Пластический способ лепки птиц
Лепка птиц
Вылепить птицу труднее, поэтому прежде всего познакомьтесь, хотя бы в общих чертах, с основами ее анатомии.
Очертание скелета птицы часто не совпадает с очертанием силуэта ее внешнего вида: его сильно изменяет перьевой покров. Крыло птицы состоит из кости плеча, предплечья и кисти, задние конечности — из кости бедра, голени и стопы с пальцами. Не у всех птиц вся нога видна, обычно, когда птица сидит спокойно, видно только стопу с пальцами, а ноги спрятаны под перьями (рис. 7).
Рис. 7. Петух
Прежде чем приступить к лепке, решите, каких птиц вы будете лепить: гуся, утку, петуха, курицу или цыплят. Рассмотрите их, понаблюдайте их во время самых разнообразных действий: ходьбы, бега, кормежки и т. д. Позы, которые принимают птицы, очень разнообразны: красивы, изящны, а подчас и забавны. Для лепки вам нужно запомнить наиболее характерное движение, которое делает всю фигуру выразительной. Например, постарайтесь запомнить, как плавно выгнута шея у гуся, когда он спокойно идет по дороге, или как стремительно она вытягивается, придавая динамичность всей фигуре, когда гусь бежит или готовится к нападению. Красива поза, когда гусь спит, спрятав голову под крыло. Обратите внимание на цельность позы птицы, на гармоническую слитность всех частей ее тела.
Сравните пропорциональные соотношения частей тела той или иной птицы и подумайте, какие формы лежат в основе ее туловища и головы. Если вы внимательно посмотрите, то убедитесь, что в основе туловища и головы всех намеченных вами птиц лежит овоид, запомните! Это пригодится вам во время лепки. Однако это только основа. Найдите, чем форма тела отличается от овоида, ведь живая форма никогда точно не повторяет геометрическую. Для верной передачи реального объекта важно найти не только сходство его с той или иной геометрической формой, но и отличие от нее. Затем рассмотрите, как строятся ноги у птиц, из каких частей они состоят, как соединяются с туловищем. Обратите внимание на линию перехода от шеи к туловищу со стороны спины и со стороны грудки, как эти линии меняются во время движения птиц. Посмотрите внимательно на характер клюва, хвоста; определите место расположения глаз.
После того как вы понаблюдали птиц, полепите их, используя для образца какое-либо наглядное пособие; это облегчит вашу работу, сделает ее точнее и грамотнее. Скульптура или игрушка — это уже решенный художником образ, и вам остается только скопировать его, но вы можете изобразить гуся в самых разнообразных движениях, пользуясь своими предварительными наблюдениями: гусь идет, стоит, гусь ест или пьет, гусь вытянул шею, увидев какую-то опасность, и т. д.
Гуся удобно лепить из целого куска. Для этого вылепите исходную форму в виде овоида и приступайте к лепке наиболее характерных частей. Шею можно вылепить вытягиванием ее из общей массы туловища. Делайте это правой рукой, а вылепленное вами туловище держите в левой. Оттягиваемую часть глины старайтесь направить вверх, беря глину в основном не со спины, а с передней стороны, от грудки. Вылепив шею, отогните ее верхний конец для изображения головы. Придайте голове сразу овоидную форму и отожмите клюв. Это удобнее всего сделать двумя пальцами — большим и указательным, слегка сдавив ими глину (рис. 8).
Рис. 8
Вылепив основную форму птицы, переходите к ее уточнению и лепке характерных деталей.
Как правило, ноги птиц у игрушек и скульптур изображаются рельефом на подставке, поддерживающей тело птицы. Поэтому, вылепливая подставку и укрепляя на ней изделие, следите, чтобы размеры ее соответствовали величине ног птицы. Стеком наметьте место, где будут изображены ноги на подставке, и прорисуйте их, внимательно следя за их построением.
После этого накладывайте куски глины на рисунок так, чтобы в конечном итоге у вас получилось полуобъемное изображение ног с двух сторон подставки. Рельеф намечен, при помощи стека и пальцев обработайте его поверхность. Таким же способом рельефом изобразите крылья гуся, если он в спокойном состоянии; если же гусь, которого вы изображаете, приготовился к полету, крылья можно вылепить отдельно и прилепить к туловищу. Затем пролепите мышцы грудки.
Когда скульптура будет готова, рассмотрите ее внимательно, проанализируйте, удалось ли вам передать форму, строение птицы, ее движение.
Полепите других птиц, например петуха.
Постарайтесь отыскать живую натуру, внимательно рассмотрите ее.
У петуха голова красивая и интересная — с гребешком и бородкой. Если вы внимательно рассмотрите не одного, а нескольких разных по окраске и породе петухов, то заметите, что все они неодинаковы: у одного гребешок большой, длинный и даже немного свешивается набок, у другого покороче, но с ярко выраженными зубцами по краю и т. д. Рекомендуем в процессе наблюдений иногда прибегать к небольшим зарисовкам с натуры. Можно прорисовать всю фигуру птицы или лишь ее отдельные части, например форму гребешков, хвостов, лап и т. д.
Рассмотрите форму и соотношение по величине частей тела петуха. Посмотрите, как изменяется взаимное расположение частей его тела с изменением движения и позы. Обратите внимание на то, как наклоняется корпус петуха, когда он клюет, как он закидывает шею и голову, когда пьет, на осанку поющего петуха.
Сравните петуха с ранее вылепленным гусем — форму основных частей тела, пропорции. Например, шея петуха имеет совсем другой характер, чем шея гуся.
Рассмотрите и установите, что в фигуре петуха расположено выше — голова с гребешком или верхняя линия хвоста. Эти соотношения не постоянные и могут меняться в зависимости от движения позы и «настроения» петуха. Представьте себе петуха, который промок под дождем: в этот момент хвост петуха может быть опущен и голова с гребешком окажется выше хвоста. Но если вы представите себе петуха, спокойно стоящего и немного нахохлившегося, то у него хвост будет выше головы. Не забывайте, что от изображения всех этих особенностей зависит, насколько правильно вы передадите образ птицы.
После детального рассматривания приступайте к лепке с натуры. В качестве натуры могут быть взяты чучела, игрушки, а если нет ни того, ни другого, можно лепить по картинке или нескольким картинкам, изображающим одного и того же петуха в разных позах.
Петуха можно лепить теми же приемами, что и гуся. Отдельно вылепите гребешок, бородку, сережки; эти детали очень мелкие, но они необходимы для передачи характерных особенностей этой птицы (рис. 9).
Рис. 9
Полепите с натуры и других птиц, например утку, курицу, ворону и т. п. Затем птиц, несложных по форме, вылепите по памяти, начните с цыплят.
Их можно изобразить очень просто, соединив два округлых комочка глины, маленького — головы и побольше — туловища. Хвост и клюв оттяните. Укрепите всю фигурку на подставке. Конечно, такой способ лепки может быть рекомендован только для изображения очень маленьких цыплят.
Изобразите цыплят в разных позах. Положение цыпленка будет зависеть от того, в каком месте туловища вы прикрепите голову и в какую сторону направите клюв и хвост. Например, если цыпленок клюет, то наклоняет голову — клюв обращен вниз, а если пьет — голову запрокидывает на спину и клюв обращает вверх (рис. 10).
Рис. 10
Если выполненные птицы предназначаются для детских игр, их можно окрасить. Зачищать и грунтовать поверхность фигур не следует, так как шершавая, неровная поверхность будет больше соответствовать фактуре перьевого покрова птицы, придаст некоторую живость и выразительность фигуре. Для окраски можете использовать акварельную краску или гуашь.
Вы научились лепить птиц, с которыми были достаточно хорошо знакомы до лепки. Но есть птицы, форму и строение которых вы знаете гораздо хуже. Рекомендуем вам пойти в зоопарк или найти иллюстрации в книгах и посмотреть таких интересных птиц, как фламинго, пеликаны, попугаи, павлины, страусы, пингвины, орлы. Форма и строение тела их необычны, разнообразны.
Если раньше вы смотрели на этих птиц и многое не замечали, то теперь, научившись рассматривать натуру, увидите их строение, форму, разнообразие поз: наклоны, изгибы шеи фламинго, повороты головы пеликана и т. д. В зоопарке вы сможете зарисовать этих птиц или сфотографировать их в разных позах. Придя домой,- займитесь лепкой по памяти. Если вы задумаете лепить фламинго, то сделайте каркас для его длинных ног и шеи, остальных птиц можно лепить, как обычно, на подставке, без каркасов, особенно если изображать их будете в спокойном состоянии (илл. 27).
Илл. 27. Орел. Фарфор
После лепки павлина, попугая, т. е. птиц красивых и необычных как по окраске, так и по своему строению, рекомендуем вылепить сказочную фантастическую птицу. Сначала сделайте несколько эскизов карандашом и краской, продумайте, в каком положении будет птица.
После лепки птиц соберите все работы и проанализируйте их: удалось ли вам передать характер той или иной птицы, правильно ли вы нашли форму тела и основных частей, пропорции, интересную ли выбрали позу, какая фигурка получилась наиболее выразительно. Определите, что вышло неудачным. Такой сравнительный анализ очень полезен, он поможет выявить сильные и слабые стороны работы, поможет избежать многих ошибок в дальнейшем.
Хранить все вылепленные изделия трудно: они хрупки, занимают место. Однако сохранить некоторые из них было бы очень полезно. Выберите наиболее интересные, выразительные фигурки, их вы сможете использовать в работе с детьми.
Источник
ЛЕПКА ПТИЦ
План-конспект урока: Лепка по памяти и по представлению птиц из папье-маше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_ptitsy_7-8_let.pptx | 625.92 КБ |
lepka_7-8_let.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытый урок по лепке Разработала: Преподаватель Колупаева Анжела Станислававна МОУ ДОД ДШИ № 8 г. Сергиев Посад На тему: «Лепка по памяти и по представлению птиц» подготовительный класс (7-8 лет)
Цель урока Учить лепить птицу пластическим способом, передавая её характерные особенности. Закреплять умение украшать предмет. Задачи урока Обучающие: закрепление навыков лепки пластическим способом; закрепление навыков передачи характерных особенностей объекта. Развивающие: развитие творческих возможностей учащихся; воспитание интереса и любви к искусству своего народа, чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций. Воспитывающие: развитие интереса к лепке; воспитание аккуратности во время работы.
Материалы и оборудование. Папье-маше (бумажное тесто); К оврик для лепки; Стеки; С алфетки для рук. Зрительный ряд. Выставка работ учащихся; Презентация; Ч учела птиц; О бразцы различных фигурок птиц.
План урока: Организационная часть: проверка готовности к уроку. Содержание урока: Теоретическая часть; Практическая работа учащихся. Закрепление учебного материала. Подведение итогов урока
Ход урока: Беседа с учащимися начинается с рассказа об изображении птиц в различных видах народного декоративного творчества. Беседа подкрепляется демонстрацией презентации и образцов народного искусства. В беседе дети узнают о значимости птицы в жизни древних славян, о многообразии её образов. При просмотре презентации обращается внимание на технику исполнения, отличительные особенности изображения в каждом промысле. Объяснение практической части: Повторение особенности строения птицы; Обращается внимание на характерные особенности каждой птицы; Напоминаются технические приёмы лепки из папье-маше.
Объяснение практической части: Повторение особенности строения птицы; Обращается внимание на характерные особенности каждой птицы; Напоминаются технические приёмы лепки из папье-маше.
П реподавателем демонстрируется поэтапная лепка фигурки птицы из папье-маше. Учащиеся параллельно с преподавателем лепят свою. . Практическая часть.
Во время работы обращается внимание на: соразмерность форм туловища и головы; характерные особенности строения птицы
Самостоятельная работа учащихся. выявление индивидуальных особенностей каждой птицы и передача их во время лепки;
Самостоятельная работа учащихся. декорирование птицы.
В конце урока проводится выставка работ учащихся с общим обсуждением.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Лепка птичек»
Надежда Романенко
Конспект НОД в старшей группе «Лепка птичек»
«Птичка».
План-конспект занятия по лепке
Цель: Учить детей лепить из пластилина птичку, передавать овальную форму тела, круглую голову. Учить оттягивать хвост, прищипывать клюв. Продолжать учить делить пластилин на кусочки, пользоваться стекой. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений.
-Воспитывать аккуратность, самостоятельность, развивать память, внимание, воображение.
Материал: пластилин, дощечка, стеки.
Наглядный материал: скульптурная птица/изображение птицы.
Словарная работа: голова, хвост, круг, овал, глаза, клюв, оттягивать, прищипывать, стека.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает. Эта птица — круглый год. Во дворе у нас живет. И чирикает она
Громко с самого утра:
Кто это? (воробей) Правильно.
«Прилетает» птичка. Воспитатель вместе с детьми рассматриваю скульптуру малой формы птицы.
-Какая красивая птичка прилетела к нам! Давайте, слепим такую птичку. Но сначала внимательно рассмотрим ее. Что есть у птички? (туловище, голова, клюв, хвост, крылья). Какой формы тело птички? (обводящий жест) (Овальное, как яйцо).
-какой формы голова? (круглая). На что похожа? (на шарик). В какой части тела находится голова птички? (в начале тела).
-какой у птички хвост? (длинный, примой). Посмотрите, что у птички есть на голове? (глаза, клюв).
-сколько глаз у птички? (два). Сколько крыльев? (два)
-А сейчас я покажу, как будем лепить птичку. Смотрите внимательно и запоминайте. Разделю ком пластилина пополам, одну часть положу, а другую разделю еще пополам. Сколько комков получилось (три) .Из самого большого куска буду лепить тело. Какой оно формы (овал) Покажите как надо лепить овальную форм (дети показывают).
-Да,надо раскатать глину прямыми движениями: туда-сюда (леплю тело). С одной стороны тела будет голова, а с другой что? (хвост).
-Оттяну пластилин пальцами, вот так (показываю). Теперь буду лепить голову. (голова шарик). Как будете лепить голову, покажите руками.
-Правильно, будем скатывать комок круговыми движениями. Что надо сделать, чтобы получилось птичка? Правильно.Соединим две части :тело и голову, плотно прижмем, примажем пальцами (показываю) .Примазывать надо аккуратно, чтобы она получилась гладкая, красивая. Теперь прищипнуть клюв в переде, осторожно, чтобы не испортить голову, вот так (показ) : двумя пальцами сверху и снизу, а теперь также сбоку.
-Подумайте и скажите, как сделаем глаза, крылья? (нарисуем стекой)
-Да, концом стеки нарисуем глаза с одной и с другой стороны, а крылья, перышки другим концом (показ).
-Чтобы наша птичка сидела,вылепим вместо ног подставку: из 3-го маленького куска и скатаем столбик, на него сплюснем и посадим на него птичку, плотно прижмем и примажем. Вот и получилась птичка. Напомню детям об аккуратном пользовании пластилином, уточняю последовательность лепки, даем указание начать лепить.
Индивидуальная работа с детьми: помогу отдельным детям разделить глину на 3 части, вспомню с ним способы лепки овала, шара, поупражнять детей в оттягивании и прощипывание (показ на своем куске) похвалю самостоятельных, аккуратных детей, еще раз покажу технику сглаживания поверхности предмета.
Конспект НОД лепка в старшей и подготовительной к школе группе «Маленький самолетик» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию лепка в старшей и подготовительной к школе группе Тема: «Маленький самолетик» Цель:.
Конспект НОД по изобразительной деятельности (лепка) «Ягодный торт» в средней группе Тема: «Ягодный торт». Оборудование: соленое тесто нескольких цветов, пластилин красного, фиолетового, черного цвета, доски для пластилина,.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Дерево дружбы, дом для птичек» Конспект занятия по рисованию пальчиками в средней группе. Коллективная работа «Дерево дружбы, дом для птички.» Цели: Побуждать детей воплощать.
Конспект НОД в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек» по лепке Цель: Развитие умения отщипывать маленькие комочки пластилина от большого куска. Задачи : Формировать у детей умение отщипывать от большого.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Лепка «Зимние забавы» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе Художественно-эстетическое развитие. Лепка Тема: «Зимние.
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (лепка) в старшей группе «Угощение для зайчат» Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (лепка) в старшей группе на тему: «Угощение для зайчат» Цель: Развивать у детей.
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек» Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек «Задачи : Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом.
Лепка — конспект НОД по лепке во второй младшей группе «Пирамидка» Цель: Учить составлять предмет из нескольких частей разной величины. Задачи: Научить лепить пирамидку конструктивным способом из 3-4 деталей.
Лепка в старшей группе. Конспект занятия «Грибы» Тема: «Грибы» Ребята, сегодня я с вами хочу поговорить о грибах. Какие вы знаете грибы (ответы детей :шампиньоны, белый гриб, лисички и.
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» Конспект занятия по лепке в первой младшей.
Источник