Перепись это экспедиционный способ

Способы проведения статистических наблюдений

Статистические наблюдения могут проводиться различными способами, среди которых нередко встречаются следующие: отчётный, экспедиционный, самоисчисления (саморегистрации), анкетный, корреспондентский. Однако наибольшее распространение в статистике имеют отчётный и экспедиционный способы наблюдения.

Сущность отчётного способа наблюдения заключается в том, что крупные государственные и коооперативные учреждения и организации представляют статистические отчёты о своей работе по определённой форме в строго обязательном порядке и в конкретные сроки. В Республике Беларусь, где преобладает доля государственной и кооперативной собственности, отчётный способ наблюдения считается основным. Заполнение форм статистической отчётности в организациях АПК и их представление в статорганы осуществляется, как правило, специалистами этих организаций.

Отчётный способ позволяет получить достаточно достоверную информацию. Это по существу разновидность документального наблюдения, при котором запись ответов на вопросы программы наблюдения производится на основании соответствующих документов. Совершенно очевидно, что для составления любого статистического отчёта, например, по производству продукции животноводства в сельскохозяйственной организации, необходимо обобщить данные первичных документов, отражающих объём полученной продукции (молока, прироста и т.д.) на каждой животноводческой ферме.

В сельскохозяйственной сфере АПК все основные технологические процессы (подготовка почвы, накопление и внесение удобрений, посев, междурядная обработка посевов, уборка сельскохозяйственных культур, доение коров, раздача кормов, очистка помещений и др.), а также производство и реализация продукции, результаты реализации, конечные финансовые результаты работы крупных организаций охвачены документальным наблюдением по принципу отчётного способа.

Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально подготовленные работники, которых обычно принято называть счётчиками или регистраторами, посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют статистический формуляр. Такой способ применяется только при специально организованных статнаблюдениях. Классический пример экспедиционного способа – проведение переписей населения, когда в качестве переписчиков (регистраторов) могут привлекаться специально подготовленные работники учреждений и организаций, студенты. Несмотря на повышенную затратность экспедиционного способа, в ряде случаев он является единственно возможным, обеспечивающим успешное проведение статнаблюдения.

Основной принцип, на котором базируется экспедиционный способ — непосредственное наблюдение, когда сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета устанавливают факт и на этом основании производят запись в формуляре наблюдения. В сельскохозяйственной сфере АПК это может быть получение необходимой статистической информации, например, об объеме остатков грубых кормов (сена, соломы и др.), о поголовье животных по состоянию на необходимую дату и т.д. Особенно широкое распространение получило непосредственное наблюдение в племенном животноводстве при накоплении статистических данных, позволяющих характеризовать экстерьерные породные качества всех видов животных и птицы.

Экспедиционный способ нередко опирается на опрос, который по своему существу очень близок к непосредственному наблюдению.

Опрос– это наблюдение, при котором ответы на вопросы статистического формуляра записываются со слов опрашиваемого, при этом, как правило, документальное подтверждение фактов не требуется. Примером опроса может служить перепись населения, когда основанием записи сведений о возрасте, семейном положении, образовании и т.д. служат ответы опрашиваемого. В сфере АПК нередко статистические органы практикуют сбор оперативной информации по радиотелефонной связи с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций.

Способ самоисчисления (саморегистрации) представляет собой такое статистическое наблюдение, когда специально подготовленные работники (счётчики, переписчики или регистраторы) посещают каждую единицу наблюдения, раздают статистические формуляры и, если необходимо, дают необходимые пояснения, но формуляры наблюдения заполняются самыми опрашиваемыми. Обязанность переписчиков, счётчиков (регистраторов), таким образом, состоит в раздаче формуляров, инструктаже опрашиваемых, сборе заполненных формуляров и проверке правильности их заполнения.

Способ самоисчисления (саморегистрации) можно назвать письменным опросом. По сравнению с экспедиционным способом самоисчисление позволяет экономить рабочее время переписчиков, счётчиков, однако способ самоисчисления уступает экспедиционному способу по качеству полученной информации. Способ самоисчисления является обычным при проведении обследования домашних хозяйств.

Анкетный способ – сбор статистической информации с помощью специальных анкет, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати, в интернете. Этот способ основан на принципах добровольности, нередко на анонимном заполнении анкет. Вследствие этого некоторые лица не заполняют анкету и их количество обычно меньше рассылаемых анкет. Кроме того, правильность ответов на вопросы анкеты может быть не всегда достоверна. Это означает, что качество статистической информации, получаемой анкетным способом, недостаточно высоко, что указывает на существенный недостаток этого способа.

Анкетный способ, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо получить приближенные, ориентировочные данные о единицах статистической совокупности при сравнительно небольших затратах на проведение наблюдения. Этот способ широко распространен для получения разнообразной статистической информации в странах с высокоразвитой экономикой. Анкетным способом обычно охватывают изучение работы промышленных, торговых и других организаций, а также фермерских хозяйств в государствах с развитой рыночной экономикой.

Анкетный способ имеет сходство со способом саморегистрации, заключающееся в том, что при использовании этих обоих способов формуляры наблюдения заполняются самими опрашивающими. Но анкетный способ нельзя относить к одному из видов несплошного наблюдения, так как любое из них должно быть основано на научных принципах отбора тех единиц из всей массы, которые должны быть подвергнуты наблюдению. При анкетном же способе проходит самоотбор статистических единиц. При условии возврата опрашиваемыми всех без исключения заполненных анкет этот способ наблюдения становится сплошным.

Корреспондентский способнаблюдения заключается в том, что статистические органы договариваются с определенными лицами, которые берут на себя обязательство вести статистическое наблюдение и в установленные сроки сообщать статистическим органам результаты наблюдения. При этом статорганы снабжают корреспондентов бланками, инструкциями и др., т.е. всем необходимым для наблюдения. Сведения, сообщаемые корреспондентами, представляют собой субъективную, например, экспертную оценку явления. Корреспондентский способ наблюдения основан не на документах или на экспедиционном принципе и поэтому качество материалов, полученных на основе корреспондентского способа, зависит от квалификации, опыта и добросовестности корреспондентов. Примером применения этого способа может служить определение видового урожая, который может быть оценен по наиболее важным фазам сельскохозяйственных культур.

Читайте также:  По способу приготовления яиц могут быть

При внешнем сходстве корреспондентского, отчётного и анкетного способов по существу между ними имеются довольно значительные различия. Так, если при отчётном способе статистические органы связаны с учреждениями и организациями, при анкетном способе проводится единовременный опрос, со сравнительно узким направлением, то при корреспондентском способе наблюдения статорганы связаны непосредственно с отдельными лицами на основе договоренности об обязательном представлении статистической информации о каждой намеченной единице наблюдения.

Источник

Перепись это экспедиционный способ

2.2 жПТНЩ, ЧЙДЩ Й УРПУПВЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС

ч УФБФЙУФЙЛЕ ЙУРПМШЪХАФУС ФТЙ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ ЖПТНЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС:
ћ ПФЮЕФОПУФШ (РТЕДРТЙСФЙК, ПТЗБОЙЪБГЙК);
ћ УРЕГЙБМШОП ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЕ ОБВМАДЕОЙЕ (РЕТЕРЙУШ, ЕДЙОПЧТЕНЕООЩЕ ХЮЕФЩ);
ћ ТЕЗЙУФТЩ.

1.пФЮЕФОПУФШ — ДПЛХНЕОФ, УПДЕТЦБЭЙК УЧЕДЕОЙС П ТБВПФЕ РТЕДРТЙСФЙС. рП УТПЛБН РТЕДПУФБЧМЕОЙС ПОБ ДЕМЙФУС ОБ ЕЦЕДОЕЧОХА, ОЕДЕМШОХА, НЕУСЮОХА, ЛЧБТФБМШОХА Й ЗПДПЧХА. рП УРПУПВХ РТЕДПУФБЧМЕОЙС УЧЕДЕОЙК ДЕМЙФУС ОБ ФЕМЕЗТБЖОХА, ФЕМЕФБКРОХА, РПЮФПЧХА.
2.уРЕГЙБМШОП ПТЗБОЙЪПЧБООЩЕ ОБВМАДЕОЙС— УВПТ УЧЕДЕОЙК РПУТЕДУФЧПН РЕТЕРЙУЕК, ЕДЙОПЧТЕНЕООЩИ ХЮЕФПЧ Й ПВУМЕДПЧБОЙК.
3.тЕЗЙУФТПЧПЕ ОБВМАДЕОЙЕ — ЬФП ЖПТНБ ОЕРТЕТЩЧОПЗП УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС ЪБ ДПМЗПЧТЕНЕООЩНЙ РТПГЕУУБНЙ ЙНЕАЭЙНЙ ОБЮБМП, УФБДЙА ТБЪЧЙФЙС Й ЖЙЛУЙТПЧБООЩК ЛПОЕГ.

чЙДЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС — ТБЪВЙЧБАФ ОБ 2 ЗТХРРЩ ОБВМАДЕОЙК:
I-РП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ДБООЩИ;
II-РП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ.

рП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ВЩЧБЕФ
Б) ФЕЛХЭЕЕ (ОЕРТЕТЩЧОПЕ);
В) РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ (РТЕТЩЧОПЕ);
Ч) ЕДЙОПЧТЕНЕООПЕ (РТЕТЩЧОПЕ).

рП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ ВЩЧБЕФ:
Б) УРМПЫОПЕ;
В) ОЕУРМПЫОПЕ, ЙНЕЕФ ТБЪОПЧЙДОПУФЙ:
1) ЧЩВПТПЮОПЕ (ЗДЕ ПВУМЕДХЕФУС ОЕЛПФПТБС ЮБУФШ ЗЕОЕТБМШОПК УПЧПЛХРОПУФЙ);
2) НЕФПД ПУОПЧОПЗП НБУУЙЧБ (ЗДЕ ЧЕМЙЮЙОБ ЙЪХЮБЕНПЗП РТЙЪОБЛБ СЧМСЕФУС РТЕПВМБДБАЭЕК ЧП ЧУЕН ПВЯЕНЕ);
3) НПОПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ (ПВУМЕДПЧБОЙА РПДЧЕТЗБАФУС ПФДЕМШОЩЕ ЕДЙОЙГЩ УПЧПЛХРОПУФЙ, РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ОПЧЩИ ФЙРПЧ СЧМЕОЙК).

уФБФЙУФЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС НПЦЕФ ВЩФШ РПМХЮЕОБ УМЕДХАЭЙНЙ УРПУПВБНЙ: ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩН ОБВМАДЕОЙЕН, ДПЛХНЕОФБМШОЩН ХЮЕФПН ЖБЛФПЧ Й У РПНПЭША ПРТПУБ.
1.оЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ, ЛПЗДБ ТЕЗЙУФТБГЙС ЖБЛФПЧ РТПЙЪЧПДЙФУС МЙЮОП ЙУУМЕДПЧБФЕМЕН, РХФЕН РПДУЮЕФБ, ПВНЕТБ, ЧЪЧЕЫЙЧБОЙС Й Ф. Д.
2.дПЛХНЕОФБМШОПЕ ОБВМАДЕОЙЕ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФБИ ХЮЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ.
3.пРТПУ — ЬФП ЛПЗДБ УЧЕДЕОЙС РПМХЮБАФ УП УМПЧ УРТБЫЙЧБЕНПЗП.

тБЪМЙЮБАФ УМЕДХАЭЙЕ ЧЙДЩ ПРТПУПЧ: ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК, УБНПТЕЗЙУФТБГЙЙ, ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК, БОЛЕФОЩК, СЧПЮОЩК.
Б) ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК — ЬФП ЛПЗДБ УРЕГЙБМШОП РПДЗПФПЧМЕООЩЕ ТБВПФОЙЛЙ (УЮЕФЮЙЛЙ, ТЕЗЙУФТБФПТЩ) РПМХЮБАФ ЙОЖПТНБГЙА ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ ЙМЙ ПРТПУБ Й УБНЙ ЪБРПМОСАФ ЖПТНХМСТ ОБВМАДЕОЙС;
В) РТЙ УБНПТЕЗЙУФТБГЙЙ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ДПЛХНЕОФЩ ЪБРПМОСАФ УБНЙ ПРТБЫЙЧБЕНЩЕ;
Ч) ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК УРПУПВ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ УВПТ УЧЕДЕОЙК ЮЕТЕЪ ЛПТТЕУРПОДЕОФПЧ;
З) БОЛЕФОЩК УРПУПВ РТЕДРПМБЗБЕФ УВПТ ЙОЖПТНБГЙЙ Ч ЧЙДЕ БОЛЕФ;
Д) СЧПЮОЩК УРПУПВ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ УВПТ УЧЕДЕОЙК Ч ПТЗБОЩ, ЧЕДХЭЙЕ ОБВМАДЕОЙС Ч СЧПЮОПН РПТСДЛЕ, ОБРТЙНЕТ, РТЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ТПЦДЕОЙС ТЕВЕОЛБ.

жПТНЩ, ЧЙДЩ Й УРПУПВЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС

РП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ЖБЛФПЧ РП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ 1 пФЮЕФОПУФШ
2 уРЕГЙБМШОП-ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ
3 тЕЗЙУФТЩ

1 фЕЛХЭЕЕ
2 рТЕТЩЧОПЕ:
Б) РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ
В) ЕДЙОПЧТЕНЕООПЕ

1 уРМПЫОПЕ
2 оЕУРМПЫОПЕ:
Б) ЧЩВПТПЮОПЕ
В) ПУОПЧОПЗП НБУУЙЧБ
Ч) НПОПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ

1 оЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ
2 дПЛХНЕОФБМШОПЕ
3 пРТПУ:
Б) ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК
В) УБНПТЕЗЙУФТБГЙС
Ч) ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК
З) БОЛЕФОЩК
Д) СЧПЮОЩК

Источник

Основные принципы проведения переписей населения

Методы проведения переписей населения

Современные переписи населения проводятся одним из двух методов:

методом опроса, когда переписной лист заполняется счетчиком (регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом;

методом самоисчисления, когда люди сами заполняют бланк переписи и сдают его регистратору, который проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Время выдачи бланков, их заполнения и сбора может не совпадать.

Выбор метода проведения переписи зависит от:

— степени подготовленности населения (грамотности и культуры)

— стремлением к получению максимально точных сведений при минимальных затратах.

Иногда применяют оба метода с учетом их достоинств и недостатков: в сельской местности – опрос, в городах – самоисчисление.

Самоисчисление:

Достоинства — экономит материальные ресурсы и время проведения переписи. Недостатки — связано с большим риском получить неточные и неполные сведения; — необходимость большего внимания к формулировкам вопросов для обеспечения однозначности их понимания всеми участниками переписи.

Опрос:

Достоинства — большая точность сведений. Недостатки — большие затраты ресурсов.

Например, в России в переписях 1897 и 1920 гг. в городах применялось – самоисчисление, на селе – опрос.

Во всех остальных отечественных переписях населения применялся метод опроса.

В западноевропейских странах, США, Австралии, издавна применяется метод самоисчисления.

В развитых странах, где население привыкло к регулярному проведению переписей и заочному способу общения с властями, часто применяют такую разновидность метода самоисчисления, как почтовый опрос.

В этом случае переписные листы предварительно рассылаются по почте, а затем или собираются счетчиками, или также по почте отправляются респондентами в переписные участки в заранее оплаченных конвертах.

Способы получения сведений:

— экспедиционный (выезд переписчика на дом к опрашиваемому);

— явочный (опрашиваемые приходят на переписной пункт).

Разные авторы называют разное число принципов и различным образом их определяют, но в целом можно выделить следующие принципы проведения переписей населения:

Основные принципы проведения переписей: Дополнительные принципы:
— всеобщность; — одномоментностъ; — поименность; — самоопределение; — конфиденциальность; — наличие единой программы; — регулярность (периодичность); — безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам;
— строгая централизация управления переписью; — применение экспедиционного способа наблюдения.

Всеобщность переписи означает, что сведения собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической их части.

Читайте также:  Как создать тульпу легкий способ

Всеобщность – главное отличие современных переписей населения, от его учетов, проводившихся в прошлом. Ранее учеты населения проводились в основном в фискальных и военных целях. Государству было важно знать сколько людей они могут поставить «под ружье» и сколько податей собрать, соответствующие категории населения и учитывались.

Отсюда – неполнота информации о населении, отсутствие данных о значительной его части.

Считается, например, что в России во время ревизий первоначально учитывалось лишь мужское податное население, к которому относились только крестьяне и лица некоторых других сословий, обязанных платить подати. Начиная со второй и исключая шестую ревизии учитывалось и женское население.

В настоящее время проблема полноты данных о населении остается актуальной.

Объективная причина этого – подвижность населения. В результате возникает возможность недоучета или двойного счета. Разработаны специальные приемы переписи тех, кто не находится в момент переписи в месте постоянного (или какого-либо другого) проживания.

Субъективная причина связана с мнением некоторых людей о том, что кое-кого вообще не надо переписывать. Например, младенцев или стариков.

Многие граждане убеждены, что перепись будто бы проводится со специальной целью – установить число людей определенных категорий. Поэтому часто на вопрос регистратора о пропущенном младенце его родные отвечают: «Да ведь он еще маленький!», а о старике: «Он уже старый, работать не может. Зачем его переписывать?».

Безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам государства – перепись проводится для получения сведений о численности и составе населения, а для решения частных задач используются уже обобщенные результаты переписи.

Данный принцип тесно связан с нивелированием субъективных причин проблемы неполноты данных.

Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту времени, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета.

Любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем фактического опроса, не учитываются. Необходимость этого обусловлена непрерывностью изменения численности и состава населения.

Например, в 2000 г. только за один час в России:

— появлялись на свет 144 младенца, — 253 человека умирало, — заключалось 102 брака, — совершался 71 развод, — 40 человек прибывало в Россию на жительство — 18 человек покидало нашу страну.

Установление критического момента является также одним из способов избежать повторного счета.

Критический момент переписи подбирается так, чтобы минимизировать территориальную мобильность населения, т.е. чтобы вероятность застать переписываемых в месте постоянного (обычного) проживания была максимальной.

— выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна;

— затем учитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческих каникул и т.п.;

— выбирается день, наиболее близкий к началу года, для обеспечения сопоставимости результатов переписи и ежегодных межпереписных расчетов численности населения;

— по времени суток обычно выбирается полночь: 0 часов 00 минут.

В итоге, в нашей стране перепись обычно назначалась на один из будних дней во второй декаде января.

Например, в 1959 и 1970 гг. перепись проводилась 15 января; в 1979 г. – 17 января; в 1989 г. – 12 января.

Непонятным исключением становится последняя перепись октября 2002 г.

Реально перепись проводится в течение нескольких дней (периода проведения переписи), обычно 7-10 дней, но вся информация собирается относительно критического момента. Родившиеся после критического момента не учитываются, а умершие – учитываются как живые.

Бывают и однодневные переписи, когда весь сбор информации проводится в течение одного дня. Однодневная перепись может считаться идеальным вариантом для обеспечения полноты информации по состоянию на критический момент. Но она более затратна и неудобна для населения.

Например, в Турции (традиционно), Парагвае (1950 г.), Ливии (1954 г.) жителям специальным распоряжением запрещается выходить из дома до тех пор, пока их не перепишут, в Ираке (1947 г.) – запрещается выходить до конца дня переписи.

Перепись 1965 г. в Турции потребовала в два раза больше счетчиков, чем перепись 1960 г. в США, население которых в семь раз больше турецкого.

Для устранения недостатков однодневной переписи можно использовать метод самоисчисления, т.е. раздавать переписные листы заранее и собирать их в день проведения переписи.

Так поступали во время Первой всеобщей переписи населения России (1897 г.) и во время Всесоюзной переписи 1937 года.

Поименность – означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны.

Поименность позволяет разнообразно комбинировать собранные сведения, формировать детальные группировки по различным признакам.

При обработке сведений поименность переписи и результаты представляются в статистических таблицах, в обобщенной форме.

В некоторых развивающихся странах иногда применяют процедуру сбора сведений о населении, известную еще со времен Древнего Рима. Люди сами должны являться в специальные офисы, где они заполняются переписные листы. При этом на тело человека иногда даже ставят специальный долго не смываемый штамп, свидетельствующий о том, что данный человек прошел перепись.

В России 2002 г. также предполагалось открыть специальные переписные офисы, в которых смогут пройти перепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой.

Самоопределение – принцип тесно связанный с поименностью – означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и требовать документального подтверждения этих сведений запрещено.

Постановление Правительства РФ № 1064 от 22.09.1999 г. «О Всероссийской переписи населения 2002 года».

Читайте также:  Что такое способ буравчика

Федеральный закон от 25.01.2002 г. №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения 2002 года»

Применение принципа самоопределения обусловлено:

— с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения,

— а с другой, – невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков.

Например, возраст в большинстве стран может быть документально подтвержден, а национальность (этническая принадлежность) не подлежит никакому, так называемому «объективному» определению.

Всякие правила отнесения человека к тому или иному этносу, по существу, являются нарушением демократических принципов и свойственны тоталитарным режимам. В нашей стране по отношению к этнической принадлежности всегда действовал принцип самоопределения, хотя в паспортах и присутствовала 6 графа (национальность).

Некоторые авторы (Борисов В.А. Демография. С. 27.) дополняют принцип самоопределения принципом непосредственного получения сведений от населения, т.е. не из документов, а от людей. Но это излишне, так как принцип самоопределения шире и включает отсутствие документального подтверждения.

Конфиденциальность сведений – логическое дополнение принципов поименности и самоопределения – означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую персональную информацию об опрашиваемых.

Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. В России нарушение этого принципа ведет к ответственности согласно законодательство РФ (статья 8 Закона о переписи населения).

В некоторых других странах (например, в США) и уголовную ответственность.

Извращенным отражением принципа конфиденциальности является засекречивание статистических данных о населении в СССР. До конца 1980-х гг. засекречивались даже данные о возрастном составе населения.

Данный принцип встречается под другим названием – анонимность, но оно видимо неудачно, поскольку по-сути противоречит поименности.

Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам, по общему для всех плану.

Обо всех людях в стране собираются сведения об одних и тех же признаках. Данные обрабатываются по единой методологии и оформляется в однотипные (сопоставимые) статистические таблицы.

Разработка программы занимает по времени несколько месяцев или даже лет. Она включает в себя:

— создание переписного листа – специального бланка, содержащего набор признаков, которые будут фиксироваться в ходе переписи.

— параллельное формирование перечня разработочных таблиц, в которых будут обобщены и представлены итоги переписи.

Важнейшее требование – соблюдение преемственности при разработке программ последующих переписей.

Необходимость строгой централизации управления переписи вытекает из того, что перепись населения – это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников для соблюдения единства программы переписи и получения обобщенного результата по стране в целом.

Все это требует наличия специальных государственных органов, ответственных за проведение переписи.

В настоящее время в России это Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат РФ).

— В XIX веке – Статистический комитет Министерства внутренних дел Российской империи.

— В СССР – Центральное статистическое управление СССР (ЦСУ СССР)

— В России – Государственный комитет Российской Федерации по статистике;

— Российское статистическое агентство;

— опять Государственный комитет Российской Федерации по статистике;

— с 2004 – Федеральная служба государственной статистики

Например, в США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли.

Каждый из таких органов имеет разветвленную сеть региональных и местных подразделений, образующих строгую иерархическую вертикаль.

У нас они назывались Статистическими управлениями и бюро при местных администрациях. Сейчас – это, например, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области.

Вся эта система работает в соответствии с законодательно закрепленными положениями, которые принимаются за несколько лет до проведения переписи и устанавливают:

· сроки ее проведения; · основные задачи переписи; · критический момент; · поручения другим органам государственной власти в части оказания содействия проведению переписи населения. от 25.01.2002 г. №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения 2002 года»

В некоторых странах проведение переписей регламентируется конституцией.

Например, в США Конституция устанавливает обязанность президента и администрации каждые 10 лет проводить переписи населения. Это требование действует с 1790 г. и связано с тем, что на основе данных переписей населения устанавливается число избирателей по территориям и их представительство в Конгрессе США.

У нас в стране, регулярность проведения переписей законодательно закреплена в 2002 году.

Регулярность (периодичность) проведения переписей означает, что в идеале переписи должны проводиться через равные промежутки времени для обеспечения сопоставимости данных.

Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН, переписи должны проводиться раз в 5 или 10 лет в годы, оканчивающиеся соответственно на 5 или 0, или близкие к ним. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара.

Применение экспедиционного способа наблюдения – выезд переписчиков к местам проживания (пребывания) людей.

Данный принцип направлен на упрощение и удешевление соблюдения принципа всеобщности.

Например, чтобы удостоверится в соблюдении принципа всеобщности в случае открытия переписных пунктов необходимо соотнести поименно всех граждан, отсутствовавших дома на момент прихода переписчика со списками граждан в переписных пунктах, в том числе в других городах. Кроме того, такое соотнесение возможно лишь с использованием сведений о прописке, а это уже юридическое, а не наличное население.

Данный принцип может не соблюдаться в целях повышения доверия населения к государству и переписчикам, а также повышения удобства для населения.

Альтернативы экспедиционного способа наблюдения: опрос по почте и явочный способ.

Источник

Оцените статью
Разные способы