Письменность как способ коммуникации

Письмо как вид коммуникации

Письменная коммуникация — весьма распространенный вид речевой деятельности. Правда, больше исследований посвящено ее рецептивной форме — чтению, поскольку чтение как форма извлечения информации из различных источников всегда актуально. Однако необходимость продуктивного письма в разных сферах деятельности также неоспорима.

Письмо — продуктивный вид коммуникации, осложненный (по сравнению с говорением) целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения. Специфические условия протекания формируют качества письменной речи:

  • отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с ним;
  • невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства;
  • отсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи;
  • отсутствие возможности использования «немого» языка и др.

Чтобы более точно понять сказанное, уточним понятия «письмо» и «письменная речь». Понятие письмо в обиходном употреблении обозначает саму технику написания текстов, включающую навыки каллиграфии и орфографии. Письменной речью называют умение сочетать слова и фразы, контролировать эту сочетаемость с лексической, грамматической, стилистической точки зрения, что позволяет создать связные тексты.

Еще один взгляд на приведенные понятия таков: письмо — способ общения, а письменная речь — процесс общения. Есть и другие определения, но наиболее приемлемой для целей изучения теории коммуникации нам представляется точка зрения Е.И. Пассоа который утверждает, что существует лишь одна деятельность передаче мыслей в письменной форме — письмо, но оно осуществляется в целях коммуникации на двух уровнях: 1) уровень ее ответного письма — грамотная орфографически и графически оформленная фиксация собственной устной речи при сохранении все ее особенностей (за исключением интонации); 2) уровень письменной речи — продуцирование письменной речи со всеми присущи* ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, логичность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативное и т.п.).

Запись несобственной речи также осуществляется на двух уровнях: 1) запись-репродукция (писание), которая не преследует определенную речевую цель и выражается в записи букв, слов, фраз, без обязательного использования их в непосредственной коммуникации (например, списывание или запись чужой речи под диктовку); 2) запись-продукция — действие, предполагающее владение 1 другими видами речевой деятельности.

Запись чужой речи реализуется в определенной форме — конспект, реферат, резюме, цитата, тезисы и т.д.

Главная цель овладения навыками и умениями письменно речи — развитие умений фиксировать устную (собственную ил чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использования в коммуникативных актах.

Обучаясь письменной речи, необходимо прежде всего развивает ее психофизиологические механизмы.
Эти механизмы базируются на механизмах говорения, которое, будучи также дуктивным видом речевой деятельности, появилось значительна раньше письма. Графические образы, преобразуется во внутренней речи, способствуют созданию звуковых образов.

Поскольку скорость говорения больше скорости письма, имеется возможность при написании проговаривать во внутренней информацию и, следовательно, выражать ее в более точных речевых формах.

Письменное выражение мыслей требует развития следующий механизмов порождения текстов:

  • отбор слов, требуемых для создания текста конкретной тематической направленности;
  • распределение предметных признаков в группе предложений;

выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения; организация связи между предложениями.

Многие ученые-методисты (С.Л. Рубинштейн, В.А. Артемов, Ц.И. Жинкин, И.А. Зимняя и др.) подчеркивают, что основной действенной силой при составлении письменного текста является его упреждение — наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания. В результате реализации действия механизма упреждения появляется некий текст, обладающий следующими содержательными и формальными качествами:

  • текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям языка общения;
  • речевые модели, служащие для построения текста, наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, орфографическими, грамматическими);
  • текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации;
  • изложение информации развертывается последовательно, логично;
  • в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо компрессированная информация как на формальном, так и на смысловом уровне;
  • изложение информации характеризуется точностью, выразительностью, доступностью для адресата (читателя).
Читайте также:  Признание права как способ защиты нарушенных прав

Источник

Урок-лекция: «Письмо как средство общения»

Тема: «Письмо как средство общения»

1. Научить учащихся правильному написанию письма.

2. Познакомить учащихся с историей возникновения письма

1. Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

2. Воспитание современного образованного человека, владеющего

культурой письменного общения и обладающего яркой

1. Развитие творческих навыков.

2. Развивать умение писать письма в рамках современного этикета.

Оборудование: проектор, компьютер, образцы писем, конверты.

1. Письмо. История возникновения письма.

2. Структура письма.

3. Эпистолярный жанр

4. Роль письма в истории и в жизни человека.

5 . Домашнее задание.

На доске тема урока «Письмо как средство общения»

На экране эпиграф к уроку:

Прошу тебя, пиши мне письма!

Наш громкий век им нет цены.

В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т. е. написать письмо. Когда вы получали последнее письмо? Любите ли вы писать письма? А может, вы больше любите их получать?

Выслушав вас, я поняла, что вы не любите писать письма, уделяете этому способу общения между людьми мало внимания и времени.

Я очень надеюсь, что после нашего урока вы полюбите писать письма.

А для этого мы сегодня с вами должны выяснить:

Что такое письмо?

История возникновения письма.

Роль письма в истории и в жизни человека.

Письмо — знаковая система фиксация речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

История возникновения письменности

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская.

Произошло это примерно 5 тысяч лет назад. Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то они стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности. Существует два гипотеза о зарождении письменности:

моногенеза (изобретена в 1-м месте)

полигенеза (в нескольких очагах)

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.

Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

Собственно, письмо, письмо начертательное началось с рисунков.

Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus — живописный и греческого grapho – пишу). В пиктографии искусство и письмо не расчленим, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок — пиктограмма обычно обозначает или какую — нибудь жизненную ситуацию, например, охоту, или животных и людей, или различные предметы — лодку, дом и др.

В конце концов, во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова.

Читайте также:  Координатный способ задания движения точки уравнение траектории

Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, так как ею могли пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.

Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привели к тому, что рисунки упростились, стали условными значками – иероглифами.

Благодаря наличие таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности, была приписана безразличная огласовка.

Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударные (место и тип), придыхание.

Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей – и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была «настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита»,- писал член — корреспондент АН СССР Д. А. Ольдероге.

Существует определенный порядок в написании письма (на экране запись).

1. Вступительное обращение.

2. Изложение основного текста.

3. Заключительная формулировка вежливости.

4. Прощание и подпись.

Письмо надо писать только на хорошей бумаге.

Письмо лучше писать от руки.

Письмо должно быть написано грамотно.

Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать.

Правила заполнения адреса.

Адрес адресата пишется в правой нижней части конверта.

Адрес отправителя — левом верхнем углу.

Все адресные данные пишутся разборчиво.

В адресе не должно быть сокращенных названий.

Порядок заполнения адреса

Наименование адресата (фамилия, имя, отчество).

Название улицы, номер дома, номер квартиры.

Название населенного пункта (город, поселок).

Название республики, края, области.

Самостоятельная работа учащихся по заполнению адреса на конверте.

Проверка умения заполнять адрес на конверте.

От кого Петрова К.П.

Откуда ул. Молодежная, дом 23, с. Елховка, Краснодарского края

Кому Горбунову А.А.

Куда ул. Западная, дом 45, с. Борское, Самарская область

Виды писем – дружеские,

деловые: информационные письма,

Самостоятельная работа в группах

Каждая группа получает письмо. Задание – определить вид письма.

Письма отражают характер человека, показывают его черты, которые не видны в повседневном общении. Люди с давних пор писали письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства.

— «Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презрением наказать.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В 19 веке письмо было одним из главных средств передачи информации. Именно в письме можно было описать чувства и мысли, обращенные к другому человеку, если не было возможности сделать это при личной встрече.

Многие поэты и писатели вошли в сокровищницу человеческого духа и подвига в познании себя и окружающего мира как гениальные знатоки и ценители письма. Это А. Пушкин, И.Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов и другие.

Читайте также:  Какие способы проставления даты существуют

Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Не стоит путать эпистолярный жанр и дневниковые записи, т. к. первый характеризуется обязательным наличием адресата, а для второго это совсем не характерно.

Эпистолярная литература – это литературные произведения, в которых используется форма письма. Автор такого сочинения либо обращается к адресату и сам становится адресантом. Либо приводит переписку героев.

Эпистолярное теория была разработана в античности: письма назывались «половиной диалога» или разговором отсутствующего с отсутствующим. Образцовые эпистолярные сочинения принадлежат Цицерону. В средние века письмо стало одним из распространенных жанров европейской литературы.

В древнерусской литературе письмо – жанр публицистики (переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского). Однако эпистолярную форму имели некоторые древнерусские сочинения фантастического содержания.

С 15века на русском языке появляются сборники образцовых посланий – письмовники, которые становились своеобразными учебниками эпистолографии.

В середине 18 века в Европе создается эпистолярный роман («Памела» Ричардсона). Наиболее значительным русским романом в письмах в 19 веке является «Бедные люди» Ф. Достоевского (1848).

Роль письма в истории и в жизни человека

Письменность одно из величайших изобретений человечества. Более того, изобретение письменности было тем великим шагом, который позволил человечеству совершить переход от варварства к цивилизации. В тот миг, когда впервые было высечено на камне имя вождя или бога, мы никогда не узнаем точно. Но именно в этот миг началась история.

История письма – история человечества.

В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы писать и читать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого?

Заключительное слово учителя

Я думаю, что бумажное письмо не умерло. У него появились электронные конкуренты. Это правда. Но бумажные письма, как и бумажные книги, свою нишу будут иметь всегда. Более того, ностальгия по бумажным письмам с каждым годом становится все ощутимее. Бумажная переписка, как ритуал, требует обстоятельности, похода на почту, как минимум покупки конверта. С другой стороны, если электронное письмо распечатать – оно станет бумажным. По некоторым параметрам такая распечатка, конечно, уступает письму от руки: в ней нет почерка, конвертика со штемпелем и красивой марки. Но вот вы написали электронное письмо, отослали его, и очень быстро, уже через минуту ваш адресат может вам ответить. Мгновенность электронной переписки не позволяют вам накопить столько чувств, чтоб излить их на трех страницах. Для этого существуют письма в конвертах, и как особый, эксклюзивный стиль общения между людьми они останутся навсегда.

Пишите письма! Пусть письма в вашем доме станут семейными реликвиями.

Прошу тебя, пиши мне письма!

Наш громкий век им нет цены.

Домашнее задание: написать письмо другу.

Индивидуальное задание: сообщение на тему: «Почта России сегодня»

Источник

Оцените статью
Разные способы