Урок-презентация «Перспектива в живописи и рисунке»
Урок-презинтация «Перспектива в живописи и рисунке» разработан для детей разного возраста, разница заключается лишь в подаче материала. В презентации развернуто и наглядно представлены следующие виды перспективы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiva.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В рисунке и живописи ПЕРСПЕКТИВА Составитель: Котова Мария Владимировна
Перспектива — Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловле но степенью отдаленности их от точки наблюдения или Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Виды перспективы Линейная (с одной или двумя точками схода…) Световоздушная Стереоскопическая Сферическая П анорамная Обратная
Линейная перспектива 3 правила: 1. Любая плоскость, параллельная плоскости изображения, сохраняет ее форму без искажений и только уменьшается в размерах. Таким образом, вертикальные линии останутся вертикалями, а горизонтальные линии, параллельные плоскости изображения, будут горизонтальными. 2. Все параллельные горизонтальные линии пересекаются в точках схода на линии горизонта. Линии под прямым углом к плоскости изображения сходятся в центре обзора. 3. Линия, проведенная от глаза наблюдателя или неподвижной точки параллельно любой линии или группе линий на объекте, обозначает точку схода этой линии или линий в месте пересечения с плоскостью изображения.
Линейная перспектива h- линия горизонта Р- точка схода
Законы линейной перспективы. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку . Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива). Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой — нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим — горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются . То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией. Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, ( фронтальная перспектива ) то рисуем круг. А если повернуть под углом, ( угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс — по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально
Одна и две точки схода
Построение дома угловая перспектива
Наглядные примеры линейной перспективы
Световоздушная перспектива Световоздушная перспектива — это эффект, который оказывает воздушная масса на наблюдаемые объекты на больших расстояниях. основные правила передачи световоздушной перспективы : Размеры предметов уменьшаются. Контур дальних предметов становится менее четким, размытым. Чем дальше предмет, тем он становится более светлым и приобретает синий, фиолетовый (холодный) оттенок. На дальних предметах нет темных теней и ярких светлых бликов. ( они как бы плоские) Яркие цвета, мелкие детали, четкую форму и текстуры мы видим только на первом плане.
Примеры световоздушной перспективы
Пример световоздушной и линейнойперспективы
Свнтовоздушная среда на фото
Строение на заднем плане
сТереоскопическая перспектива Благодаря тому, что человек имеет два глаза, он может видеть объекты объемными Разница между видимым каждым глазом изображением. Из-за того, что глаза находятся на расстоянии друг от друга, передаваемое ими изображение различно. И чем меньше расстояние до объекта, тем с более разного ракурса он предстает. На этом принципе строиться эта перспектива.
сТереоскопическая песпектива Изображение на плоскости, имеющее повторяющиеся фрагменты и подготовленное из расчета на то, что левый и правый глаз человека по отдельности видят разную картинку. Для просмотра стереоизображения используются различные методы и устройства: метод параллельного взгляда позволяет посмотреть полноцветную стереокартинку без применения какоголибо оборудования, стереоэффект достигается за счет сведения глаз дальше плоскости изображения. Рассмотрите изображение, приведенное на рис. 7, предварительно сфокусировав зрение не на самом рисунке, а на точке, расположенной позади него. Вы увидите человека, летящего верхом на драконе; метод перекрестного взгляда аналогичен предыдущему, но необходимо сфокусировать взгляд в воображаемой точке перед изображением. Этот способ требует большего напряжения глаз, и для него используются изображения другого типа (рис. 8); анаглифные очки (3Dочки) — разноцветные очки, вместо линз у которых вставлены светофильтры цветов CMY. Например, для просмотра изображения, приведенного на рис. 9, необходимо использовать очки с красным левым и голубым правым фильтрами.
Стереоскопическая перспектива, которую можно увидеть методом параллельного взгляда
Стереоскопическая перспектива, рассматриваемая методом перекрестного взгляда
Сферическаяперспектива Это особый способ организации изобразительного пространства на плоскости картины или росписи стены, свода, купола, который заключается в иллюзорном углублении зрительного центра, совпадающего с геометрическим центром композиции, и расположении остальных элементов в воображаемом сферическом пространстве. Представления о подобном пространстве, вероятно, восходят к древнейшим верованиям о центре мира, находящемся в сердцевине земли. Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре . Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.
В картине Рубенса « Возчики камней » сферическая перспектива превращает изображение случайного эпизода ( тяжелая повозка с камнями застряла в колее ) в подлинно космический пейзаж. Причудливый грот во вкусе живописцев итальянского кватроченто ( раннего Итальянского Возрождения ) обозначает центр картины, а его просвет заглубляет центр наподобие воронки Данте. По обе стороны от грота возникают два мира, каждый с собственной перспективой . С одной стороны — низкий горизонт и вечер, с другой — высокий горизонт, утро, свет. « Чаша ночи » перевешивает « чашу дня «. Момент смены дня и ночи в системе центральной перспективы обретает философский смысл круговорота природы, вечного движения, стихии, посреди которых борется за свою краткую жизнь человек. В центральной точке изображения пространство и время как бы завязываются узлом и их движение приостанавливается, оно оценивается нами как настоящее — момент восприятия картины. Так формальная структура, конструкция картины переводится в содержательный план философской аллегории.
Панорама Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровй ) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя .
Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва». При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку.
Обратная Перспектива Особый вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи, фресках, миниатюре. Они рисовали параллельные линии, уходящие вдаль расходящимися, а не сходящимися, то есть в обратной перспективе .
При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя.
Источник
Урок изобразительного искусства в 3 классе на тему «Композиция и перспектива»
Урок ИЗО в 3 классе.
Тема: Композиция и перспектива.
Подготовила и проверила:
учитель начальных классов
Урок ИЗО в 3 классе.
Тема: Композиция и перспектива.
Познакомить с понятием перспектива, с правилами перспективы. Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
Формировать у детей умение передавать в рисунке колорит осени.
Совершенствовать технику работы с акварелью.
Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия, чувства взаимопомощи, товарищества.
1. Организационная часть.
— Здравствуйте ребята, у нас сегодня на уроке гости, повернитесь к ним лицом и поприветствуйте их и подарите им свои улыбки;
Солнце встало из-за тучки,
Протянуло оно к вам ручки,
И удачи пожелало.
— Мне очень хочется, чтобы улыбка украшала ваши лица до окончания нашего урока.
2. Актуализация знаний. (фильм)
Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:
О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/
Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/
Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?
Если видишь на картине,
И дремучие леса,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
У: Итак, пейзаж — это изображение природы .
Учитель:
— Ребята, какое сейчас время года? (осень)
— Докажите мне, что сейчас осень!
(похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)
Учитель читает стихотворение.
Художница-Осень рисует пейзаж,
Берёт в свои руки простой карандаш,
Наносит им плавно дожди и ветра,
И жар от горящего чудо костра.
Сентябрь с ней в паре рисует картину,
Кладёт ей грибы и орехи в корзину,
Листвой устилает поля и луга,
И птиц всех сгоняет на те берега.
Художница-Осень закончив наброски,
Представила будто она — Айвазовский,
И свой карандаш обменяла на кисть,
Чтоб сочные краски как море лились.
Сентябрь и Осень — хорошая пара,
Мне ночью об этом пропела гитара,
Они дополняют друг друга искусно,
Когда они рядом — им вместе не грустно.
3.Объяснение нового материала.
Русские художники очень часто писали осенние пейзажи.
-Задумывались ли вы когда-нибудь, как удаётся художникам плоский холст или лист бумаги превратить в глубокое пространство?(СЛАЙД 1 )
Работа над репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень»:
— Знакома ли вам эта картина?
— Как зовут художника?
— Название репродукции?
— В каком жанре изобразительного искусства работал художник-пейзаж,портрет,натюрморт?
— Что изображено на ближнем плане?
— Что изображено на дальнем плане?
А вот посмотрите пейзаж который нарисовал ученик 2 класса.
_-Что здесь не так?(ответы детей)
-Как исправить ошибки на этом рисунке?
Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.
-Сегодня мы узнаем, что такое перспектива, линейная перспектива. Правила линейной перспективы. (крепит тему на доску.) (СЛАЙД 2)
-Будем рисовать пейзаж, применяя эти знания
Перспектива — это средство передачи , пространства на плоскости изображения.
Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются, (слайд 3.)
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку, (слайд 4.)
То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют «точкой схода». Эта точка всегда лежит на линии горизонта, (слайд 5.)
Линия горизонта — где земля как будто сходится с небом.
(линия, отделяющая видимое небо от видимой земли.)
А, что же происходит с предметами по мере их удаления? (слайд 6.)
Они уменьшаются, меняется цвет…
В рисовании пейзажа есть два основных закона. Это линейная и воздушная перспектива. Все предметы удаляясь, от нас уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта т.е удалённые от нас кажутся маленькими, а ближние-большими. Поэтому рисуя рисунок, на переднем плане даём крупное изображение предметов, а на заднем — мелкое. Этот закон называется линейной перспективой. (СЛАЙД 7)
Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.
Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух. Используют закон воздушной перспективы.
На переднем (ближнем) плане предметы прорисовываются чётко, со всеми мелкими деталями, а на заднем (дальнем) — расплывчато (видны лишь силуэты)
— Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести линию горизонта.
— У края листа будет крупный и яркий ближний (передний) план, а около линии горизонта дальний (задний) план мелкий и бледных цветов.
Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал. 1.«Найди ошибки в перспективе». Обсудите в группе ошибке допущенные в рисунке. Необходимо найти ошибки и объяснить, как их устранить.
Коллаж. Собери пейзаж (Обсуждение с детьми.)
5.Физкультминутка (СЛАЙД 12)
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.
Ребята вы тоже можете творить красоту. Творить с помощью кисти и красок. Ведь вы маленькие волшебники — художники.
Задание: На больших листах бумаги (А3) под музыку мы будете изображать осенний пейзаж. Соблюдая перспективу, и законы перспективы. Пока выполняете задание, подумайте, как бы вы назвали свою работу. (Во время работы учащихся звучат произведения Чайковского и Вивальди.) ФАЙЛ МУЗЫКА+ФИЛЬМ
Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места,
2) контроль правильности выполнения приемов работы,
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
4) контроль объема и качества выполненной работы.
Подведем итог урока.
Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь,
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс
Полюбуемся на вас.
Группы вывешивают свои рисунки. Группы оценивают друг друга.
-Что такое перспектива?
— Что называется линией горизонта?
— Какие законы вы узнали?
9.Домашнее задание: написать реферат по творчеству одного из художников-пейзажистов.
У вас на партах лежит дерево оцените урок, себя.
Жёлтый листок-всё понятно, урок понравился.
Оранжевый-не всё ясно, испытываю затруднения, урок не очень понравился.
Зелёный — ничего не понял, урок не понравился.
(вывешивают на доску)
Ребята, согласитесь, искусство служит созданию хорошего настроения.
Мы, созерцая это искусство, получаем удовольствие, однако создание произведения искусства это большой труд — исполнять музыкальное произведения или писать картины значит добросовестно трудиться. Я думаю, что по итогам сегодняшнего урока, ваше усердие, стремление приобщиться к таинству творчества заслуживает оценки отлично. Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.
Спасибо за урок!
Самоанализ урока по изобразительному искусству
Тема «Композиция и перспектива»
Цель: создание условий для формирования представлений о передачи глубины пространства в пейзаже.
Познакомить с понятием перспектива, с правилами перспективы; учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
Формировать у детей умение передавать в рисунке колорит осени.
Совершенствовать технику работы с акварелью.
Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия, чувства взаимопомощи, товарищества.
Тип урока: освоение новых знаний.
Методы: создание проблемной ситуации — ситуации предположения, рассказ, объяснительно-иллюстративный, практическая деятельность.
Оборудование: схема изменения высоты линии горизонта, схема определения линии горизонта на картинной плоскости, пособие демонстрационная карта «Найди ошибки в перспективе», коллаж; мультимедийный проектор; компьютер; экран.
Анализ: Данный урок является первым в изучении темы перспектива. Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение).
У обучающихся существует определенный багаж знаний и практических умений, что определило использование в построении данного урока технологии проблемного диалога, мне хотелось, чтобы дети сами (при небольшой помощи учителя) озвучивали тему и цель урока.
На этапе «Актуализация и открытие новых знаний», мы использовали метод исследования и сравнения. Здесь нам пригодились знания по теме «Пейзаж». Мы с детьми анализировали, обобщали информацию о пейзаже. Таким образом, дети самостоятельно выделили средства изображения для передачи пространства. Проблемная ситуация помогла определить обучающимся границу между знанием и незнанием, и сформулировать цель урока пока еще с помощью наводящих вопросов учителя.
В ходе изложения нового материала ребята не были пассивными слушателями. Они продолжали участвовать в анализе наглядного материала.
На этапе применения новых знаний, в работе малых групп, в диалогах детей отмечены попытки доказать свою точку зрения с опорой на новые знания.
На этапе закрепления темы, ребята работали по картам «Найди ошибки в перспективе», а также составляли коллаж с передачей глубины пространства. Все группы отлично справились с заданиями.
После этапа «Закрепление» чтобы не было эмоциональной и физической перенагрузки, я провела физкультминутку. Физкультминутка прошла живо, эмоционально. Здесь так же были учтены особенности и привязанности данного возраста.
Практическая часть урока проходила в музыкальном сопровождении. Музыка во время самостоятельной работы вызывает положительные эмоции, активизирует на работу.
После практической части, группы анализировали работы других групп, аргументируя свою точку зрения. Высказывания ребят были корректными. В конце урока был подведён итог, рефлексия урока. Домашнее задание дано дифференцированное.
Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Все этапы урока работали на главный этап «Практическая работа». Общение учащихся и учителя было доброжелательное. На этом уроке дети и учитель работали в сотрудничестве друг с другом.
Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря хорошей мотивации, смены учебной деятельности, правильным подбором наглядности, доступной возрасту информации. О результатах урока можно судит по работам учащихся. Рисунки получились яркие, красочные. Анализ результатов деятельности и работы, обучающихся на разных этапах урока позволяет сделать вывод, что цели достигнуты.
Источник