Период матриархата основным способом поддержания существования человека считается

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. ВойноЯсенецкого

Название Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. ВойноЯсенецкого
Анкор Sbornik_metod_rekomendatsy_dlya_prepodavatelya.doc
Дата 04.02.2017
Размер 7.31 Mb.
Формат файла
Имя файла Sbornik_metod_rekomendatsy_dlya_prepodavatelya.doc
Тип Документы
#2118
страница 3 из 32
Подборка по базе: Правила внутреннего распорядка финансового университета при прав, Алматы Технологиялық Университеті.docx, 1 эссе. Виртуальный университет.docx, Без имени 1.odt, Без имени 22.odt, Без имени 1.docx, Без имени 1.odt, Горский государственный аграрный университет (официальный сайт) , ГАПОУ РБ «Уфимский медицинский колледж».pptx, Без имени 1ксо.odt

1.1Становление первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн.. лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)

Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемей­ству гоминид (т.е. людей) — длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают исследова­ния, на рубеже третичного и четвертичного периодов (более 2,5 млн.. лет тому назад). С этого времени начинается период становления первобытного обще­ства — эпоха праобщины.

В установлении критериев человека, т.е. границы между животным ми­ром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада: 1) прямохождение, или бипедия; 2) свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, спо­собная к тонким трудовым операциям; 3) относительно крупный высокораз­витый мозг. Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.

Согласно современным археологическим данным, первый признак гоминид­ной триады — прямохождение — сложился уже у ближайших предков челове­ка — австралопитеков (от 4 до 2,5 млн.. лет от современности, в конце третичного периода). Прямохождение формировалось у австралопитеков в результате при­способления к жизни в открытой местности. Позднее оно создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим при­знаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опере­жало становление трудовой деятельности: вначале австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (т.е. люди) начали создавать первые орудия труда (в отличие от точки зрения Л.Моргана, который полагал, что человек встал на ноги для того, чтобы освободить руки для орудийной деятельности). Говоря образным языком: человек вошел в свою историю на двух ногах 1 .

Второй признак гоминидной триады — развитая кисть — сформировался на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300-200 тыс. лет назад).

Становление третьего признака — высокоразвитого мозга — по времени было еще более продолжительным: масса мозга приблизилась к современной на стадии поздних палеоантропов (ок. 50/40 тыс. лет тому назад), в то время как совершенствование его структуры продолжается на протяжении всей ис­тории рода Homo.

Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и че­ловека современного вида (лат. Homo sapiens) окончательно завершилось около 50/40 тыс. лет назад.

В основе Философского подхода к определению критериев человека и его вы­деления из животного мира лежит социальная сущность человека — его орудий­ная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалек­тическом взаимодействии социального и биологического — труда и направляе­мого трудом естественного отбора . .

Прародина человечества. Чарльз Дарвин (Darwin, Charles, 1809—1882), исходя из большого морфологического сходства человека с африканскими ант­ропоидами шимпанзе и гориллой, выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африканский континент. Археологические исследова­ния второй половины XX столетия подтверждают идею об Африканской пра­родине человечества. Тем не менее, в современной исторической науке суще­ствуют две гипотезы: моноцентризма и полицентризма.

Согласно гипотезе моноцентриама, сформулированной в 1947 г. Я.Я.Рогинским, тип современного человека сложился в одном ограниченном очаге Земного шара — по всей вероятности, в высокогорных районах Центральной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом). Этой точки зрения придер­живается большинство исследователей.

Гипотеза полицентризма (сформулирована Ф. Ванденрайхом в 1939 г.) допускает существование нескольких центров формирования человека на ма­териках Старого Света — в Центральной и Южной Африке и Центральной Азии.

В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) первоначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расшири­лась: люди неандертальского вида освоили обширные территории Европы (за исключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а воз­можно, и Японские острова.

В эпоху верхнего палеолита (40/12 тыс. лет тому назад) человек совре­менного вида освоил новые, менее благоприятные земли в Европе и Азии, про­ник в Австралию (35/30 тыс. лет тому назад) и Новую Гвинею (ок. 26-12 тыс. лет от современности), заселил Северную и Южную Америку (ок. 20-12 тыс. лет тому назад). Основным путем заселения Америки считается Берин-гийская суша (Берингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив.

Общая численность людей на Земле неуклонно увеличивалась. По при­близительным подсчетам специалистов около 1 млн.. лет назад, в период ранне­го (нижнего) палеолита она не превышала и 125 тысяч человек. Около 300 тыс. лет тому назад общая численность человечества достигла примерно 1 млн. Около 25 тыс. лет тому назад на Земле обитало более 3 млн.. человек, а на заре классообразования (ок. 8 тыс. лет до н.э.) все население земного шара состав­ляло, как полагают специалисты, около 5 млн. человек.

Праобщина и зачатки врачевания

Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историче­ским рубежом праобщины было появление общинного строя — сформировав­шегося человеческого общества.

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн. лет тому назад — 300/200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 тыс. лет тому назад — 40/35 тыс. лет тому назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и по­лукочевой образ жизни. Представление о том, что они употребляли в пищу (и для лечению недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования показали, что уже ближайшие предки древнейших людей — ав­стралопитеки — наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эм­пирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позво­ляли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и ча­стей животных и использовать их в борьбе с недугами. Они заботились о боль­ных сородичах, о чем свидетельствует находка Юджина Дюбуа на о. Ява — бедренная кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз). Без поддержки коллектива сородичей этот тяжелобольной инди­вид неизбежно бы погиб на ранних стадиях заболевания. Однако он жил долгие годы, будучи явным калекой (становление социальных отношений про­ходило на самых ранних этапах развития человеческого общества).

Зачатки гигиенических навыков стали формироваться также у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня.

Тем не менее, на этом этапе истории погребений еще не было; это свидете­льствует об отсутствии религиозных представлений, культа умерших и магиче­ских действий и объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.

Палеопсихология определяет три сферы сознания первобытного человека:

1) эмпирический опыт, 2) обобщение результатов эмпирического опыта и 3) абстрактное мышление. Первая и вторая сферы в своем развитии хроноло­гически опережали третью, которая оформилась лишь на стадии перехода от поздних палеоантропов к неоантропам.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусст­венно сооружаемых жилищах. Они стали производить первые захоронения умерших, что свидетельствует о развитии у них начальных абстрактных пред­ставлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил — т.е. о формировании абстрактного мышления и окончательном вы­делении человека из животного царства как существа социального. Древней­шие захоронения появляются на заключительном этапе существования праобщины и датируются периодом 70/50 тыс. лет тому назад (в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси на территории Франции, в Киик-Коба в Крыму на терри­тории Украины, в пещере Шанидар на территории Ирака).

В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, живших в период от 70 до 44 тыс. лет тому назад. Кости скелета муж­чины Шанидар—I, жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в ре­зультате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили явные следы перелома с выраженным артритом ее суставов; его правая рука за много лет до смерти была ампутиро­вана выше локтя (в результате травмы или намеренно), что привело к выра­женной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые оказывали ему повседневную помощь; и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

Исследования в пещере Шанидар, проводимые в 1960 г. под руководст­вом американского археолога Р.С.Солецки (Solecki, R.S.) предоставили и первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобыт­ным человеком лекарственных растений. Мужчина Шанидар—IV (ок. 60 тыс. лет от современности) был погребен на ложе из веток деревьев и лекарст­венных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (лат. Achillea), золототысячник (лат. Centaurium), крестовник (лат. Senecio), эфедра (лат. Ephedra), алтей (лат. Althaea) из семейства мальвовых (лат. Malyaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (лат. Uliaceae) и др. 3 Все они и по сей день произрастают в Северном Ираке. Это открытие является несо­мненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т.е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens.

2.1. Врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — x—v тыс. до н.э.)

Расцвет, или зрелость, первобытного общества (эпоха первобытной об­щины) начинается в эпоху верхнего палеолита, около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза и сформи­ровался человек современного вида — неоантроп (Homo sapiens). Значитель­но расширилась ойкумена, — если на ранних этапах становления человечества она занимала только зону тропического пояса Африки и Евразии, то к началу позднего палеолита человек освоил значительные территории Северной Евро­пы и Сибири, Австралии и Америки.

Расширение ойкумены в эпоху позднего палеолита и приспособление чело­века к среде обитания на трех основных материках Старого Света способство­вали формированию трех больших рас человечества, сферы обитания кото­рых совпадали с границами материков: люди негроидной расы населяли Афри­ку, европеоидная раса формировалась в Европе, монголоидная — в Африке. В эпоху мезолита в пределах каждой из трех основных рас выделились крупные ветви: северная и южная — внутри европеоидной, азиатская и американ­ская — внутри монголоидной, африканская и австралийская — внутри негро­идной. Дальнейшее выделение расовых вариантов проходило позднее внутри перечисленных локальных рас и на протяжении последних двух-трех тысяче­летий завершилось формированием современных многочисленных расовых типов. Таким образом, процесс расообразования вышел далеко за пределы хронологических рамок первобытной эры.

Общественные отношения и врачевание

В период верхнего палеолита развитие первобытного коллективизма выра­зилось в возникновении общинно-родового строя — сначала в форме ранней первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. На ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной мате­ри, т.е. матрилинейно (матрилинейная организация рода). Это обусловило формирование материнско-родового культа — культа матерей-прародитель­ниц, охранительниц очага. Отсюда однако не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода, — главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рожденный от женщи­ны данного рода 5 . Высокое положение женщины, присущее развитой родовой общине, часто неправильно называют «матриархатом». В классической перво­бытности, которой свойственны уравнительные порядки, еще не было господ­ства одной части общества над другой. В научной исторической литературе термин «матриархат» (или «поздний матриархат») применяется для определе­ния особой, весьма редкой формы разложения первобытного общества (ел. ниже).

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным заняти­ем широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали по­мощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Поздняя первобытная община земледельцев и скотоводов (мезолит, нео­лит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию (с IX—III тыс. до н.э.) и разведению домаш­них животных (с VIII—III тыс. до н.э.). Врачевание в этот бурный период ис­тории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантасти­ческими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследо­вания традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австра­лии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке.

Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего кон­тинента, применяли для лечения нарушений пищеварения эвкалиптовую смо­лу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины, горячие и холодные компрессы, делали мас­саж, промывание кишечника и т.д.

Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовлен­ными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

В то же время, бессилие перед природой порождало фантастические пред­ставления об окружающем мире. В период ранней родовой общины начали за­рождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, ани­мизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм (от алгонкинск. от—отем — его род) — вера человека в сущест­вование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт), которого считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

Фетишизм (от португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестест­венные свойства неодушевленных предметов. Фетиши стали изготовляться спе­циально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкова­ние. Так появились амулеты и талисманы (от болезней, ранения в бою и т.п.).

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, духов и все­общее одухотворение природы. Эти представления связаны с ранними форма­ми культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

Магия (греч. mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъ­естественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практи­ке. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем круг лиц, способных их усвоить резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в пе­риод развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-живот­ных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков— людей — покровителей рода (предков—мужчин — при переходе к патриархату и предков—женщин — при переходе к матриархату).

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тыс. до н.э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на терри­тории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации за­канчивались успешно.

Причина трепанации — вопрос дискуссионный. Большинство ученых по­лагает, что чаще она производилась в ритуальных целях.

В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную ару проводились главным образом после травма­тического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных опера­тивных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в перио­ды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллектив­ным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.

3.1. Врачевание в период разложения первобытного общества (с x—v тыс. до и.в.)

Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собствен­ности и частного хозяйства, классов и государств, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования. Разложение пер­вобытного общества протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно 7 .

Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где обществен­ное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобыт­но-общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формиро­валось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время со­хранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хет­тское царство), где на протяжении всей их истории имело место высокое поло­жение женщины, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре или дочери — женщине своего рода).

В период разложения первобытно-общинного строя отчетливо проявились отличия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных аллювиальных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III—II тыс. до н.э. (Месопотамия, долина Нила, бас­сейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Врачевание и врачеватели

Врачевание. В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарствен­ных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инстру­менты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечеб­ная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала приме­няться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитеиных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициа­ции, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение.

Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных слу­жителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу поло­жительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культо­вые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Брази­лии — паже, в странах Западной Африки — нгомбо, бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким, табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д.

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избран­ному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

Врачевание первобытной эры не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной»: «. Седая древ­ность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколении необы­чайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом вы­деление человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциирован­ным людям» (Ф.Энгельс) 8 .

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в кон­це первобытной эры явилось изобретение в IV тыс. до н.э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее у критян, китайцев, майя и дру­гих народов.

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет назад стали зарождаться первые циви­лизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у пле­мен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. На­учное изучение врачевания в современных (синполитейных) обществах абори­генов Австралии, Азии, Африки и островов Океании имеет важное значение, как для развития современной научной медицины (использование положитель­ного наследия народного врачевания), так и для становления национальных систем здравоохранения в развивающихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения).
8. Вопросы для самоподготовки

  1. Что изучает предмет «История медицины»?
  2. Перечислите основные задачи Истории медицины?
  3. Расскажите о периодизации, согласно которой следует делить Всемирную историю?
  4. Что отражают данные периоды?
  5. Назовите классификация исторических источников?
  6. Сколько групп исторических источников существует?(перечислить).
  7. Подробно рассказать о каждом из исторических источников?
  8. Рассказать о становлении первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн. лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)?
  9. Как происходило становление человека и человеческого общества?
  10. Как формировалась праобщина ,расскажите о зачатках врачевания В этот период?
  11. Рассказать о врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X — V тыс. до н.э.)?
  12. Как формировались общественные отношения и врачевание?
  13. Рассказать о врачевание в период разложения первобытного общества (с X—V тыс. до н.э.)?
  14. подробно остановитесь на особенностях врачевания и врачевателях данного периода?
  15. Что предшествовало развитию формы Матриархата? Подробно расскажите об этом.
  16. Что такое Патриархат? Как вы полагает, какая форма наиболее ярко проявлялась в эпоху первобытнообщинного строя?

9.Тестовые задания по теме с эталонами ответов .

01. Определение истории медицины:

1) история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

2) история медицины – это наука о происхождении научных знаний медицины

3) история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

4) история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания

02. В основу периодизации истории медицины положены

1) достижения в области естествознания

2) открытия в области медицины

3) знаменательные исторические даты

4) социально-экономические формации

03. Возникновение медицины связано

1) с появлением первого человека

2) с возникновением болезней

3) с оказанием взаимопомощи

4) с повышенным травматизмом

04. Первоисточниками являются:

1) впервые найденные памятники древних цивилизаций

2) письменные свидетельства очевидцев или участников произошедших в прошлом событий

3) реконструкции происходивших событий, на основании имеющихся описаний

4) первые исследования на историческую тему

05.историческое событие знаменующее окончание эпохи Древнего Мира и начало эпохи Средневековья

1) падение Римской империи

3) появление Византии

4) первый крестовый поход

06. историческое событие, которое принято считать границей между Новым временем и Новейшей историей

1) Великая октябрьская социалистическая революция

2) окончание Первой мировой войны

3) начало Великой отечественной войны

4) первый полет человека в космос

07. Сколько периодов принято выделять в периодизации мировой истории:

08. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнего мира:

09. Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества:

10. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Средневековья:

11. В основу периодизации истории медицины положена:

1) гражданская периодизация

2) статистические данные

3) специальная периодизация

4) классификация болезней

12. Операции, производимые в первобытнообщинном строе:

2) кесарево сечение

3) удаление катаракты

4) пластические операции

13. Средняя продолжительность жизни первобытных людей:

14. Первые хирурги первобытнообщинного строя:

15. при зашивании ран использовали муравьев

1) аборигены Африки

3) аборигены Бразилии

16. Появление врачевателей характерно для следующей эпохи первобытного общества:

1) эпоха праобщины

2) эпоха первобытной общины

3) эпоха классообразования

4) эпоха матриархата

17. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения:

18. Древнейшими людьми являются:

19. Врачевание в эпоху праобщины было:

4) осуществлялось специалистами

20. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества:

1) 2 млн.. – 40 тыс. лет назад

2) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.

3) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э.

4) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад

21. Наиболее древним из критериев человека является:

1) развитая кисть

3) высокоразвитый мозг

4) общественные отношения

22. Для изгнания злого духа из тела больного первобытные люди проводили «операцию»

2) трепанации черепа

3) ампутации конечности

4) удаление зуба

23. В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была

1) семейная медицина

2) классовая медицина

3) эмпирическая медицина

24. По костным останкам древних людей можно определить

1) возраст человека

4) инфаркт миокарда

25. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

1) смены времен года

2) изменения климатических условий

3) естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

4) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

26. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет

27. Опровержению концепции «золотого века» способствовала следующая наука:

28. Прародиной человека считается:

29. Первобытное общество, не зная частной собственности, эксплуатации человека человеком, являлось

30. Вера первобытных людей в духов, всеобщее одухотворение природы называется

31. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

1) животного происхождения

2) минерального происхождения

3) растительного происхождения

32. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была

33. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется

34. Первыми людьми, посвятившими себя медицине, как профессии в эпоху разложения первобытного общества были

35. В период матриархата основным способом поддержания существования человека считается

4) собирательство даров природы

36. Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом представлении о ее причинах:

1) эмпирическое врачевание

2) приемы устрашения духа болезни

3) оперативное лечение

4) поклонение тотемам

37. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования опыта и собственного умозаключения, называются:

вопрос 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ 1 4 3 2 1 2 4 2 2 3 1 2 3 2 3 3 1 4 3 2
вопрос 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37
ответ 2 2 3 1 4 1 4 2 3 4 3 2 1 3 4 2 1

10.Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
Задача №1

В пещере Ла Шапель (на территории Франции) при археологических раскопках обнаружен скелет мужчины-палеоантропа жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой. Кости скелета мужчины, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Наружная часть передних зубов имеет более выраженную стертость по сравнению с зубами его соплеменников.

1. Какие выводы можно сделать из данной археологической находки?

2. Почему на передних зубах более выраженная стертость?
Задача №2

На о. Увей в Тихом океане вплоть до середины Х1Х в. производилась 100% трепанация черепов новорожденных в «предупредительных целях», а также при археологических раскопках были найдены многочисленные трепанированные черепа первобытного человека.

1. Какой вывод можно сделать из данных археологических раскопок?

2. Для чего на о. Увей проводили трепанацию черепа?
Задача №3

Путешественник Фелькин наблюдал в 1879 г. Операцию кесарева сечения в отдаленном племени Уганды, сохранившим традиции каменного века. Женщину укладывали на банановые листья, опаивали банановым вином. Этим же вином врачеватель племени омывал руки. Делался разрез от пупка до лонного сращения, извлекался ребенок, а затем шло зашивание.

1.Какие методы зашивания ран применялись в первобытном обществе?

2. Из чего были сделаны хирургические инструменты?

Первые захоронения умерших, которые стали делать люди неандертальского вида (в пещерах Ле Мустье на территории Франции). В погребениях неандертальцев находят украшения, орудия труда и охоты, рога и бивни животных. Умершего помещали в специально выдолбленное углубление в позе спящего на боку человека, как правило, по линии восток-запад.

  1. О чем свидетельствуют данные захоронения?
  2. С какими религиозными представлениями связано появление культа умерших?

При археологических раскопках захоронений первобытного человека, находки частей его скелета показали, что кости несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов, продолжительность жизни как правило, не превышала 30 лет.

1. Какую, популярную в 18-19 веках, точку зрения опровергли эти находки?

2. С чем была связана низкая продолжительность жизни?
Эталон ответа к задаче №1

1. Из данной находки можно сделать вывод о наличии у палеоантропов практики и навыков ухода за больными соплеменниками, не имеющими возможности самостоятельно заботиться о себе.

2. Выраженная стертость наружных зубов, говорит о том, что в виду отсутствия одной из конечностей данный человек активно пользовался зубами, выполняя посильные трудовые операции.
Эталон ответа к задаче №2

1. Первобытные люди считали, что таким образом создают необходимые условия для изгнания злых духов из тела человека, в случае если он в будущем заболеет.

2. Для выхода духа болезни из тела больного, поскольку считали, что этот дух вселяется в голову.
Эталон ответа к задаче №3

1. Существовало несколько методов зашивания: красные большие муравьи, материал растительного происхождения — лианы, конский волос.

2.Инструменты изготавливались из кости, камня, железа.
Эталон ответа к задаче №4

1. Захоронения свидетельствуют о совершенствовании у первобытных людей абстрактного мышления, появлении зачатков гигиены, появлении религиозных представлений о посмертной жизни.

2. Культ умерших является проявлением анимизма – веры в духов, всеобщего одухотворения окружающей природы.

Эталон ответа к задаче №5.

1. Существовала теория «золотого века», утверждавшая, что первобытные люди были абсолютно здоровы, поскольку находились в гармонии с природой.

2. Трудность выживания в суровых природных условиях, трудность борьбы за существование, высокая смертность от всевозможных заболеваний.
11. Перечень и стандарты практических умений.

  • Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.
  • Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины первобытнообщинного строя.

12. Рекомендуемые темы УИРС (каждый студент в течении цикла в обязательном порядке готовит реферативный доклад):

1. Влияние учения М.В. Ломоносова на развитие медицины.

2. С.Г. Зыбелин и его вклад в медицинскую науку и практику.

3. Д.С. Самойлович — выдающийся ученый — эпидемиолог.

4. Жизнь и деятельность Н.М. Максимовича-Амбодика.

5. М.Я. Мудров и значение его трудов в развитие клинической медицины.

6. Материалистические взгляды и врачебная деятельность И.Е. Дядьковского.

7. И.В. Буяльский и его вклад в развитие анатомии и хирургии в России.

8. Н.И. Пирогов — выдающийся русский хирург и ученый.

9. Вклад И.М. Сеченова в развитие мировой и отечественной физиологии.

10.Научно-практическая деятельность С.П. Боткина.

11 .Г.А. Захарьин и его вклад в терапию.

12.Ф.Ф. Эрисман и его заслуга в развитии общественной гигиены в России.

13.Н.В. Склифосовский — известный русский хирург и ученый.

14.История врачебной этики.

15.Основы медицинской деонтологии.

16.Хирургия древних цивилизаций.

17.Великие открытия в медицине.

19.Медицина в эпоху Возрождения.

22.Здравоохранение в Енисейской губернии и Красноярском крае.

23.Земские врачи.

      • Земская санитарная организация.
      • Зубоврачебная помощь в земской медицине.
      • Чехов и земские врачи.
      • Земская хирургия.
      • Москва — центр земской хирургии.

24.Красный крест.

25.Лауреаты Нобелевской премии (медики и физиологи): Я. Флеминг, И. Павлов, И. Мечников, В. Рентген, Р. Кох и др. (один из ученых по выбору)

26.Медицинские общества и ассоциации.

27.Медицинские кодексы и декларации.

28.Научные заблуждения в медицине (исторические аспекты).

29.Из истории обезболивания.

30.Медицина Египта, Индии, Месопотамии, Рима, Греции (одна из стран).

31.История арабской, скифской и византийской медицины.

32.Гиппократ и его вклад в развитие мировой медицины.

33.Гален и его вклад в развитие мировой медицины.

34.Народная медицина.

      • Тибетская медицина в лечебном питании.
      • Народная медицина Хорезма.
      • Авиценна и народная медицина.
      • Русская народная медицина.

35.История медицины в России.

      • Больницы в дореволюционной России.
      • Оспопрививание в России: решение Екатерины II.
      • Медицина в Московском государстве.
      • Создание Российской Академии медицинских наук.
      • Первая детская больница России (1834).
      • Медицина в древней Руси.
      • Пироговские съезды.
      • Коллекция уродов в первом музее России.
      • Развитие системы общественного призрения в России.
      • Врачевание в средневековой Руси: период язычества.
      • К вопросу изучения голода на Украине (1932 — 33 гг.): в историко-медицинском аспекте.
      • Больница на Божедомке (из истории борьбы с туберкулезом).
      • Под опекой Петра I (первые отечественные врачи).
      • Гуманный подвиг русских врачей: Мессина, 1908.
      • Женщины-врачи России.
      • История медицинского образования.
      • История здравоохранения и медицины в Сибири.

36.История медицины Китая и Тибета.

37.Милосердие и благотворительность.

      • Этапы развития милосердия и благотворительности в России.
      • Милосердие вечности (о методах тибетской медицины).
      • Принципы благотворительности и московского купечества.
      • Великая княгиня милосердия.
      • Из истории благотворительности.
      • Пастыри у постели больного.

38.Медицина и религия.

      • Врач, больной и православная церковь.
      • Посты и медицина.
      • Православная церковь и охрана здоровья населения.

39.Медицина и писатели.

      • О медицинской деятельности А. Радищева в Сибири.
      • Ранение и смерть А.С. Пушкина.
      • Чем болели литературные герои? (Болезни крови в художественной литературе).
      • История болезни Гете.
      • История болезни И. Крылова.
      • Работы Ф. Шиллера как врача: его медицинская диссертация и болезнь.
      • Н.И. Пирогов и общественная медицина.
      • А.С. Пушкин и его медицинское окружение.
      • Медицина в жизни и творчестве М.А. Булгакова.
      • Медицина в жизни и творчестве А.П. Чехова.
      • Ф. Достоевский и медицина.
      • Н. Гоголь: скорбный лист, его врачебное окружение.
      • А.П. Чехов — врач, писатель, философ.
      • О болезни Льва Толстого.
      • Лев Толстой о медицине и медиках.
      • Смерть С. Есенина — факты и домыслы (судебно-мед. ана­лиз).

40.Медицина и искусство.

      • О некоторых аспектах исторической взаимосвязи медицины и искусства.
      • Загадка смерти Моцарта.
      • Медицинские темы в экспозиции Государственного Эрмитажа.
      • Русские медики в произведениях искусства.
      • Объекты врачевания в зеркале искусства.
      • Врубель: болезнь гения.
      • Современный взгляд на историю заболевания Бетховена.
      • Медицинские термины и их связь с искусством и литературой.
      • Чем болел великий Ван Гог?
      • К истории болезни Ф. Шаляпина.
      • Тайна картины Рембрандта «Вирсавия».

41.Медицина и известные личности в истории и науке.

      • Иван Грозный глазами психиатра.
      • История болезни Петра I.
      • Чем болел Наполеон?
      • Александр Македонский: от чего умер полководец.
      • Миклухо-Маклай как врач.
      • О болезни Иммануила Канта и Гегеля.
      • Гитлер: болезнь Паркинсона и история.
      • История болезни М. Ломоносова.

42. Исторические источники информации о врачевании.

Источник

Читайте также:  Снижение холестерина простыми способами
Оцените статью
Разные способы