописание сложных существительных;
- необъятных (= огромных) — НЕ с прилагательными;
- незабудки (без НЕ не употр.) — НЕ с существительными;
- начинался — суффикс -чин-.
Источник
Дальневосточный, русско — немецкий, бело — розовый, новогодний, лесостепной, пешеходный, плодово — ягодный способ образования слова?
Русский язык | 10 — 11 классы
Дальневосточный, русско — немецкий, бело — розовый, новогодний, лесостепной, пешеходный, плодово — ягодный способ образования слова.
Дальний Восток, Русский и немецкий, белый и розовый, Новый год, лес и степь, плоды и ягоды.
Перечислите основные способы образования слов в русском языке?
Перечислите основные способы образования слов в русском языке.
Помогите очень нужно?
Помогите очень нужно!
Сгруппируйте прилагательные в соответствии со способом их образования : дальневосточный, русско — немецкий, бело — розовый, новогодний, лесостепной, пешеходный, плодово — ягодный.
Ответ представить в виде таблицы.
Помогите расставит запятую в предложении — В садах растут и плодовые деревья и ягодные деревья и ягодные кусты?
Помогите расставит запятую в предложении — В садах растут и плодовые деревья и ягодные деревья и ягодные кусты.
Способы образования слов в русском языке?
Способы образования слов в русском языке.
Определите способ образования следующих слов : вперемешку, дробленый, пасынок, пароходство, длинноногий, лесостепной, восторжествовать?
Определите способ образования следующих слов : вперемешку, дробленый, пасынок, пароходство, длинноногий, лесостепной, восторжествовать.
Как пишется (Плодовый, ягодный) Вместе или через дефис?
Как пишется (Плодовый, ягодный) Вместе или через дефис?
Расскажите о способе образование слов в русском языке?
Расскажите о способе образование слов в русском языке.
Раскоройте скобки : (светло)голубой ; (англо)русский ; (плодово)ягодный ; (сухо)фруктовый?
Раскоройте скобки : (светло)голубой ; (англо)русский ; (плодово)ягодный ; (сухо)фруктовый.
Основные способы образование слов в русском языке 12 слов срочно?
Основные способы образование слов в русском языке 12 слов срочно!
Чем отличается суффиксация от суффиксального способа образования при образовании сложных слов?
Чем отличается суффиксация от суффиксального способа образования при образовании сложных слов?
Русский язык) 6 класс)))).
На этой странице сайта размещен вопрос Дальневосточный, русско — немецкий, бело — розовый, новогодний, лесостепной, пешеходный, плодово — ягодный способ образования слова? из категории Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 10 — 11 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.
Береза с давних пор считается одним из основных символов России. При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. Береза -..
Что ножницы ж. Р что пожар м. Р что сани м. Р кто лисенок м. Р кто птицы ср. Р что гнездо ср. Р что река ж. Р кто медведь м. Р кто строитель м. Р что лужайка ж. Р кто синица ж. Р кто ребёнок м. Р кто девочка ж. Р что салат м. Р кто пауч..
Второй текст наиболее ясно описывает летний сад, тк в нем есть прилагательные.
Природа разговаривает с человеком, предупреждает или грозит, пугает или поощеряет. Солнце дружескм подмигивает из — ща тучь, посылая лучь света.
Гром грозно окрикивает непослушного воли богов. Всё это стало теперь поэтическими образами, но раньше эти образы воспринимались не в переносимом значении , а в прямом.
Жаргонизмы — это слова, обозначающие условные названия предметов в речи отдельных социальных групп. Жаргон — это тайный язык, цель которого — скрыть от чужого человека смысл произносимого. Хвост — несданный экзамен. Кореш, братан – друг, приятель.
Чтобы перейти через дорогу, для начала надо посмотреть на светофор. Когда зажгется зеленый цвет, посмотреть направо и налево, а потом уже переходить дорогу. Желательно переходить дорогу, где много людей.
Целый значит неповторимый.
Ночь приближалась к концу, когда мы пошли к изгороди парка. (Ночь приближалась ; мы пошли)Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отделении блестела холодным, синим огнём спокойная река. (Раскинулись луга ; блестела река)В воз..
1. Ночь приближалась, мы пошли 2. Раскинулись луга, блестела река. 3. стояли нити, небосклон розовел, Млечный Путь таял. 4. Красота была достойна . 5. мы вышли и направились . 6. донесся лай, замолк. 7. мы подходили Где — то со стороны донесся ..
Источник
Морфологические способы словообразования
Современная русская орфография. Типы написаний (слитное дефисное раздельное) и принципы русской орфографии.
Орфография(греч. оrthos – правильный, grapho – пишу)- раздел языкознания, который изучает правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.
Правила орфографии могут строиться на базе различных принципов – фонетического, традиционного и морфологического.
Основным принципом русской орфографии является морфологический. Он определяет такое письмо, при котором сохраняется единообразное написание морфем (приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их звучания в том или ином случае. Например, ход – ходить – находка – выход
В различных фонетических положениях морфема ход – звучит по-разному, но в соответствии с морфологическим принципом всегда обозначается одними и теми же буквами.
В соответствии с морфологическим принципом пишется одинаково большинство приставок (до-, от-, под-, над-), суффиксы и окончания. Этот принцип связывает отдельное слово с родственными ему словами.
Однако морфологический принцип не охватывает всех без исключения написаний. Есть случаи, когда написания не подчиняются ему и даже противоречат. Поэтому наряду с морфологическим выделяются: традиционное (историческое) написание, фонетическое и дифференцирующее.
Традиционное написание. По этому принципу слово пишется так, как оно писалось в старину или как в том языке, из которого оно заимствовано. Этот принцип иногда называется историческим, т.к. традиционные написания складывались исторически, некоторые из них могут быть объяснены действием исторических фонетических закономерностей.
Например, написание жи-, ши-отражают историческую мягкость шипящих ж и ш.
Иногда эти написания называют этимологическими, т.к. они отражают историю слов. Но традиционные написания не всегда отражают этимологию слов, а часто прямо противоречат ей: завтрак
Фонетический принцип определяет такое письмо, в котором буквами последовательно обозначаются реально произносимые в каждом конкретном случаи звуки, т.е. опорой для правописания является произношение. Фонетический принцип используется в сербском, белорусском, частично в русском языках. По этому принципу в русском языке пишутся:
а) конечные согласные в приставках на з /c: безоблачный, безрадостный, бесполезный;
б) правописание о или а, в приставке раз- / рас-, розыск– разыскать,россыпь – рассыпать;
в) ыпосле ц: цыган,огурцы,синицын.
Дифференцирующее написание– это написание двух слов или форм, которые фонетически совпадают, но имеют разные значения, т.е. являются омофонами: рос (роса) – роз (роза), стыла – (стыть) – с тыла (тыл), поджог (сущ.)— поджег (глагол).
Кроме правил передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем, орфография изучает также правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных и строчных букв, правила переноса слов с одной строки на другую, также правила графического сокращения слов.
Слитное написание применяется для закрепления таких сложных лексических образований, смысловая цельность которых имеет конкретное выражение в самом строении этих слов (слияние при помощи соединительных гласных, объединение общей для всего образования системой флексий, выделение данного образования из ряда смежных лексических единиц посредством собственного ударения; ср.: теплоход, пятилетка и т.п.).
Дефисное написание отражает те случаи словообразования, в которых обычно два слова, а иногда и несколько утрачивают свою лексическую самостоятельность, приближаются к превращению в одну лексическую единицу, но не доходят до полного слияния в одно слово (ср.: диван-кровать, машинно-тракторный, золотисто-желтый и т.п.).
Основания для раздельного написания общеизвестны. Отдельно пишутся как знаменательные, так и служебные слова.
Основными принципами, на которых строится слитное, дефисное и
раздельное написание, являются: лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический и традиционный.
Лексико=синтаксический принцип опирается на разграничение слова и словосочетания: палата тяжелораненых бойцов и тяжело раненный в руку. Согласно этому принципу слитно пишутся те сложные прилагательные, которые образованы от подчинительных словосочетаний: железнодорожная магистраль от железная дорога.
Словообразовательно-грамматический принцип
устанавливает слитное, дефисное написание по формальному признаку — наличию/ отсутствию в первой части сложного прилагательного суффикса: при наличии суффикса прилагательное пишется через дефис (плодово-ягодный, но плодоягодный).
Традиционный принцип связан с запоминанием написания производных предлогов, наречий: вследствие, в течение, под мышкой, без оглядки.
12. Основные способы образования новых слов в СРЯ. Тенденции словообразовательной системы в 20 веке.
Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатов, Г.О.Винокур «Заметки по русскому словообразованию», В.В.Виноградов.
Способ словообразования – 1 из центральных понятий в словообразовании. Оно может быть рассмотрено плане диахронии и в плане синхронии.
С диахронической точки зрения способ словообразования фиксирует историю рождения слова в один из периодов его развития. Например: вратарь ← врата (суфф. способ, посредством форманта -арь); сейчас ← сей час (слияние 2 знаменательных слов).
С синхронической точки зрения способ словообразования определяет, с помощью какого средства выражается словообразовательное значение слова.
Во многих случаях словообразовательное значение собирательности выражается суффиксальным способом при помощи формантов –j-, -в-, -н-, -еств-, -няк, -ат. Например: зверье, листва, родня, студенчество, березняк, старостат.
Чтобы определить способ словообразования, нужно выявить производящую основу и словообразовательный формант.
Приземлиться ← земля (морфол., прист.-суфф.-постфикс.).
При морфологических способах словообразования используют морфемы.
В таких словообразованиях структура производного слова отличается от мотивирующей базы (производящего слова или словосочетания): весенний ← весна, подснежник ← снег.
При неморфологических способах не используют аффиксов и не сопровождаются изменением внешнего облика производящей единицы.
К чистым аффиксальным способам относятся префиксация, суффиксация, постфиксация.
Префиксация — образование слова с помощью приставок: петь → запеть, всегда → навсегда. Часто применяется по отношению к глаголам.
Суффиксация —образование слова с помощью суффиксов, это наиболее распространенный способ русского словообразования, характерный для разных частей речи, прежде всего для существительных и прилагательных.
Синий → синева → синь
Нулевая суффиксация — применяется в области отглагольных существительных (разговаривать → разговор, отвечать → ответ, бежать → бег, прогулять → прогул), существительных, образованных от прилагательных (зеленый → зелень, тихий → тишь, новый → новь), и оценочных существительных со значением лица (подлизываться → подлиза, задираться → задира).
Постфиксация — аффиксальный способ, при котором средством выражения словообразовательного значения служит постфикс.
Постфикс, как и приставка, присоединяется к слову в целом и не меняет части речи образуемого слова.
Существуют и комбинированные аффиксальные способы: префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-постфиксально-суффиксальный.
Рассмотрим эти способы.
1. Префиксально-суффиксальный способ. Словообразовательным формантом в таком случае является комбинация 2 аффиксов – приставки и суффикса ((снег → подснежник, Урал → Зауралье).
2. Префиксация с нулевой суффиксацией. Префиксация и нулевая суффиксация – способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных существительными со значений части тела или детали внешности: безглазый, безногий, безрукий.
3. Префиксально-постфиксальный применяется в основном с глаголами. Средством выражения словообразовательного значения служит комбинация приставки и постфикса –ся, -сь: дозвониться, изголодаться, проболтаться. Формант присоединяется к целому слову – глаголу.
4. Суффиксально-постфиксальный применяется в основном сглаголами. В качестве мотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: суета → суетиться, гордый → гордиться, нужда → нуждаться.
5. Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ. Применяется в основном с глаголами, мотивирующими словами служат существительные, прилагательные и глаголы: банкрот → обанкротиться, щедрый → расщедриться, шептать → перешептываться.
Сложение —один из распространенных явлений в словообразовании.
При сложении основой является устойчивый порядок компонентов, тенденция к единому ударению, интерфикс.
Сложные слова имеют особый тип словообразовательного значения – соединительное значение, связанное с объединением разных по семантике мотивирующих основ в 1 целостную единицу: север, восток → северо-восток.
Сложение включает несколько разновидностей.
1. Сложносоставной способ – сложение самостоятельных слов без помощи интерфикса: вагон-ресторан, плащ-палатка, стоп-кран. Каждое слово имеет самостоятельное значение.
2. Чистое сложение – образование производного слова путем соединения при помощи интерфикса 1 или нескольких основ с самостоятельным знаменательным словом: лесостепь, черно-белый. Слова могут быть как равноправными, так и неравноправными смысловыми отношениями (бело-розовый ← белый и розовый, водонепроницаемый ← непроницаемый для воды).
3. Образование сложных слов с 1 неизменяемым связанным компонентом интернационального характера: авиа-, теле-, био-, видео-, рок- (авиапочта, телешоу, биодобавки, видеодвойка, рок-концерт).
4. Сложносуффиксальный способ. Словообразовательное значение выражается комбинацией сложения и суффикса. Словообразовательными формантами служат интерфикс, суффикс. Этот способ распространен в сфере образования имен существительных и прилагательных: огнетушитель, полнолуние, пятиклассник, трехэтажный, западноевропейский, дальневосточный.
5. Сложнопрефиксальный способ: умиротворить, иссиня-черный.
6. Префиксально-сложносуффиксальный: повседневный, повсеместный, Причерноморье.
Усечение — сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): специалист – спец, заместитель – зам.
Усечению подвергаются основы существительных и прилагательных: специалист – спец, заведующий – зав, наивный – наив, интенсивный – интенсив. Усечения могут мотивироваться также словосочетанием: декрет — декретный отпуск, фиктив – фиктивный брак, синхрон – синхронный перевод.
Усечение может осложняться суффиксацией: видик, велик, мультик, компик.
Семантическое включение (универбация) — способ образования слова на базе словосочетания: читальный зал → читалка, зачетная книжка → зачетка.
Это очень распространенный способ современного словообразования, им образуются разговорные слова: маршрутка, публичка, девитиэтажка, трехлитровка, стометровка, сберкнижка, пятисотка.
При морфологическом словообразовании на стыке производящей основы и аффикса наблюдаются различные звуковые изменения. Например, при сочетании корня рук- с суффиксом –н- в корне наблюдается чередование фонем к // ч, а при сочетании этого же корня с суффиксом –аст- в корне чередования нет: ручной – рукастый.
Морфемы могут приспосабливаться друг к другу, используя следующие словообразовательные средства:
· вставку интерфиксов, благодаря этому удается избежать труднопроизносимых сочетаний фонем на морфемном шве (небоскреб, двухгодичный);
· наложение морфем – частичное совмещение в структуре слова 2 соседних морфов (такси + ист → таксист; пальто + ов → пальтовый, роз-ов-ый + оват → розоватый).
· усечение морфем – это сокращение части корня или аффикса под влиянием присоединяемого аффикса (пальто – пальтецо, итальянец — итальянка);
· наращение – осложнение основы слова при образовании от него производных или словоформ: небо – небеса, дочь – дочери, время – времени, мать – материнский.
· чередования фонем и сочетаний фонем.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник