План социальные нормы как способ регулирования общественных отношений

План социальные нормы как способ регулирования общественных отношений

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы в системе социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальные нормы».

2. Классификация социальных норм:

в) эстетические и т. д.

3. Функции социальных норм как элементов социального контроля:

4. Формы социального контроля:

а) внешний формальный;

б) внешний неформальный;

в) внутренний и т. д.

5. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3
3
2
1
0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Источник

План социальные нормы как способ регулирования общественных отношений

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Виды социальных норм:

в) эстетические нормы;

г) политические нормы;

д) религиозные нормы и др.

4. Причины возникновения социальных норм.

5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:

г) социализация и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3
3
2
1
0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Источник

ЕГЭ: Задание 28 — План «Социальные нормы и их функции»

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а) возникают в процессе исторического развития;
б) представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;
в) носят объективный характер;
г) рассчитаны на многократное повторение;
д) выстраиваются в определенной иерархии.
3. Виды социальных норм:
а) табу, обычаи, традиции;
б) моральные нормы;
в) религиозные нормы;
г) корпоративные нормы;
д) правовые нормы.
4. Функции социальных норм:
а) культурно-историческая;
б) социального контроля;
в) воспитательная;
г) регулятивная;
д) стабилизирующая.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

  • Следующая публикация ЕГЭ: Задание 28 — План «Познание как вид деятельности»
  • Предыдущая публикация ЕГЭ: Задание 28 — План «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе»

ЕГЭ: Задание 28 — План «Духовная культура общества»

Автор: author · Published 28.12.2018 · Last modified 17.03.2019

ЕГЭ: Задание 28 — План «Мировая экономика»

Автор: author · Published 28.12.2018 · Last modified 17.03.2019

ЕГЭ: Задание 28 — План «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей»

Автор: author · Published 28.12.2018 · Last modified 03.03.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

ЕГЭ: Задание 28 — План «Виды социальных норм»

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Виды социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социальной нормы.
2. Признаки социальных норм:
а) не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;
б) направлены на регулирование общественных отношений;
в) возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;
г) формируются в процессе исторического развития;
д) соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.
3. Виды социальных норм:
а) обычаи;
б) традиции;
в) нормы морали;
г) правовые нормы;
д) религиозные нормы;
е) политические нормы;
ж) эстетические нормы.
4. Функции социальных норм:
а) регулируют общий ход социализации;
б) интегрируют личность в социальное окружение;
в) служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
г) контролируют отклоняющееся поведение.
5. Способы регулирования поведения людей социальными нормами:
а) дозволение;
б) предписание;
в) запрет.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Источник

План социальные нормы как способ регулирования общественных отношений

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Виды социальных норм:

в) эстетические нормы;

г) политические нормы;

д) религиозные нормы и др.

4. Причины возникновения социальных норм.

5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:

г) социализация и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие права.

2) Другие виды социальных норм:

в) традиции и обычаи и т.д.

3) Отличия права от других видов социальных норм:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и т.д.

4)Структура системы права:

а) отрасли права;

б) институты права;

5) Источники права:

а) правовой обычай;

б) судебный прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие права.

2) Другие виды социальных норм:

в) традиции и обычаи и т.д.

3) Отличия права от других видов социальных норм:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и т.д.

4)Структура системы права:

а) отрасли права;

б) институты права;

5) Источники права:

а) правовой обычай;

б) судебный прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правосознание и правовая культура». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятия правосознания и правовой культуры.

2. Структура правосознания:

а) правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, научно обоснованные представления о праве);

б) правовая психология (совокупность переживаний, эмоций, чувств, связанных с восприятием права);

в) модели правового поведения.

3. Функции правосознания:

а) оказывает влияние на правотворчество и содержание права;

б) влияет на процесс правоприменения;

в) способствует соблюдению и исполнению права.

4. Классификация правосознания:

а) в зависимости от субъекта (индивидуальное, групповое, общественное);

б) по мотивационно-регулятивному характеру (законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее);

в) по уровню знаний (обыденное, профессиональное, научное).

5. Современная правовая культура и её черты:

а) осознание определяющего значения прав и свобод гражданина;

б) утверждение в массовом сознании уважения к закону и правопорядку;

в) правовая активность граждан в осуществлении своих прав.

6. Опасность правового нигилизма для общества и государства.

7. Правовое воспитание и его роль в формировании правосознания и правовой культуры.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовая культура и правовое воспитание». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Обоснуйте необходимость развития правовой культуры граждан в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие институты участвуют в формировании и развитии правовой культуры граждан в Российской Федерации? (Назовите любые три института.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по развитию правовой культуры граждан РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных института.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) ответ на вопрос;

(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании названий трёх институтов.)

3) три примера, иллюстрирующих реализацию различными институтами деятельности по развитию правовой культуры граждан.

Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются)

При анализе ответа учитывается:

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

− наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

− корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие «правовая культура».

2) Уровни правовой культуры:

а) правовая культура личности;

б) правовая культура группы;

в) правовая культура общества.

3) Элементы правовой культуры:

а) уровень развития правосознания;

б) действенность функционирования правовых органов и учреждений;

в) уровень правотворческой деятельности и т.д.

4) Функции правовой культуры:

в) правовой социализации и др.

5) Направления правового воспитания:

а) обучение основам правовой науки в учебных заведениях;

в) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве и т.д.

6) Способы правового воспитания:

г)принуждение и др.

7) Значение правового воспитания для повышения уровня правовой культуры.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Понятие и виды правоотношений». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие о правоотношениях.

2.Основания для возникновения правоотношений – юридические факты:

3. Субъекты правоотношений:

а) физические лица (граждане)

б) юридические лица (предприятия, организации);

в) публично-правовые образования.

4. Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.

5. Виды правоотношений по отраслям права:

6) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Наличие любых двух из 2, 3, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы в системе социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальные нормы».

2. Классификация социальных норм:

в) эстетические и т. д.

3. Функции социальных норм как элементов социального контроля:

4. Формы социального контроля:

а) внешний формальный;

б) внешний неформальный;

в) внутренний и т. д.

5. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали социальные нормы.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно.

2) Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.

3) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.

4) Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.

5) Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение.

1) Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно — нет, неверно.

2) Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества — да, верно.

3) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития — нет, неверно.

4) Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет — да, верно.

5) Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение — да, верно.

27% это не половина опрошенных. 4 неверно.

Там надо сложить два параметра

Почему 4 считается верным ,если тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития, ровно половина, а в 4 варианте ответа написано более половины

Их выходит 58%, это больше половины.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Социальный контроль — понятие.

2. Элементы социального контроля:

а) социальные санкции;

б) социальные нормы.

3. Виды социальных санкций:

а) формальные и неформальные;

б) негативные и позитивные.

4) Виды социальных норм:

в) традиции и обычаи;

г) эстетические и др.

5. Формы социального контроля:

а) внешний формальный;

б) внешний неформальный;

6. Методы социального контроля:

7. Функции социального контроля:

а) предотвращение негативного девиантного поведения;

б) регулирование социальных отношений;

в) оценка поведения и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Виды социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль)

б) внешний формальный;

в) внешний неформальный.

4. Элементы социального контроля:

а) Социальные санкции (формальные и неформальные);

б) Социальные нормы (право, мораль и т.д.)

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Виды социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль)

б) внешний формальный;

в) внешний неформальный.

4. Элементы социального контроля:

а) Социальные санкции (формальные и неформальные);

б) Социальные нормы (право, мораль и т.д.)

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социального контроля в развитии общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы (мораль, право, традиции и т.д.);

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.

3. Функции социального контроля:

а) социализация индивидов;

6) регулирование взаимодействия людей;

в) корректировка девиантного поведения и т.д.

4. Формы социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль);

б) внешний формальный;

в) внешний неформальный.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Виды социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль)

б) внешний формальный;

в) внешний неформальный.

4. Элементы социального контроля:

а) Социальные санкции (формальные и неформальные);

б) Социальные нормы (право, мораль и т.д.)

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Выберите верные суждения о видах социальных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж — пример неформальной социальной санкции.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм — это формальная позитивная санкция.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии — пример позитивной социальной санкции.

5) Штраф — пример формальной социальной санкции.

Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж — пример неформальной социальной санкции — нет, неверно.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям — да, верно.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм — это формальная позитивная санкция — нет, неверно.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии — пример позитивной социальной санкции — да, верно.

5) Штраф — пример формальной социальной санкции — да, верно.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная группа». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие социальной группы.

2. Основания для классификации социальных групп:

а) численность (малая и большая);

б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);

в) по факту существования (номинальная и реальная);

г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);

3. Признаки малой социальной группы;

а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей

б) наличие общей цели или интереса;

в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;

г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;

4. Процессы протекающие в малых социальных группах:

а) групповая интеграция;

б) групповая дифференциация и лидерство;

в) конформизм и групповое давление и т.д.

5. Многочисленность социальных групп.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

– корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «малой группы».

2. Особенности малых групп:

а) поведенческая и психологическая общность членов группы;

б) наличие общих интересов и ценностей;

в) общие групповые нормы.

3. Виды малых групп:

4. Примеры малых групп:

б) компания друзей;

в) трудовой коллектив.

5. Функции малых групп:

6. Межличностные отношения в малой группе.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Как в тексте раскрыта сущность социализации? Что, по мнению авторов, приобретает индивид в рамках первичной социализации? (Назовите три приобретения.) Как авторы понимают наступление социальной зрелости?

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.

Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).

В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.

Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид». Когда, по мнению авторов, процесс социализации происходит более активно? Почему, по мнению авторов, подростковый возраст выделяется как особый этап в рамках первичной социализации?

1. Отдельно взятый представитель человеческого рода.

2. В детстве и юности.

3. Из-за своей конфликтности.

В тексте названы средства позитивного и негативного механизмов социализации. Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из средств, названных в тексте. (Сначала указывайте средство, затем приводите пример, который его иллюстрирует. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Примеры каждого из названных в тексте средств:

— имитация: старший брат пятилетнего Пети увлекается информатикой и много времени проводит за компьютером, Петя, подражая брату, начал осваивать клавиатуру и научился играть в компьютерные игры;

— идентификация: многодетной семье существует традиция коллективного участия в ведении домашнего хозяйства, и каждый ребёнок выполняет посильную для него домашнюю работу;

— стыд: Александра обещала навестить заболевшую бабушку и передать ей лекарство, но забыла о своём обещании и провела время в компании друзей; состояние здоровья бабушки ухудшилось, и девочке было стыдно перед бабушкой и родителями;

— совесть: Игорь имел возможность, но не заступился за товарища в сложной ситуации, и его мучила совесть.

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации. Существует мнение, что вторичная социализация происходит под воздействием исключительно внутренних факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два довода, которые подтверждают это мнение, и два довода, которые его опровергают.

1. В подтверждение мнения:

— вторичная социализация — это изменение уже сложившейся личности, которая обладает независимостью и самостоятельностью, поэтому для изменений нужно решение или желание самого человека;

— усвоение новых ценностей может потребовать отказа от уже усвоенных, человек должен осознать необходимость десоциализации и ресоциализации.

2. В опровержение мнения:

— на человека в зрелом возрасте могут активно воздействовать различные агенты социализации (например, СМИ), под влиянием которых меняются его знания и ценности;

— человек в зрелом возрасте может оказаться в незнакомой ситуации (например, при смене места жительства), и, не зная обычаев и традиций, он может просто стараться быть как все, подражая другим людям.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода.

1. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире, осознание особенностей взаимоотношений между людьми.

3. Обретение личностью главного, интегрального статуса.

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

«. каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

Источник

Читайте также:  Способ изложения норм права тгп
Оцените статью
Разные способы