Перерыв определить способ образования

Словообразование В1

Теория и практические задания к В1 ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
vidyasheva_babakaeva.pptx 555.78 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Словообразование Выполнили: Бабакаева Галина, Видяшева Ирина Учитель:Пухальская Л.В. ГБУ ОШИ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» Проект по русскому языку

Цели и задачи Познакомить учеников с современной теорией словообразования. Способствовать выработки у учеников навыков словообразовательного анализа слова Сформировать системы терминов, отражающих изучение слова со словообразовательной точки зрения Дать представление о словообразовательных типах современного русского языка

Опрос в классе Количество опрошенных – 20 человек

Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например: сверхновый, постиндустриальный . Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез -.

Задания для самостоятельного решения

Способ образования слова ПРИСМОТРЕТЬСЯ сложение основ бессуффиксный приставочный приставочно-суффиксальный

Способ образования слова КОНЬКОБЕЖЕЦ сложение корней бессуффиксный сложение с суффиксацией приставочно-суффиксальный

Способ образования слова ВБЕЖАВ суффиксальный переход из одной части речи в другую приставочный приставочно-суффиксальный

Способ образования слова ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ суффиксальный сложение основ приставочный сложение целых слов

Способ образования слова ПЕШЕХОД суффиксальный бессуффиксный сложение корней приставочно-суффиксальный

Способ образования слова НЕДОСТАТОЧНО суффиксальный сложение приставочный приставочно-суффиксальный

Способ образования слова ПО-ФРАНЦУЗСКИ суффиксальный бессуффиксный сложение с усечением суффикса приставочно-суффиксальный

Способ образования слова ПРИВОЛЬЕ переход из одной части речи в другую бессуффиксный приставочный приставочно-суффиксальный

Способ образования слова ПЛАЩ-ПАЛАТКА сложение основ бессуффиксный сложение слов приставочно-суффиксальный

Способ образования слова ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ суффиксальный сложение корней сложение с суффиксацией приставочно-суффиксальный

Вывод Созданный нами проект может оказать помощь в подготовке к решению задач В1 в ЕГЭ. Проект содержит как теоритическую часть, где ученики могут ознакомиться с основными правилами по теме словообразование, и получить некоторые советы как не попасться на ловушки составителей тестов ЕГЭ, так и практическую часть, в которой ученик может закрепить полученные знания, решая тесты на данную тему.

Источник

Словообразование

Компакт-тема № 4*

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.

Пояснение:

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразования образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + большой
производящая основа

пребольшой
производная основа

пере + бежать
производящая основа

перебежать
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

комната + -к-
производящая основа

комнатка
производная основа

комната + -н-
производящая основа

комнатный
производная основа

свет + -л-
производящая основа

светлый
производная основа

светлый + -еньк-
производящая основа

светленький
производная основа

светлый + -еть
производящая основа

светлеть
производная основа

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

не- + избежать + -н-
производящая основа

под- + слепой + -оват-
производящая основа

подслеповатый
производная основа

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

на столе + -н—
производящая основа

при дороге + -н-
производящая основа

придорожный
производная основа

под одеялом + -ник-
производящая основа

пододеяльник
производная основа

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

Распределите слова по трем группам по способу образования.

высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.

Источник

От чего образовано слово перерыв?

Русский язык | 5 — 9 классы

От чего образовано слово перерыв?

Перерыв — перерваться — бессуфиксный

Способ образования слов с нулевым суффиксом называется бессуфиксным.

Из чего образовано слово перерыв?

Из чего образовано слово перерыв.

Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова?

Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова?

Радостное, красноватый, преотличный, атомоход, ельник, восход, подводный, ленточка, скоросшиватель, булочная, перерыв, .

Однокоренные слова к слову «перерыв»?

Однокоренные слова к слову «перерыв».

Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова?

Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова.

Обр. березовый — береза.

От какого слова образовалось слово перерыв?

От какого слова образовалось слово перерыв?

Синонимы к слову перерыв?

Синонимы к слову перерыв.

От какого слова образовалось слово атомоход?

От какого слова образовалось слово атомоход?

От какого слова образовалось слово восход?

От какого слова образовалось слово скоросшиватель?

От какого слова образовалось слово булочная?

От какого слова образовалось слово перерыв?

Объясните различное написание слов в предложении : Все кричат наперерыв : , , А когда ж на перерыв»?

Объясните различное написание слов в предложении : Все кричат наперерыв : , , А когда ж на перерыв».

Слово потрескивать образовано ?

Слово потрескивать образовано .

Слово насвистывать образовано .

Слово названивать образовано .

Слово приземлить образовано .

Слово уплотнить образовано .

Определите, от чего и с помощью чего чего образованы данные слова?

Определите, от чего и с помощью чего чего образованы данные слова.

Радостный, красноватый, преотличный, атомоход, ельник, восход, подводный, ленточка, скоросшиватель, булочная, перерыв.

На странице вопроса От чего образовано слово перерыв? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

1)Заботливая мать 2)3 части . 1 на полянку. До по поляне . 2Тетёрка нашла . До муравьиные яйца . 3)полянку , рябенькие , пушистые, разбежались , по поляне , муравьиную , стояла , в сторонке , летит , ястреб , крадётся, лисица . 4)выш(л)а , разб..

Вьюги ютированная гласная, ю обозначает 2 звука й , у.

Упустить, наверстать, погнаться, поймать, стрелять, попадать, побеждать, погибать, рождаться, уезжать, любить, купить.

Упустить, наверстать , погнать , поймать , стрелять, попасть , победить , погибнуть, родиться , победить, уехать, любить , купить.

Это словарное слово! Пишется университет.

Университет ввроде так.

1)у меня есть щенок, с которым я люблю играть 2)я смотрю в экран монитора 3)мы с мамой видели, как экскалатор поднимает блоки, что бы построить здание 4)весь класс ездил на экскурсию в другой город 5)у нас во дворе уже есть по спевшие яблоки 6)я любл..

У моей мамы есть щеночек Боря, он очень любит яблоки и разные ягоды! Мы с классом поехали в музей на экскурсию, там нам рассказали об экскалатарх . Мы в лесу увидели ящерицу, и она показала нам свой длинный язык.

5 — 2, 3 6 — 1 7 — 2 8 — 4 9 — 4 10 — 1 11 — 2, 3, 4 12 — 1, 3.

Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Источник

Читайте также:  Способ погашения кредитной карты сбербанка
Оцените статью
Разные способы