Основные методы регулирования платежного баланса
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.
Необходимость государственного регулирования платежного баланса обусловлена следующими причинами:
1. Платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте.
2. После отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
3. В условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1) государственная собственность, в том числе официальные золото — валютные резервы;
2) возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;
4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Методы регулирования платежного баланса направлены либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение импорта товаров, а также на ограничение вывоза капиталов и привлечение иностранных капиталов.
1. Дефляционная политика включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на социальные цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.
2. Девальвация — снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.
3. Валютные ограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, направленное на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, а также сдерживания импорта товаров.
4. Финансовая и денежно-кредитная политика – политика, направленная на уменьшение дефицита платежного баланса за счет бюджетных субсидий экспортерам, протекционистского повышения импортных пошлин, отмены налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.
5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:
регулирование торгового баланса: стимулирование экспорта и ограничение импорта.
регулирование «невидимых» операций: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»; расширение государственных расходов на НИР в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.; регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
регулирование движения капитала: с одной стороны, поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — стимулирование притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.).
Межгосударственное регулирование платежного баланса возникло с середины 70-х годов как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.
К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
согласование условий государственного кредитования экспорта;
двухсторонние правительственные кредиты,
краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;
кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего
Источник
Методы регулирования платежного баланса.
Международная статистика свидетельствует, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, т.е. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы уравновесить платежный баланс.
Неравновесие платежных балансов, бывшее ранее скорее исключением, стало характерной чертой нашего времени. Во второй половине ХХ в. темпы экономического роста мирового сообщества оказались, вероятно, рекордными за всю историю человечества. На этом фоне стала резче проявляться неравномерность экономического развития отдельных стран. Так, усиление позиций Японии и Германии в мировой экономике сопровождается положительным сальдо текущего платежного баланса этих стран. Иначе говоря, резкое нарушение равновесия в мировой экономике вызывает резкое неравновесие в платежных балансах.
Неравновесие платежного баланса страны, будучи, прежде всего регулятором внутриэкономических процессов, вызывает ряд последствий для ее экономики.
Стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны; стабильно отрицательное сальдо ослабляет позиции национальной валюты и подталкивает страну к все еще большему привлечению иностранного капитала. Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.
Сильные колебания сальдо баланса по текущим операциям (в ту и другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому когда речь идет о равновесии платежного баланса, в центре внимания оказываются, прежде всего, дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.
Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Государственное регулирование платежного баланса — совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
Ø государственная собственность, в том числе золотовалютные резервы;
Ø объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет (40-50%);
Ø непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, заемщика;
Ø регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.
1. Прямой контроль над импортом товаров и услуг и над вывозом капитала (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы; запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц; резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения для многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно.
В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше зависит от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательства и способности правительства следить за выполнением своих решений). В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро — и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.
Специальные меры предусматривают прямое регулирование отдельных статей платежного баланса в ходе формирования его основных статей – торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.
Важнейшим объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производство экспортных товаров.
Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении новых рынков сбыта государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхуя их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. Но такие меры дорогостоящи, и поэтому их применение обычно связано с состоянием бюджета страны.
2. Дефляционная (антиинфляционная) политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает, прежде всего, ограничение государственных бюджетных расходов, замораживание цен и заработной платы. При этом правительством активно используются соответствующие финансовые и денежно-кредитные рычаги, такие как:
Ø изменение учетной ставки Центрального банка;
Ø установление пределов роста денежной массы;
Ø кредитные ограничения.
При проведении такой политики сдерживания снижается объем национального дохода, падает потребление национальных товаров, сопровождающееся снижением объемов потребления импортных товаров. Снижение импорта позитивно воздействует на платежный баланс, так как снижает потребность в иностранной валюте. Таким образом, при замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс страны улучшается.
Однако необходимо при этом иметь в виду, что в условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются соответствующие компенсирующие меры.
3. Девальвация. Понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.
Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят политику импортозамещения.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя девальвация может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.
4. Валютные ограничения. Валютные ограничения следует различать по сферам их применения.
По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах:
а) блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продаж товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;
б) обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично Центральному или девизному банкам;
в) ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля);
г) ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;
д) запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;
е) запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
ж) регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов. Например, некоторые страны устанавливают ограниченные сроки (до 1 месяца) продажи экспортерами иностранной валюты на национальную с целью избежать использования этих средств спекулянтами против национальной валюты.
По финансовым операциям платежного баланса валютные ограничения выступают в таких формах.
При пассивном балансе принимаются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты:
а) лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;
б) контроль над деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при представлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом: привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;
в) полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение ее оплаты национальной валютой без права перевода за границу.
При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым операциям:
а) запрет на инвестиции нерезидентов, продажи национальных ценных бумаг иностранцам;
б) обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном Центральном банке;
в) запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте;
г) введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте. В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает Центральному банку;
д) ограничение ввоза валюты в страну;
е) ограничение на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;
ж) применение принудительных депозитов. Например, фирмы, активно прибегающие к иностранным кредитам (из-за более низких процентных ставок), обязываются помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в Центробанке страны.
Оценивая влияние валютных ограничений на международные валютные отношения в целом, надо подчеркнуть, что они отрицательно воздействуют на товарообмен между странами, значительно затрудняя развитие экспорта. Несмотря на то, что валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, в конечном счете, они осложняют проблему их балансирования.
5. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются: бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательных последствий чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация (повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран) — используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения вывоза капиталов и ограничение их импорта.
Тесты.
1. Торговый баланс представляет собой:
а) всю сумму годового экспорта товаров;
б) всю сумму годового импорта товаров;
в) разницу между стоимостью национального экспорта и импорта;
г) разницу между суммой всех платежей, полученных страной из-за границы и суммой всех платежей, произведенных ею за рубежом.
Правильный ответ: (в),так как торговый баланс представляет собой соотношение стоимости национального экспорта и импорта товаров за определенный период времени.
2. Испания решает установить контроль над внешней торговлей с тем, чтобы снизить дефицит платежного баланса. Одним из результатов этого решения будет:
а) снижение уровня инфляции в стране;
б) снижение темпов экономического роста;
в) снижение испанского экспорта;
г) снижение испанского импорта.
Правильный ответ: (г),так как странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются меры, стимулирующие экспорт и сдерживающие импорт товаров.
3. Выберите из перечисленных вариантов ответов те, которые относятся к методам государственного регулирования платежного баланса:
а) прямой контроль над импортом капитала;
б) поддержание соотношения между запасами золота и предложением денег в стране;
г) сохранение курса национальной валюты неизменным относительно валют других стран;
д) регулирование валютного курса.
Правильный ответ: (а). Ужесточение таможенной политики и переводов за границу доходов по иностранным инвестициям – это оперативные кратковременные методы, применяемые в крайней необходимости. (в).Дефляция—это политика, направленная на сокращение внутреннего спроса Цель этой политики – замедление роста или снижение цен, в результате чего снижается объем национального дохода, падает потребление национальных товаров, сопровождающееся снижением объемов потребления импортных товаров. Снижение импорта позитивно воздействует на платежный баланс. (д).При прочих равных условиях понижение валютного курса (девальвация) стимулирует экспорт и снижает импорт.
Заключение.
Итак, платежный баланс является одним из важнейших инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее экономической политики, экономического развития и национальной самобытности.
Платежный баланс представляет собой статистический отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период времени.
Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода развивалась торговля с другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных инвестиций; своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности страны, или имели место просрочки и ее реструктуризация; а также, как резиденты инвестировали в экономику других стран, как центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в иностранной валюте.
Существуют факторы, влияющие на платежный баланс. Их необходимо учитывать и минимизировать. Также на платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка.
Одной из основных задач макроэкономической политики является избежание значительных отклонений от равновесного состояния платежного баланса, что называют иногда поддержанием внешнего равновесия. Обычно правительство больше беспокоит отрицательное число по счету текущих операций. Чтобы уменьшить или вообще устранить отрицательную величину баланса текущих операций, правительства применяют экономические и административные меры.
Список использованной литературы.
1. Борисов С.М. Платежный баланс России. – М.: Магистр, 2008.
2. Макроэкономика: Учебник/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; 6-е изд., стереотип. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2004. – 448с.
3. Мировая экономика: Учебник для вузов /Под ред. Л. Тарасевича – СПб; Питер, 2001. – 320с.
4. Мировая экономика: Учебник/ Л.С. Подалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова и др.; Под ред. И.П. Николаевой – М.: Проспект, 2009. – 240с.
5. Мировая экономика: Учебное пособие/ С.П.Гурко, Е.П. Целехович, Г.А. Примаченок и др.; Под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко – М.: ИП «Экоперспектива», 2000. – 240с.
6. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
Источник