План урока основные способы словообразования 6 класс

Конспект урока на тему «Способы словообразования» (6 класс)

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Цель: поприветствовать учеников, создать дружелюбную и комфортную атмосферу в классе, настроить учеников на плодотворную работу.

Численность: весь класс.

Проведение: Добрый день,

ребята! Если день начать с

улыбки, то он обязательно

пройдет удачно! Давайте сегодняшнее занятие начнем с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Главная задача сегодня — быть внимательным, активным, находчивым, трудолюбивым.

Вхождение или погружение в тему

Проблемный и наводящий вопросы

Цель: При помощи постановки наводящих и проблемных вопросов помочь ребятам самостоятельно сформулировать тему урока.

Численность: весь класс.

Проведение: Мы знаем, что в русском языке очень много слов. Есть ли такие слова в нашем языке, которые образованы от других слов? Приведите примеры. Что послужило для образования слов, которые вы привели в пример? Как вы думаете, что было бы с русским языком, если не было таких частей слов, при помощи которых образовывались новые слова?

Итак, мы уже сказали, что при помощи разных частей слов можно образовывать новые слова. Как вы думаете, какую тему мы сегодня изучим? Какие цели нам необходимо поставить? Какие задачи будем решать?

Формирование ожиданий учеников

Цель: выяснить ожидания и опасения детей и сформулировать задачи, которые помогут достигнуть цели.

Численность: весь класс.

Проведение: Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? С какими задачами мы должны справиться, чтобы достигнуть цели урока, то есть выяснить, какие существуют в русском языке способы образования новых слов? С какими сложностями, возможно, мы столкнемся при выполнении задач?

Цель: Формирование представления о разделе русского языка «Словообразование» и об основных способах образования слов в русском языке.

Численность: весь класс, работа в группах.

Материал: Карточки, подготовленные заранее, для составления слов учениками.

Проведение: Учитель предлагает классу разделиться на 4 команды, все команды являются членами одного большого сообщества под названием «Словообразование». Но у каждой команды своя роль в этом сообществе. О своей роли команда сможет узнать только после того, как соберет слова из предлагаемых карточек. Для каждой группы заготовлены индивидуальные карточки с разными частями слов.

1 команда – карточки с приставками, корнями и окончаниями

2 команда – карточки с суффиксами, корнями и окончаниями

3 команда – карточки с приставками, суффиксами, корнями и окончаниями

4 команда – карточки с основами слов, соединительными гласными буквами и окончаниями.

Ученики, используя имеющиеся части слов, собирают как можно больше слов. Когда все ученики выполнили задание, учитель предлагает назвать слова, которые составили команды и указать на то, какие части слов им помогли в этом. Далее каждой команде задается вопрос: Какая часть слова помогла вам составить все ваши слова? Как бы вы назвали свою команду, используя наименование этой части слова? (Например, «Приставочки») Так учитель опрашивает все команды.

После опроса всех команд учитель помогает ученикам самостоятельно сделать вывод: Так же как и в вашем сообществе под названием «Словообразование» в русском языке есть раздел «Словообразование». Как вы думаете, что он изучает? (Как образуются слова в русском языке). В русском языке существует несколько способов словообразования. Учитель просит первую команду еще раз повторить свое название. Как вы думаете, как в русском языке называется способ словообразования, при помощи которого команда «Приставочки» собирала слова? Таким образом учитель опрашивает все команды и вместе с тем дает возможность ученикам самим догадаться о существующих в русском языке способах словообразования.

Читайте также:  Фенюльс инструкция способ применения

Эмоциональная разрядка (разминка)

Игра «Перед телевизором»

Цель: снять умственное напряжение у детей, сменить вид деятельности и канал восприятия.

Численность: весь класс.

Проведение: Отложите ручки, тетрадку в сторону. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором, расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула. Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что вам надо сделать и громко произнеси

те это слово. Итак, в- (включить), пере- (переключить), вы- (выключить). Правильно, вы угадали все слова. Кто мне ответит: почему же вы все делали верно? (Приставка имеет значение.) Правильно. А теперь еще одно упражнение. Телевизор плохо показывает, поэтому мы будем переставлять комнатную антенну. Куда? Как? (Влево, вправо, спереди, сзади.) Запишем эти слова и разберем по составу. Что в них особенного?

1) словарные слова;

3) не имеют окончаний

4) образованы приставочно-суффиксальным способом

Проработка содержания темы

Цель: закрепить полученные ходе урока знания

Численность: весь класс, работа в парах

Материал: задание необходимо заранее подготовить в виде иллюстрированной презентации, на уроке использовать мультимедийное оборудование

Проведение: Учитель предлагает решить несколько словообразовательных шарад.

а) Приставка и суффикс те же, что в слове появление, а корень – как в слове ручка. (Поручение)

б) Один корень – из слова всемирный, другой – из слова любить, суффикс и окончание – из слова красивый. (Миролюбивый)

в) Приставка – из слова сотрудник, корень – из слова присущий; один суффикс – из слова электричество, другой – из слова собрание. (Сосуществование)

г) В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание)

д) Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)

Получение обратной связи

Давайте вспомним какую цель мы поставили в начале урока. Достигли ли мы ее? С какими трудностями мы столкнулись в ходе урока? Что было интересным, неинтересным? Как вы оцените свою работу на уроке и работу ваших одноклассников?

Источник

Конспект урока в 6 классе на тему « Основные способы образования слов в русском языке».

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема: « Основные способы образования слов в русском языке ».

Образовательная цель: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.

Развивающая цель: развивать умение организовать лингвистический эксперимент, анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы, развивать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, формировать в учащихся пытливость и научное рвение.

Читайте также:  Испытания пожарных лестниц способ

Тип урока: урок изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, солнышко, лучики жёлтого и голубого цветов.

Подготовительный этап: проветривание кабинета, проверка освещенности кабинета, включение дополнительного освещения.

1.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. Слайд 1.

2. Проверка домашнего задания.

1) Взаимопроверка учащихся домашнего упражнения.

2) Индивидуальная работа по карточкам у доски.

Карточка №1 . Разберите слова по составу : и скрятся, замечаешь, уходит, узкий, снежный, белизна,

Карточка №2 . Разберите слова по составу : охотник, беззвучный, бессильного, лучистый, удивительный.

Проверка работавших у доски (класс работает с сигнальными карточками)

При проверке учащиеся задают вопросы по орфо граммам, встретившимся в словах.

3. Орфографическая разминка. Слайд 2.

Текст для орфографического разбора показан на интерактивной доске.

Очень полезно и приятно см..треть на аквариум с разноцветными ры..ками. Плавно ра..качивающиеся водор..сли и плавающие ры..ки п..гружают нас в с..стояние нев..сомости. Все наше тело медле..о ра..слабляет..ся, сер..це начинает бит..ся р..внее, полностью и..чезает напряжение в тел.. и г..ловная боль. Аквариум – прекрас..ное средство от страха в зубовр..чебном кабинет.

4. Повторение изученного материала.

Что изучает морфемика?

Что называется корнем?

Что называется приставкой?

Что называется суффиксом?

Что называется окончанием?

Какие слова называются однокоренными?

5. Применение теоретического материала на практике.

Задание 1. Слайд 4 . В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово
с омонимичным корнем):

1) долгий, долго, долг, долгота;

2) город, городской, горожанин, загородка;

3) вода, водитель, водянистый, наводнение.

Проверь себя. Слайд 5.

Задание 2. Слайд 6. Назовите слово с приставкой.

Задание 3. Слайд 7. Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.

Задание 4. Слайд 8. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.

Задание 5. Слайд 9. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.

6. Объяснение нового материала.

Лаборатория словообразования. Инсценировка (помогают подготовленные заранее учащиеся).

Слово «дом» . Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?

Словообразователь . Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.

Суффикс «-ик-» . Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)

Слово «дом» (размышяя). . или больше?

Суффикс «-ище-» . Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части. (Становится на место -ик-.)

Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.

Словообразователь . Это не меня благодарить надо, а ваших помощников. (Все уходят.)

– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.

(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес. )

– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)

– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере-.)

– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.

Читайте также:  Способы закрыть окна от солнца своими руками

В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием — ый.

– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)

– Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.

– Почему в слове бессуффиксный две С?

– Как вы понимаете значение этого слова? (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)

– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.

– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.

8. Электронная физкультминутка. Слайд 10.

— Что вы видели? (Ёлка, шары(игрушки), снежинки).

Учащиеся называют слова и способы их образования.

9.Работа по учебнику.

Чтение теоретического материала. Выполнение упражнения 128.

– Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов, они указаны на с. 57–58. Кто первый их найдет?

– Чем сложение основ отличается от сложения слов?

10. Лингвистическая разминка.

– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?

– Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.

– Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения. Слайд 13.

11. Работа с сигнальными карточками.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.

12. Физкультминутка. Слайд 14.

13. Тест. Слайд 15-20.

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) записать, разжечь;

2) покусать, вкусный;

3) подвижный, подписка.

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) травяной, безрукавка;

2) берёзовый, лесной;

3) домик, ошейник.

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) вырастить, росточек;

2) заплыв, опилки;

3) наездник, записка.

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) перерыв, ленточка;

2) осиновый, заплыв;

3) переход, заход.

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

1) бензовоз, плащ-палатка;

2) ледокол, пароход;

3) самовар, столовая.

14. Игра. За определенное время участники игры должны записать как можно больше слов, состоящих из букв, которые входят в слово СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Класс делится на три команды (три ряда). Слайд 21.

-А теперь ещё раз назовём все способы словообразования. Слайд 22.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации;

голубого цвета – занятие неинтересное, не было никакой полезной информации.

Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.

Источник

Оцените статью
Разные способы