План доклада по теме деятельность способ существования людей
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ППри анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие деятельность человека.
2. Структура деятельности.
а) субъект деятельности
б) объект деятельности
г) методы и средства
3. Потребности деятельности:
4. Виды деятельности
5. Классификация деятельности:
а) по объектам и результатам (материальная и духовная);
б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)
в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)
г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);
е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);
6. Характерные черты деятельности:
а) сознательный характер;
б) преобразующий характер;
в) продуктивный характер;
г) общественный характер;
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№
Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Источник
Деятельность – способ существования человека
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1102.
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1102.
В процессе своей жизни человек всегда действует. Он изучает окружающий мир, создает условия для своего существования, учится новому. Попробуем найти ответ на этот вопрос и кратко изучим тему 10 класса «Деятельность – способ существования человека».
Деятельность человека
И люди, и животные постоянно проявляют активность, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт:
Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
Направлена на получение результата, продуктивный характер;
В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир (преобразовательный характер);
Человек постоянно контактирует с другими людьми.
Потребность
Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей. Они подразделяются на группы:
естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
социальные (труд, творчество, общение);
духовные (познание мира, самовыражение).
Психологи (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что полного удовлетворения потребностей человек достичь не может. Это хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «Золотая рыбка»: старуха, получив новое корыто, захотела избу, а затем терем, и желаний у нее появлялось все больше.
Деятельность человека имеет спланированный характер.
Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть. То есть цель – это воображаемый результат.
Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.
Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.
которые читают вместе с этой
Мотив
Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.
Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.
Виды деятельности
Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы:
по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
по степени оригинальности и внедрению нового: монотонная и творческая.
Личность и деятельность
В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности. В науке их принято выделять три:
игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр, созданием условной и воображаемой обстановки);
учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность, получают новые знания и умения);
труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага, практически полезный результат)
На всех этих этапах происходит также общение – непременный атрибут человеческой жизни.
Что мы узнали?
Деятельность – способ существования людей, с помощью которого они удовлетворяют свои естественные, социальные и духовные потребности. Деятельность всегда имеет мотив, цель, средства и результат.
Источник
Опорный конспект по теме «Деятельность — способ существования людей»
Данная разработка поможет обучающимся 10 класса лучше усвоить материал по теме «Деятельность- способ существования людей».
Просмотр содержимого документа «Опорный конспект по теме «Деятельность — способ существования людей»»
Деятельность – способ существования людей
Сущность и структура деятельности.
Потребности и интересы.
Сознание и деятельность.
1. Сущность и структура деятельности.
Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.
Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Деятельность – форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.
В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.
Специфику деятельности можно определить следующим образом:
1) деятельность человека носит сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат.
2) деятельность носит продуктивный характер — она направлена на получение результата, продукта. Таковыми являются орудия труда. В этой связи говорят об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия.
3) деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества.
4) в деятельности человека проявляется ее общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В современной науке применяются различные классификации потребностей.
В самом общем виде их можно объединить в три группы.
Естественные потребности (врожденные, биологические, физиологические, органические, природные) – в том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства (пища, вода, сон, отдых, жилище, одежда и т. п.).
Социальныепотребности – определяются принадлежностью человека к обществу (в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни).
Идеальные (духовные, культурные)потребности – это потребности людей в том, что необходимо для их духовного развития (потребность в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребность познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования).
Первую и наиболее последовательную классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Ученый расположил перечень потребностей в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:
—физиологические и сексуальные потребности – в пище, в жилище, в воспроизводстве, в отдыхе и т. п. эти потребности еще называют витальными, т. е. ответственными за сохранение человеческой жизни;
— экзистенциальныеилипотребности в безопасности своего существования – речь идет о качестве жизни, комфорте, социальных гарантиях;
— социальные потребности – в общественных связях, дружбе, заботе о других, общении;
— престижные потребности – в признании, служебном росте, достижении успехов;
— духовные потребности – в стремлении к самореализации, в осуществлении всего, на что способен человек.
Ученый подчеркивал, что первые два типа потребностей – это врожденные(первичные), а последующие три – приобретенные (вторичные).
2.Структура деятельности и ее мотивация
В структуре деятельности различаются ее субъект и объект.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект– это то, на что она направлена.
Тот, кто осуществляет деятельность
Это то, на что она направлена
Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган
Объектами могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Объектом может быть и сам человек
Деятельность субъекта может быть направленана другого человека: тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием).
Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства достижения, результат.
Цель Средства достижения цели Действия Результат
Цель –это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Цель– это то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.
Цель соответствует реальности.
В структуре деятельности можно выделить различные действия.
Учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач.
Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий как вспашка, посев, прополка, уборка урожая.
В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.
Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств.
Средства –приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Средства должны соответствовать цели. «Палить из пушки по воробьям» — средства не соответствуют цели.
Проблема: достижима ли благородная цель нечестными средствами?
Для достижения цели любые средства хороши
Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные
Н. Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей … заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят…».
К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».
Т. Гобс: «Цель оправдывает средства».
Н. Лесков: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья».
Недостойные, недобрые средства приводят к результату, отличному от цели, потому что средство превращается в цель.
В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности.
Результат – конечный итог, завершающий деятельность.
т. е. совпал с целью
т. е. не соответствует поставленной цели
Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют словом «мотив».
«Мотив» — в пер. «побудительная причина, повод к какому-либо действию».
Мотив– то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.
Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.
Социальные установки – ориентация человека на что-либо, готовность , предрасположенность действовать определенным образом.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы ( впер с лат. «иметь значение, важно»). Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит распределение благ.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
С интересами людей связаны их идеалы.
Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости и наилучшем государственном устройстве.
Нравственный идеал – это представление о достойном подражания образцовом человеке. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным.
Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Однако. В деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания (стереотипы автоматизированных действий или интуиция).