Виды переработки текста (план, тезисы, анализ) при помощи информационных технологий
Основная методическая идея: параллельное обучение по двум предметам – информационные технологии и русский язык; два варианта урока с одним и тем же текстом.
Тема урока: Виды переработки текста (план, тезисы, анализ) при помощи информационных технологий.
Цели урока (по предмету русский язык):
- Образовательные: применение знаний и умений по переработке текста в незнакомой ситуации.
- Развивающие: отработка умения переработки текста, а именно: составление сложного плана, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий уровня С.
- Формирование ОУУН: совершенствовать учебно-интеллектуальные умения, а именно: понимать познавательную задачу проблемного характера, выделять главное, свертывать учебную информацию, строить связанный рассказ, выделяя логические аспекты, аргументировать собственные высказывания; учебно-коммуникативные умения, а именно: использовать разные виды записи, например план, высказывание собственного отношения.
Воспитательные: чувство ответственности за результаты труда.
- Цели урока (по предмету информационные технологии):
- Образовательные: применение знаний и умений по созданию нумерованных и маркированных списков; форматированию страницы.
- Развивающие: отработка умения оформления задания по русскому языку с использованием нумерованных, маркированных и мноуровневых списков в виде книжки-малышки (применение следующих умений при изменении оформления страницы: изменения параметров страницы, добавления границ страницы, вставки разрыва страниц, вставки номеров страниц, вставки колонтитулов, создания оглавления).
Воспитательные: восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.
Ход интегрированного урока.
Организационные моменты.
Для достижения поставленных целей на основном этапе урока учащимся предлагается электронный текст с заданиями (Приложение 1.)
На данном этапе учитель русского языка формирует умения: составлять сложный план, выделяя главное и структурируя информацию; выделение тезисов;
учитель информационных технологий формирует параллельно следующие ОУУН: отрабатывает умения по созданию нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.
На данном этапе урока посредством комплекса заданий по двум предметам формируется умение структурировать собственный текст по данной теме на основе анализа текста по критериям ЕГЭ по русскому языку, применяя для оформления умения и знания, полученные на уроках технологии (“Набор и форматирование символов”, “Форматирование абзацев”, “Создание списков”, “Форматирование страницы”).
Результатом данной работы является по информационным технологиям: создание книжки – малышки.
Варианты работы учащихся прилагаются (Приложение 2).
Рефлексия: сформировать собственное мнение о необходимости владения различными способами переработки информации (в т. ч. электронными) в реальной жизни.
Виды контроля: контроль осуществляется одновременно по двум предметам.
Тема урока: оформление цитат (многоточие при цитатах, прописные и срочные буквы в цитатах) в печатном тексте.
Цели урока (по предмету русский язык):Образовательные: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания при употреблении цитат.
Цели урока (по предмету информационные технологии):
- Образовательные: закрепить знания основных правил набора текста и оформления документов и вставки символов.
- Развивающие: закрепить навык набора символов и знаков препинания в соответствии с “Основными правилами набора текста и оформления документов” и вставки символов.
- Воспитательные:воспитывать интерес и ответственное отношение у учебному труду.
Для реализации указанных целей предлагается следующая структура урока.
Организационные моменты.
Основной этап урока состоит из предлагаемых блоков:
а) теоретический (изучение нового материала): учащимся предлагается теоретический материал в виде слайдов. (Приложение 3). На данном этапе формируются знания.
б) закрепление на первичном уровне: ученикам предлагается электронный текст (Приложение 4, упражнение1 и упражнение 2), в котором они расставляют пропущенные знаки препинания, руководствуясь примечаниями. Вид контроля: самопроверка (слайды). На данном этапе формируются пунктуационные умения по русскому языку, а также отрабатывается навык набора текста и вставка символов.
в) этап применения знаний. На данном этапе учащимся предлагается текст, в котором они расставляют знаки препинания. Текст электронный (распечатанный вариант прилагается, (Приложение 4, упражнение3).
г) применение знаний в нестандартной обстановке.
В завершение урока учащимся предлагается творческой задание: на основе данного текста составить собственный текст и набрать его, с обязательным использованием предложенных высказываний о роли книг и электронных носителей информации. Высказывания оформить в виде цитат:
Если прилежно поищешь в книгах мудрость, то найдешь великую пользу душе своей. („Повесть временных лет”)
Каким бы видом деятельности не занимался человек – в ближайшее время без персонального компьютера, а значит, и без специальной литературы, позволяющей найти с ним общий язык, ему не обойтись. (Р. Дробышевский & А. Лифенко)
Итоги урока, рефлексия. Ответы на вопросы: насколько эффективно и оправданно в современную эпоху интегрированное преподавание предметов и почему информационные технологии способствуют изучению других учебных дисциплин?
Источник
Виды переработки текста. Критерии оценки проектной и исследовательской работы
учебно-методический материал (10, 11 класс)
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
-В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающегося на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
К проектной и исследовательской работе предъявляют требования Основные требования к работе:
1. Формулирование проблемы.
2. Планирование действий по разрешению проблемы
3. Поиск информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт.
5. Представление продукта – презентация продукта и защита самого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_pererabotki_teksta_kriterii_otsenivaniya.docx | 91.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды переработки текста
Критерии оценки проектной и исследовательской работы
Тема: Переработка чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование Задачи: -узнать виды переработки текста;
-изучить понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование/
1. Информационная переработка текста – процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Информационная переработка научных, научно-популярных, учебнонаучных и (реже) публицистических или художественных текстов – это написание на их основе планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. п.
Различные виды переработки текста позволяют в устной или письменной форме сократить (свернуть) исходный текст (в форме плана, тезисов, конспекта), развёрнуто или кратко передать его содержание (в форме устного пересказа, подробного, сжатого и выборочного изложения, аннотации, оглавления), создать оригинальный текст на основе текстаисточника (в жанре реферата, резюме), выявить тему или проблему текста (дать ему заголовок).Созданный на основе текста-источника новый текст носит название вторичного .
2. Основные понятия:
Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план. Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
План и тезисы . План — это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. План бывает простой и сложный; цитатный, безцитатный, смешанный; Тезисы — это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения. Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте , в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части. Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.
Реферат. Реферат (от лат. — сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.
Аннотация. Аннотация (от лат. — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.
Рецензия . Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, надо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится. Оценку текста называют отзывом или рецензией . Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX века (от лат. – осмотр, обследование). Рецензия (от лат. — рассмотрение, обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма.
Эссе. Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Некоторые признаки эссе:
— наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
— эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
— как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
— в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.
Тема: Критерии оценки проектной и исследовательской работы
Задачи: -узнать основные требования к критериям;
-изучить критерии, оценивая проектной и исследовательской работ.
-Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
-В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающегося на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
К проектной и исследовательской работе предъявляют требования Основные требования к работе:
1. Формулирование проблемы.
2. Планирование действий по разрешению проблемы
3. Поиск информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт.
5. Представление продукта – презентация продукта и защита самого проекта.
Оценка проектной и исследовательской работы
Оценивание — это самое сложный и противоречивый этап. Оценка проектной деятельности учащихся
1) Работа над проектом
2) Продукт проекта (что получилось в итоге)
3) Оформление проекта
3) Оформление проектной папки, видеоряда
4) Защита проекта
4) Презентация своего продукта: уровень презентации
5) Самоанализ учителя
процесс защиты презентации
6) Деятельность учителя в рамках данной проектной деятельности.
Результат учащихся в рамках деятельности.
Критерии оценивания работы :
— Актуальность проекта (обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий);
— самостоятельность (уровень самостоятельной работы, планирование и выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемые действиями координатора проекта без его непосредственного участия);
— проблемность (наличие и характер проблемы в проектной деятельности, умение формулировать проблему, проблемную ситуацию);
— содержательность (уровень информативности, смысловой емкости проекта);
— научность (соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими)
— работа с информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации — от воспроизведения до анализа);
— системность (способность рассматривать все явления, процессы в совокупности, выделять обобщенный способ действия и применять его при решении задач в работе);
— интегративность (связь различных областей знаний);
Критерии оценивания «продукта» проектной деятельности
• Полнота реализации проектного замысла ( уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи оказались решены);
• соответствие контексту проектирования (важно оценить, насколько полученный результат экологичен, т. е. не ухудшит ли он состояние природной среды, здоровье людей, не внесет ли напряжение в систему деловых (межличностных) отношений, не начнет ли разрушать традиции воспитания, складывавшиеся годами);
• соответствие культурному аналогу, степень новизны (проект как «бросок в будущее» всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделанный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем культурном опыте.);
• социальная (практическая, теоретическая) значимость;
• потребность дальнейшего развития проектного опыта (некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин).
Критерии оценивания оформления проектной работы
• Правильность и грамотность оформления (наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии);
• композиционная стройность, логичность изложения (единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда, Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов);
• качество оформления (рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков);
• наглядность (видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия);
Критерии оценивания презентации проектной работы (продукта):
• Качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность);
• объем и глубина знаний по теме (или предмету) (эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей);
• полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите ;
• представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории) ;
• ответы на вопросы (полнота, аргументированность, логичность, убежденность, дружелюбие);
• деловые и волевые качества докладчика (умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность) ;
Источник