Экономика
Первобытнообщинный способ производства
Первобытнообщинный способ производства — первобытный тип кооперативного или коллективного производства. Первый из пяти в истории человечества способов производства. Возник около 2 млн. лет назад. Его существенные черты и особенности: основой производственных отношений являлась коллективная собственность отдельных общин на средства производства, производительные силы были развиты крайне слабо; орудия труда были примитивными; труд людей носил коллективный характер. Коллективный характер труда и общая собственность на средства производства обусловливали коллективный характер присвоения производимых продуктов. Все это предопределило экономическое равенство первобытных людей, отсутствие эксплуатации человека человеком, классов, а следовательно, и отсутствие государства.
Развитие экономики первобытного общества подразделяется, как указывал Ф. Энгельс, на два периода: «период преимущественно присвоения готовых продуктов природы», или период присваивающего хозяйства, и «период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности», или период воспроизводящего хозяйства (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 33 ). В течение этих двух периодов социальная организация общества прошла путь от первобытного человеческого стада до родовой общины, а затем соседской (территориальной) общины.
На первом этапе человек научился изготавливать простейшие каменные орудия труда, получать огонь. Родовая община характеризуется естественным разделением труда по полу и возрасту, организацией общества людей, связанных кронным родством. Несколько родов составляло племя. На первоначальной стадии родового строя ведущую роль в общине играла женщина (матриархат), занимавшаяся собиранием дикорастущих плодов, приготовлением пищи, ведением зачаточных форм земледелия и скотоводства. С дальнейшим развитием производительных сил, когда все большее значение стали иметь скотоводство (пастушество) и более развитое землепашество, главенствующее положение перешло к мужчине (патриархат). Дальнейшее развитие скотоводства, земледелия, а затем ремесла привело к возникновению общественного разделения труда и обмена.
В этих условиях в связи с ростом производительности труда и появлением прибавочного продукта возникает тенденция к индустриализации производства. Выделяются отдельные семейные хозяйства, возникает соседская (территориальная) община. Индустриальный труд отдельных обособленных хозяйств породил частную собственность на средства производства в условиях родовой общины. Возникновение и развитие частной собственности привело к имущественному неравенству и в конечном счете к возникновению эксплуатации человека человеком. Стало выгодным превращать пленных в рабов для получения прибавочного продукта. С возникновением отношений рабства наступает полное разложение первобытной общины. Появляются классы, возникает государство. Первобытнообщинный способ производства сменяется рабовладельческим способом производства или феодальным способом производства в зависимости от конкретных исторических условий.
Опубликовано 18 мая 2012 08:37:25.
Источник
Первобытнообщинный способ производства
Первобытная история – период от появления человека до возникновения государства.
Первобытность – эпоха становления производительных сил: практически на всем ее протяжении главным материалом для выделывания орудий труда оставался камень, из которого можно было получить только примитивные инструменты. «Техническая слабость» первобытных людей могла быть компенсирована только силой их коллективного объединения.
Первобытнообщинный способ производства – это самая длительная формация, все время уточняется ее «начало» и «конец» (сегодня ее диапазон принят в пределах 1,5 млн. лет до 5 тыс. лет до н.э.).
Различают следующие ступени его развития: «первобытное человеческое стадо первобытная родовая община первобытная соседская община».
Раннепервобытная община вела присваивающее хозяйство, получая жизнеобеспечивающий продукт (равный необходимому продукту), осуществляла уравнительное распределение на основе общей собственности: каждый общинник имел право на долю в продукте, независимо от факта и степени участия в его производстве.
Позднепервобытная община перешла к производящему хозяйству, получая избыточный продукт (равный прибавочному продукту), поэтому наряду уравнительным распределением возникает и трудовое распределение («по труду»). В результате наряду с общей собственностью формируется и личная собственность (с этого момента и образовался внутренний источник самодвижения общества, та социальная дифференциация, которая до сих пор тянет общество неизвестно куда).
Раннеродовая община прошла два этапа – «архаическое» и «развитое» охотничье-собирательское хозяйство (грань: применение лука со стрелами).
Земля находилась в коллективной собственности.
Познеродовая община. Изобретение керамики – формовка и обжиг глиняной посуды.
«Неолитическая революция» — земледелие и скотоводство.
Появляется избыточный продукт – с ним индивидуальная собственность. Возникает «престижная экономика» — обмен дарами между племенами (на принципе безвозмездности).
Первобытная демократия выражалась в самоуправлении. Сила и слабость родового строя – в подавлении индивидуальности.
Первобытное общество не выдержало испытания избыточного продукта, который создал возможность его отчуждения, а отсюда – экономической выгодности эксплуатации, а также возможности содержания особых социальных институтов.
Первое крупное разделение труда, возникают классы господ и рабов. Разделение труда приводит к росту производительности, росту объема производства, а с ним – к товарности.
Содержание разложения родового общества в любом случае составляло зарождение частной собственности, классов и государства.
Важно объяснить эти феномены саморазвитием общества, а не внешними факторами.
Рост производительности труда имел два последствия: в организационном плане происходит индивидуализация производства, в экономическом – появление прибавочного продукта. Вместе это позволяло одним присваивать излишки, произведенные другими. А общественное разделение труда порождало товарное производство. В итоге стала зарождаться свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от личной собственности родового строя тем, что открывала возможность эксплуатации.
Начало частной собственности – накопление отдельными семьями излишков продукции в виде богатств (ремесленные изделия, производственный инвентарь, оружие, скот, позже – рабы), т.е. не только в натуральной форме, но и в превращенной форме сокровищ – общепринятых эквивалентов, опредмеченных денег.
Становление частной собственности происходило с традициями общинно-родового коллективизма: имущим приходилось делиться с неимущими, давать престижные пиры, дары сородичам, часто происходило насильственное отбирание излишков имущества у богатых, вводился запрет на чрезмерные размеры имущества, случались даже массовые раздачи уничтожение накопленного.
Частная собственность разрушила кровнородственную общность: род разделился на большие семьи, те на малые («нуклеарные» = родители + дети).
Появление прибавочного продукта породило «грабительские войны» — это позволяло быстро и легко обогатиться. Возникает рабство, вначале рабство было общинным, т.е. в собственности коллектива, а затем индивидуальное. Сначала рабы использовались в домашнем хозяйстве, жили и ели вместе с хозяевами, могли иметь свое хозяйство, но с обязанностью помогать владельцам. Обращение было мягким, рабы имели имущественные и личные права, даже могли наследовать своему хозяину, вступать в брак со свободными, участвовать в общественной жизни, уйти к другому хозяину. Рабство сначала не было пожизненным, а став пожизненным, не было наследственным. Эта примитивная форма рабства называется «патриархальной» (или «домашней»), рабы – нечто младших домочадцев.
Постепенно дело стало ухудшаться: «домашнее рабство превращалось в «производственное» — возникает лишенная средств производства бесправная социальная группа с особым местом в общественном производстве. Рабство усилило расслоение в общине, ибо рабы обогащали своих хозяев. Обедневшая часть общинников опускалась до положения рабов.
Начался процесс перераспределения результатов производства в пользу богатых.
Государство – итог социального расслоения и классообразования. Произошло разделение труда на умственный и физический. Возникает письменность.
Источник
Первобытное производство
В развитии первобытного производства выделяют две стадии: присваивающую и производящую. Они различаются степенью развития сущностных сил (природных и социальных), что нашло выражение в характере труда и его производительности, природе собственности, духовной культуре, мировоззрении. На начальной стадии люди производили простейшие орудия труда и с их помощью присваивали средства к жизни. В силу того что главным объективным условием была «находимая трудом природа», этот образ жизни называют присваивающим. Основные способы добывания пищи – охота, собирательство, рыболовство. Решающим орудием были лук и стрела. Разделение труда существовало лишь между полами. Корни успеха собирателей и охотников лежат в неизменно возраставшей способности к объединению усилий, укреплению общественного образа жизни в составе кочевого племени. Знания и навыки редко выходили за рамки одного племени, а внутри его передавались от поколения к поколению преимущественно в устной форме. С гибелью вождя племени утрачивались наиболее ценные знания и умения. Многие из них приходилось осваивать заново. Из-за нехватки подлинного, основанного на опыте, знания человек прибегал к сверхъестественным объяснениям, мифам и магии.
С переходом от кочевого образа жизни к оседлому характерным становится приручение и разведение животных и возделывание растений. По мере развития земледелия и скотоводства, взяв под свой контроль определенные природные процессы, человек начал производить средства к жизни. Новые средства к жизни и большая избыточность труда способствовали переходу от распределения в соответствии с полом и возрастом к трудовому способу распределения.
В сфере изготовления орудий труда особо важное значение приобрели плавка металлических руд и обработка металлов, самыми важными из которых были медь и олово, а также выплавляемая из них бронза. Каждый освоенный предмет (камень, кость, дерево и т.д.) или процесс (обивка, шлифование, сверление, метание и т.д.) становится предметом человеческих способностей и потребностей и воплощается в орудиях труда. Переход к освоению и использованию металлов, применению наряду с механическими более сложных (физических, химических и т.д.) свойств вещей приводит к значительному росту сущностных сил человека и, соответственно, к изменению качества и количества труда, его дифференциации и специализации. При этом, превращая предмет труда во все более сложный, человек «пробегает» элементарный процесс усложнения и мысленно, поскольку имеет мысленную модель потребного предмета, и операционально, осуществляя те операции, которые приводят к усложнению предмета труда. Так, создавая из камня элементарное орудие труда, человек использовал сформированный им мысленный образ более сложного предмета, который предстояло получить, и посредством серии операций превращал исходный предмет в более сложный. Чем сложнее присвоенные человеком силы природы, тем сложнее он сам и осуществляемый им процесс труда.
Так как наиболее общей сущностью труда, «субстанцией» являются действующие сущностные силы человека, которые могут существовать и развиваться, только присоединяя к своей исходной (природной и социальной) активности силы природы, сами по себе безграничные, уровень его развития есть функция того многообразия качеств внешнего мира, которые он ассимилирует, преобразует и использует. Иначе говоря, то, что представляют собой индивиды, совпадает с их производством – «совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят».[67] Первобытное производство характеризуется относительной простотой, низкой производительностью, простейшими орудиями труда, но его общественный характер играет огромную роль в формировании социальной сущности индивида и общества. Первобытным индивидам присущи все наиболее общие человеческие свойства и черты, однако они представлены в них в наиболее абстрактном, неразвитом виде. Это были не развитые, но целостные, свободные, не подверженные отчуждению люди, с чувством собственного достоинства, здравым смыслом, прямодушием, бескорыстием, храбростью. Индивидуальное в них совпадает с родовой сущностью, общественное и личное – непосредственно едины, хотя они опосредуют друг друга и примат принадлежит родовому началу.
Рост сложности труда привел к первому общественному разделению труда – отделению скотоводства от земледелия, что сделало возможным регулярный обмен между племенами. Скот стал товаром, посредством которого оценивались все другие товары, и приобрел функцию денег. Весь избыток, который давало скотоводство, принадлежал мужчине. Это обусловило его господство в доме, самостоятельность семьи. Обрабатываемая земля начинает передаваться в пользование сначала домашним общинам, а затем и отдельным лицам. Это подрывает первобытную общность, способствует становлению древних цивилизаций.
Чаще всего их характеризуют как общество с азиатским способом производства, представляющее собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством. Земледельческая община сочетала в себе общую собственность на землю, коллективный труд с зародышем частной собственности в виде дома и приусадебного участка отдельной семьи. Системы земледельческих общин, как правило, возникали в долинах больших рек, где борьба с наводнениями и ирригация были непременными условиями земледелия. Образовавшиеся на этой основе государства, взимая натуральную ренту, присваивали прибавочный продукт и тем самым обеспечивали себе верховную собственность на землю и воду; в их руках сосредоточивалась также и торговля. Примат коллективного начала над частным, неразвитое общественное разделение труда, неглубокая классовая дифференциация обеспечивали ей высокую жизнеспособность, устойчивость. Азиатский способ производства, таким образом, содержит в себе самом все необходимые условия воспроизводства индивида в его традиционных отношениях к общине и в этом смысле является наиболее консервативным. Устойчивость отношений собственности и, следовательно, общины – необходимое условие сохранения формы натурального производства.
Первое крупное общественное разделение труда наряду с увеличением количества труда, его избыточности, вызвало увеличение количества труда, приходящегося на каждого члена рода или семьи, что породило потребность в применении новой рабочей силы. Ее поставляла война, которую раньше вели прежде всего с целью расширения территории, а теперь – ради грабежа и пополнения рабочей силы: военнопленных чаще всего обращали в рабов. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Деление общества на классы вызвано не только отделением скотоводства от земледелия, положившим начало регулярному обмену и частной собственности, но в первую очередь отделением материального, физического труда от умственного. С использованием рабов в качестве рабочей силы собственный труд начинает считаться более позорным, чем война и грабеж. Приобретение богатства посредством грабежа и присвоения труда рабов становится на длительный период одной из важнейших жизненных целей. С разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физических и духовных чувств человека чувство обладания, первобытное производство приходит в упадок. Но в его основе – первобытном труде, как изначальной форме, непосредственно обусловленной физическими и духовными свойствами человека, совместной работой его головы и рук, общественном характере труда и отношений заложены все последующие этапы развития, определяемые противоречием всеобщего и особенного. Этому труду, освободившемуся от примитивной, инстинктивной формы и ставшему исключительным достоянием человека, присущи все наиболее общие признаки: присвоение вещества природы, изменение его формы, осуществление сознательной цели, овеществление в орудиях труда сущностных сил человека, превышение результатами труда издержек на поддержание труда и т.д. По мере развития человечества в его основных ступенях реализуется, т.е. действительно возникает, то, что в зачаточной форме было заложено во всеобщем и особенном в начале.
Рост сложности труда означает возвышение прежде всего труда вообще, общей способности к труду, заключающеему в себе основной импульс к саморазвитию, творчеству. Становление и развитие человечества немыслимо без непрерывного возрастания труда вообще, его внутреннего усложнения и обогащения. Как более сложная, каждая последующая форма производства обладает более развитой общей способностью к труду и, следовательно, более мощным импульсом к прогрессу. Однако вследствие низкой производительности труда рост сущностных сил человека может осуществляться только посредством усиленного разделения труда на материальный и духовный. Именно оно «расщепляет» сущностные силы человека, делает действительным то, что духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных индивидов. Вместе с этим (действительным) разделением труда дано неравное распределение труда и его продуктов, т.е. дана и частная собственность.
Источник