- Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Подлежащее и способы его выражения» план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Подлежащее и способы его выражения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_voronov._podlezhashchee_i_sposoby_ego_vyrazheniya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
п. Ровеньки Белгородской области
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Тема: Подлежащее и способы его выражения
Подготовил: учитель русского языка
и литературы
Воронов А.И.
п. РОВЕНЬКИ 2019
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Тема : Подлежащее и способы его выражения
Тип урока : урок «открытие» нового знания
образовательная : повторить способы выражения подлежащего; узнать о новых способах выражения подлежащего; расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; находить подлежащее в предложениях;
познавательная : систематизировать материал; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия
регулятивная : искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить задачи и результаты собственной работы; самостоятельно проводить рефлексию
коммуникативная : выстраивать устное высказывание; презентовать результат собственной работы, а также работы в парах
воспитательная : создать условия по формированию дисциплины и нормам поведения учащихся; развивать творческое отношение к учебе
Планируемые результаты : ученик научится:
— находить подлежащее в предложении;
— верно определять способ выражения подлежащего в предложении;
— создавать устное монологическое высказывание;
Используемое оборудование : раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий, наглядное пособие
Используемые методы, приемы, формы
Результат взаимодействия (сотрудничества)
— Добрый день, ребята! На сегодняшнем уроке я желаю вам творческих успехов, будьте активны и зарабатывайте только отличные оценки.
— Ребята, в течение урока мы будем работать с большим количеством раздаточного материала: текст, таблицы, лист самооценки, карточки. Прошу во время урока не отвлекаться сразу на все задания. Работаем только с одним.
планирование учебного процесса с учителем и обучающимися.
Психологический настрой учителя и учащихся.
Актуализация знаний ( 2 минута )
Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите число.
1. Прием «Верите ли вы что. »
– Итак, первое задание «Верите ли вы…».
1. Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение и текст +
2. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. —
3. Односоставное предложение – предложение, в котором есть лишь один главный член +
4. Ночь прекрасна – двусоставное предложение +
5. В предложении « Сережа вырастил цветок» подлежащим является существительное ЦВЕТОК —
6. Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже
– Проверим выполнение задания. За каждый правильный ответ поставьте на полях по одному баллу. Почему некоторые утверждения не верны?
Выполняют задание, отвечают на вопросы, осуществляют самооценку
Коммуникативные : высказывание своего мнения и его подтверждение
самопроверка, оценивание своего ответа;
Отработка пройденного материала
III.Формулировка целей и задач урока (2 мин)
— Ребята, никто еще не догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока (если возникают затруднения, задаю вопросы из предыдущего задания)
Запишите тему в тетрадь. Определим цели и задачи на урок
Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока
IV. Актуализация знаний (4 мин)
V. Постановка проблемного вопроса. Выявление места и причины затруднения
VI. Построение проекта выхода из затруднения
VII. Исследовательская работа
Сейчас вам нужно вспомнить все, что вы знаете о подлежащем. Заполним первую колонку «ЗНАЮ». Можно поворачиваться к соседу, выполнять работу в парах
Отлично! Вспомнили все, что знаем о существительном. Теперь наша задача – заполнить вторую колонку таблицы (хочу узнать). Итак, что мы напишем?
Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»
–Предположите, чем еще может быть выражено подлежащее помимо существительного и местоимения? Необходимо вспомнить части речи и подумать, какая из них может быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь с соседом по парте. Возникают ли трудности при выполнения этого задания?
– Итак, собираем «корзину идей». Делаем схему в тетради.
Ребята, идеи собраны, но как мы будем проверять, верны ли наши записи?
Для начала прочитаем информационный текст, лежащий у вас на партах. Во время прочтения вам необходимо заполнять колонку «УЗНАЛ» в таблице «ЗХУ». Итак, если информация в тексте для вас знакома, ставим +; если информация оказалась новой, ставим V; если остались какие-либо вопросы, ставим знак «?»
Какое предложение вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.) Проверим, верна ли эта информация.
Для этого проведем исследование. Возьмите карточку №1 с предложениями. Ваша задача – найти в этих предложениях подлежащее и определить, какой частью речи оно является. Не забывайте, что подлежащее – это о ком? или о чем? говорится в предложении.
— Работу выполняем в тетради.
1 . По утрам Игорь нежится в кровати(Сущ. в И.п.)
2. Я помню чудное мгновенье.(Местоим. в И.п.)
3. Семь – любимое число Светы. (Числительное в И.п.)
4. Жить – Родине служить.(Инфин.)
5. Смелый победит труса.(Прилаг .)
6 .Скоро наступит будущее . (Причастие)
7 . Светлое завтра в наших руках. (Наречие)
8. Мы с другом выучили стихотворение.
(Синтаксически неделимое словосочетание)
9. В роще раздавалось детское « ау» .(Междометие)
10. «Тоже» — это союз (служебная часть речи)
— Поставьте себе баллы за выполнение задания.
— Итак, ребята, сделаем выводы. Давайте дополним нашу таблицу «ЗХУ» новой информацией.
Уже проделана немалая работа, давайте отдохнем. Встаем, если утверждение верное
1. Я увидел яхту, плывущую в открытом море – сложное предложение
2. Пунктуация – это наука о знаках препинания
3. Деепричастный оборот, выраженный фразеологизмом, не обособляется
4. ИГРАЯ – деепричастие
5. ЗДРАВСТВУЙТЕ – междометие
Выполняют самостоятельную работу, проверяют друг друга.
Высказывают своё мнение, аргументируют ответы.
Источник
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
— расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
— повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами
— совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;
— развитие познавательной активности учащихся;
— развитие внимания, памяти, критического мышления;
— развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);
— развитие речи учащихся;
— воспитание интереса к предмету;
— воспитание умения работать в группе.
Оборудование урока : карточки с информационным текстом, с предложениями; презентация,
– Откройте тетради, запишите число.
1 . Прием «Верите ли вы, что…»
– Итак, первое задание «Верите ли вы…».
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный . – двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено местоимением
– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.
– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.
– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.
2. Формулирование темы.
– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
– Запишем тему в тетрадь.
3. Таблица З – Х – У
– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.
– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.
– Можно совещаться с товарищами.
5. Проверка записей. (по группам, по очереди)
– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?
5. Прием «Корзина идей»
– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.
– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)
– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?
– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».
1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»
Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.
Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? — Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.
Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».
Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.
А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.
Место подлежащего может занять любая часть речи.
Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.
Или причастие: Провожающие стояли у вагона.
Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.
– Что нового вы узнали из этого материала?
– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У
2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.
– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)
– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.
3. Исследование (разбор предложений)
– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.
Двое уехали в столицу.
Курить – здоровью вредить.
Завтра не наступит никогда.
В воздухе прокатилось «ура».
Анютины глазки растут в саду.
«Из» – это предлог.
– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.
– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?
4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.
III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.
– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.
1. Упражнение 90
2. Проверка по слайду.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.
– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?
– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»
3. Прием «Синквейн»
1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.
2) Два прилагательных, характеризующих тему.
3) Три глагола, показывающих действие темы.
4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.
5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
Называет, обозначает, отвечает.
Подлежащее – ключевое слово в предложении.
– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.
IV Домашнее задание: упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Описание педагогического опыта «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся».
Презентация к уроку русского языка в 6 классе «Морфологический способ образования слов»
учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе.
Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»
Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения».
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. — 272с.
Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»
Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их ис.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям.
Урок русского языка в 8 классе «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям»- это урок открытия новых знаний, обретения новых умений и нав.
Источник