ИПЛ-22 — Перекрестная рифмовка
РИФМОВКА — это схема, согласно которой рифмуются строки в стихотворении, иначе говоря — порядок расположения рифм.
Самый распространенный тип рифмовки — ПЕРЕКРЕСТНАЯ, при которой первый стих рифмуется с третьим, второй — с четвертым, и схема рифмовки катрена (четверостишия) выглядит так: АВАВ
Перекрестная рифмовка — один из путей соблюдения правила альтернанса (см. ИПЛ-20)
Ссылки для углубленного изучения:
1. Рифмовка. Способы рифмовки (Поэтический словарь Квятковского)
http://rifma.com.ru/AZ-RIFM.htm
Оставляйте в рецензиях стихи со перекрестной рифмовкой, объемом от 8 до 16 строк. От одного автора — одно стихотворение. Когда число стихов достигнет 10, жюри выберет лучшее, которое будет помещено в этом манифесте в качестве образца, а победивший автор получит 50 поощрительных баллов. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов.
Состав жюри этого конкурса: Братислава, Элеонора Счастливая, Дмитрий Шунин
Победитель этого конкурса:
Я от заступничества мест,
знакомых прежде, словно спятил.
На камне — веток мокрый крест
и поволока тёмных пятен.
Из прошлой жизни голоса
всплывают в сумраке фонарном,
и лужа — чёрная слеза
лакает небо, и туманом
прикрыт за кладбищем овраг.
Египта кошка — ночь крадётся
и тощий жаворонок – страх
не спит, не спал и не проснётся.
© Copyright: Симон Слуцкин, 2007
Свидетельство о публикации №1707150191
Источник
Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы
В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.
Смежная (или парная) рифма
Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:
Узоры чудные листвы,
Ковры шелковые травы
И сень деревьев надо мной
Мне кровом стали, я тобой
Любуюсь, право, без конца —
Творенье дивное Отца.
Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.
Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».
И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.
Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма
Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:
Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.
Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.
Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.
Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.
Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.
Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.
Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.
Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Источник
Перекрестный способ рифмовки что это
Рифма и ее разновидности
Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.
Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)
Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)
Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Перекрестная рифма
Рифма – важный элемент стихотворной речи. Под этим термином, который происходит от греческого слова «rhythmos», что означает «ритм, складность, размеренность», понимают созвучие окончаний близких отрезков речи (стихов) в поэтическом тексте. По расположению этих отрезков, иначе строк, стиховеды выделяют три типа – перекрёстную, кольцевую, смежную (парную) системы рифмовки. Перекрёстная система считается наиболее употребительной и часто встречается в различных произведениях. Рассмотрим, что она собой представляет, и проиллюстрируем её примерами из стихотворений.
Система рифмовки – это способ организации созвучных стихотворных строк или стихов. Перекрёстная рифмовка подразумевает, что рифмуются первая – третья и вторая – четвёртая строки. Таким образом, сочетаются чётные с чётными, а нечётные с нечётными стихами, как бы крест-накрест. Отсюда и название этого порядка рифмовки.
Обычно, когда говорят о перекрёстной рифме, имеют в виду систему из четырёх строк. Каждую строку четверостишия схематически обозначают латинскими символами a, b, c и т. д. Созвучные строки записываются одинаковыми литерами. Если представить с их помощью четверостишие, в котором наблюдается перекрёстная рифма, то получим такую схему: abab.
Перекрёстная рифма считается одной из самых популярных систем рифмовки стихов. Множество известных стихотворений построено на её основе. Вот некоторые из них:
Некоторые произведения целиком пишутся на основе перекрёстной рифмы. Но есть и такие, где эта система рифмовки сочетается с другими типами. Вот пример соседства перекрёстной рифмы с кольцевой:
Здесь первые два четверостишия имеют перекрёстную рифмовку (схема abab cdcd), а третье – кольцевую (схема effe).
Следующий отрывок – образец сочетания перекрёстно и попарно рифмующихся стихов:
Схема этого фрагмента выглядит так: aabb cdcd.
Перекрёстно рифмующиеся стихи могут входить в состав сложных строф. В этих случаях принято говорить о сплетённой рифме, которая может быть многообразной.
Если представить это семистишие в виде схемы, то получим следующее: abbacac. Здесь видим признаки и кольцевой, и перекрёстной рифмовки.
Современные поэты часто пользуются перекрёстной рифмовкой в своих произведениях. Вот несколько отрывков из произведений молодых авторов:
Таким образом, перекрёстный способ остаётся одним из самых востребованных типов рифмовки созвучных стихов в поэтических произведениях.
Источник
Смежная, кольцевая, перекрестная рифмы
Смежная, перекрестная, кольцевая рифмы и их комбинации
Писать стихи хотя бы раз в жизни пробуют многие, желая настрочить оригинальное признание в любви или дифирамбы юбиляру, а то и просто вылить избыток эмоций на бумагу. В освоении искусства стихосложения начинающим поэтам, несомненно, пригодятся и некоторые теоретические познания в этой области.
Рифмовкой принято называть определенный порядок чередования рифмующихся строк, то есть строк с созвучными окончаниями, в строфе. По этому критерию обычно выделяют следующие рифмы:
Смежная (или парная) рифма предполагает, что смежные строки рифмуются последовательно одна за другой по парам: первая – со второй, третья – с четвертой. В виде простой формулы это можно выразить так: ААББ (одинаковые буквы означают строки с созвучными окончаниями). Такой подход к «ваянию виршей» является, пожалуй, наиболее распространенным среди людей, впервые берущихся за перо, вследствие технической простоты написания и высокой динамичности изложения текста. Особенно часто авторы используют этот вид рифмовки при создании литературных творений для детей. Самым известным примером, наверно, можно назвать стишок А. Барто про девочку Таню, которая «уронила в речку мячик». Бесчисленные детские скороговорки, считалки, загадки также изобилуют этим способом рифмовки. Впрочем, с его помощью и сама малышня с легкостью может поупражняться на поэтическом поприще.
В гости к нам пришла весна – (А)
Лес проснулся ото сна! (А)
Мы гулять пойдем по лужам! (Б)
До свиданья, злая стужа! (Б)
Перекрестная рифма подразумевает, что строки в строфе рифмуются через одну, «по очереди»: первая – с третьей, вторая – с четвертой. В виде простой формулы это выглядит следующим образом: АБАБ. Такая рифма наиболее популярна среди авторов. Зачастую она звучит более «изящно», чем смежная, достаточно универсальна при выборе ритма стихотворения, но вместе с тем не так уж технически сложна при ее создании. Строфы с таким видом рифмы гораздо проще заучить наизусть, так как две смежные несозвучные строки уже содержат своего рода «подсказки» к последующим двум рифмующимся с ними строчкам. Немало произведений, написанных с помощью этого подхода, отнесено к российской литературной классике и включено в школьную программу.
Застыло небо яркой синевою, (А)
Куда ни глянь – бескрайние луга. (Б)
Средь них река игривою волною, (А)
Петляя, лобызает берега. (Б)
Кольцевая (или опоясывающая) рифма относится к четверостишиям, где первая строка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Буквенная формула в этом случае такова: АББА. Образно говоря, получается этакая «матрешка» – две смежные созвучные строки вклиниваются в пару других созвучных строк, разделяя их. Написание такой рифмы – технически не самый простой процесс, ввиду чего поэты не так часто прибегают к ней. В русском народном творчестве этот вариант рифмовки отсутствовал — его появление в отечественной поэзии прослеживается с восемнадцатого века. Кольцевая рифма придает дополнительную красочность стихотворению и довольно часто используется в катренах (четверостишиях) сонетов.
Моя судьба — переплетение путей, (А)
Где каждый путник преподнес урок. (Б)
Случайных нет тропинок и дорог, (Б)
Как и случайных нет на них людей. (А)
Как правило, большинство поэтов при написании одного произведения используют лишь один из вышеописанных способов рифмовки. Но таким творческим подходом ограничиваются не все. Поэтому часто принято выделять еще одну разновидность рифмы.
Сплетенная (или смешанная) рифма – это общее название сложной рифмы, при создании которой было использовано несколько комбинаций рифмовок или же более двух рифмующихся строк с одинаковым созвучием окончаний. Схематически это может выглядеть совершенно по-разному: так, формула написания английского сонета – АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ, персидских рубаи – ААБА и т. д.
Сплетенная рифма – это высший пилотаж поэтического искусства. Не случайно один из ее ярчайших образцов, именуемый «онегинской строфой», принадлежит перу А. С. Пушкина. В свое время он был применен им в романе «Евгений Онегин». «Онегинская строфа» — постоянна, она всегда включает четырнадцать строк, объединяющих в сложную комбинацию парную, перекрестную и кольцевую рифмы. Сейчас изобретение «солнца русской поэзии» является каноническим (неизменным) видом строфы, используемым отечественными и зарубежными авторами.
Источник