Пескоструйный способ очистки металла

Высокопроизводительная, эффективная, дешевая — пескоструйная обработка металлоконструкций

Со стороны пескоструйная обработка напоминает покраску пульверизатором, когда попавший под струю металл меняет свой цвет. Только поверхность освобождается от покрытия и грязи, становится матовой, стального цвета.

Имеются разные виды пескоструйной обработки, применяемые для определенных целей. В быту используют небольшие пескоструйные пистолеты. Промышленное оборудование стационарное, габаритное и мощное.

Что это такое?

Пескоструйная обработка металла представляет собой механическое удаление верхнего слоя: ржавчины и покрытия, за счет многочисленных ударов песчинок о поверхность. Вырываясь из сопла под большим давлением, абразив выбивает мелкие частицы грязи, полностью очищая металл.

Поток песка подается сжатым воздухом непрерывно, оставляя после себя чистую металлическую поверхность, удаляя с нее:

  • грязь;
  • ржавчину;
  • масляные пятна;
  • сварочные шлаки;
  • краску;
  • бетон и другие строительные смеси;
  • грунтовку.

Остается чистая матовая поверхность, готовая под дальнейшую обработку.

Плюсы и минусы такой очистки металлоконструкций

Пескоструйная очистка имеет множество преимуществ в сравнении с другими способами очистки металла и других поверхностей:

  • высокая производительность;
  • универсальность, удаляет многие виды загрязнений;
  • бережная обработка;
  • повышение адгезии обработанной поверхности;
  • образование упрочняющего поверхностного наклепа;
  • высокое качество очистки;
  • низкая стоимость;
  • простота оборудования.

В большинстве случаев абразив после очистки можно использовать повторно. Пескоструйная очистка имеет свои недостатки. При ударах песчинок по металлу, поднимается много пыли. В ней высокое содержание кварца, окислов железа, других вредных веществ. Бурое облако состоит из частиц разбившегося песка и превратившейся в пыль ржавчины. При попадании в легкие, эти вещества вызывают профессиональное заболевание легких – силикоз.

При работе с пескоструйным аппаратом необходимо надевать маску с воздушным фильтром. Профессиональные дробеструйщики обеспечиваются герметичными защитными костюмами с подачей под шлем с забралом. При работе с пескоструем, всегда есть опасность попасть под струю песка. Пострадать может как сам пескоструйщик, так и случайно оказавшийся рядом, посторонний человек.

Разновидности используемых абразивов

В конце XIX века американец Бенджамин Чу Тилгман обратил внимание на стекла после бури. Они полностью очищались порывами ветра с песком от грязи и блестели как новые. Он изобрел первый пескоструйный аппарат, в котором использовали чистый песок с пустыни и моря. Твердые ребристые крупинки эффективно удаляли всю грязь.

Со временем было обнаружено отрицательное влияние пыли легкие. На рабочих одели защитные костюмы. Опробовали и стали применять другие материалы. В современных пескоструйных аппаратах используется:

  • стальная дробь;
  • корундовый порошок;
  • стеклянные шарики;
  • кварцевый песок;
  • синтетические абразивы.

Песок является самым дешевым абразивным материалом и продолжает использоваться, при наличии средств защиты. Технология изготовления стальной и чугунной дроби простая и одновременно опасная. Расплавленный металл выливают в воду. В результате кипения образуются кусочки металла с мелкими фракциями.

Виды и технология, как правильно пескоструить?

Классический вариант пескоструйной очистки – абразивные частицы выносятся воздухом и с большой силой ударяются о поверхность, выбивая частицы грязи. Модернизированные аппараты увеличили эффективность очистки и снизили их вредность.

Термоабразивная

Очистка производится одновременно песком и пламенем. Узконаправленный факел выносит абразив, одновременно подогревая его и выжигая с поверхности мазут, краски, другие горючие материалы. Размягченное термообработкой покрытие легче удаляется песком.

Аппарат термообразивной обработки кроме компрессора и емкости с песком, имеет реактивную горелку. По конструкции она аналогична ракетным и самолетным двигателям, но небольших размеров. Работает на керосине, бензине и других видах топлива.

Термообразивная обработка – термо-бластинг, используется профессионалами. Она предназначена для очистки поверхностей:

  • кирпичной кладки;
  • камня;
  • нефтяных цистерн;
  • емкостей из-под жира и масла.

Термопескоструем удаляют битум и многослойные лакокрасочные покрытия, пятна масла, солярки, других жирных и вязких материалов.

Абразивноструйная

Классический вид пескоструйной обработки. Абразив выносится потоком воздуха. Сопло формирует струю, изменяя ее форму на коническую, плоскую или почти цилиндрическую, без расширения. Ударяясь о поверхность, острые твердые частицы выбивают с поверхности металла окалину, масло, грунтовку. При этом сами частично разрушаются.

Абразивоструйная обработка применяется при очистке деталей под покраску, шлифовку, гальваническое покрытие. Ее широко используют в автомастерских, очищая кузова и диски, другие детали, подвергающиеся воздействию грязи и влаги. Отработанный абразив можно собирать, просеивать и очищать для повторного использования.

Гидроабразивная

В гидравлических пескоструях в качестве носителя используется вода. Она проходит от насоса под большим давлением. Попутно захватывает песок. Отработанный абразив и удаленная грязь вымываются, не образуя пыли.

Гидроабразивную очистку применяют в помещениях, где недопустимо образование пыли. В специальных камерах ею очищают детали от водорастворимых покрытий. Частицы щелочей проникают в мелкие поры металла и обычный сухой абразив только заталкивает его глубже, заклепывая поры. Вода растворяет остатки моющих веществ, уносит их.

Читайте также:  Способы положительной оценки учащихся

С помощью водяного оборудование очищают мосты, строительные металлоконструкции, тротуары, заборы и фасады домов. Гидроабразивную очистку можно производить при наличии стоков для воды. Ее используют в условиях улицы и специальных камерах.

Степени очистки

В зависимости от назначения очистки металла, она может быть разной степени:

  • легкая, с эффектом очистки металлической щеткой;
  • матовая, с небольшими вкраплениями грязи;
  • с блеском, самые глубокие пятна оставляют едва заметные следы;
  • до равномерного металлического блеска.

Степень очистки регулируется давлением воздуха, количеством подаваемого песка и скоростью перемещения абразивной струи.

Необходимое оборудование, аппараты

Промышленное оборудование для пескоструйной обработки состоит:

  • основной компрессор, подающий сжатый воздух на сопло;
  • абразивоструйный аппарат, добавляющий песок в рабочий шланг;
  • рукав, по которому идет воздух с песком;
  • сопло;
  • дополнительный компрессор подает воздух в защитный костюм рабочего;
  • воздушный фильтр.

Давление, выдаваемое компрессором, определяет мощность всей пескоструйной установки. Абразивноструйный аппарат смешивает воздух с песком различными способами:

  • нагнетательным;
  • гравитационным;
  • всасывающим.

Дополнительный компрессор небольшой мощности через фильтр подает воздух под маску защитного костюма, обеспечивая рабочему возможность нормально дышать. Для мелких работ и домашнего использования выпускаются пекоструйные пистолеты. Они имеют мощность 3-5 Атм, оборудованы компактным компрессором. Небольшую по объему зачистку металла производят в респираторе.

Главные правила проведения процедуры

Обрабатываемую деталь следует установить в удобном для работы положении и закрепить. Большая часть обрабатываемой поверхности должна располагаться в вертикальной плоскости.

Проверить готовность аппарата:

  • Засыпать в емкость абразив.
  • Подключить компрессор.
  • Проверить его работу на холостом ходу.
  • Направить сопло в сторону детали и включить подачу песка.

Струю абразива перемещают по обрабатываемой поверхности вертикально или горизонтально. Каждая последующая полоса должна на 30% перекрывать предыдущую.

Особенности применения в бытовых целях

В домашних условиях применяются пескоструйные пистолеты. В квартире ими очищают трубы и другие поверхности перед покраской, очищают от грязи кафель, стены от старой штукатурки. Гидропескоструйное оборудование используется при мытье дорожек, фасадов, пола на веранде и крыльца. В гараже пескоструйным пистолетом обрабатывают кузова, крылья, пороги машин перед нанесением краски, чистят диски колес, детали из стали и чугуна.

Техника безопасности

Перед работой с пескоструйным оборудованием необходимо одеть защитный костюм. Все кабеля и шланги проверить на наличие дефектов. При необходимости сразу заменить. Осмотреть форсунку. Если степень ее износа большая, поставить новое сопло.

Место проведения работ должно быть очищено от посторонних предметов и ограждено от людей. Если дробеструйщик работает с подручным, тот должен находиться позади него и выходить перекантовать деталь или заправить песок при выключенном аппарате. Сопло категорически запрещено направлять на себя и других людей. Это может привести к серьезным травмам.

Цена обработки за м2

Стоимость пескоструйной обработки зависит от конфигурации детали, сложности ее обработки и фирмы. Примерная стоимость:

  • литье от 290 руб./м2;
  • заборы и решетки 300 руб./м2;
  • кровельный металл 380 руб./м2;
  • вертикально расположенные стальные конструкции 300 руб./м2;
  • автомобильные диски 500 руб. за шт.;
  • кенгурятник 670 руб.

За 250 руб. специалисты полностью очистят кузов легковушки и всего 1 м2 корпуса корабля.

Пескоструйка – самый дешевый способ очистки металла. С ее помощью легко обработать профили любой сложности, удалить окалину и старую краску с водопроводных труб и цистерн. Бытовым оборудованием очищают машины при ремонте, удаляют старую отделку со стен, чистя крыльцо и дорожки, моют фасад. Область применения широкая. Необходимо все время помнить о безопасности.

Источник

Песком по ржавчине: что такое пескоструйная обработка и как её проводить

К сожалению, большинство автомобилей имеют один общий недостаток: почти все они неизбежно ржавеют. Какие-то быстрее, какие-то медленнее, но практически поголовно все они в один прекрасный день могут стать решетом, дуршлагом, ситом. И автолюбители, особенно владельцы янгтаймеров, готовы вывернуться наизнанку (или хотя бы вывернуть наизнанку карманы), лишь бы их ненаглядный автомобиль не рассыпался в труху. И вот тут многие из них на определённом этапе работы над кузовом вспоминают про пескоструйную обработку. Кто-то, конечно же, слышал про этот метод очистки металлических изделий. Но мы пошли дальше: вооружились теоретическими знаниями, мешками песка, запасом нездорового оптимизма, старым Саабом и отправились пескоструить арки.

«Песчинка обретает силу пули…»

В чём принцип пескоструйной обработки? Если коротко, то из специального аппарата песок выдувается сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищает её от краски, ржавчины, шпатлёвки и всего прочего, что может закрывать чистый металл от нашего взгляда. Поэтому для работы просто необходим пескоструйный аппарат.

Вообще, название «пескоструйный» не совсем корректное. В качестве абразивного материала не всегда используется песок. Но об этом мы ещё поговорим, а сейчас – пару слов об аппаратах.

Читайте также:  Способы получения неметаллов презентация 9 класс

Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. Вторые, как правило, используют для выполнения большого объёма работ – например, зачистки корпуса корабля. Поэтому более пристально изучим только первый тип, с которым нам и предстоит работать.

Сжатый воздух выполняет тут сразу две задачи. Первая вполне очевидна: с огромной скоростью поливать песком обрабатываемую поверхность. Вторая задача – поднимать песок из контейнера. По похожему принципу (он называется эффект Вентури) работают пульверизаторы. К недостаткам эжекторного аппарата относится не слишком большая мощность: в час можно обработать не более трёх квадратных метров. Но для зачистки кузовных элементов её вполне хватает, тем более что у этих аппаратов есть и два несомненных преимущества. Во-первых, им не требуется много сжатого воздуха, он расходуется весьма экономно. А во-вторых, аппараты эжекторного типа позволяют работать очень точно, обрабатывая лишь те участки, которые этого требуют. Разумеется, и абразивного материала им нужно немного – хотя тут всё зависит от площади обрабатываемой поверхности.

Ну, и последнее: сравнительно лёгкую установку гораздо проще таскать с собой в случае, если вдруг у владельца чудесного аппарата появляется «халтура на стороне». Поэтому чаще всего в гаражах встречаются именно такие эжекторные аппараты – не слишком мощные, но лёгкие и компактные. И при этом всё же способные разогнать частицы абразивного материала до минимальной скорости в 300 км/ч.

Кстати, пришло время разбираться в абразиве: почему настоящим песком почти никто не пользуется, но все равно называют его песком?

Пошёл и накопал

Ещё лет 60 назад основным абразивом был обычный кварцевый песок. Чаще всего применяли речной или карьерный, который необходимо как минимум просеять, а лучше – ещё и промыть. Впрочем, некоторые любители попескоструить у себя в гараже не сильно заморачиваются с поиском и подготовкой песка. Некоторые счастливчики, живущие недалеко от песчаных карьеров или морских побережий, просто тащат этот природный материал к себе вёдрами, после чего употребляют его в дело. Правда, обычно всё же просеивают. Некоторые вопросы возникают именно к морскому песку с пляжей: он содержит соль, что не слишком-то хорошо для кузова автомобиля. Но, как говорят адепты бесплатного пляжного песка, ничего плохого такой абразив не делает, и больше ржавчины на машинах от него не появляется.

Долгое время именно кварцевый песок и оставался единственным абразивом. Несмотря на одну особенность – очень низкую стоимость – песок имеет и серьёзные недостатки. Во-первых, он всё же не очень твёрдый. При встрече с металлом на высокой скорости он просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии. А во-вторых, песок может стать причиной силикоза – смертельно опасной болезни лёгких. Именно по этой причине в некоторых странах он запрещён для использования в качестве абразивного материала. К сожалению, наши люди не боятся ничего, поэтому и по сей день песок используют достаточно часто.

Материалы значительно дороже песка, но гораздо безопаснее и эффективнее – это никельшлак и купершлак: отходы, образующиеся при производстве никеля и меди соответственно. На данный момент это самый распространённый материал – мы сегодня будем работать как раз с купершлаком. Менее популярные материалы – электрокорунд, стальная и чугунная дроби.

Опытные мастера знают, что неправильный выбор абразива может либо испортить обрабатываемую поверхность, либо не удалить с неё всё, что задумывалось.

Поэтому неопытные пескоструйщики вполне могут, например, загубить литой диск слишком твёрдым или крупным абразивом – такое, к сожалению, бывает. Некоторые умельцы для тонкой очистки используют обычную соду: расход получается большим, но что-то повредить ей сложно.

В любом случае, одним из главных требований к абразивному материалу остаётся одно: он должен быть сухим. Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?

Бывает, что клиент после пескоструйной обработки высказывает претензии: отдавал я вам машину, а забрал решето. Тут ситуация обычно классическая, описанная фразеологизмом «поздно пить «Боржоми»»: скорее всего, деталь попала на пескоструйку слишком поздно. Или её уже окончательно сожрала ржавчина, или ржавчина сожрала её ещё раньше, но деталь покрывала тонна шпатлёвки и краски.

Мы же как раз и не хотим ждать этой «терминальной стадии», поэтому едем обрабатывать арки Сааба вовремя. Во всяком случае, думаем, что вовремя. Надеемся на это.

Во все стороны

Итак, подъезжаем к месту проведения работ. Смотрим на небо: солнышко – наш союзник, ведь голый металл негоже оставлять таким надолго, нужно сразу же закрыть его хотя бы грунтовкой, а в дождь это делать неудобно.

Читайте также:  Лучший способ пополнения binance

Так как нам нужно работать в районе колёс, их придётся снять: пескоструить покрышки мы не собираемся. Поднимаем сразу всю сторону и закрепляем ее: надолго оставлять машину на домкратах будет слишком беспечно, для надёжной фиксации нужно использовать подставки. Поэтому на них мы и устраиваем отдыхать наш Сааб. А вот теперь придётся немного отвлечься от основной темы повествования в сторону автомобиля.

Внимательный читатель уже заметил, что на арках нет ржавчины – вместо неё мы видим грунтовку. Да, всё так и есть: над машиной уже поработал не слишком рукастый специалист. Теперь нам надо открыть швы (в крыльях есть вваренные фрагменты) и те места, которые вообще не были затронуты предыдущими мастерами, но в которых есть дефекты. Для этого надо будет снять слой краски, шпатлёвки, грунтовки – в общем, всего, что успели нанести на металл. Судьба этого Сааба слишком сложна, чтобы рассказывать здесь о непрерывном процессе его восстановления, поэтому ограничусь лишь той информацией, которую привёл выше: чистим то, что уже и варили, и пытались чистить.

Сначала берём маркер и наносим разметку. Наш аппарат позволяет работать аккуратно, не удаляя ЛКП там, где оно нам ещё пригодится.

Теперь можно… отойти подальше в сторону. Работать будет мастер, а мы станем наблюдать.

Почему мы ушли подальше от машины? Просто потому, что наш купершлак летит во все стороны, а попадать под его очищающие воздействия желания нет никакого. Поэтому специалист, работающий с аппаратом, обязательно пользуется защитной одеждой. Но какой бы она ни была, полностью закрыться от песка не получится, поэтому вытряхивать его из всевозможных полостей приходится потом ещё долго.

Сантиметр за сантиметром обнажается крыло Сааба. Становятся видны и металл, и сварочные швы. Вылетевший из пескоструя купершлак тем временем медленно покрывает всё, что не укрыто. Но это не страшно – можно потом сдуть тем же компрессором. Гораздо внимательнее стоит следить за тем, чтобы абразив не слишком щедро засыпал салон: как и в случае с одеждой, выгребать его из всех складок обивки и сидений – очень малорадостное и скучное занятие.

Наконец, запланированная зона очищена. Теперь дело за малым: покрыть её грунтовкой. Тут каждый «предохраняется от ржи» по-своему: кто-то использует обычную грунтовку из аэрозольного баллончика, кто-то предпочитает эпоксидную грунтовку, кто-то делает целые химические «бутерброды». Ведь по большому счёту, пескоструйка – лишь первый шаг на длинном тернистом пути ремонта кузова, поэтому о том, что происходит после этого процесса, нужно говорить отдельно. Мы же пока отряхиваемся от абразива и радуемся, что этот первый шаг сделан.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

«Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. » Миша Баландин в очередной раз затупил. В пескоструйных аппаратах которые по своей некомпетентности Миша назвал «пневматические» воздух в ёмкость с песком подаётся отнюдь не для выдувания песка из оной, а для того чтоб песок МЕНЬШЕ СЛЁЖИВАЛСЯ, т.е. подавался равномерно. А вообще пескоструйные аппараты НЕ ДЕЛЯТСЯ на пневматические и эжекторные, пескоструйнве аппараты делятся только по классу производительности, сиречь по расходу воздуха и абразива. Если для маленького аппарата достаточно давления воздуха 4-6 кг/см2 и ресивера объёмом 30-50 литров, то для мощного давление уже нужно 7-8 кг/см2 и ресивер минимум на 200 литров.
Опять же Мишин прокол в том что фото аппарата приведено не полностью и показана на фото только ВОЗДУШНАЯ часть т.е. показана исключительно часть аппарата где исключительно ПОДАЧА воздуха в аппарат. А вот выход смеси абразива с воздухом Миша показать почему-то «забыл». «При встрече с металлом на высокой скорости он (песок) просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии.» Да вот прям, на кораблях ржавчина и по богаче и потвёрже однако самым обычным речным песком металл зачищается добела. «Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?» Про скорость вылетающего из сопла абразива это вообще нечто. Мише следовало бы знать что скорость потока определяется ДИАМЕТРОМ сопла, а расход абразива как раз определяется давлением воздуха, подаваемого в аппарат. Что же касаемо порчи имущества неопытным мастером, то тут всё зависит от времени обработки конкретной точки, чем дольше тем больше шансов испортить. А чтоб не портить имущество, нужно для очистки от ржавчины использовать водоструйные установки типа VOMA которые на выходе из форсунки дают давление в от 2-х до 6-ти тыс кг/см2. Вода смывает ржавчину до чистого металла и при это не повреждает послдений.

Источник

Оцените статью
Разные способы