План урока подлежащее способы его выражения

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Подлежащее и способы его выражения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
urok_voronov._podlezhashchee_i_sposoby_ego_vyrazheniya.doc 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

п. Ровеньки Белгородской области

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема: Подлежащее и способы его выражения

Подготовил: учитель русского языка
и литературы
Воронов А.И.

п. РОВЕНЬКИ 2019

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема : Подлежащее и способы его выражения

Тип урока : урок «открытие» нового знания

образовательная : повторить способы выражения подлежащего; узнать о новых способах выражения подлежащего; расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; находить подлежащее в предложениях;

познавательная : систематизировать материал; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия

регулятивная : искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить задачи и результаты собственной работы; самостоятельно проводить рефлексию

коммуникативная : выстраивать устное высказывание; презентовать результат собственной работы, а также работы в парах

воспитательная : создать условия по формированию дисциплины и нормам поведения учащихся; развивать творческое отношение к учебе

Планируемые результаты : ученик научится:

— находить подлежащее в предложении;

— верно определять способ выражения подлежащего в предложении;

— создавать устное монологическое высказывание;

Используемое оборудование : раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий, наглядное пособие

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

— Добрый день, ребята! На сегодняшнем уроке я желаю вам творческих успехов, будьте активны и зарабатывайте только отличные оценки.

— Ребята, в течение урока мы будем работать с большим количеством раздаточного материала: текст, таблицы, лист самооценки, карточки. Прошу во время урока не отвлекаться сразу на все задания. Работаем только с одним.

планирование учебного процесса с учителем и обучающимися.

Психологический настрой учителя и учащихся.

Актуализация знаний ( 2 минута )

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите число.

1. Прием «Верите ли вы что. »

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение и текст +

2. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. —

3. Односоставное предложение – предложение, в котором есть лишь один главный член +

4. Ночь прекрасна – двусоставное предложение +

5. В предложении « Сережа вырастил цветок» подлежащим является существительное ЦВЕТОК —

6. Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже

– Проверим выполнение задания. За каждый правильный ответ поставьте на полях по одному баллу. Почему некоторые утверждения не верны?

Выполняют задание, отвечают на вопросы, осуществляют самооценку

Коммуникативные : высказывание своего мнения и его подтверждение

самопроверка, оценивание своего ответа;

Отработка пройденного материала

III.Формулировка целей и задач урока (2 мин)

— Ребята, никто еще не догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока (если возникают затруднения, задаю вопросы из предыдущего задания)

Запишите тему в тетрадь. Определим цели и задачи на урок

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока

IV. Актуализация знаний (4 мин)

V. Постановка проблемного вопроса. Выявление места и причины затруднения

VI. Построение проекта выхода из затруднения

VII. Исследовательская работа

Сейчас вам нужно вспомнить все, что вы знаете о подлежащем. Заполним первую колонку «ЗНАЮ». Можно поворачиваться к соседу, выполнять работу в парах

Отлично! Вспомнили все, что знаем о существительном. Теперь наша задача – заполнить вторую колонку таблицы (хочу узнать). Итак, что мы напишем?

Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

–Предположите, чем еще может быть выражено подлежащее помимо существительного и местоимения? Необходимо вспомнить части речи и подумать, какая из них может быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь с соседом по парте. Возникают ли трудности при выполнения этого задания?

– Итак, собираем «корзину идей». Делаем схему в тетради.

Ребята, идеи собраны, но как мы будем проверять, верны ли наши записи?

Для начала прочитаем информационный текст, лежащий у вас на партах. Во время прочтения вам необходимо заполнять колонку «УЗНАЛ» в таблице «ЗХУ». Итак, если информация в тексте для вас знакома, ставим +; если информация оказалась новой, ставим V; если остались какие-либо вопросы, ставим знак «?»

Какое предложение вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.) Проверим, верна ли эта информация.

Для этого проведем исследование. Возьмите карточку №1 с предложениями. Ваша задача – найти в этих предложениях подлежащее и определить, какой частью речи оно является. Не забывайте, что подлежащее – это о ком? или о чем? говорится в предложении.

— Работу выполняем в тетради.

1 . По утрам Игорь нежится в кровати(Сущ. в И.п.)

2. Я помню чудное мгновенье.(Местоим. в И.п.)

3. Семь – любимое число Светы. (Числительное в И.п.)

4. Жить – Родине служить.(Инфин.)

5. Смелый победит труса.(Прилаг .)

6 .Скоро наступит будущее . (Причастие)

7 . Светлое завтра в наших руках. (Наречие)

8. Мы с другом выучили стихотворение.

(Синтаксически неделимое словосочетание)

9. В роще раздавалось детское « ау» .(Междометие)

10. «Тоже» — это союз (служебная часть речи)

— Поставьте себе баллы за выполнение задания.

— Итак, ребята, сделаем выводы. Давайте дополним нашу таблицу «ЗХУ» новой информацией.

Уже проделана немалая работа, давайте отдохнем. Встаем, если утверждение верное
1. Я увидел яхту, плывущую в открытом море – сложное предложение
2. Пунктуация – это наука о знаках препинания
3. Деепричастный оборот, выраженный фразеологизмом, не обособляется
4. ИГРАЯ – деепричастие
5. ЗДРАВСТВУЙТЕ – междометие

Выполняют самостоятельную работу, проверяют друг друга.

Высказывают своё мнение, аргументируют ответы.

Источник

Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП

Скачать:

Вложение Размер
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» 18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

— расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

— повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами

— совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;

— развитие познавательной активности учащихся;

— развитие внимания, памяти, критического мышления;

— развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);

— развитие речи учащихся;

— воспитание интереса к предмету;

— воспитание умения работать в группе.

Оборудование урока : карточки с информационным текстом, с предложениями; презентация,

– Откройте тетради, запишите число.

1 . Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный . – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.

2. Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему в тетрадь.

3. Таблица З – Х – У

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

5. Проверка записей. (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

5. Прием «Корзина идей»

– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.

– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)

– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?

– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».

1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? — Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

– Что нового вы узнали из этого материала?

– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У

2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Анютины глазки растут в саду.

«Из» – это предлог.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.

1. Упражнение 90

2. Проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»

3. Прием «Синквейн»

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

IV Домашнее задание: упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся».

Презентация к уроку русского языка в 6 классе «Морфологический способ образования слов»

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе.

Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»

Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения».

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.

Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. — 272с.

Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»

Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их ис.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям.

Урок русского языка в 8 классе «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям»- это урок открытия новых знаний, обретения новых умений и нав.

Источник

Читайте также:  Лечебная грязь для суставов способ применения
Оцените статью
Разные способы