- Пиктография
- Пиктография — это форма графического общения
- Что такое пиктография?
- Значение слова «пиктография»
- Особенности пиктографического письма
- Расшифровка пиктографических рисунков
- Пиктография в современном мире
- Первоначальный способ письменной передачи информации это пиктография орфография
- Первоначальный способ письменной передачи информации это пиктография орфография
Пиктография
(от лат. pictus — нарисованный и греч. γράφω — пишу) (рисуночное письмо) — этап развития письма: отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Предшествовала фонетическому письму. Была распространена у индейцев Америки, жителей Тропической Африки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири и других вплоть до 20 в. Древнейшие образцы пиктографии относятся к эпохе палеолита (по мнению некоторых учёных, к неолиту), хотя чёткое различие между живописью палеолита и собственно пиктографией провести трудно. Принципиальное отличие знаков пиктографии — пиктограмм — от знаков фонетического письма заключается в незакреплённости за пиктограммой конкретной единицы языка, в возможности интерпретации пиктограмм на любом языке; пиктограмма может быть «прочтена» как слово, синоним этого слова, словосочетание, предложение с различными вариациями смысла, несколько предложений.
Типологически выделяются 2 разновидности пиктограмм: «иконические», имеющие сходство с изображаемым понятием или объектом (знак солнца для передачи понятий «день», «солнце» и т. п.). и «символические», условные (генетически, видимо, восходящие к «иконическим», образным, но утратившие внешнее сходство с изображаемым объектом). Пиктографическое сообщение может состоять из одного сложного знака-сообщения, в котором «читаются» его составные элементы, и последовательности простых знаков-пиктограмм, развёрнутых в пространстве в виде отдельных «кадров».
Ряд народов создал развитые системы пиктографии, позволявшие передавать сложные сообщения, например система нсибиди в Западной Африке, «женское письмо» юкагиров на северо-востоке Азии, пиктография индейского племени делаваров, с помощью которой был записан эпос «Валам-Олум», рукописи ацтеков и миштеков, в которых наряду с пиктограммами встречаются попытки передачи собственных имён с помощью «ребусных написаний».
Схематизация изображения мужчины и женщины (пещеры Испании и Южной Франции).
Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте.
Прошение индейских племён конгрессу Соединённых Штатов.
В архаических видах письма трудно провести границу между «чистой» пиктографией и системами, где эпизодически применяются «ребусные написания», т. е. осуществляется переход к собственно письму, фиксирующему звуковую речь (протошумерское и протоэламское письмо, кохау ронго-ронго острова Пасхи, древнейшая китайская иероглифика). Рисуночный характер древнейших иероглифических систем письма (протошумерское, древнеегипетское, протоиндийское, раннее китайское, критское, хеттское) указывает на их происхождение из пиктографии, хотя открытым остаётся вопрос о том, происходят ли эти системы из одного центра (по мнению большинства сторонников «моноцентристской» гипотезы происхождения письма — из Шумера) или фонетическое письмо рождалось из различных пиктографических систем независимо в разных регионах.
В современных культурах пиктография применяется как вспомогательное средство общения, например в дорожной сигнализации, указателях на выставках и международных соревнованиях и т. п. (играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности большинства населения), а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).
Восходящие к 16 в. попытки создать на основе пиктографии универсальное средство общения — пазиграфию, призванное преодолеть барьеры естественных языков, не имели успеха («неоглифы» Ал. Бати, «пикто» Х. Енсена и др.).
- Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963;
- Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
- Кондратов А. М., Книга о букве, М., 1975;
- Jensen H., Die Schrift in Vergangenheit und Gegenwart, Hamb., [1935] (3 Aufl., B., 1969);
- Loukotka Č., Vývoj písma, Praha, 1946;
- Février J., Histoire de l’écriture, P., 1948 (2 éd., P., 1959);
- Gelb I. J., A study of writing, Chi., 1952 (Rev. ed. Chi., 1965);
- Kulundžić Zv., Historija pisama, Zagreb, 1957;
- Cohen M., La grande invention de l’écriture et son évolution, v. 1—3, P., 1958.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .
Источник
Пиктография — это форма графического общения
Человек – существо социальное. Важным элементом в развитии любого общества является общение. Сегодня появилась возможность черпать интересующую нас информацию из самых различных источников, будь то газеты и журналы, телевидение и радио либо сплетни, рассказанные соседями и сотрудниками.
Но каким образом древние люди фиксировали информацию о том, что происходило вокруг них, какие проблемы их волновали? Человеку свойственно постоянно искать новые способы передачи информации. И первым этапом на пути зарождения письменности стало пиктографическое письмо.
Что такое пиктография?
Пиктография является самой примитивной формой графики, способом общаться друг с другом при помощи рисунков. Никто точно не знает, где и при каких обстоятельствах зародился этот первобытный вид письменности, однако пиктографические картинки, изображенные на кости, дереве, камне, находят повсеместно: Северная Азия, Западная Африка, Северная Америка. До нашего времени сохранились подобные рисунки на скалах и в пещерах. С помощью рисунков делали надписи на надгробных камнях, записывали сведения об условиях обмена, о военных конфликтах и удачной охоте.
Пиктография – это древний вид письма, передающий информацию о предметах, действиях, событиях, понятиях и их связях при помощи фигур, схем, зрительных образов, простых изображений. На основе этого древнего вида письменности возникло начертательное (рисунчатое) письмо.
Значение слова «пиктография»
Слово «пиктография» имеет греческое происхождение: «pictus» (пиктус) – «рисунок», и «grapho» (графо) – «пишу». Таким образом, дословный перевод означает «пишу рисунками». И действительно, этот древний способ передачи информации использует рисунки (пиктограммы) вместо букв и символов.
Особенности пиктографического письма
Пиктография – это универсальный способ общения. Не нужно обладать специальными знаниями или умениями, чтобы хоть приблизительно понять смысл сообщения, зашифрованного в рисунках. Люди, говорящие на разных языках, и даже не умеющие читать, могут одинаково легко понимать этот вид первобытной живописи.
Пиктограмма, как правило, сообщает о конкретном явлении, предмете или действии, а иногда и о целом комплексе предметов и явлений. Это не отдельно взятый звук, слог или слово. Древние люди изображали последовательность рисунков, чтобы рассказать о каком-либо событии.
Расшифровка пиктографических рисунков
В древние времена пиктографическое письмо выполняло самые различные функции. Поскольку рисунки – это, прежде всего, полет фантазии автора, то не существовало каких-либо установленных символов для обозначения тех или иных предметов и явлений. И временами довольно сложно расшифровать, что же конкретно хотели сообщить древние люди. Но судя по всему, у отдельно взятых племен все же были определенные договоренности насчет обозначения отдельных понятий. Так, например, эскимосы Аляски оставляли возле своих домов рисунки, которые сообщали случайным гостям о наличии еды в доме: человечек с разведенными в стороны руками говорил, что в доме нет еды, а человечек с поднесенной ко рту едой свидетельствовал о том, что в этом доме могут накормить.
Чтобы лучше понять, что такое пиктография, достаточно взглянуть на примеры наскальной живописи. Этот рисунок рассказывает о храбром мужчине, охотившемся на оленей. В руках он держит лук, рядом лежит колчан со стрелами.
Довольно часто встречаются изображения сражающихся мужчин, держащих в руках топоры. Человечки со скрещенными на груди руками у многих племен обозначали товарообменные отношения.
Пиктография в современном мире
Наглядность и простота передачи какой-либо информации в изображениях позволяет применять пиктографию и в современном мире. Достаточно вспомнить знаки дорожного движения, где изображение ножа и вилки обозначает, что поблизости находится ресторан, а бензоколонка означает заправочную станцию. Пиктограммы используют и в спортивных соревнованиях, олимпиадах – для каждого вида спорта нарисован человечек, выполняющий определенные действия. Вывеска, изображающая сапог, обозначает обувную лавку.
Поскольку пиктография считается внеязыковой знаковой системой, то она наилучшим образом подходит для передачи информации, которая должна быть одновременно понятна людям разных национальностей.
Что значит пиктография для современных ученых? Для них пиктографическая живопись является наукой о методах фиксации первобытными людьми предметов, действий, явлений окружающего мира, существовавшего еще до появления привычной для нас письменности.
Таким образом, пиктография – это не только древнейшая добуквенная система письма, но и метод передачи разнообразной информации в современном мире.
Источник
Первоначальный способ письменной передачи информации это пиктография орфография
Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
Пиктографическое письмо. Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.
Иероглифическое письмо. В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках . Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.
Слоговое письмо. Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные ( древнеперсидская , аккадская и другие наследники шумерского письма ), западносемитские ( финикийская , арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики ) и японские слоговые системы ( катакана и хирагана ). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма , от которого произошли латиница , кириллица и соответственно большинство современных письменностей.
Алфавитное письмо. Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).
Источник
Первоначальный способ письменной передачи информации это пиктография орфография
Раздел IV. ЛЕКСИКОЛОГИЯ
§ 66. Первоначальные виды передачи информации – предшественники графического письма
Люди издавна стремились как-то зафиксировать те или иные сведения, передать какую-то информацию. Первоначально в этой функции употреблялись различные мнемонические знаки, т. е. средства напоминания: бирки, зарубки, предметы (предметное «письмо») и др. В качестве предметного «письма» известно перуанское узелковое письмо кипу , которое представляло собой палочку с привязанными веревочками с узелками. Считают, что эти разноцветные веревочки и узелки содержали информацию хозяйственного и административного характера. Таково же и ирокезское «письмо» вампум – это пояс с нанизанными ракушками разного цвета и размера, позволявший передавать сведения на расстоянии. О значении подобных условных знаков заранее договаривались, чаще всего это было обязанностью жрецов, которые, владея данными знаниями, могли вводить новые символы и хранить накопленную информацию.
Следующим способом передачи информации является начертательное письмо – пиктография (от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho – пишу), т. е. рисуночное письмо. Первоначально древние люди в пиктограммах (рисунках) старались добиться сходства с изображаемым объектом, например, это видно в наскальных рисунках. Затем изображение на камне, глине и других материалах стало закреплять идею предмета. Постепенно появляются более сложные системы пиктограмм, где рисунки соседствуют с «ребусными написаниями», например, пиктография индейского племени делаваров [ЛЭС: 374]. Между тем пиктографию только условно можно назвать письмом, поскольку здесь не было никакой связи с каким-либо конкретным языком. Однако возможность извлечь информацию, не владея языком создателя рисунка, делало пиктографию удобным средством общения.
В настоящее время пиктография как вид письма не используется, но её элементы (пиктограммы) выступают в роли вспомогательного средства при международном общении, в виде некоторых дорожных знаков, изображений в гостиницах и т. п.
Источник