- Пирамида обучения. Какие методы обучения самые эффективные?
- Интерактивные методы при подходе к обучению
- Критика в адрес пирамиды обучения и ее опровержение
- Применение пирамиды обучения на уроках литературы
- Конус Дейла
- Как пользоваться пирамидой обучения
- Чтение
- Слушание
- Просмотр картинок
- Просмотр видео
- Эксперименты
- Дискуссия
- Выступление с речью
- Реальные действия
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
- «Пирамида Дейла»: правда ли, что обучение на практике лучше любой теории?
- С чего всё началось
- Почему теория «пирамиды обучения» несостоятельна
- Насколько широко распространился этот миф
- Почему людям так нравится «пирамида Дейла»
Пирамида обучения. Какие методы обучения самые эффективные?
Еще в середине XX века профессор Гуманитарного университета Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Аналогичными исследованиями занимались и в России, пробуя различные подходы к обучению: проектный, лабораторный и т.п. Результаты отражались пирамиде усвоения знаний. Какие методы обучения самые эффективные?
- Лекция и чтение учебника — самые простые, но, как выяснилось позже, наименее эффективные способы усвоения материала. Усваивается только 10% изученного.
- Использование наглядных материалов или учебных фильмов дает уже более полноценные результаты. Запоминается 20-30% пройденного.
- Прием «наблюдение» позволяет запомнить 50% от всего материала и научиться применять полученные знания и умения на практике.
- Поучаствовать в дискуссии или выступить с докладом — значит, усвоить 70%, научиться анализировать, применять материал, создавать что-то свое.
- А такие нестандартные методы как драматизация, имитация реальной действительности или выполнение реальных действий позволяют не только запомнить, усвоить и применить знания на 90-100%, но еще и не забыть его в дальнейшем.
Любопытно, что когда педагог применяет первые три метода, он как бы невольно заставляет учащихся абстрагироваться, а умеют далеко не все. При использовании остальных подходов к изучению материала учащиеся самостоятельно ставят себя перед лицом проблемы, видят ее, им не нужно ничего представлять, остается только подобрать решение.
Интерактивные методы при подходе к обучению
Дискуссию, доклад, представление или реальную ситуацию, где применяются знания, называют также интерактивными методами, в переводе с английского это значит «взаимодействие». В целом подход позволяет учащимся активно и качественно обучаться путем сотрудничества между собой и с педагогом. Последний обычно выступает в роли руководителя, лидера, организатора. Учитель создает все необходимые условия для учеников.
Критика в адрес пирамиды обучения и ее опровержение
Не всегда представляется возможным проанализировать, как усваивается материал в процентном соотношении, насколько эффективно работают различные способы, будь то лекция или использование наглядного материала. Зачастую многое зависит и от аудитории учеников и, конечно же, от педагога. Но закономерность все-таки проследить реально.
Самое главное, в пирамиде обучения отражено то, что интерактивные методы всегда срабатывают. Они влияют не только на сознание ученика, но и на его чувства.
Применение пирамиды обучения на уроках литературы
Прием «Пирамида» замечательно подходит для применения на уроках по гуманитарным предметам. Это показывают уроки литературы. Наиболее ярким примером служит так называемый урок-суд. Ребята распределяют себе роли, участвуют в дискуссиях, вживаясь при этом в литературное произведение и оценивая его не только с точки зрения пассивного читателя. Причем на начальных этапах изучения классических произведений уже была проведена лекция, а источники и теоретический материал прочитан. То есть черед исследования настал как бы сам собой. Одновременно он служит и закреплением изученного.
Пассивные методы могут ориентироваться на знание и понимание материала, а интерактивные подходы задевают все уровни усвоения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Конус Дейла
Эдгар Дейл — известный американский педагог, профессор Университета Огайо.
В 1946 году выпустил книгу Audiovisual Methods in Teaching, где впервые представил конус опыта. С его помощью Дейл «разложил по полочкам» способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Профессор преподавал ученикам разными способами один и тот же материал. Оказалось, что наиболее абстрактными для человека являются слова (верхушка конуса), а наиболее конкретным личный опыт.
Схема Эдгара Дейла стала очень популярна. В 1970-х годах последователи учёного связали конус со способностью человека к запоминанию и дополнили ориентировочными числовыми данными. Получилась вот такая пирамида обучения.
У пирамиды обучения есть как поклонники, так и критики. Однако практика показывает, что двигаясь от вершины конуса к основанию, можно основательно изучить любую, даже очень сложную, тему.
Как пользоваться пирамидой обучения
Какой материал вы хотели бы отработать? Выберите одну не слишком узкую, но и не очень обширную тему.
Рассмотрим, как можно погрузиться в материал с помощью пирамиды обучения. В качестве примера возьмём тему «Эпоха дворцовых переворотов в России», которую в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» изучают в середине восьмого класса.
Чтение
Минимум: прочтите теоретический материал или нужный параграф в учебнике.
Максимум: подберите статьи и научные книги по теме. Например, о дворцовых переворотах писали профессор Евгений Анисимов, профессор Николай Павленко и другие историки. Быстро справляться с большим массивом литературы помогает скорочтение.
Слушание
Минимум: прослушайте урок, не глядя на экран. Будет непривычно, особенно в негуманитарных предметах. Но смысл в том, чтобы активизировать воображение и представить то, о чём говорит преподаватель.
Максимум: поищите аудиокниги или выступления учёных по теме.
Просмотр картинок
Минимум: скачайте и внимательно изучите презентацию урока. Старайтесь «фотографировать» в памяти не только изображения, но и текст.
Максимум: найдите инфографику, диаграммы, иллюстрации. Повесьте их перед глазами. Так, в изучении дворцовых переворотов вам поможет генеалогическое древо Романовых, хронологические таблицы и художественные картины.
Просмотр видео
Минимум: просмотрите видеоурок целиком. Внимательно следите за рассказом преподавателя и дискуссией в чате.
Максимум: найдите лекцию TED, документальный ролик на YouTube или художественный фильм по изучаемой теме. Например, дворцовым переворотам посвящено несколько серий документального цикла «Романовы» и сериал Светланы Дружининой.
Эксперименты
Минимум: составьте интеллект-карту, сделайте макет, проведите лабораторную работу. На этом этапе ваша задача — продемонстрировать услышанную и увиденную информацию.
Максимум: устройте презентацию вашего проекта перед родными или друзьями. Важно проговорить вслух всё, что вы уже изучили.
Дискуссия
Минимум: пишите в чате урока. Человек скорее забудет сказанное ему, чем то, что произнёс сам.
Максимум: устройте дискуссионный клуб с одноклассниками, например, в мессенджерах или социальных сетях. Задавайте вопросы и просите сверстников ответить. Выдвигайте тезисы и предлагайте их оспорить.
Выступление с речью
Минимум: запишите небольшое видеосообщение для участников вашего дискуссионного клуба.
Максимум: найдите научный клуб или конференцию, где можно выступить с докладом. Инструкция по подготовке к публичному выступлению →
Реальные действия
Минимум: поставьте мини-спектакль для домочадцев. Потребуется сценарий, костюмы, декорации — придётся задействовать креативность по полной программе. Но оно того стоит.
Максимум: примените полученные действия на практике. В нашем примере с дворцовыми переворотами это может быть участие в исторической реконструкции. В других областях можно устроить мастер-класс или попробовать передать свои знания кого-то другому.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник
«Пирамида Дейла»: правда ли, что обучение на практике лучше любой теории?
Эта теория предлагает простое решение сложных задач, но не имеет доказательств. Похоже, это просто миф.
Из этой статьи вы узнаете:
- где впервые была опубликована «пирамида обучения» и как с ней связан Эдгар Дейл;
- почему эта теория несостоятельна;
- насколько широко «пирамида Дейла» распространена в образовательной и популярной литературе;
- по каким причинам она до сих пор так популярна.
Если вы часто читаете литературу об обучении, то наверняка слышали о «пирамиде Дейла» — теории, гласящей, что человек запоминает в среднем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что сделал сам. Проценты в разных трактовках могут меняться, но суть остаётся той же: якобы активное обучение на реальном опыте всегда лучше, чем любой другой подход. Идея звучит заманчиво, но есть одна большая проблема — с самого её зарождения не было ни одного достоверного исследования, которое бы её подтверждало.
Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.
С чего всё началось
Проследить историю возникновения этой теории довольно сложно, однако можно точно сказать, что она началась задолго до активной деятельности американского педагога Эдгара Дейла , с которой сейчас ассоциируется.
Кен Мастерс из Университета имени султана Кабуса в 2019 году провёл подробный анализ использования концепции «пирамиды Дейла» в медицинском образовании и выяснил, что впервые похожая идея была представлена в статье Чарльза Роудса 1906 года. Там указывается, что «мы запоминаем одну десятую того, что мы слышим, пять десятых того, что видим, семь десятых того, что говорим, и девять десятых того, что делаем». Роудс помещает цитату в кавычки, но источник не указывает — так что, вероятно, и до него это убеждение было распространено.
В 1950-х американская Национальная учебная лаборатория (National Training Laboratories, NTL) опубликовала свою версию пирамиды.
По заявлению организации, эти процентные значения были установлены в процессе исследования NTL, однако найти подробную информацию о нём оказалось невозможно.
Неясно и то, как Эдгар Дейл стал ассоциироваться с пирамидой. В его книге «Аудиовизуальные методы обучения» (Audiovisual Methods in Teaching), впервые опубликованной в 1954 году, нет ничего определённо похожего. Однако в этой работе можно встретить «конус опыта» — схему, распределяющую образовательные форматы от самых абстрактных к самым конкретным: вербальные символы → визуальные символы → изображения, аудиозаписи, радио → фильмы → образовательные телепрограммы → выставки → образовательные экскурсии → демонстрации → театрализованная деятельность → симуляционная деятельность → практическая деятельность.
По запросу «Dale’s cone of experience» можно найти различные вариации конуса, в которых каждый тип учебного материала (текст, презентация, фильм и так далее) уже привязан к определённому проценту усвоения информации. Однако в оригинальной идее Дейла этого не было, схема вообще никак не касалась запоминания. Единственная её цель состояла в том, чтобы наглядно представить классификацию.
Третье переиздание «Аудиовизуальных методов обучения» Дейл специально дополнил разделом «Некоторые вероятные заблуждения» (Some Possible Misconceptions), в котором подчеркнул, что его классификация учебных материалов не означает, что конкретные формы обучения эффективнее, чем абстрактные. Как можно понять, его предупреждение не сработало.
Возникает очевидный вопрос: откуда в истории этого мифа вообще возникли проценты? И почему они такие ровные? Даже если бы кто-то действительно провёл исследование, неужели его результаты могли бы быть такими идеальными? Это всё ещё остаётся загадкой.
Почему теория «пирамиды обучения» несостоятельна
Как минимум она не универсальна и не применима к абсолютно любому материалу, и тому есть реальные доказательства.
В статье «Что делать с ухудшающимися оценками по математике в Канаде» (What to Do about Canada’s Declining Math Scores) доцент Университета Виннипега Анна Стокк вывела важную закономерность. Она отметила, что в период с 2003 по 2012 год практически во всех провинциях Канады отмечено резкое снижение баллов учащихся в тестах по математике, которые школьники сдают после восьмого класса. Этот общенациональный спад совпал по времени с переходом школ на учебные программы, основанные на идее «опытного пути».
Согласно этой концепции, ученики должны сами находить ответы, а не получать алгоритмы решений и формулы от преподавателя. Для подобного подхода характерны:
- открытые вопросы с несколькими правильными ответами (например: «Решение задачи — 37, как может звучать её условие?»);
- рисование схемы решения задач;
- применение принципа «сверху вниз», при котором ученики работают над сложными задачами, даже если у них нет базовых знаний и навыков;
- минимальное количество письменной работы.
Стокк пришла к выводу, что в случае с математикой дети намного лучше усваивают материал, если сначала им расскажут правила, дадут формулы и объяснят важные принципы, и уже потом начнётся закрепление на практике.
Вопрос об эффективности «пирамиды» также рассматривали учёные Джеймс Лэлли и Роберт Миллер в статье «Пирамида обучения: показывает ли она учителям правильное направление». Они изучили работы, исследующие эффективность разных методов обучения, и пришли к выводу, что каждый из них действенен в определённых условиях и ни один метод не обладает однозначными преимуществами перед другими.
Насколько широко распространился этот миф
Попробуйте ввести в поисковую строку «диаграмма Дейла» или «пирамида Дейла». Вы увидите, как много существует разных вариантов этого мифа. Как мы уже знаем, с момента его зарождения не проводилось эксперимента, который бы подтвердил этот подход. При этом используется идея довольно активно. Если вернуться к анализу уже упомянутого ранее Кена Мастерса, то лишь среди статей по медицинскому образованию, опубликованных в период с сентября 2012 года по апрель 2018-го, была найдена 41 работа с отсылкой к «пирамиде Дейла».
Мастерс также обнаружил, что количество ссылок на пирамиды обучения в медицинской образовательной литературе резко увеличилось по сравнению с периодом до 2012 года. Даже опровержения этой теории порой используются для её поддержки, а исследователи, которые признают недостоверность идеи, всё ещё включают её в свои работы.
Встречается пирамида обучения и в популярной литературе по саморазвитию. Например, в книге про финансовый успех «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты» Роберта Кийосаки и Дональда Трампа есть следующий отрывок:
«В 1969 году в рамках системы просвещения было проведено исследование, которое продемонстрировало эффективность различных типов обучения. На базе материалов исследования был создан „конус обучения“. Из него видно, что наименее продуктивным средством обучения являются чтение и лекции, а наиболее эффективным — практическая работа. Между ними занимают положение методы, имитирующие реальный опыт. Не кажется ли вам парадоксальным, что наша система образования всё ещё использует в процессе обучения главным образом чтение и лекции? И это при том, что „конус обучения“ известен уже с 1969 года!»
Почему людям так нравится «пирамида Дейла»
Компания Metiri Group, занимающаяся аналитикой данных, в 2008 году провела исследование «Мультимодальное обучение с помощью медиа» (Multimodal Learning Through Media), в котором подробно разобрала миф о «пирамиде Дейла».
Исследователи предполагают, что люди, добавляющие к схеме американского педагога проценты усвоения информации, чаще всего пытаются найти простое решение комплексной проблемы. В материале об аудиалах, визуалах и кинестетиках мы уже упоминали, что стремление педагогов найти лучший подход к ученикам совершенно естественно. Это желание подпитывает мифы вроде «пирамиды Дейла», но они при этом только создают приятную иллюзию.
Специалисты Metiri Group приходят к выводу, что не существует идеального решения для всех учащихся и любого преподаваемого материала. В некоторых случаях практические занятия действительно более эффективны, но это вовсе не значит, что они подойдут всем или что человеку всегда будет нужен исключительно «опытный» подход, что бы он ни изучал.
Источник