- Перепишите предложения выделите в них грамматические основы Определите способ выражения подлежащего и сказуемого укажите
- Ответ или решение 2
- Способы выражения подлежащего
- Типы сказуемых
- 1. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы. 1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидели двое (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Завтра не будет похоже на сегодня (Горький).
- 1. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы. 1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидели двое (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Завтра не будет похоже на сегодня (Горький).
- Практическая работа по теме «Виды сказуемого»
- Контрольная работа «Виды сказуемого» 2 вариант
Перепишите предложения выделите в них грамматические основы Определите способ выражения подлежащего и сказуемого укажите
Ответ или решение 2
Способы выражения подлежащего
Подлежащее чаще всего выражается именем существительным в именительном падеже, потому как подлежащее обозначает предмет, который совершает действие, а существительное обладает обобщенным значением предметности.
Кроме того, подлежащее может быть выражено:
- Местоимением — личным (я, он, она), неопределенным (кто-то, некто), отрицательным (никто, нечто не), вопросительно-отрицательным (кто, что);
- Наречием;
- Именем числительным — количественным (семнадцать, двадцать), собирательным (оба, обе), порядковым (седьмой, другой);
- Причастием;
- Инфинитивом глагола;
- Словосочетанием;
- Фразеологизмом или любым другим устойчивым словосочетанием.
Типы сказуемых
В русском языке различают четыре типа сказуемых:
- Простое глагольное сказуемое;
- Составное глагольное сказуемое;
- Простое именное сказуемое;
- Составное именное сказуемое.
1) И произошло (простое глагольное сказуемое) с Иваном Ивановичем нечто (подлежащее, выражено отрицательным местоимением) совершенно нежданное, негаданное.
2) Солнце (подлежащее, выражено существительным) начинало прятаться (составное глагольное сказуемое) за снеговой хребет.
3) Равнина (подлежащее, выражено существительным) казалась бесконечной (составное именное сказуемое).
4) Неаполитанские художники (подлежащее, выражено существительным) пришли в величайшее волнение (составное именное сказуемое).
5) Нелёгкое дело (подлежащее, выражено существительным) в моём положении оставаться спокойным (составное именное сказуемое).
6) Морской воздух (подлежащее, выражено существительным) в любое время года чист и приятен (однородные простые именные сказуемые).
7) Агеев (подлежащее, выражено именем собственным) рассматривал (простое глагольное сказуемое) церковь, и ему хотелось рисовать (составное глагольное сказуемое).
8) Комната (подлежащее, выражено существительным) была озарена (составное именное сказуемое) керосиновой лампой.
9) Агеев и Вика (однородные подлежащие, выражены именами собственными) поселились (простое глагольное сказуемое) в комнате с печкой, окном на юг.
10) А через неделю мы с матерью (подлежащее, выражено словосочетанием) уезжаем (простое глагольное сказуемое) на север.
1. Нечто совершенно нежданное, негаданное — подлеж. местоим.+нареч.+прич.+прич., произошло — сказ. глаг.
2. Солнце — подлеж. сущ., начинает прятаться — сказ. глаг.+инфин.
3. Равнина — подлеж. сущ., казалась бесконечной — сказ. глаг.+прилаг.
4. Художники — подлеж. сущ., пришли в волнение — сказ. глаг.+предл.+сущ.
5. Нелёгкое дело — подлеж. прил.+сущ., оставаться спокойным — сказ. инфин.+прилаг.
6. Воздух — подлеж. сущ., чист и приятен — сказ. прилаг.
7. Агеев — подлеж. сущ., рассматривал — сказ. глаг.; хотелось рисовать — сказ. глаг.+инф.
8. Комната — подлеж. сущ., была озарена — сказ. глаг.+прич.
9. Агеев и Вика — подлеж. сущ., поселились — сказ. глаг.
10. Мы с матерью — подлеж. мест.+предл.+сущ., уезжаем — сказ. глаг.
Источник
1. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы.
1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой).
2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков).
3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов).
4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов).
5. На площади куча народа стояла (Лесков).
6. На ступеньках сидели двое (Паустовский).
7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев).
8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский).
9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев).
10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев).
11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров).
12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров).
13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов).
14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов).
15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете.
16. Завтра не будет похоже на сегодня (Горький).
1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой).
2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков).
3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов).
4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов).
5. На площади куча народа стояла (Лесков).
6. На ступеньках сидели двое (Паустовский).
7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев).
8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский).
9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев).
10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев).
11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров).
12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров).
13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов).
14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов).
15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете.
16. Завтра не будет похоже на сегодня (Горький).
Источник
1. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы.
1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой).
2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков).
3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов).
4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов).
5. На площади куча народа стояла (Лесков).
6. На ступеньках сидели двое (Паустовский).
7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев).
8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский).
9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев).
10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев).
11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров).
12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров).
13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов).
14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов).
15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете.
16. Завтра не будет похоже на сегодня (Горький).
1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой).
2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков).
3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов).
4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов).
5. На площади куча народа стояла (Лесков).
6. На ступеньках сидели двое (Паустовский).
7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев).
8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский).
9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев).
10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев).
11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров).
12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров).
13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов).
14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов).
15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете.
16. Завтра не будет похоже на сегодня (Горький).
Источник
Практическая работа по теме «Виды сказуемого»
Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.
Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)
Запишите предложения, определите их грамматическую основу:
1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.
Найдите сказуемые и определите, чем они выражены.
1) Этот край очень скромен.
2) Птицы – наши друзья.
3) Первые листики зелёные.
4) Люблю я пышное природы увяданье.
5) Скинуло кафтан зелёный лето.
6) Утро свежо.
Из данных предложений вы сначала найдите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым. Подчеркните их.
Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)
Упражнение 7.
Найдите составные глагольные сказуемые.
Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье.
Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)
Найдите составные именные сказуемые.
Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)
Упражнение 10.
Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.
1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)
2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев)
3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев)
4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать — жить не захочется. (С. Довлатов
5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский)
6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский)
7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина)
8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий)
9. И ты можешь идти и вперед и назад, взойти, упасть и снов взойти звездой; но только пепел твоих сигарет — это пепел империй, и это может случиться с тобой. (Б. Гребенщиков)
Найдите в предложениях краткие причастия и краткие прилагательные.
В каких предложениях слово был является глаголом-связкой в составном именном сказуемом, а в каких — простым глагольным сказуемым?
1. БЫЛ на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий. (М.Булгаков) 2. Было большое облегчение, когда кончилась игра и можно было Ирму увезти. (В.Набоков) 3. На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почетный караул. (М.Шолохов)
Источник
Контрольная работа «Виды сказуемого»
2 вариант
1. Запишите предложения, подчеркните сказуемое и укажите его тип.
1.Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
2. Принесли бы вы книгу.
3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.
4. Фёдор хотел убежать, но силы остановили его.
5. Поля в Краснодарском крае сгоревшие от жары.
6. Бопре в отечестве своём был парикмахером.
7. И счастье я могу постигнуть на земле.
8. Все трое принялись вытаскивать что-то из лодки.
9. Черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты.
10. Занятия со мной были поручены бабушке.
2. Выпишите предложение с простым глагольным сказуемым.
1.Сергей не мог ступить на больную ногу.
2.После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была мутной.
3.Он будет учиться в гимназии.
4.Чтение и учение – это вечное питание мысли.
3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
1.Перед снегопадом дерево начинало ронять листья.
2.Много забот будет летом у белок.
3.Машина должна была пройти на полметра позади Сережи.
4.С пригорка была видна вся деревня.
4. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым
1.Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.
2.Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.
3. Приземление на той площадке грозило опасностью.
4. Я не буду больше молодым.
5. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены).
1. Ему стало жарко.
2. Князь отошёл стараясь не дать заметить как ему смешна была вся эта комедия.
3. Вначале он начал изучать немецкий французский, затем английский и русский.
4.Откушайте наши пироги дорогая Мария Петровна!
6. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений и определите вид предложения по количеству грамматических основ.
1. Слово серебро, а молчание золото.
2.На Камчатке электростанция работающая без топлива.
3.Люди давно заметили что леса на Земле быстро исчезают.
1. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите вид сказуемого.
1.Он всегда готов помочь другу.
2. Книги могут рассказать о многом.
3. Изредка порывами налетал ветер.
4. У входа в купе стояло несколько человек.
5. Я хотел бы посетить этот город.
6. Закат тяжело пылает на склонах деревьев.
7. Леса в Мещёре глухие.
8. Мы долго говорили о случившемся.
9. Телеграмма была отправлена утром.
10. Природа в рассказах В.Короленко изображена с большим мастерством.
2. Выпишите предложение с простым глагольным сказуемым.
1.Первыми стали подниматься к вершине горы самые смелые и сильные.
2.Пышные волосы её были аккуратно уложены.
3.В глубокий час разлуки лишь твёрже настоящие сердца.
4.Путник будет отдыхать в тени.
3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
1.Пусть противник как можно позже обнаружил место переправы!
2.Отсюда была хорошо видна лодочная станция.
3.После ужина Анфиса принялась убирать со стола.
4.На краю мохового болота я приказал всем остановиться.
4. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
1.Он встал и сразу же сел.
2.И стали три пальмы на Бога роптать.
3.Вскоре пошел сильнейший дождь.
4. Слово – серебро, молчание – золото.
5. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены).
1.В комнате стало темно.
2.Некошеные луга так душисты что с непривычки туманится и тяжелеет голова.
3.Нами ты была любима и для милого хранима.
4.Иван Петрович приезжайте в гости!
6. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений и определите вид предложения по количеству грамматических основ.
1.Ученье свет, а неученье тьма.
2.Вулкан огненный дьявол приносящий горе.
3.Самое удивительное состоит в том что вулканы создали земную кору.
Источник