Перекрестный способ рифмовки это как

ИПЛ-22 — Перекрестная рифмовка

РИФМОВКА — это схема, согласно которой рифмуются строки в стихотворении, иначе говоря — порядок расположения рифм.
Самый распространенный тип рифмовки — ПЕРЕКРЕСТНАЯ, при которой первый стих рифмуется с третьим, второй — с четвертым, и схема рифмовки катрена (четверостишия) выглядит так: АВАВ
Перекрестная рифмовка — один из путей соблюдения правила альтернанса (см. ИПЛ-20)

Ссылки для углубленного изучения:

1. Рифмовка. Способы рифмовки (Поэтический словарь Квятковского)
http://rifma.com.ru/AZ-RIFM.htm

Оставляйте в рецензиях стихи со перекрестной рифмовкой, объемом от 8 до 16 строк. От одного автора — одно стихотворение. Когда число стихов достигнет 10, жюри выберет лучшее, которое будет помещено в этом манифесте в качестве образца, а победивший автор получит 50 поощрительных баллов. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов.

Состав жюри этого конкурса: Братислава, Элеонора Счастливая, Дмитрий Шунин

Победитель этого конкурса:

Я от заступничества мест,
знакомых прежде, словно спятил.
На камне — веток мокрый крест
и поволока тёмных пятен.

Из прошлой жизни голоса
всплывают в сумраке фонарном,
и лужа — чёрная слеза
лакает небо, и туманом

прикрыт за кладбищем овраг.
Египта кошка — ночь крадётся
и тощий жаворонок – страх
не спит, не спал и не проснётся.

© Copyright: Симон Слуцкин, 2007
Свидетельство о публикации №1707150191

Источник

Перекрестный способ рифмовки это как

Рифма и ее разновидности

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте также:  Способы консервирования шкур свиней

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Перекрестная рифма

Рифма – важный элемент стихотворной речи. Под этим термином, который происходит от греческого слова «rhythmos», что означает «ритм, складность, размеренность», понимают созвучие окончаний близких отрезков речи (стихов) в поэтическом тексте. По расположению этих отрезков, иначе строк, стиховеды выделяют три типа – перекрёстную, кольцевую, смежную (парную) системы рифмовки. Перекрёстная система считается наиболее употребительной и часто встречается в различных произведениях. Рассмотрим, что она собой представляет, и проиллюстрируем её примерами из стихотворений.

Система рифмовки – это способ организации созвучных стихотворных строк или стихов. Перекрёстная рифмовка подразумевает, что рифмуются первая – третья и вторая – четвёртая строки. Таким образом, сочетаются чётные с чётными, а нечётные с нечётными стихами, как бы крест-накрест. Отсюда и название этого порядка рифмовки.

Обычно, когда говорят о перекрёстной рифме, имеют в виду систему из четырёх строк. Каждую строку четверостишия схематически обозначают латинскими символами a, b, c и т. д. Созвучные строки записываются одинаковыми литерами. Если представить с их помощью четверостишие, в котором наблюдается перекрёстная рифма, то получим такую схему: abab.

Перекрёстная рифма считается одной из самых популярных систем рифмовки стихов. Множество известных стихотворений построено на её основе. Вот некоторые из них:

Некоторые произведения целиком пишутся на основе перекрёстной рифмы. Но есть и такие, где эта система рифмовки сочетается с другими типами. Вот пример соседства перекрёстной рифмы с кольцевой:

Здесь первые два четверостишия имеют перекрёстную рифмовку (схема abab cdcd), а третье – кольцевую (схема effe).

Следующий отрывок – образец сочетания перекрёстно и попарно рифмующихся стихов:

Схема этого фрагмента выглядит так: aabb cdcd.

Перекрёстно рифмующиеся стихи могут входить в состав сложных строф. В этих случаях принято говорить о сплетённой рифме, которая может быть многообразной.

Если представить это семистишие в виде схемы, то получим следующее: abbacac. Здесь видим признаки и кольцевой, и перекрёстной рифмовки.

Современные поэты часто пользуются перекрёстной рифмовкой в своих произведениях. Вот несколько отрывков из произведений молодых авторов:

Таким образом, перекрёстный способ остаётся одним из самых востребованных типов рифмовки созвучных стихов в поэтических произведениях.

Источник

Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы

В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.

Смежная (или парная) рифма

Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:

Узоры чудные листвы,
Ковры шелковые травы
И сень деревьев надо мной
Мне кровом стали, я тобой
Любуюсь, право, без конца —
Творенье дивное Отца.

Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.

Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».

И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.

Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма

Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:

Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.

Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.

Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.

Читайте также:  7 хитрых способа заставить любимого человека ревновать проверено специалистами

Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.

Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.

Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.

Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.

Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Источник

Что такое перекрестная рифма? Перекрестная, парная, кольцевая рифма

Сочинять стихи в юности пытаются многие. Некоторые даже продолжают «страдать» этим и в зрелом возрасте, воображая себя современным Пушкиным — талантливым и непревзойдённым поэтом. Но, к сожалению, не всегда то, что выходит из-под пера самородков, можно назвать настоящей поэзией. Даже если не брать во внимание содержание виршей, яркость поэтических образов, то зачастую техническая сторона произведения оставляет желать лучшего.

Техника стихосложения

Важными условиями техники стихосложения являются размер (ритм) и рифма. Несмотря на то что сегодня появилась масса субкультур, где при стихосложении игнорируют размеренность и ритмичность строк, полностью отказаться от рифм даже им не удаётся. Примером тому сегодня служит модное молодёжное движение, называемое рэпом: юность ищет свои пути выражения внутреннего мира. И тем, кто развивает новые течения в поэтическом искусстве, и тем, кто является поклонником классического направления в поэзии, сегодня так важно знать, какие рифмы бывают в русском языке.

Перекрестная рифма

Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют «рифма перекрестная». Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения.

Размышления на морском берегу

То не я – это чайки рыдали,

И прощались с ушедшим летом,

Не меня звали светлые дали…

Море им шептало ответы

На вопросы: «А как же жить дальше?

Как же выжить-то, неприкаянной?

Как не видеть во всём лжи и фальши?

Разобраться в душе, заваленной

Хламом боли, обид и сомнений?

Как ошибок суметь избежать

И из тысячи сотен решений

Верный, точный ответ отыскать?»

Но, устав от рыданий, умолкли

Чайки. Море в сон погрузилось.

И ответы, как в сене иголки,

Не найти, коль не Божья милость.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: общая информация

Здесь в каждом катрене (строфе, состоящей из четырёх строк) используется перекрестная рифма. Чаще всего поэты все катрены в одном отдельно взятом стихотворении пишут, используя один из нескольких способов рифмовки: либо все строчки заканчиваются на ударные слоги (мужская рифма), либо все строчки имеют женскую рифму, когда ударение падает на предпоследний слог, либо одна из зарифмованных пар строчек имеет мужскую рифму, а другая пара – женскую. Немного реже встречается дактилическая рифма, когда строка оканчивается на два безударных слога, которым предшествует ударный. И совсем редко удаётся встретить гипердактилическую (четырёх- или даже пятисложную) рифму, когда за ударным слогом следуют три или более безударных слога. Использование в одном стихотворении всех вариантов сразу — явление довольно редкое.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: разбор на примере

В ранее представленном примере как раз прослеживается мужская, женская и дактилическая перекрестная рифма как вариант способа стихосложения. Например, в первом и последнем катренах наблюдается использование исключительно женских рифм, а во второй строфе первую и третью строку соединяет женская рифма, а вторую и третью – дактилическая. Третий катрен является образцом использования сочетания женская-мужская рифма. На самом деле здесь перекрестная рифма выражается схемой АбАб, где заглавная буква представляет собой женскую рифму, а строчная – мужскую.

Читайте также:  Способы перевозки металлоизделий навалом

Кольцевая рифма

Встречается так же часто, как рифма перекрестная, опоясывающая рифмовка строк. При этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая – с третьей. Как пример опоясывающей, а по-другому — кольцевой рифмы, можно использовать вот эту строфу из стихов «О маме»:

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

Как видно из примера, здесь прослеживается рифма в первой и четвёртой строках (малость – оставалось), а также во второй и третьей (руки – скуки).

Так же, как и перекрестная, кольцевая рифма может иметь варианты мужской, женской, дактилической и гипердактилической, а также их сочетаний. Чаще всего этот вид стихосложения используется в сонетах и практически никогда – в русской народной поэзии. Впервые появилась она в 18 веке, на исходе силлабического периода стихосложения. Наблюдать её можно у Антиоха Кантемира в «Письме II к стихам своим».

Парная рифма в детской поэзии

Рассуждая о способах сложения стихов, нельзя не упомянуть о парной рифме. Так же, как кольцевая и перекрестная, парная рифма наблюдается в русской поэзии довольно часто. Это, наверное, самый простой, понятный и доступный вид стихов, недаром именно этим способом написано большинство поэтических произведений для детей. Сюда относятся и скороговорки, и считалочки, и многие загадки.

Например, такие загадки в стихах написаны парной рифмой:

Он – горячий пароход, по материи плывёт.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!

Длинные ушки, а хвостик короткий,

В клетке живёт он, пушистый и робкий.

Известный стишок про Таню, уронившую в речку мяч, автором которого является Агния Барто, как раз демонстрирует использование парной рифмы. Да и другие стихи, например, про бычка, который на бочок лёг спать в коробку, сонного мишку, улёгшегося в кровать, и про слона, не желающего спать, кивающего головой и посылающего привет своей слонихе.

Онегинская строфа

Обычно всё произведение поэт пишет в одном, избранном им ключе, используя либо кольцевую, либо парную, либо перекрестную рифму. Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван «онегинской строфой», так как появился в первых строках романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия. Здесь в одном стихотворении встречаются сразу рифма кольцевая, парная, перекрестная. Этот способ жив и поныне, и иногда авторы стихотворных произведений обращаются к нему, дабы ярче выразить свои чувства и мысли.

В качестве примера можно взять стихи «О маме» полностью, один катрен которых уже был рассмотрен как пример опоясывающей рифмы.

О маме

Не забыла, отчего я дома,

Не забыла запаха родного.

Мама, я тебе купила розы!

Мамочка, прости, что уже поздно…

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

И глаза, когда-то ярко-синие,

Смотрят с фото – блёкло-голубые…

Волосы, роскошные, красивые,

Поредели, сделались седые…

Ты ждала меня здесь, у порога —

Только припозднилась я немного…

При разборе первого катрена становится ясно, что в его написании задействована парная рифма. Правда, ещё следует отметить, что здесь использована ассонансная рифма, в которой созвучны только гласные звуки, но не согласные.

Действительно, слова «дома» и «родного» на первый взгляд довольно сложно назвать рифмой. Но в слове «дома» последняя безударная гласная стоит во II слабой позиции, поэтому даёт редуцированный звук «ъ». В слове «родного» тот же звук даёт буква «о» в заударной позиции. Подобным образом можно разобрать слова «розы» и «поздно». Правда, эта рифма усиливается общим согласным «з».

Второй катрен был рассмотрен нами выше: здесь прослеживается опоясывающая или кольцевая рифма. В третьем четверостишии используется перекрестная рифма. И завершает онегинскую строфу, как того требует выбранный стиль, двустишие.

Вот такое это сложное дело – стихи писать. И всё-таки научить подбирать правильно рифмы, выбирать способ стихосложения, соблюдать ритмический рисунок можно даже робота. А вот вкладывать в произведение частичку своей души – это по плечу далеко не каждому.

Источник

Оцените статью
Разные способы