Операционная технология вспашки
Вспашка предназначена для рыхления почвы, создания благоприятного водно-воздушного, теплового, пищевого режимов и условий для накопления, сохранения и использования влаги, а также для заделки в почву минеральных и органических удобрений, сорной растительности и пожнивных остатков.
Вспашку следует начинать сразу после уборки главной культуры. Несвоевременная и некачественная вспашка ухудшает работу посевных и уборочных агрегатов, ведет к их поломкам и, в конечном счете, снижает урожай не менее чем на 20%. Наиболее распространена вспашка на глубину 20-22 см. При недостаточном увлажнении вспашка на глубину 25-30 см повышает урожайность зерновых культур на 0,1-0,2 т/га по сравнению с обработкой на глубину 20-22 см, а сочетание обработки почвы с внесением органических удобрений дает прибавку урожая на 0,3-0,4 т/га. Вспашку проводят поперек или под углом к предыдущей обработке, а на склонах – только поперек склона.
С плугов снимают предплужники при перепашке пара и зяби, при запашке сидеральных удобрений, плохо разложившегося навоза, на переувлажненных и задернелых почвах.
Для пахотных агрегатов, как правило, используют наиболее мощные из имеющихся в хозяйстве тракторов. Однако существует большое разнообразие размеров полей и участков, имеются плуги различной размерности, позволяющие в принципе составить пахотный агрегат с любым трактором.
1. Производить вспашку в установленные агротехнические сроки при физической спелости почвы.
2. Глубина пахоты должна соответствовать заданной. Допускается отклонение средней глубины от заданной на выровненных полях ±1 см, а на участках с ярко выраженным микрорельефом — не более ±2 см. Глубина пахоты под свальным гребнем — не менее половины заданной. Глубина вспашки на одном поле должна чередоваться.
3. Пласт почвы должен быть обернут, раскрошен на мелкие комки и уложен без образования пустот. Допускается количество глыб крупнее 10 см при пахоте полей с оптимальной влажностью почвы не более 15% всей поверхности поля.
4. Должен быть обеспечен устойчивый ход плуга по ширине захвата, допускается отклонение действительной ширины захвата от конструктивной не более 10%.
5. Полная заделка в почву разбросанных по поверхности поля удобрений, дернины сорных растений, пожнивных остатков на глубину 12. 15 см.
6. Пласт от всех корпусов плуга должен быть одинакового размера, поверхность пашни в захвате плуга и между смежными проходами — слитной, борозды — прямолинейными.
7. Высота гребней (глубина бороздок) не более 5 см, удлинение профиля поверхности поля по сравнению с ее проекцией не более 7%.
6. Разрывы между смежными проходами плуга, скрытые и открытые огрехи и незапаханные клинья не допускаются.
9. После пахоты загонов поворотные полосы, края поля должны быть запаханы, разъемные борозды заделаны, высота свальных гребнет не более 7 см. Дороги, посадки и другие посевы, расположенные рядом с полем, не должны быть повреждены.
10. Скорость движения пахотных агрегатов должна быть оптимальной для данного типа корпуса плуга и состояния почвы.
Тракторы »Кировец» агрегатируют с навесными плугами ПН-8-35 и полунавесными ПТК-9-35. Тракторы Т-4, Т-150, Т-150К работают с плугами ПЛП-6-35, ПЛП-5-35, тракторы ДТ-75М с плугами ПЛП-5-35, ПЛП-4-35, ПН-3-40, тракторы МТЗ с плугами ПЛН-3-35. Освоен выпуск плугов с шириной захвата корпуса 40 см, а также плугов с изменяемой шириной захвата.
Прицепные плуги обеспечивают более высокое качество пахоты, наименьший погектарный расход топлива, но на коротких гонах менее производительны из-за потерь на холостые повороты. Навесные плуги более маневренны, просты в работе и обслуживании, но более энергоемки, менее устойчивы по глубине обработки. Полунавесные плуги по качеству работы и энергоемкости приближаются к прицепным, а по маневренности — к навесным.
Проверку плугов ведут на бетонной, деревянной или просто земляной площадке, выровненной и хорошо укатанной (регулировочной площадке машинного двора).
Расположение корпусов плуга проверяют по носкам лемехов, касающихся поверхности регулировочной площадки. Зазор между носками отдельных лемехов и поверхностью площадки не более 15 мм.
Навеску тракторов типа «Кировец», Т-150К, Т-4, ДТ-75М для работы с навесным и полунавесными плугами устанавливают по двухточечной системе, а тракторов типа МТЗ по трехточечной схеме. Общий шарнир продольных тяг навески смещают вправо (для разных тракторов на разную величину).
Устанавливают длину раскосов механизма навески при агрегатировании с четырехкорпусными плугами 650-720 мм, с пятикорпусными 720-770 мм, с восьмикорпусными – 865 мм.
Давление в шинах колес «Кировца» — 0,12…0,14 МПа, Т-150К у передних колес 0,12 МПа, у задних — 0,1 МПа, давление в шинах колес плуга 0,2 МПа.
Колеса тракторов типа МТЗ устанавливают несимметрично (левое на 700 мм, а правое на 800 мм от оси симметрии трактора).
При настройке плуга, соединенного с трактором, колеса последнего опираются на поверхность регулировочной площадки, кроме МТЗ, когда под левое заднее колесо подкладывают брусок толщиной на 1,5. 4 см меньше заданной глубины вспашки.
Бруски такой же толщины устанавливают под опорные колеса плугов. Винтовым механизмом опорных колес раму плуга выравнивают до положения, параллельного плоскости площадки, при этом используют также регулировку длины раскосов и верхней тяги. Проверяется после этого прилегание лемехов основных корпусов к поверхности площадки. Для полунавесных и прицепных плугов заднее колесо должно опираться на площадку и болтом вертикальной регулировки заднего колеса слегка отрывают последний корпус от поверхности площадки.
Направление пахоты для обычных полей чередуется во взаимно-перпендикулярных направлениях, за исключением случаев, когда ширина поля менее 300 м. Но и в этом и во всех других случаях ежегодно чередуют в одних и тех же загонах пахоту всвал и вразвал (чтобы предотвратить снос почвенного слоя в одну сторону). В районах ветровой эрозии лучше пахать поперек направления господствующих ветров, в районах водной эрозии — поперек склона, в районах избыточного увлажнения — вдоль или под углом к склону.
Наиболее распространенный способ движения — вспашка с чередованием загонов всвал и вразвал.
Вспашку с чередованием загонов всвал и вразвал выгодно применять при длине гона для тракторов »Кировец», Т-4А, Т-150К более 900 м, ДТ-75М, МТЗ-80 — более 600 м из-за наличия петлевых поворотов. При длине гона меньше указанных размеров лучше использовать беспетлевой комбинированный способ движения, когда один загон пашут сначала вразвал, а потом всвал. Основное преимущество этого способа на небольшой длине гона благодаря уменьшению длины холостых ходов.
Разновидность этого способа движения — узкозагонный, когда в условиях повышенного увлажнения необходимо создать большое число развальных борозд для отвода избыточной влаги в дренажную сеть.
Если есть возможность поворота агрегата за пределами поля, то специально поворотную полосу не выделяют, но контрольные борозды обязательны и в этом случае. Контрольную линию пашут четырехкорпусным плугом на глубину 8. 12 см с открытой бороздой в сторону поля.
Ширина поворотной полосы для агрегатов с тракторами «Кировец» не меньше 27 м, Т-150К – 25 м, Т-4А, ДТ-75М – 20 м, МТЗ – 7…10 м. Ширину поворотной полосы выбирают так, чтобы ее можно было распахать четным числом проходов агрегата, специально выделяемого для запашки поворотных полос, небольших клиньев и заделки развальных борозд (при групповой работе).
Ширина загона выбирается исходя из длины поля, состава агрегата и способа движения. Так, для длины гона в 2000 м и комбинированного петлевого способа движения с чередованием загонов оптимальная ширина загонов для агрегатов с тракторами «Кировец» 60 проходов агрегата, с тракторами Т-4А, Т-150К и ДТ-75М по 66 проходов. Для беспетлевого комбинированного способа движения и длины гона 500 м оптимальная ширина загонов для агрегатов с ДТ-75М – 32 прохода с МТЗ — 38 проходов.
При разбивке поля первые проходы агрегата (разметка загонов) выполняются всвал.
|
Выполнение свала за два прохода агрегата наиболее просто и общеизвестно. Наладка плуга — передний корпус на половину, задний – на полную. Высота свального гребня при этом до 15 см, может остаться скрытый огрех. Схема движения агрегата при подготовке поля для способа движения с чередованием загонов дана на рис.12.1, для беспетлевого комбинированного способа на рис.12.2.
|
Рисунок 12.1 – Схема движения агрегата при подготовке поля для вспашки с чередованием загонов
Рисунок 12.2 – Схема движения агрегата при подготовке поля
для беспетлевого комбинированного способа движения
Работа агрегата на загоне
Пахотные агрегаты окончательно регулируют на первых двух проходах. Здесь регулируют равномерность глубины пахоты изменением длины верхней тяги навески, длины раскосов, положения опорных колес, упорного болта механизма заднего колеса.
Изменение положения предплужников производят при забивании плуга почвой (недостаточен вынос предплужников или мала глубин их хода) или плохой заделке пожнивных остатков (излишний вынос и чрезмерная глубина хода). При глубине пахоты 18…20 см предплужники лучше снять, т.к. в этом случае трудно добиться, чтобы плуг не забивался, а стерня — удовлетворительно заделывалась.
Поворотные полосы, как правило, распахивают вразвал, чтобы у края поля не образовывались борозды. После этого производится заделка развальных борозд как на загонах, так и на поворотных полосах. Лучше всего обеспечивается заделка развальных борозд гусеничным трактором с четырехкорпусным навесным плугом. Плуг настраивают так, чтобы передний корпус шел на глубине, примерно равной глубине борозды, а задний едва касался поверхности поля. Трактор ведут так, чтобы передний корпус сбрасывал пласт в развальную борозду.
Контроль и оценка качества работы
Контролируемые показатели: отклонение средней глубины пахоты от заданной, выравненность (по отношению длины профиля и ее проекции), гребнистость (высота свальных гребней и заделка развальных борозд). Также учитывают заделку растительных остатков и удобрений, прямолинейность борозд, наличие огрехов, несоблюдение границ поля, крошение пласта.
Таблица 12.1 – Оценка качества вспашки
Показатель | Градация нормативов | Балл |
Отклонение от заданной глубины пахоты, см | ±1 ±2 Более ±2 | |
Выровненность (длина профиля превышает длину проекции 10 м), см | Не более 50 Не более 70 Более 70 | |
Гребнистость (высота гребней), см | Поверхность слитная. Развальные борозды выровнены. Не более 7 Более 7 |
Дата добавления: 2017-01-13 ; просмотров: 6201 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Технология механизированных сельскохозяйственных работ (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Установка плуга на заданную глубину вспашки для навесных и полунавесных плугов производится в одной и той же последовательности. Поэтому мы рассмотрим установку плуга на заданную глубину на конкретном примере для навесного и полунавесного плуга.
Навесной плуг ПЛН-3-35
Чтобы установить плуг на заданную глубину, под заднее левое колесо трактора подкладывают брусок с косым срезом, толщина которого на 1,5-2,0 см меньше заданной глубины пахоты. Затем въезжают на брусок, опускают плуг и подкладывают под опорное колесо плуга брусок такой же толщины. Верхней центральной тягой и правым раскосом навески трактора выравнивают раму плуга так, чтобы лезвия лемехов были параллельны поверхности, а носки лемехов опирались на нее. Для уменьшения длины раскоса рукоятку следует вращать против часовой стрелки. Каждое изменение длины раскоса должно сопровождаться регулировкой правого кронштейна ограничительных цепей.
Настройку навесного плуга на заданную глубину обработки для гусеничных тракторов производят аналогично колесным, за исключением того, что брус, равный по толщине глубине обработки, подкладывают под обе гусеницы.
Полунавесной плуг ПЛП-6-35
Настройку плуга ПЛП-6-35 производят так же, как и навесных плугов, за исключением следующих особенностей.
Чтобы обеспечить подъем плуга рычагом распределителя, нужно соединить маслопровод гидроцилиндра механизма заднего колеса с основным гидроцилиндром на тракторе и вынуть замыкающий палец из бруса догружателя. При поднятом плуге транспортный просвет должен составлять 300-350 мм. Изменение транспортного просвета регулируют изменением длины тяги, соединяющей подвеску плуга с механизмом заднего колеса.
Чтобы установить плуг на заданную глубину пахоты, задние корпус и колесо плуга ставят в одной плоскости. Под металлическое опорное колесо подкладывают брусок толщиной на 1,5-2,0 см меньше глубины вспашки. Изменением длины раскосов механизма навески трактора выравнивают раму в поперечном направлении, регулировочным винтом механизма заднего колеса устанавливают ее так, чтобы головка болта касалась упора.
Дополнительные регулировки плугов
Дисковый нож на плуге любой марки устанавливают так, чтобы лезвие ножа находилось на расстоянии 10-15 мм в сторону поля от левого обреза предплужника. Лезвие дискового ножа должно быть опущено вниз от нижней кромки среза лемеха предплужника на 20-22 мм.
Расстояние между носками лемехов предплужников и корпусов 280-300 мм. Положение предплужника по высоте фиксируют цилиндрическим выступом державки, входящим в одно из 5 глухих отверстий на стойке предплужника: для пахоты на глубину 22 см—на второе; 25 см—на третье; 27 см—на четвертое; 30 см—на нижнее. Такая установка обеспечивает подрезание предплужником задернелого слоя почвы на глубину 10-12 см.
Давление в шинах пневматических колес 0,3 МПа.
1.4 Организация отвальной вспашки
Организация отвальной вспашки включает в себя подготовку поля, выбор направления и способа движения агрегата, выбор ширины загона и поворотной полосы, разметку поля, работу пахотных агрегатов в процессе вспашки, разбивку, распашку поворотных полос и заделку развальных борозд.
Подготовка поля
Поле освобождают от препятствий и растительных остатков, мешающих движению агрегатов, размечают его. Выбирают направление пахоты. Пропашку свальных и контрольных полос ведут под руководством агрономической службы.
Направление пахоты
Направление пахоты следует выбирать в зависимости от предыдущей вспашки, размеров, конфигурации и рельефа поля. Желательное направление – поперек предыдущей пахоты, поперек склонов (для борьбы с водной эрозией).
При выборе направления движения пахотного агрегата учитывают периодичность чередования направления пахоты для обеспечения лучшего состояния почвы. Однако во всех случаях чередуют пахоту всвал и вразвал с тем, чтобы предотвратить постепенный снос почвенного горизонта в одну сторону.
На полях, подверженных ветровой эрозии почв, вспашку ведут в направлении, перпендикулярном господствующим ветрам, чтобы уменьшить выдувание верхнего слоя почвы весной, летом и улучшить снегозадержание зимой.
Способы движения пахотных агрегатов
Способы движения пахотных агрегатов выбирают с учетом длины, ширины, конфигурации и рельефа поля, а также технической характеристики агрегатов.
Основной способ движения агрегатов — петлевой комбинированный. Он может быть челночным, если используются оборотные плуги. Этот способ в основном применяется на длинных гонах.
На полях с небольшой длиной гона, как правило, используют беспетлевой комбинированный способ движения. Для уменьшения количества развальных борозд, которые трудно поддаются заделке, как при петлевом, так и при беспетлевом способе, чередуют способы работы »всвал» и »вразвал», т. е. используют способ вспашки трех загонов. При этом резко сокращается количество развальных борозд.
Определение оптимальной ширины загонов
Для сокращения количества развальных полос ширина загонов должна быть оптимальной. Она зависит от длины гона и ширины захвата агрегата (таблица 1.4). При этом получается минимальное количество гребней.
Таблица 1.4 — Оптимальная ширина загонов в зависимости от
длины гона и состава агрегатов
Выбор ширины поворотной полосы
Выбор ширины поворотных полос определяется двумя условиями: возможностью поворота агрегата и необходимостью обработки их этим же агрегатом. Наименьшая ширина поворотной полосы, определяемая кинематикой агрегата, зависит от формы поворота (беспетлевой, открытая петля, закрытая петля, петля с задним ходом и т. д.) вычисляется по формулам:
(при петлевых поворотах); (1)
(при беспетлевых поворотах), (2)
где — радиус поворота, м;
— длина выезда агрегата, м;
— ширина поворотной полосы, м.
, (3)
где — кинематическая длина агрегата, м.
Ширина поворотной полосы должна быть кратна ширине захвата агрегата (для навесных плугов—15 м; для полунавесных: 5-6 корпусных—до 20 м; 8-9–корпусных—25 м). При этом всегда учитывают количество проходов агрегата по поворотной полосе при ее вспашке.
Борозды для отметки поворотных полос пропахивают обычно на глубину 8-12 см с отваливанием пластов на поворотную полосу, чтобы они смягчили удар лемехов о землю при опускании плугов и обеспечили заглубление корпусов.
Разбивка поля на загоны
Разбивка поля на загоны зависит от принятого способа вспашки. При вспашке поля загонным способом вначале отмеряется поворотная полоса с двух сторон, но может отмеряться и со всех четырех сторон поля. Это позволяет при окончании вспашки обрабатывать поворотные полосы круговым способом, без развальных борозд.
Чтобы сократить проходы агрегата по вешкам, при разбивке поля на загоны устанавливают первую вешку на расстоянии, равном половине принятой ширины загона. Граница поля—с учетом двойной ширины загона от первой вешки (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 — Разбивка поля на загоны: I – Ш – загоны; С – ширина загона; Е – ширина поворотной полосы
Чтобы обеспечить прямолинейную прокладку первых борозд в загоне, начало разметной полосы первого прохода отмечают короткими колышками (0,4-0,5 м), а на противоположном конце поля устанавливают хорошо видимую вешку. Если поле длинное и имеет повороты, то ставят промежуточные вешки. Тракторист должен видеть две вешки одновременно и вести трактор так, чтобы все видимые вешки находились в створе. При разбивке поля на загоны свальные гребни вспахивают одним из двух способов: отпашке за три прохода и вспашке вразвал за четыре прохода.
При отпашке за три прохода (рисунок 1.2) для первой борозды плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на всю глубину. Трактор ведут по полосе, вспаханной за первый проход, смещая плуг на один корпус в сторону поля, чтобы частично засыпать борозду, открытую при первом проходе, т. е. окончательно засыпают первую борозду и образуется свальный гребень.
При вспашке вразвал за четыре прохода (рисунок 1.3) развальную борозду прокладывают за два прохода. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности почвы, а последний вспахивал борозду глубиной 10-12 см.
Рисунок 1.2 — Отпашка свального гребня за три прохода при разбивке загонов
Рисунок 1.3 — Вспашка вразвал за четыре прохода
При втором проходе пашут вразвал, заглубив на 3-4 см последний корпус. Затем плуг устанавливают на полную глубину пахоты всеми корпусами и выполняют третий и четвертый проходы. Агрегат ведут как при обычной пахоте, чтобы за два прохода засыпать развальную борозду, образовав свальный гребень.
Во время занятий обучающиеся самостоятельно настраивают плуг для разбивки загонок этими двумя способами.
Работа агрегата в поле
Во время первых проходов агрегата проверяют глубину хода, ширину захвата плуга и равномерность пахоты.
При вспашке петлевым комбинированным способом движения сначала пашут первый, а затем третий загоны всвал (рисунки 1.4, 1.5), после чего пашут вразвал. При этом делают первый круг по борозде, образованной последним проходом агрегата при пахоте всвал.
Четвертый загон оставляют непаханым, пашут следующий нечетный (пятый) загон всвал, после чего возвращаются к четвертому и пашут его вразвал.
Затем вновь оставляют непаханым очередной четный загон, пашут следующий нечетный и возвращаются к пропущенному четному. В таком порядке пашут все остальные загоны.
Рисунок 1.5 — Вспашка загонов с чередованием пахоты всвал и вразвал
Регулировку и перевод плуга на глубину вспашки проверяют на той же передаче, на которой будет проводиться вспашка, так как при повышении скорости движения агрегата глубина пахоты уменьшается.
Выбор агрегата зависит от количества корпусов и глубины вспашки. Данные по выбору рабочей передачи при работе трактора на вспашке приведены в таблицах 1.5–1.7.
Остальные регулировки плуга (устранение перекоса рамы плуга, регулировка положения предплужников, положение дискового ножа) проводят при первом проходе на загоне.
Таблица 1.5 – Режимы работы пахотного агрегата
Удельное сопротив-ление почвы, кПа
Ширина захвата плуга, см
Тяговое сопротивление агрегата, кН
Тяговое сопротивление агрегата, кН
Источник