Первое сентября способ связи

Содержание
  1. Синтаксические связи в словосочетаниях. 8-й класс
  2. «Словосочетание. Способы подчинительной связи».10 класс. методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Урок-обобщение по теме «Словосочетание». (Способы подчинительной связи. Подготовка к ГИА)
  6. Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.
  7. Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:
  8. Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
  9. Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.
  10. Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
  11. Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
  12. Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
  13. Подведение итогов:
  14. Домашнее задание.

Синтаксические связи в словосочетаниях. 8-й класс

Класс: 8

Цель и задачи урока:

  • Образовательные:
    • систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;
    • формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
    • развитие орфографических навыков.
  • Развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.
  • Воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.

Тип урока: объяснение нового материала.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением словосочетания.

II. Опрос по домашнему заданию

А) – Дать определение словосочетанию
– Какие типы словосочетаний вы знаете?
– Как определяется тип словосочетания?

Б) Цифровой диктант (1 – словосочетание, 2 – предложение, 3 – слово)

Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык ,лист бумаги, в течение часа, идущий человек, по берегу, дом на берегу, дом стоит

Ключ: 2311131312 (записан на доске – ребята проверяют сами свои ответы)

В) Распределительный диктант (2 человека работают у доски, остальные учащиеся в тетрадях)

Задание: записать словосочетания в соответствии с типом ( по столбика) именное, глагольное, наречное.

Правка текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.

III.Новая тема

А) Чтение теории параграфа №

– Что нового вы узнали о словосочетании?

В) Составление опорного конспекта

IV. Закрепление изученного (определить вид связи в словосочетаниях)

Снежные равнины, шел спокойно, красивая девочка, идти в школу, стоять у доски, интересный вопрос, слушать улыбаясь.

V. Сообщение учителя

– Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание – заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы – помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!

(На партах у учащихся лежит распечатанный листок – алгоритм выполнения задания Приложение 1)

VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником

А) Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление

  • жалостно посмотрел –
  • смело спрыгнул –
  • устало шагал –
  • осторожно слез –

Б) Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание

  • говорил с тревогой –
  • ждал с напряжением –
  • охранял с заботой –
  • глядел со смущением –

В) Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении

  • бессонная ночь –
  • подземный переход –
  • алгебраическая задача –
  • школьный портфель –

VI. Рефлексия

– Что нового мы узнали на уроке?
– Какие виды связи в словосочетании вы знаете?

VII. Подведение итогов

Выставление оценок. Домашнее задание

Приложение 1

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. Найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн
2. Задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
3. Зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.
ИЛИ: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. Найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо;
2. Зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное
ИЛИ: топот коня – топот (чей?) конский

Читайте также:  Географический способ описания алгоритма

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. Найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманиемИЛИ: поехать работать – поехать на работу

Источник

«Словосочетание. Способы подчинительной связи».10 класс.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Урок русского языка в 10 классе, построенный по технологии РКМЧП.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_slovosocht..doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме

« Словосочетание. Способы подчинительной связи».

познавательные: 1) актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;

2) формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;

3) учить выделять словосочетания из предложения; 4) учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;

воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;

развивающие: 1) развивать логическое мышление; 2) развивать языковое чутьё;

3) развивать умение работать в группе; 4) развивать умение систематизировать изученный материал.

1. Объединившись в группы по четыре человека, вспомните, что называется словосочетанием, что не является словосочетанием, выполните в тетрадях задание 1.

Выпишите из предложенных слов только словосочетания:

1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,

6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,

10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево

14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,

19) весело и быстро;

2. Выступления от групп, обсуждение затруднений.

В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.

Учитель не даёт готового ответа, сочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются вопросительным знаком.

3. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

Словосочетание —это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.

Не являются словосочетаниями:

1) сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение лета, пусть расскажет и др.;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов: обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;

3) подлежащее и сказуемое: мальчик умён, начался дождь;

4) составные словоформы: менее красивый, будешь знать;

5) однородные члены: снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.

4. После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.

5. Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.

Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание , рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.

6. Выполните самостоятельно, а затем обсудите в группах задание 2.

Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях из задания 1.

7. Выступления от групп.

При определении способа подчинительной связи затруднения вызывают словосочетания с количественными числительными ( две подруги, четырёх мальчиков, восьми карандашей ) В словосочетаниях типа улыбающийся нам, радуясь встрече, мини юбка, каждый из нас ученики могут неправильно определить главное и зависимое слово.

В ходе обсуждения учитель не даёт готового ответа, словосочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются знаком вопроса.

8. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

Новую для вас информацию подчеркните и отметьте знаком V.

В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Согласование —такая связь, при которой зависимое слово—имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.

При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого : весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен .

Управление —такая связь, при которой зависимое слово—имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).

При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся : напишу письмо, написал письмо, напишем письмо .

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах—согласование. ( 1. С. 5)

Примыкание —такая связь, при которой зависимое слово—неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж .

При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно .

Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, её слова, их дети . Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их . (1. С.6)

9. Что нового вы узнали из этой статьи? Обсуждение, выступление учеников.

10. Исправьте допущенные ошибки.

Правильный ответ должен выглядеть следующим образом:

красивую тетрадь— согласование

вышли из дома— управление

две подруги— управление

четырёх мальчиков— согласование

улыбающийся нам— управление

радуясь встрече— управление

восьми карандашей— согласование

желание спеть— примыкание

то дерево— согласование

второй дом— согласование

каждый из нас— управление

мини юбка— примыкание

видеть это— управление

петь громко— примыкание

11 . Создайте в группах кластер или таблицу, в которых отразите всю важную информацию о способах связи слов в словосочетании.

12. Презентация групповых работ. Обсуждение преимуществ каждого кластера и таблицы.

Источник

Урок-обобщение по теме «Словосочетание». (Способы подчинительной связи. Подготовка к ГИА)

Цели и задачи урока: актуализировать сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий ГИА преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.

Солнечные день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, цвета беж,тянуть канитель, открывая дверь, выбраться в гости, правильно и аккуратно, урок окончен, бить баклуши, стакан молока, более важный, идти не оглядываясь; яйца всмятку; доволен результатами, альбом или тетрадь, будем играть, книга интересна, четверо друзей, в течение недели, слово в слово, наименее подготовленный, некто в красном.

– Какие сочетания вы не выделили? Почему?

НЕ являются словосочетаниями:

  • Подлежащее и сказуемое: ребята трудятся и т.д.
  • Сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение недели, после уроков и т.п.
  • Сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши и т.п.
  • Составные словоформы: более важный и т.п.
  • – Давайте вспомним определение словосочетания (учащиеся дают определение)

    Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Подчинительные словосочетания состоят из главного и зависимого слов, в сочинительных словосочетаниях объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.

    Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:

    Летний день, исполненный мастером, второй по росту

    Кто-то чужой, ваше право, нечто странное

    Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе

    Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то

    – Назовите способы подчинительной связи между словами в словосочетании. Дайте определение каждому из них

    огласование, управление, примыкание)

    Согласование – такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: солнечный день

    При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: солнечный день, солнечным днем, о солнечном дне

    Управление – такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: подъехать (к чему?) к станции, стакан (чего?) молока

    При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: стакан молока, в стакане молока, стаканом молока и т.д

    Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: идти не оглядываясь; яйца всмятку; цвета беж и т.п.

    Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?

    Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.

    Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.

    Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.

    Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.

    Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.

    1. Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
    2. Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
    3. Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.

    Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

    1. Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
    2. Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
    3. Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
    4. В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
    5. Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
    6. Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

    Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

    1.Словосочетание ПРИВЕТОМ ДРУГА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    Его душа была согрета приветом друга.

    2. Словосочетание ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

    Над Старгородом летний вечер.

    3. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

    Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.

    4.Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и очках.

    5. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ .

    Внизу широко раскинулась долина,за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор.

    6. Словосочетание С НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    Динка с нежностью смотрит на спящую сестру, потом снова на пустынную ночную улицу.

    7. Словосочетание БРЕЗЕНТОВЫЙ МЕШОК из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Австриец устало тащил на плечах брезентовый мешок.

    Подведение итогов:

    – Довольны ли вы своей работой на уроке?

    – Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

    – Какие мысли вы вынесли с урока?

    – Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?

    Домашнее задание.

    Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы