Способы образования неологизмов
Методическая разработка урока русского языка как иностранного по теме «Способы образования неологизмов»
Просмотр содержимого документа
«Способы образования неологизмов»
Конспект урока по русскому языку как иностранному
Тема урока: «Способы образования неологизмов»
Метапредметные: формировать умение анализировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.
Предметные: формировать умение определять значение современных неологизмов, характеризовать неологизмы.
Этап актуализации знаний.
Студенты вспоминают, способы образования слов в русском языке на примере словообразовательной цепочки дом- домовой – придомовой, домострой.
На примере отрывка из текста «В Германии не верящих в смертельную опасность подростков, собирающихся на «корона-пати», патруль забирает и отвозит в больницы в качестве волонтеров. Увидев своими глазами то, что там происходит, немецкие тинейджеры очень быстро меняют свои убеждения и поведение». (mk.ru: Московский комсомолец. «Найдена причина отрицания коронавируса: «СOVID-диссиденты заражаются первыми», 21.06.2020, Ж. Голубицкая) вспоминают, что такое неологизмы.
Этап изучения нового материала.
Учитель озвучивает тему урока, ставит цель занятия, студенты формулируют задачи, которые необходимо решить.
Пополнение русского языка новыми словами, образованными из собственных ресурсов, то есть словообразовательными неологизмами, происходит на рубеже XX—XXI веков не менее активно, чем иноязычное заимствование. Такие неологизмы создаются прежде всего с помощью основных способов морфологического словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный и тд.). Словообразовательные неологизмы возникают на базе недавно образованных слов или новых заимствований (омоновец, имиджевый). К числу характерных особенностей словообразования в русском языке новейшего периода, помимо его лавинообразного характера, относится высокая скорость появления целых словообразовательных гнёзд морфологических неологизмов: приватизация — приватизировать, приватизатор, приватизаторский; компьютер — компьютеризация, компьютеризировать, компьютерщик. Значительная часть морфологических неологизмов образуется как единицы разговорной речи, компьютерного и молодёжного жаргонов.
Выполняя упражнение, учащиеся знакомятся со способами образования неологизмов:
ЕГЭ – сложение начальных букв
МЧС – сложение начальных звуков
эмчеэсовец – смешанный способ
СМС-голосование – смешанный способ
турсайт – сложение основ без соединительных гласных
юнармеец — сложение основ без соединительных гласных
ОГЭ — сложение начальных букв
админ (администратор) — бессуффиксальный
онлайн-олимпиада – сложение целых слов
тин (тинейджер) — бессуффиксальный
На примере упражнения отрабатывают полученное знание:
Прочитайте новые слова, которые широко используются в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования.
3. Этап отработки нового материала.
Учащиеся выполняют следующие упражнения:
1.Прочитайте словосочетания. Найдите в них неологизмы, объясните их значения и способ образования.
Найти с помощью поисковика; использовать планшетник; побывать на встрече с неформалами; сконструировать новый беспилотник; написать по электронке; разогреть в микроволновке. Запишите словообразовательные пары (слово + исходное словосочетание), выделяя словообразовательные суффиксы.
2.Прочитайте аббревиатуры. Знаете ли вы их значения и правила произношения? Проанализируйте значения аббревиатур и определите способ их образования. Выпишите сначала те из них, которые были образованы из русских многословных названий способом аббревиации, а затем — аббревиатуры, образованные на основе перевода иноязычных составных названий. Пользуйтесь справочными материалами к упражнению, толковыми словарями и словарями новых иностранных слов. 3) Устно разграничьте аббревиатуры на две группы в зависимости от правил их произношения (по звукам или по буквам).
ПК, РИА, КИМ, ФГОС, РЖД, ТРЦ, ИТ, ГИА, ВИЧ, жж.
Справочные материалы: Российские железные дороги; информационные технологии (information technology, IT); персональный компьютер (personal computer, PC); федеральный государственный образовательный стандарт; контрольные измерительные материалы; торгово-развлекательный центр; Живой Журнал (LiveJournal, LJ); государственная итоговая аттестация; Российское информационное агентство; вирус иммунодефицита человека (human immunodeficiency virus, HIV).
Найдите в текстах неологизмы, определите способы их образования.
1. — Никакого COVID-19 не существует! — говорит жене за ужином работник сферы обслуживания Алексей. – Каждый год какие-то вирусы гуляют, а в этот раз устроили истерику мирового масштаба! Это китайцы решили подорвать мировую экономику!
— Нет, это все мировое правительство, – возражает ему супруга. — Масонский заговор. Все делается для того, чтобы провести поголовную чипизацию — вживить нам в голову чип и контролировать каждый шаг.
Пока пара судачит друг с другом, они еще не ковид-диссиденты, а мракобесы кухонного масштаба. Но если вдруг супруги задумают навязывать свою точку зрения другим посредством Сети, и тем более подбивать их саботировать карантин, они перестанут быть обычными недалекими сплетниками. (mk.ru: Московский комсомолец. «Найдена причина отрицания коронавируса: «СOVID-диссиденты заражаются первыми», 21.06.2020, Ж. Голубицкая)
2.«Ковид» стал употребляться часто и появилась необходимость в прилагательном — «ковидный госпиталь/пациент». Одним из первых в прямых эфирах его стал употреблять мэр Москвы Сергей Собянин.
— Установить, кто автор того или иного слова, практически невозможно. Куда важнее фигура не создателя, а популяризатора. Они в истории сохраняются чаще. Если Собянин произнес с экранов «ковидный», то он как бы легализовал это слово. Хотя придумал, наверняка, не он. Это прилагательное могло появиться в головах многих, — поясняет лингвист. (kp.ru: Комсомольская правда. Мурманск. «Словарь эпохи коронавируса: «Ковидиоты на самоизоляции зачали корониалов, зумились и оформили ковидиворс», 22.05.2020, А. Абрамов)
3.Противники Трампа призвали регистрироваться на митинг в Оклахоме, но лишь для того, чтобы зарезервировать бесплатные билеты и не приходить на само мероприятие. К призыву неожиданно массово присоединились любители кей-попа, пишет The New York Times. Они бронировали места под фейковыми почтовыми адресами и номерами мобильных телефонов, публикуя об этом вирусные тиктоки. Через сутки-двое пользователи удаляли или скрывали свои видео, чтобы организаторы митинга не узнали о готовящемся пранке.
Источник
Урок родного русского языка в 9 классе
УРОК 7. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ В
СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Автор: Киселева Н.В.,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры [1] .
Метапредметные: анализировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, соотносить информацию из разных частей учебника.
Предметные: определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической
Опорные понятия, термины: словообразование, неологизмы.
Инструментарий учителя: учебник: упр. 57, 61, 63, рубрики
«Лингвистические заметки», «Моя Россия», «Диалог культур»;
Критерии оценки устного монологического высказывания и чтения вслух (см.
критерии устного монологического ответа на итоговом собеседовании).
Домашнее задание: §7, упр. 58 или упр. 60
Этап 1. Ценностно-эмоциональный Учитель. Перед вами три слова: 1 ряд — организация, 2 ряд — комфорт, 3 ряд — программа. В течение 2 минут вам необходимо образовать как можно больше слов, используя различные способы словообразования.
Ученики образуют новые слова.
Варианты: реорганизация, организованный, организовать; комфортный; программист, программировать, запрограммированный, запрограммировать, спрограммировать и т.д.
Ученики могут назвать слова «комфортный» и «комфортабельный». Важно! учитель дать словарную справку, что такое паронимы.
Учитель. Знания какого раздела науки о языке вы использовали при выполнении задания?
Учитель. К какой лексической группе относятся предложенные для работы слова?
Учитель. Мы сегодня с вами будет знакомится со словообразовательными неологизмами в русском языке.
Этап 2. Ценностно-познавательный
Учитель. Что такое словообразовательные неологизмы? Дайте определение, используя теоретический материал параграфа.
Ученики. Словообразовательные неологизмы — новые слова, образованные из собственных ресурсов с помощью основных способов морфологического словообразования, принятых в русском языке.
Учитель. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о словообразовании. Какие способы образования есть в русском языке.
Ученики. В русском языке есть следующие способы образования:
суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный, сложением основ, сложением букв, сложением звуков.
Учитель. Давайте проверим, как мы с вами разбираемся в способах словообразования. Обратимся к упр. 57. Прочитайте словообразовательные неологизмы, охарактеризуйте их значения и проанализируйте с точки зрения способов образования.
ЕГЭ – сложение начальных букв мультимедийный — суффиксальный онлайновый — суффиксальный сноубордист — суффиксальный МЧС – сложение начальных звуков эмчеэсовец – смешанный способ проправительственный — приставочный СМС-голосование – смешанный способ посткоммунистический — приставочный
турсайт – сложение основ без соединительных гласных доперестроечный — приставочный
юнармеец — сложение основ без соединительных гласных рекламодатель — суффиксальный ОГЭ — сложение начальных букв форумчанин — суффиксальный
админ (администратор) — бессуффиксальный антикафе [2] — приставочный онлайн-олимпиада – сложение целых слов тин (тинейджер) — бессуффиксальный восьмизальник — суффиксальный безвизовый — приставочный бюджетник — суффиксальный
туроператор — сложение основ без соединительных гласных
Учитель. Добавьте к нашим словам из упр. 57 еще три слова: бизнес-план, сервис-центр, онлайн-урок. Как вы считаете, они образованы по правилам русского языка?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель. Чтобы проверить себя, предлагаю прочитать рубрику
Ученики читают рубрику «Лингвистические заметки» и отвечают на вопросы
Учитель. В рубрике «Лингвистические заметки» упоминаются два памятника культуры: царь-пушка и царь-колокол. В связи с чем они упоминаются?
Ученики. Они образованы по той же модели, что и слова бизнес-план, сервисцентр. И такой способ образования слов существовал давно, но был малораспространённым.
Учитель. Познакомьтесь с рубрикой «Моя Россия». Составьте по 1 вопросу к содержанию текста и фотографии, на которых изображены памятники культуры.
Можете использовать тонкие/толстые вопросы. Работайте в парах.
Ученики читают текст рубрики «Моя Россия»,
составляют вопросы. Учитель спрашивает 2-3 группы. Ребята задают вопросы, а их одноклассники отвечают на них
Учитель. Если слова царь-пушка и царь-колокол уже существовали в языке, то слова гуглить, чатиться появились недавно. В связи с чем появились эти слова?
Ученики. Они появились в связи с развитием интернета.
Учитель. Какие еще слова вы знаете?
Ученики произносят слова, учитель спрашивает их значение и от каких слов, по мнению учеников, они образованы.
Учитель. Прочитайте новые слова из упр. 61, которые широко используются в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования. Используйте слова для справок. Работайте в парах.
Гуглить — искать какую-либо информацию в интернете с помощью поисковика Google (суф.).
Твиттить — посылать, публиковать короткое сообщение в социальной сети
Чатиться — общаться, вести беседу в чате (суф.)
Постить – публиковать в интернете (прист.)
Перепостить – разместить повторно пост (сообщение, заметку в интернете), обычно чужой с ссылкой на первоисточник (прист.)
Запостить – опубликовать в интернете. Применяется по отношению как к собственно постам — верхним элементам иерархии сообщений в блогах, так и к комментам, форумным сообщениям, а также к любому тексту, в т.ч. статье, литературному произведению, а также изображению, видеофрагменту и пр.
Банить — удалить игрока с сервера (суф)
Лайкать — 1. Лайкать – любить, нравиться. 2. Лайкать – заносить в список избранного, отдавать предпочтение (в программах интернет-общения, некоторых блогах, на музыкальных, видео сайтах и т.п.) (суф.).
Коммент – комментарий к к-л тексту, размещенный непосредственно рядом с этим текстом: в одной ветке блога или теме форума (безаф.).
Запаролить (компьютер) — установить режим доступа к чему-либо по паролю (прист.-суф.)
Личка — личное сообщение, которое адресуется только одному участнику форума или чата и может быть прочитано только им, в отличии от сообщений, отправленных в общий ля всех форум (чат) — «общак» (суф.)
Учитель. Скажите, а какое у вас самое любимое место общение в интернете?
Ученики. Социальные сети
Учитель. Назовите социальные сети, в которых вы общаетесь.
Ученики. «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.
Учитель. А кстати, как пишутся названия социальных сетей? Перед вами разное написание одной и той же социальной сети: «ВКонтакте» и вконтакте.
Объясните написание названия социальной сети [4] , используя информацию из рубрики «Лингвистические заметки»
(1) Сейчас отбираются сообщения по заданным ключевым словам во
«ВКонтакте» и в Twitter.
(2) Подсказать, как понять, по какой причине ВКонтакте не работает, вполне можно.
(3) По собственным данным, «ВКонтакте» зарегистрировано 73,5 млн аккаунтов, в «Одноклассниках» ― 45 млн анкет.
(4) Знаете, мне, например, становится не по себе, когда я в Контакте у нашего подрастающего поколения в графе «Любимые фильмы» то и дело встречаю «Перл Харбор», «Спасти рядового Райана»…
(5) Эта группа для тех, у кого иногда глючит контакт.
(6) И вот нам остаются лишь телефонные разговоры с такой же работающей подругой («надо бы как-нибудь встретиться…») да час вечернего «вконтакта».
(7) Как думаешь, когда эта наша девочка вырастет, ей тоже придется заводить всякие Вконтакты и Одноклассники, общаться, высиживать там чего-то?
(8) Я как-то случайно пробежал глазами по «вконтакту» своего старшего и понял, что хорошо, что его нет нигде у меня во френдах.
(9) Всем ВКонтактом: пользователи спасают тонущий в Колодищах экскаватор.
(10) В этой простой статье вы можете узнать, как зайти в Контакт со смартфона, планшета или простого телефона.
(11) Есть ли жизнь без «ВКонтакте»?
Ученики. По современным правилам русского правописания названия социальных сетей следует писать с прописной буквы и заключать в кавычки: «ВКонтакте». Однако в бытовом употреблении при передаче на письме разговорной речи) допустимо написание строчными буквами без кавычек: фото в вконтакте.
Учитель. Хочу еще обратить ваше внимание на необычное морфологическое
«поведение» названия социальной сети. В речи оно отличается от случаев типа «Ревизор» или «В лесах» / «На дне».
С одной стороны, «ВКонтакте» ведет себя как предложно-падежная конструкция (типа «В лесах» и «На дне»), в которой при наличии разных предлогов существительное не изменяется по падежам (примеры 1, 11).
С другой стороны, есть контексты, где имя собственное «ВКонтакте» изменяется как нарицательное существительное 2-го склонения (так же, как и название пьесы «Ревизор»).
Это определяется тем, что название «ВКонтакте» обнаруживает тесную смысловую связь с входящим в его состав нарицательным существительным 2-го склонения контакт: в названии отражена основная функция социальной сети — быть в контакте с друзьями, близкими, коллегами и т. п.
При этом мы обнаруживаем два типа употреблений:
— в одних случаях при отождествлении названия социальной сети с существительным контакт «в» рассматривается как предлог, хотя написание встречается как раздельное (примеры 4, 5, 10), так и слитное (пример 3);
— в других случаях изменяется основа «вконтакт», а в необходимо рассматривать как часть этой основы (примеры 6, 7, 8, 9). Это связано с тем, что постепенно стирается внутренняя форма названия социальной сети, и оно воспринимается носителями языка как отдельное единое слово 2-го склонения вконтакт).
Подобное морфологическое «поведение» названия «ВКонтакте» невозможно для случаев типа «В лесах» и «На дне», где не наблюдается наложения смыслов имени нарицательного и имени собственного. Например, предложение Я читал «В лесах», хотя и возможно при устном прочтении понять двояко (речь идёт о чтении романа или о месте, в котором находился субъект во время чтения), однако заменить имя собственное «В лесах» на нарицательное в лесах без изменения смысла невозможно (сравни: «ВКонтакте» свободно заменяется словом контакт без изменения смысла).
Кроме того, играет роль частотность употребления названия сети «ВКонтакте» в речи. Социальные сети обычно имеют широкий круг пользователей, для многих из которых общение в социальной сети является одним из способов коммуникации, в то время как название романа употребляется в определённых речевых ситуациях, связанных с его чтением или упоминанием отдельных фрагментов.
Образуйте как можно больше слов от слова «ВКонтакте». Определите способ образования.
Ученики. Навконтактить с помощью приставки на- и суффикса –и- (приставочно-суффиксальный способ). Навконтактить — «найти что-либо в социальной сети «ВКонтакте»».
Навконтактить § 7. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ В СОВРЕМЕННОМ
Пополнение русского языка новыми словами, образованными из собственных ресурсов, то есть словообразовательными неологизмами, происходит на рубеже XX—XXI веков не менее активно, чем иноязычное заимствование. Такие неологизмы создаются прежде всего с помощью основных способов морфологического словообразования.
Словообразовательные неологизмы возникают на базе недавно образованных слов или новых заимствований (омоновец, имиджевый).
К числу характерных особенностей словообразования в русском языке новейшего периода, помимо его лавинообразного характера, относится высокая скорость появления целых словообразовательных гнёзд морфологических неологизмов: приватизация — приватизировать, приватизатор, приватизаторский; компьютер — компьютеризация, компьютеризировать, компьютерщик. Значительная часть морфологических неологизмов образуется как единицы разговорной речи, компьютерного и молодёжного жаргонов.
Лингвистические заметки
Вопрос о том, относить ли слова, образованные от иноязычных заимствований с помощью русских словообразовательных средств, например суффиксов (имиджевый, компьютеризация, маркетинговый), к разряду словообразовательных неологизмов русского языка или рассматривать их внутри группы иноязычных слов, решается в русистике по-разному. Но преобладает точка зрения, согласно которой такие слова — это русские производные иноязычных заимствований.
57. Прочитайте словообразовательные неологизмы, охарактеризуйте их значения и проанализируйте с точки зрения способов образования.
ЕГЭ, мультимедийный, онлайновый, сноубордист, МЧС, эмчеэсовец, проправительственный, СМС-голосование, посткоммунистический, турсайт, доперестроечный, юнармеец, рекламодатель, ОГЭ, форумчанин, админ (администратор), антикафе, онлайн-олимпиада, тин (тинейджер), восьмизальник, безвизовый, бюджетник, туроператор.
Из истории языка
Слово антикафе появилось в русском языке в 2012 году применительно к особому типу общественных заведений, в которых посетители платят только за время пребывания и в которых главным является общение и творческая деятельность по интересам. Синонимами слова антикафе являются его западные прототипы таймкафе, тайм-кофейня и тайм-клуб, а также устойчивое словосочетание свободное пространство
58. 1) Прочитайте словосочетания. Найдите в них словообразовательные неологизмы, объясните их значения и способ образования.
Найти с помощью поисковика; использовать планшетник; побывать на встрече с неформалами; сконструировать новый беспилотник; написать по электронке; разогреть в микроволновке.
Запишите словообразовательные пары (слово + исходное словосочетание), выделяя словообразовательные суффиксы.
Лингвистические заметки
Пришедшие в русский язык многочисленные заимствования типа бизнес-план, сервис-центр, онлайн-урок не вполне соответствуют грамматике русского языка, по законам которой следовало бы сказать план для бизнеса, сервисный центр, урок в режиме онлайн. Они образованы по словообразовательной модели, характерной для английского языка. Однако по таким моделям в русском языке новейшего периода уже создаётся немало собственных морфологических неологизмов, что, как считают учёные, отражает тенденцию к аналитизму в современном русском словообразовании.
Интересно отметить, что указанная словообразовательная модель не является для русского языка абсолютно новой, но примеры её использования всегда были единичными. В ряду таких примеров — значимые для русской культуры крылатые слова — названия Царь-пушка и Царь-колокол.
Моя Россия
Царь-пушка — грандиозное по размерам артиллерийское орудие XVI века весом около 40 тонн. Первоначально предназначалась для обороны Кремля и была установлена на Красной площади над берегом Москвы-реки. Позже, во времена царствования Петра I, была перенесена на территорию Кремля и в настоящее время находится на Ивановской площади Кремля.
Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века высотой более 6 метров и весом 202 тонны. Был отлит по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании. По назначению никогда не использовался. Во время одного из пожаров колокол был повреждён и около века пролежал в земле. В середине XIX века его подняли и установили на постаменте в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий»
60.1) Прочитайте аббревиатуры. Знаете ли вы их значения и правила произношения?
ПК, РИА, КИМ, ФГОС, РЖД, ТРЦ, ИТ, ГИА, ВИЧ, жж.
2) Проанализируйте значения аббревиатур и определите способ их образования. Выпишите сначала те из них, которые были образованы из русских многословных названий способом аббревиации, а затем — аббревиатуры, образованные на основе перевода иноязычных составных названий. Пользуйтесь справочными материалами к упражнению, толковыми словарями и словарями новых иностранных слов.
3) Устно разграничьте аббревиатуры на две группы в зависимости от правил их произношения (по звукам или по буквам).
Справочные материалы: Российские железные дороги; информационные технологии (information technology, IT); персональный компьютер (personal computer, PC); федеральный государственный образовательный стандарт; контрольные измерительные материалы; торгово-развлекательный центр; Живой Журнал (LiveJournal, LJ); государственная итоговая аттестация; Российское информационное агентство; вирус иммунодефицита человека (human immunodeficiency virus, HIV).
61. 1) Прочитайте новые слова, широко используемые в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов.
Гуглить, твиттить, чатиться, постить, перепостить, запостить, банить, лайкать, коммент, запаролить (компьютер), личка.
2) Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования. Используйте слова для справок.
Слова для справок: чат (англ, chatter — «болтать») — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени; пост (в Интернете — от англ, to post — «ссылать», «отправлять») — любая статья и запись на интернет-странице; бан (англ, to ban — «запрещать», «объявлять вне закона») — запрет доступа пользователя к каким-то ресурсам, блокировка сообщений; лайк (англ, like — «нравится!») — выражение одобрения в социальных сетях с помощью специальных значков.
63. 1) Прочитайте отрывок из записи в социальных сетях.
Сейчас во всех соцсетях, в том числе в одноклассниках, в фейсбуке, в инстаграме, в твиттере, в ВКонтакте, вы можете использовать хештеги. Только не делайте их длинными типа #какяпровелсвоелето. Сочиняйте что-то более краткое:
#ЛЮБЛЮЖИВОТНЫХ или #ясдрузьями.
2) Как вы думаете, сколько здесь новых русских слов? Выпишите их и объясните, как они образованы. Используйте материалы рубрики
Лингвистические заметки
Считается, что в современной устно-письменной речи формируется своя система специфических «словесных знаков», к числу которых относятся не только разнообразные сочетания пунктуационных символов и смайлы, служащие для передачи эмоций, но и особые «слитные» слова, образованные слиянием словоформ и целых высказываний.
По современным правилам русского правописания названия социальных сетей следует писать с прописной буквы и заключать в кавычки: «Фейсбук», «ВКонтакте», «Инстаграм». Однако в бытовом употреблении (при передаче на письме разговорной речи) допустимо написание строчными буквами без кавычек: пост в фейсбуке, рекламная ссылка из гугла, фото в инстаграме.
65. Орфографический и пунктуационный практикум.
По словам Вольтера которые сочувстве(н/нн)о приводит Н. М. Карамзин «можно в шесть лет выучит(?)ся всем главным языкам но всю жизнь надобно учит(?)ся своему природному. Действительно языком как средством бытового общения можно овл..деть достаточно быстро (особе(н/нн)о погружением в языковую среду) а вот достичь в своей речи полной свободы сам..выражения и передачи тончайших оттенков мысли и чувства — задача чрезвычайно сложная.
Пути решения этой задачи разнообразны но все они связаны с п..знанием родного языка его словарной сокровш(?)ницы его законов. Становление полноце(н/нн)ой языковой личности (не)возможно без ос..знания языка как своего рода живого организма спая(н/нн)ого корневыми нитями образов и ассоциаций с традициями материальной и духовной культуры нашего народа уходящими за (необозримые горизонты столетий.
По Л. Савельевой)
[1] Эта личностная цель формулируется на все уроки родного языка
[2] Во время разбора этого слова можно обратиться к рубрике «Из истории языка» на стр. 42
[4] В данных примерах из Национального корпуса русского языка и сети Интернет орфография и пунктуация сохранены
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник