Письменность это способ передачи информации

Письменность это способ передачи информации

Раздел IV. ЛЕКСИКОЛОГИЯ

§ 66. Первоначальные виды передачи информации – предшественники графического письма

Люди издавна стремились как-то зафиксировать те или иные сведения, передать какую-то информацию. Первоначально в этой функции употреблялись различные мнемонические знаки, т. е. средства напоминания: бирки, зарубки, предметы (предметное «письмо») и др. В качестве предметного «письма» известно перуанское узелковое письмо кипу , которое представляло собой палочку с привязанными веревочками с узелками. Считают, что эти разноцветные веревочки и узелки содержали информацию хозяйственного и административного характера. Таково же и ирокезское «письмо» вампум – это пояс с нанизанными ракушками разного цвета и размера, позволявший передавать сведения на расстоянии. О значении подобных условных знаков заранее договаривались, чаще всего это было обязанностью жрецов, которые, владея данными знаниями, могли вводить новые символы и хранить накопленную информацию.
Следующим способом передачи информации является начертательное письмо – пиктография (от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho – пишу), т. е. рисуночное письмо. Первоначально древние люди в пиктограммах (рисунках) старались добиться сходства с изображаемым объектом, например, это видно в наскальных рисунках. Затем изображение на камне, глине и других материалах стало закреплять идею предмета. Постепенно появляются более сложные системы пиктограмм, где рисунки соседствуют с «ребусными написаниями», например, пиктография индейского племени делаваров [ЛЭС: 374]. Между тем пиктографию только условно можно назвать письмом, поскольку здесь не было никакой связи с каким-либо конкретным языком. Однако возможность извлечь информацию, не владея языком создателя рисунка, делало пиктографию удобным средством общения.
В настоящее время пиктография как вид письма не используется, но её элементы (пиктограммы) выступают в роли вспомогательного средства при международном общении, в виде некоторых дорожных знаков, изображений в гостиницах и т. п.

Источник

Дописьменные способы общения людей

Автор: Егорова Ксения

Дописьменные способы общения людей

В древнейшие времена люди еще не знали письменности. Для общения они придумали свои сигналы, которые без слов что-то обозначали, запрещали или разрешали.

Например, к анадские индейцы разводили костры, дым которых был далеко виден. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. У австралийских аборигенов было даже специальное слово, обозначающее «читать дым».

А вот в Европе при приближении опасности на холмах или сторожевых башнях зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвертом, пятом холме и т. д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.

В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама. До сих пор жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Ведь человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко. Говорят, что в о время Второй мировой войны этот остров был захвачен фашистами. И партизаны стали передавать друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.

Так как языки сигналов не могли «принять на себя» всю информацию, которую людям надо было сообщить друг другу , то возникла необходимость созда ть письменност ь .

В древнейшие времена возникли такие дописьменные способы общения, как предписьменности ( древние знаковые средства) : предметное письмо и рисунчатое письмо.

Предметное письмо основано на использовании в качестве знаков различ —

ных предметов: палочек, камней, раковин, глиняных геометрических фигурок, нитей с узелками. Ими «записывали» количество скота, продуктов питания и прочих ценностей, иногда они служили календарями. Этот вид предписьменности известен с X тысячелетия до н.э.

В первобытные времена появились «охотничьи» и «дорожные» знаки, в качестве которых использовались ветви деревьев или поломанные стрелы.

Читайте также:  Способы как беречь природу

Ветвь, положенная поперек тропы, запрещала движение или предупрежда —

ла об опасности. Также д ля передачи информации и для запоминания перво —

бытные народы использовали «палочное» письмо . Палка, в откнутая в землю

на обочине информир овала о длине пути и возможных на нем препятствиях

и опасностях. Такое письмо использовали древние скандинавы, аборигены

Австралии и Новой Зеландии.

Североамериканские индейцы использовали ракушечное письмо — вампум

(от wampumpeag – «нити с раковинами»). Он представлял собой полосу

переплетенных шнуров с нанизанными на них раковинами. Его могли носить

как пояс или использовать в качестве денег, но главным его назначением

была передача сообщений от племени к племени. Содержание сообщения

выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Так,

раковины, окрашенные в разные цвета, имелиопределенное значение: красный

– война , черный — угроза, белый – мир .

Предметное письмо явилось важным шагом на пути развития письменности, но оно не могло передать всю полноту устной речи человека. Современной системой письма в основу был взят не предмет, а рисунок.

Пиктография (от лат. pictus — нарисованный и греч. gr?pho — пишу) –

примитивное рисунчатое письмо. Возникло в VIII-VI тыс. до н.э. на основе

первобытной живописи. Посредством рисунка (пиктограммы) передавалось

какое-либо сообщение в целом. Сначала это были сцены охоты, по том — военные сообщения, магические заклинания, любовные письма .

Пиктография засвидетельствована у племён Северной Америки, Меланезии,

Африки и на северо-востоке России (у коряков и юкагиров). Она просуществовала вплоть до начала XX вв. Ученые до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об ацтекском письме: это – предписьменность или уже настоящее письмо?

Американский поэт Г. Логфелло живо и

красочно рассказал о создании рисунчатого письма у древних индейцев

в поэме “Песнь о Гайавате».

Как только возникло рисунчатое письмо, возник и вопрос: как его читать? ? Ведь легко было ошибиться в понимании сообщения, в этом один из недостатков пиктограмм. Об этом забавно рассказал английский писатель XIX — начала XX вв. Р. Киплинг в сказке «Как было написано письмо». Пиктография используется и в наши дни: в рекламе, компьютерных программах, как дорожные знаки, олимпийская символика.

Но возможности пиктограмм малы и не были приспособлены для передачи

более детальной и сложной информации , то н еобходима была настоящая

письменность.

На основе рисунчатого письма возник ла настоящая письменность.

Первыми ее видами являются шумерская клинопись и египетские иероглифы,

появившиеся около 5000 лет назад.

Человечество прошло длительный исторический путь до изобретения

Источник

Беседа «Передача информации письмом с древних времен»

Березка
Беседа «Передача информации письмом с древних времен»

Презентация на тему: «Передача информации письмом с древних времен»

Выполнила воспитатель МКДОУ Большенагаткинского детского сада общеразвивающего вида «Березка» МО «Цильнинский район» Ульяновской области

ФЕЙЗОВА ФЕРДИЯ ХАБИБУЛЛОВНА — воспитатель первой категории.

Цель: Создание условий для познавательного развития детей посредством ознакомления способов передачи информации в современном мире.

— Создать условия для знакомства со средствами общения людей;

— Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

— Обеспечить условия для творческой деятельности детей;

— Способствовать развитию навыков взаимодействия детей;

— Создать условия для речевой активности детей и активизации словарного запаса.

1 этап: Подготовительный

(Сбор информации, копилка стихов про науку, составление презентации).

2 этап: Основной

(Проведение НОД и рассматривание иллюстраций, видео- сюжетов).

3 этап: Заключительный

(Анализ освоения задач).

Сроки и участники проекта:

Сроки: с 1-10 февраля

Участники: дети старшей и подготовительной группы.

Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные.

Информатика- наука занимающаяся изучением способов передачи, хранения обработки информации

Информацию можно передавать письменно и устно.

Носитель информации (информационный носитель) — любой материальный объект или среда, используемый человеком, способный достаточно длительное время сохранять (нести) в своей структуре занесённую в/на него информацию. Это может быть, например, камень, дерево, бумага, металл, пластмассы, кремний (и другие виды полупроводников, лента с намагниченным слоем (в бобинах и кассетах,фотоматериал, пластик со специальными свойствами (напр., в оптических дисках)

Читайте также:  Нетрадиционные способы лечения коронавируса

Формы передачи информации в письменном виде.

Необходимость в хранении и передачи информации у людей появилась еще задолго до появления письменности. Древние люди на скалах изображали зверей, на которых они охотились. Однако угольные, глиняные, меловые рисунки смывало дождём, и для увеличения надёжности хранения информации первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Хотя камень повысил сохранность информации, её скорость записи и передача оставляли желать лучшего. Человек начал использовать для записи глину, которая имела свойства камня (сохранность информации, а её пластичность, удобство записи позволяла повысить эффективность записи.

Записью информации на глине пользовались шумеры. Началось все с системы глиняных шариков, использовавшихся в Шумере и Эламе для учета имущества. Изначально каждый шарик обозначал один объект (корову, барана и т. п.) Затем размер и форма комочка стали значащими. Эти шарики складывались в глиняный контейнер, который запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стало появляться краткое описание его содержимого. Постепенно ставшие бесполезными шарики исчезли, контейнер из сферического стал плоским.Так появились первые глиняные таблички с первыми числами: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество.

Папирусы появились ещё в до династическую эпоху, вероятно, одновременно с изобретением письма. На папирусах писали скорописью, сначала иератическим письмом. Для записи сакральных текстов использовались курсивные египетские иероглифы. Кроме того, на папирусы могли наноситься изображения (известные примеры: Туринский эротический папирус и виньетки Книги мёртвых). Недостатком данного носителя являлось то, что со временем он темнел и ломался.

Использовался дефтер — высушенные шкуры животных (в турецком и родственных ему языках слово «дефтер» и сейчас означает тетрадь, о чём вспомнили греки. Жители греческого города Пергам усовершенствовали процесс выделки шкур и во II веке до н. э. начали производство пергамента. Достоинства нового носителя — высокая надёжность хранения информации (прочность, долговечность, не темнел, не пересыхал, не трескался, не ломался, возможность многоразового использования.

Испробовали множество разных способов записи и сохранения информации:

1) выжигание на узких бамбуковых пластинах со скреплением шнурами в «бамбуковые книги» (недостаток — занимают много места, низкая износостойкость шнуров);

2) письмо на:

— шёлке (недостаток — дороговизна шёлка,

— сшиваемых в книгу листьях пальм.

Придумали узелковое письмо «кипу». Из верёвок (к ним привязывали ряды шнурков) составлялись «сообщения». Тип, число узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения представлял собой «кодировку» («алфавит») кипу. Нанизанными на шнуры небольшими раковинами кодировали свои сообщения индейские племена Северной Америки. Этот вид письменности назывался «вампум» — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинацией цветных ракушек и рисунков на них могли составляться целые послания.

И люди начали искать более удобный материал для письма. Начали писать на бересте. Что такое береста? Береста- это наружная часть березовой коры (показывает). О том, что на ней раньше писали. можно увидеть в музее в городе Новгород. Там на раскопках ученые нашли берестяные грамоты. Это письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапаны особыми костяными палками. Но такой способ письма был неудобным, так как свитки занимали много места. И тогда люди стали думать….

Как папирус был побежден пергаментом, так и пергаменту пришлось в конце уступить свое место знакомой всем сегодня нам бумаге. Изобрели бумагу около 2 тысячи лет тому назад в Китае. Материалом служил им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его в кашицу. Из этой кашицы отливали бумагу. Формой для отливки служили им рамка с сетчатым дном. Налив туда кашицы, принимались трясти форму во всех направлениях, чтобы вода стекла и на стенах оставался сырой лист бумаги. Его осторожно снимали и клали на доску и высушивали на солнце. Арабы вывезли оттуда секрет изготовления бумаги. И появились первые бумажные фабрики. Появились первые тетради и книги. С каждым годом в книгах появлялось все больше и больше новшеств. Далее появились энциклопедии на разную тему. Теперь из тряпок делают только высшие сорта бумаги. Писчую, газетную и оберточную бумагу делают из дерева.

Читайте также:  Способ функционирования участка мозга обеспечивающий реализацию определенной психической функции

Появилась печатная машинка. Пишущая машинка была принадлежностью тех,кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писатели и журналистов. Бойкий стук по клавиатурам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка- секретарь. Печатной машинки становилось все больше и больше и разного вида.

Печатные машинки ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компютеры, сохранивший от печатной машинки только клавиатуру. Слово «компютер» означает «вычислитель», то есть устройство для вычесления Повилась потребность в автоматизации обработки данных (таблиц, текстов). Появились разные программы.

Первый диск и кассеты появились еще лет 50 назад. Они применяются для записи цифровой и ауди информации. Запись производится на магнитную ленту. Скорость движения магнитной ленты большая. Предусмотрено копирование.

Флэщка-накопитель запоминающее устройство, использующая в качестве флещ-память, подключаемая к компютеру или иному считывающему устройству Появились в 2000 году в Израиле. Первая флешка обладала памяти 8 Мб. Ежедневно мы пользуемся этим полезным устройством, перенося или храня на нем информацию. Пару десятилетий назад об этом не приходилось даже и мечтать.

Вот такая современная техника сохранения и передачи информации. Наука, изучающая о такой технике называется- репрография. Репрографию еще называют «скорописью века», хотя текст не переписывается, а переснимается. Затем, запечатленный на компактной микрофише, он может быть воспроизведен на экране читающего устройства. Особенно важно это в наше время, когда объем информации увеличивается такими темпами, что хоть все леса переводи на бумагу и все дома превращай в книгохранилища. Репрография подсказывает выход из положения. Существует даже мнение, что в будущем микрофиша вытеснит из обихода книгу. Не хотелось бы конечно. Но скоро мы можем увидеть то, о чем мы с вами и не мечтали! Спасибо за внимание!

«Мнемотехника как средство быстрого запоминания информации» Мастер-класс для родителей. Текст к презентации собрания на тему: «Мнемотехника, как средство быстрого запоминания информации»[/b] 1 слайд. Приветствие. 2. слайд. Повестка.

Оформление информации для родителей Взаимодействие педагога с родителями детей. Наши стенды для родителей являются одно из важных принципов взаимодействия воспитателей с родителями.

Конспект и презентация на тему «Овощи и фрукты витаминные продукты» Конспект занятия на тему «Овощи и фрукты –витаминные продукты» Задачи: 1. Расширять активный словарь детей. 2. Закрепить названия овощей.

Мастер-класс «Как изготовить папку-передвижку для смены информации родителям» В своем мастер- классе я покажу как легко, доступно, без больших материальных вложений, в домашних условиях изготовить наглядное пособие.

Оформление стендовой информации для родителей по речевому развитию «Добро пожаловать в раздевалку!» Развитие речи детей будет эффективным, если родители перейдут от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве. Организация.

Конспект занятия по ознакомлению с жизнью и бытом древних славян в подготовительной группе «Приходите в гости к нам» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного.

Презентация опытов на тему «Свойства воды» в старшей группе Опыт №1 «Вода – это жидкость, может течь» Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать в стакан, ведро. Опыт №2 «Вода прозрачная,.

Способы передачи речевой информации в дошкольном возрасте По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение. Описание.

Организация деятельности педагога по подготовке дошкольников к овладению письмом ЗАЩИТНОЕ СЛОВО (СЛАЙД 1) Уважаемая комиссия, уважаемые студенты, разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу.

Источник

Оцените статью
Разные способы