Экономика
Первобытнообщинный способ производства
Первобытнообщинный способ производства — первобытный тип кооперативного или коллективного производства. Первый из пяти в истории человечества способов производства. Возник около 2 млн. лет назад. Его существенные черты и особенности: основой производственных отношений являлась коллективная собственность отдельных общин на средства производства, производительные силы были развиты крайне слабо; орудия труда были примитивными; труд людей носил коллективный характер. Коллективный характер труда и общая собственность на средства производства обусловливали коллективный характер присвоения производимых продуктов. Все это предопределило экономическое равенство первобытных людей, отсутствие эксплуатации человека человеком, классов, а следовательно, и отсутствие государства.
Развитие экономики первобытного общества подразделяется, как указывал Ф. Энгельс, на два периода: «период преимущественно присвоения готовых продуктов природы», или период присваивающего хозяйства, и «период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности», или период воспроизводящего хозяйства (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 33 ). В течение этих двух периодов социальная организация общества прошла путь от первобытного человеческого стада до родовой общины, а затем соседской (территориальной) общины.
На первом этапе человек научился изготавливать простейшие каменные орудия труда, получать огонь. Родовая община характеризуется естественным разделением труда по полу и возрасту, организацией общества людей, связанных кронным родством. Несколько родов составляло племя. На первоначальной стадии родового строя ведущую роль в общине играла женщина (матриархат), занимавшаяся собиранием дикорастущих плодов, приготовлением пищи, ведением зачаточных форм земледелия и скотоводства. С дальнейшим развитием производительных сил, когда все большее значение стали иметь скотоводство (пастушество) и более развитое землепашество, главенствующее положение перешло к мужчине (патриархат). Дальнейшее развитие скотоводства, земледелия, а затем ремесла привело к возникновению общественного разделения труда и обмена.
В этих условиях в связи с ростом производительности труда и появлением прибавочного продукта возникает тенденция к индустриализации производства. Выделяются отдельные семейные хозяйства, возникает соседская (территориальная) община. Индустриальный труд отдельных обособленных хозяйств породил частную собственность на средства производства в условиях родовой общины. Возникновение и развитие частной собственности привело к имущественному неравенству и в конечном счете к возникновению эксплуатации человека человеком. Стало выгодным превращать пленных в рабов для получения прибавочного продукта. С возникновением отношений рабства наступает полное разложение первобытной общины. Появляются классы, возникает государство. Первобытнообщинный способ производства сменяется рабовладельческим способом производства или феодальным способом производства в зависимости от конкретных исторических условий.
Опубликовано 18 мая 2012 08:37:25.
Источник
Первобытнообщинный способ производства
Первобытная история – период от появления человека до возникновения государства.
Первобытность – эпоха становления производительных сил: практически на всем ее протяжении главным материалом для выделывания орудий труда оставался камень, из которого можно было получить только примитивные инструменты. «Техническая слабость» первобытных людей могла быть компенсирована только силой их коллективного объединения.
Первобытнообщинный способ производства – это самая длительная формация, все время уточняется ее «начало» и «конец» (сегодня ее диапазон принят в пределах 1,5 млн. лет до 5 тыс. лет до н.э.).
Различают следующие ступени его развития: «первобытное человеческое стадо первобытная родовая община первобытная соседская община».
Раннепервобытная община вела присваивающее хозяйство, получая жизнеобеспечивающий продукт (равный необходимому продукту), осуществляла уравнительное распределение на основе общей собственности: каждый общинник имел право на долю в продукте, независимо от факта и степени участия в его производстве.
Позднепервобытная община перешла к производящему хозяйству, получая избыточный продукт (равный прибавочному продукту), поэтому наряду уравнительным распределением возникает и трудовое распределение («по труду»). В результате наряду с общей собственностью формируется и личная собственность (с этого момента и образовался внутренний источник самодвижения общества, та социальная дифференциация, которая до сих пор тянет общество неизвестно куда).
Раннеродовая община прошла два этапа – «архаическое» и «развитое» охотничье-собирательское хозяйство (грань: применение лука со стрелами).
Земля находилась в коллективной собственности.
Познеродовая община. Изобретение керамики – формовка и обжиг глиняной посуды.
«Неолитическая революция» — земледелие и скотоводство.
Появляется избыточный продукт – с ним индивидуальная собственность. Возникает «престижная экономика» — обмен дарами между племенами (на принципе безвозмездности).
Первобытная демократия выражалась в самоуправлении. Сила и слабость родового строя – в подавлении индивидуальности.
Первобытное общество не выдержало испытания избыточного продукта, который создал возможность его отчуждения, а отсюда – экономической выгодности эксплуатации, а также возможности содержания особых социальных институтов.
Первое крупное разделение труда, возникают классы господ и рабов. Разделение труда приводит к росту производительности, росту объема производства, а с ним – к товарности.
Содержание разложения родового общества в любом случае составляло зарождение частной собственности, классов и государства.
Важно объяснить эти феномены саморазвитием общества, а не внешними факторами.
Рост производительности труда имел два последствия: в организационном плане происходит индивидуализация производства, в экономическом – появление прибавочного продукта. Вместе это позволяло одним присваивать излишки, произведенные другими. А общественное разделение труда порождало товарное производство. В итоге стала зарождаться свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от личной собственности родового строя тем, что открывала возможность эксплуатации.
Начало частной собственности – накопление отдельными семьями излишков продукции в виде богатств (ремесленные изделия, производственный инвентарь, оружие, скот, позже – рабы), т.е. не только в натуральной форме, но и в превращенной форме сокровищ – общепринятых эквивалентов, опредмеченных денег.
Становление частной собственности происходило с традициями общинно-родового коллективизма: имущим приходилось делиться с неимущими, давать престижные пиры, дары сородичам, часто происходило насильственное отбирание излишков имущества у богатых, вводился запрет на чрезмерные размеры имущества, случались даже массовые раздачи уничтожение накопленного.
Частная собственность разрушила кровнородственную общность: род разделился на большие семьи, те на малые («нуклеарные» = родители + дети).
Появление прибавочного продукта породило «грабительские войны» — это позволяло быстро и легко обогатиться. Возникает рабство, вначале рабство было общинным, т.е. в собственности коллектива, а затем индивидуальное. Сначала рабы использовались в домашнем хозяйстве, жили и ели вместе с хозяевами, могли иметь свое хозяйство, но с обязанностью помогать владельцам. Обращение было мягким, рабы имели имущественные и личные права, даже могли наследовать своему хозяину, вступать в брак со свободными, участвовать в общественной жизни, уйти к другому хозяину. Рабство сначала не было пожизненным, а став пожизненным, не было наследственным. Эта примитивная форма рабства называется «патриархальной» (или «домашней»), рабы – нечто младших домочадцев.
Постепенно дело стало ухудшаться: «домашнее рабство превращалось в «производственное» — возникает лишенная средств производства бесправная социальная группа с особым местом в общественном производстве. Рабство усилило расслоение в общине, ибо рабы обогащали своих хозяев. Обедневшая часть общинников опускалась до положения рабов.
Начался процесс перераспределения результатов производства в пользу богатых.
Государство – итог социального расслоения и классообразования. Произошло разделение труда на умственный и физический. Возникает письменность.
Источник
Первобытнообщинному способу производства характерны
Экономические законы носят исторический характер. В рамках конкретных исторических формаций действуют особые системы экономических законов. Так, законы первобытнообщинного способа производства отличаются от [c.207]
Первобытнообщинный способ производства [c.23]
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА-первобытный тип кооперативного или коллективного производства. Первый из пяти в истории человечества способов производства. Возник около 2 млн. лет назад. Его существенные черты и особенности основой производственных отношений являлась коллективная собственность отдельных общин на средства производства, производительные силы были развиты крайне слабо орудия труда были примитивными труд людей носил коллективный характер. Коллективный характер труда и общая собственность на средства производства обусловливали коллективный характер присвоения производимых продуктов. Все это предопределило эконо- [c.299]
СОБСТВЕННОСТЬ — отношения людей друг к другу по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ. Если буржуазные ученые видят в собственности лишь отношение человека к вещи, то марксистско-ленинская наука рассматривает собственность на средства производства как отношения между людьми, общественными классами, которые изменяются в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизни общества. Главную роль в присвоении материальных благ играет собственность на орудия и другие средства производства, определяющая характер общественного строя. Характер производства, распределения, обмена и потребления в обществе зависит от того, в чьих руках находятся средства производства. Определенному состоянию и уровню производительных сил соответствует свойственная им форма собственности. Она может способствовать или тормозить развитие производительных сил. При первобытнообщинном способе производства, где уровень производительных сил был крайне низким, собственность на примитивные орудия труда и его результаты была общинной, коллективной С разложением общинной собственности возникают новые экономические отношения — частная собственность на средства производства и его рс- [c.380]
Первичная (архаичная) формация включала в себя первобытнообщинный и азиатский способы производства. [c.32]
Исторически наемный труд пришел на смену натуральному труду, характерному для первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального обществ. Натуральный труд, при всех различиях его в данных способах производства, характеризовался тем, что работник не был собственником своей рабочей силы, не было условий ее купли-продажи. Появление и распространение системы наемного труда — качественно новая ступень развития общества, образующая историческую эпоху, продолжающуюся и в настоящее время. Условия появления наемного труда 1) рыночные отношения 2) появление на рынке специфического товара рабочая сила . [c.344]
Естественные производительные силы господствовали на самой низшей, архаичной ступени производительных сил в первобытнообщинном строе. Они могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т. д.) и к силам окружающей его природы. Их характеристикой является естественное богатство средствами жизни и труда. На базе естественных производительных сил уже происходит процесс превращения присваивающей экономики в производящую. Им соответствует так называемый азиатский способ производства. [c.70]
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — единство производительных сил и производственных отношений. К- Маркс отмечал Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7). Истории общества известны — первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. Развитие С. п. подчиняется всеобщему закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону, производственные отношения определяются производительными силами, являются общественной формой их использования и развития. Производительные силы в своем росте опережают производственные отношения, и тогда последние начинают тормозить развитие производства. Антагонистический конфликт производительных сил и производственных от- [c.304]
Изучение докапиталистических способов производства — первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального — имеет большое теоретическое и практическое значение. Их анализ позволил классикам. марксизма-ленинизма сделать вывод о том, что развитие общества представляет собой закономерный естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций, что прогрессивное развитие общества совершается от низших ступеней общественного производства к высшим от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому и от капиталистического к коммунистическому. [c.22]
Постоянное производство материальных благ объективно необходимо в любом человеческом обществе. Но способ производства их отнюдь не остается неизменным. В ходе своей многовековой истории человечество переходит от одного способа производства к другому, более прогрессивному. Первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим, рабовладельческий — феодальным. Несколько столетий назад зародился капиталистический способ производства, ставший в дальнейшем господствующим. [c.10]
ОБЩЕСТВЕННО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства исторически определенный способ производства с соответствующей ему надстройкой. Понятие общественно-экономической формации, впервые сформулированное К. Марксом, лежит в основе материалистического понимания истории. Оно дает возможность рассматривать развитие человеческого общества как закономерный процесс смены одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, понять неизбежность перехода человечества от капитализма к коммунизму. Истории известны пять общественно-экономических формаций первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономический базис формации, представляющий общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, об- [c.276]
ТАЛ — характерная для докапиталистических формаций форма капитала приносит его владельцу доход в виде высоких процентов. Ростовщический капитал появился в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладельческого государства. Ссудами ростовщиков пользовались как рабовладельцы, а позднее феодалы, так и мелкие самостоятельные производители. Ростовщический капитал способствовал росту роскоши и паразитизма рабовладельцев и феодалов и разорял мелких товаропроизводителей. Проценты, взимаемые за ссуду, поглощали не только весь прибавочный продукт, но и часть необходимого продукта крепостных крестьян. Развитие ростовщического капитала способствовало подготовке условий для возникновения капиталистического способа производства. С одной стороны, это вело к разорению и пролетаризации мелких производителей, которые превращались в наемных рабочих, а с другой — к ускорению накопления денежного капитала. Ростовщический капитал является предшественником ссудного капитала, который при капитализме становится основной формой капитала, приносящего проценты. Ростовщический капитал продолжал играть значительную роль в колониальных и экономически зависимых странах, а ныне сохранился в развивающихся странах. Ростовщичество в форме предоставления мелких ссуд под очень высокий процент существует и в развитых капиталистических странах, но эти операции, как правило, запрещены законом и проводятся нелегально. [c.373]
Многовековая история человечества знает пять общественно-экономических формаций, пять способов производства первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (его первой фазой является социализм). Каждый способ производства в той или иной степени развивает производительные силы, наследуемые от предшествующего способа производства, создает материальные и социальные предпосылки для перехода к новому способу производства. И каждый способ производства характеризуется особым типом производственных отношений, в основе которого лежат отношения собственности на средства производства. Рассмотрим типы производственных отношений в той исторической последовательности, в которой они были пройдены человечеством. [c.9]
Одна и та же разновидность экономической формы может существовать при различных способах производства. Так, для всех докапиталистических способов производства характерна натуральная форма хозяйства. А товарная форма, возникнув еще в условиях разложения первобытнообщинного строя, продолжает существовать на протяжении нескольких тысячелетий, переходя из одного способа производства в другой. [c.139]
Обращает на себя внимание тот факт, что в этой классической работе периодизация всемирной истории дана в совершенно непонятной на первый взгляд форме. Во-первых, непонятно, почему четырем способам производства соответствует всего-лишь одна формация Во-вторых, почему сама эта формация названа как-то странно не общественно-экономическая, а экономическая общественная (слово экономическая почему-то-поставлено на первое место) В-третьих, непонятным является и сам перечень способов производства нет ни первобытнообщинного, ни коммунистического строя, зато указан какой-то азиатский способ производства, а рабовладельческий строй назван античным. [c.31]
История развития человечества делится на три большие формации первичную, основанную на общей собственности (первобытнообщинный строй и азиатский способ производства в качестве ее завершающего этапа), вторичную, основанную на частной собственности (рабство, крепостничество и капитализм), и коммунистическую общественную формацию. [c.31]
Таким образом, в рамках формационного подхода выделяются шесть способов производства первобытнообщинный, азиатский, рабовладельческий (античный), феодальный, капиталистический и коммунистический, низшую фазу которого составляет социализм. Эти способы производства характеризуют развитие человеческого общества IB целом. Для отдельных народов в силу объективных условий возможны пропуски некоторых способов производства. [c.32]
Эффективность первобытнообщинного производства . . 74 2. Эффективность в условиях докапиталистических антагонистических способов производства . . . 76 [c.408]
Исторически определенный способ производства с соответствующей ему надстройкой называется социально-экономической формацией. Человечеству известны пять формаций первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. [c.10]
У многих народов элементы феодализма возникли в недрах рабовладельческого способа производства и затем превратились в господствующую форму производственных отношений. Но не все народы пришли к феодализму через рабовладельческий строй. Некоторые из них переход к феодализму совершили непосредственно от первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий. Особенности этого пути возникновения феодализма отчетливо проявились на Руси и в некоторых других славянских странах. [c.35]
Рабовладельческий способ производства был прогрессивной ступенью общественного раз-строя вития по сравнению с первобытнообщинным. Он обеспечил более высокую ступень организации труда, более широкую и развитую его кооперацию, известный прогресс производства, а следовательно, дальнейшее [c.37]
Ростовщический капитал возник еще в период разложения первобытнообщинного строя. В докапиталистических формациях ростовщические займы использовались заемщиками обычно не как капитал, а как деньги — в качестве платежного или покупательного средства. Рабовладельцы и. феодалы обращались за ссудами к ростовщикам для покупки предметов роскоши, постройки дворцов, устройства пиршеств и т. п. Мелкие товаропроизводители вынуждены были пользоваться услугами ростовщиков, для того чтобы прокормить семью, уплатить налоги или ренту землевладельцу. Пользуясь нуждой крестьян и ремесленников, а также расточительностью рабовладельцев и феодалов, ростовщики устанавливали высокий процент за предоставленную ссуду, который поглощал не только весь прибавочный продукт, но и часть необходимого продукта непосредственных производителей материальных благ. Уровень процента по ростовщическому капиталу нередко достигал 50, 100% и более годовых. Ростовщичество, опутывая долговой кабалой хозяйства заемщиков, вело их к упадку и разорению, тормозило развитие производительных сил рабовладельческого и феодального способов производства. [c.245]
История развития человеческого общества знает две формы общественного производства натуральное и товарное хозяйство. НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО — это такая форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для удовлетворения потребностей самих участников производства. Эта форма хозяйства была исторически первой и была характерна для первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства. Следует заметить, что она может иметь место и в условиях развитого товарного хозяйства, но играть сколько-нибудь заметную роль в жизни общества не может. Натуральное хозяйство явилось предпосылкой возникновения товарного производства. [c.22]
КООПЕРАЦИЯ ТРУДА —форма организации общественного труда, при которой значительное число людей совместно участвует в одном и том же процессе труда или разных, но связанных между собой процессах. Форма организации коллективного труда, при котором все работники вручную выполняют однородные операции, называется простой кооперацией. Развитие кооперации основывается на разделении труда (см. Общественное разделение труда) и широком использовании машинной техники. Кооперация труда обладает огромными преимуществами по сравнению с мелким раздробленным хозяйством. Она создает новую производительную силу труда, как труда коллективного, позволяет лучше и экономнее использовать рабочее время и средства производства. Благодаря кооперации труда можно в короткие сроки построить крупные сооружения ч выполнить большой объем работ. Каждый общественный строй имеет свою, свойственную ему общественную форму кооперации труда, соответствующую достигнутому уровню развития производительных сил и производственных отношений общества. Для первобытнообщинного способа производства характерна простая кооперация труда, которая основывалась на коллективном владении средствами производства. При рабовладельческом способе производства и феодальном способе производства кооперативный труд ссплуатируемых работников осуществлялся путем прямого принужде-йия и результаты его присваивались эксплуататорскими классами. При капитализме кооперация труда основы- [c.178]
В предисловии К критике политической экономии Маркс выделял азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 13. — С. 7). Большинство марксистских экономистов добавляли к ним первобытнообщинный и коммунистический способы производства и соответствующие им формации — те самые этапы истории человечества, на которых преобладали и, согласно прогнозам сторонников исторического материализма, будут преобладать Коллективные отношения. Это методологически неверно первобытный коммунизм и грядущий коммунизм, с одной стороны, упомянутые выше способы производства и соответствующие им формации — с другой являются разнопорядковыми этапами развития экономики и общества (подобно тому, как пресмыкающиеся и приматы — разнопорядковые этапы развития животного мира). Поэтому будем относить термины способ производства и общественно-экономическая формация лишь к классовым обществам. [c.163]
По сравнению с первобытнообщинным строем рабовладельческий способ производства открывал более широкие возможности для роста производительных сил. Обладая большим количеством рабов,. рабовладельческие государства и отдельные рабовладельцы пользовались преимуществами крупного производства, основанного на простой кооперации труда, что значительно повышало его производительность. В Греции, например, существовали крупные мастерские — эргастерии. Труд рабов широко использовался в строительном деле, в добыче железной руды, серебра, золота. В Древнем Риме рабовладельцы владели обширными поместьями — латифундиями, где работали сотни и тысячи рабов. [c.28]
Суть формационного подхода состоит в том, что в основу развития общества берется формация, которая учитывает и уровень развития производительных сил, и характер собственности, и целый ряд других аспектов экономических и социальных отношений. Основатель этой теории К. Маркс в письме к В. Засулич1 выделял три большие формации первичную или архаичную, вторичную или экономическую и третичную или коммунистическую. Первичная формация включала в себя первобытнообщинную стадию развития и частично азиатский способ производства. Вторичная формация, основанная на частной собственности, включала в себя поздний азиатский способ производства, рабство, феодализм и капитализм. Третичная формация — это длительная историческая эпоха перехода к формированию общественной формы собственности. Позднее эти взгляды К. Маркса были многими поняты вульгарно, как единый всеобщий путь, по которому роковым образом обречены идти все народы, не взирая на различия в исторических условиях, и жестко интерпретированы в концепцию пяти способов материального производства первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический, хотя сам К. Маркс не настаивал на этой пятиступенчатой схеме и выделял также азиатский способ производства. [c.43]
Источник