- Хочу урегулировать спор, но без суда
- Внесудебные и досудебные способы
- Медиация
- Медиация и переговоры как правовые способы предотвращения судебных конфликтов
- Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора
- Подготовка переговоров
- Организационные вопросы
- Переговоры как способ урегулирования споров обязательность переговоров
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- 6.1. Деловые переговоры
- 6.2. Подготовка к переговорам, определение целей, организация
Хочу урегулировать спор, но без суда
У журнала много статей про суды и юридические стороны проблем. Хотелось бы услышать о внесудебных способах урегулирования.
Знаю, что существует медиация. Действует ли она в России и нужна ли вообще? Или суд лучше?
Иван, давайте по порядку.
Внесудебные способы урегулирования — это всего лишь юридическое определение переговоров, а медиация — один из их видов.
Общий принцип такой: когда у сторон возникает конфликт, они сначала стараются разрешить спор в личной беседе или по переписке. Если договориться не получилось, только тогда стороны идут в суд.
Внесудебные и досудебные способы
Внесудебные способы урегулирования споров легко перепутать с досудебными. Разница большая.
Внесудебные способы — это переговоры, в которых вы можете не участвовать, если не хотите. Досудебные способы — это обязательные средства решения спора. Стороны должны непременно использовать их до того, как пойдут в суд. Иначе суд откажет просто потому, что не соблюли обязательный порядок решения спора.
Например, досудебное урегулирование обязательно в спорах, связанных с банковскими кредитами. Логика такая: заемщик зависим от кредитора, в случае расторжения кредитного договора ему придется вернуть сразу все деньги, что может осложнить жизнь. Поэтому закон требует от банка сначала вести переговоры, например направлять претензии, и дать заемщику возможность исправить ситуацию. Только после этого закон разрешает переходить к радикальным судебным мерам.
Если договор займа заключен между физическими лицами, обязательного досудебного порядка нет.
Но на практике досудебный претензионный порядок — всегда плюс для будущего суда. Даже если договориться не удалось, суд примет во внимание, что переговоры велись.
Медиация
Медиация — это те же самые переговоры, только кроме сторон конфликта в нем участвует третий человек — медиатор. Он занимает нейтральную позицию и помогает сторонам решить спор добровольным соглашением, не доводя дело до суда. Эта процедура применяется в гражданских и арбитражных делах.
Медиация бывает трех видов:
- Внесудебная — когда стороны точно не хотят идти в суд, но общее решение конфликта найти не могут.
- Судебная — когда стороны уже в суде, но решили все же прийти к соглашению добровольно.
- Досудебная — когда стороны предусмотрели в договоре обязательную процедуру медиации перед походом в суд.
Чтобы начать процедуру медиации, стороны заключают соглашение о медиации и выбирают медиатора. По закону инициирующая сторона направляет другой стороне предложение урегулировать спор при помощи медиатора. Если в срок до 30 дней ответ не получили — предложение можно считать отклоненным.
Медиаторы бывают профессиональные и непрофессиональные, работают за гонорар или бесплатно. Их можно найти в организациях, занимающихся медиацией, — коммерческих и некоммерческих. Например, через реестр медиаторов.
Даже если услуги медиатора платные, в некоторых случаях это значительно дешевле, чем оплачивать судебные расходы: госпошлины, гонорары юристов и прочие затратные мероприятия. В целом внесудебное урегулирование позволяет сократить расходы.
Источник
Медиация и переговоры как правовые способы предотвращения судебных конфликтов
Арбитражный процесс и установленные нормы в данной правовой области предполагают возможность использования абсолютно любых примирительных процедур, в тех случаях, если их содержание и общие принципы не противоречат действующему законодательству РФ.
В нашем государстве наиболее популярными примирительными процедурами признаны переговоры и медиация.
Переговоры представляют собой такой вид примирительной процедуры, при котором стороны осуществляют урегулирование возникших между собой разногласий самостоятельно либо при определенном содействии доверенных лиц, но без привлечения независимого третьего участника.
Переговоры по праву можно назвать наиболее простым, доступным, но не менее эффективным способом урегулирования конфликтов. Они не несут в себе дополнительных расходов, не требуют специального дополнительного разрешения на их проведение, не представляют риска ни для одной из сторон.
Основной целью переговоров является конструктивное обсуждение предмета споров, а также дальнейший поиск оптимального решения, которое устроит каждого участника. Они могут проходить как в устной, так и в письменной форме.
Медиация также относится к примирительным процедурам, но во время ее непосредственного осуществления, к двум сторонам спора привлекается дополнительное третье, независимое и беспристрастное лицо. Основной задачей последнего является поиск оптимального решения, которое сохранит права и законные интересы каждой стороны.
Использование любой примирительной процедуры в суде, начинается с обращения к судебному органу с соответствующим письменным ходатайством.
В нашей стране в для проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и определенные организации, оказывающие услуги по законному и правомерному проведению процедуры медиации.
Обратившись в такую организацию, уполномоченное лицо сможет дать свои рекомендации по поводу конкретной кандидатуры. Таких организаций в нашей стране немного. Данная деятельность по оказанию услуг, заключающихся в проведении процедуры медиации, требует наличия соответствующих разрешений и лицензий.
В судебной практике нередко случались ситуации, когда, после привлечения медиатора к своей непосредственной работе, последний выносил решение о нецелесообразности проведения процедуры медиации.
Как правило, подобные решения основываются на фактах, полученных после изучения медиатором всей сложившейся ситуации. Основной причиной для вынесения таких решений служит установление слишком низкой вероятности того, что сторонам все-таки удастся прийти к обоюдному соглашению.
Стороны, в свою очередь, вправе подать ходатайство о пересмотре решения медиатора, в том случае, если оно, по их мнению, было абсолютно необоснованных и беспочвенным.
Помимо этого, в судебной практике случались ситуации, когда сторонами не были выполнены условия, указанные в медиативном соглашении. В таком случае, лицо, права и интересы которого были ущемлены несоблюдением вышеуказанных медиативных условий, вправе подать исковое заявление в суд.
На основании представленных доказательств, судебный орган аннулирует действующее медиативное соглашение и начинает рассмотрение дела в обычном порядке судебного производства.
При повторном заявлении ходатайства о заключении медиативного соглашения, суд, как правило, дает свой отказ, мотивируя его прошлым неудачным опытом, который показал, что стороны так и не смогли урегулировать свой конфликт в досудебном порядке.
Источник
Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора
Одна из важнейших задач делового общения – создание благоприятного имиджа компании, который складывается в результате многочисленных контактов с деловыми партнерами. Нередко допущенная ошибка, непродуманное действие или неверное поведение во время переговоров могут привести к формированию негативного впечатления о компании, и как результат – провалу переговоров. Избежать подобных ситуаций поможет знание правил делового этикета и протокола.
Следует отметить, что переговоры собственно начинаются уже с предложения одного из партнеров о встрече. Когда же другой партнер отвечает согласием, наступает очень важный этап – подготовка к деловой встрече.
Подготовка переговоров
Организационные вопросы
Если хотите, чтобы все было на высшем уровне, то заранее надо будет:
- составить программу приема деловых партнеров,
- сформировать переговорную команду,
- определить место и время проведения переговоров,
- составить повестку дня для каждого переговорного раунда,
- при необходимости согласовать встречу с заинтересованными организациями или ведомствами.
В программе приема партнеров необходимо подробно и четко обговорить все детали встречи, чтобы постараться избежать непредвиденных ситуаций. Программа должна быть четкой, ясной и по возможности детальной. За составление такой программы, как правило, отвечает лицо, ответственное за прием делегации – это может быть помощник руководителя или специалист службы протокола.
При разработке программы пребывания необходимо согласовать с приглашенной стороной следующие вопросы:
- категорию гостиницы, количество и тип бронируемых номеров;
- если оплату за проживание осуществляет приглашенная сторона, то форму оплаты (наличными, кредитными картами, безналичным расчетом);
- если проживание оплачивает принимающая сторона, необходимо согласовать предварительную информацию о размещении в гостинице: адрес гостиницы, условия проживания и т.д.;
- убедиться в наличии въездных виз для зарубежных гостей. В случае их отсутствия, помощь с подготовкой необходимого пакета документов для оформления въездных документов;
- способ передвижения (на машине, самолет, ж/д проезд) и удобное время приезда и отъезда гостей;
- пожелания приглашенной стороны к культурной программе пребывания. При составлении культурной программы целесообразно заранее составить списки лиц, желающих посетить конкретные мероприятия, которые предлагает приглашающая сторона.
В программу пребывания делегации как «итоговый организационный» документ лучше включить следующие сведения:
- о встрече и проводах делегации;
- состав участников переговоров;
- размещение в гостинице;
- питание, обслуживание, транспорт;
- проведение деловой части;
- культурная программа;
- ответственные за проведение мероприятий.
После согласования программы пребывания с приглашенной стороной, она утверждается руководителем организации. См. образец оформления этого документа в Примере 1.
За 2–3 рабочих дня до приезда гостей ответственному за прием делегации необходимо:
- проверить информацию о приезде / отъезде делегации: место, точное время прибытия / убытия, номер рейса / поезда. Если оплата проезда была сделана приглашающей стороной, то убедиться, что билеты выкуплены и получены;
- уточнить список официальных членов делегаций с обеих сторон, а также списки сопровождающих их лиц;
- подтвердить бронирование гостиницы и проверить качество номеров, если бронирование было сделано со стороны принимающей стороны;
- уточнить маршрут передвижения и график перемещения транспорта, при необходимости проинформировать водителя об изменениях;
- подготовить помещения для проведения встреч и переговоров;
- проверить комплектацию и наличие информационных и рекламных материалов, канцтоваров;
- закупить напитки и угощения для участников переговоров;
- предоставить окончательную информацию по приему делегации всем сотрудниками, участвующим в протокольных мероприятиях;
- заказать дополнительные визитные карточки для участников переговоров (если у кого-то они закончились);
- проинформировать своего руководителя о выполненной работе.
Пример 1. Программа пребывания иностранной делегации
Источник
Переговоры как способ урегулирования споров обязательность переговоров
Цель:
сформировать навыки ведения деловых переговоров.
Задачи:
- ознакомить студентов с теоретическими знаниями в сфере проведения деловых переговоров;
- раскрыть структуру, виды деловых переговоров, стратегию и тактика деловых переговоров;
- обучить правилам ведения переговорного процесса.
ОГЛАВЛЕНИЕ
6.1. Деловые переговоры
Деловые переговоры можно определить как обмен мнениями с целью достижения взаимоприемлемого соглашения. К переговорам как явлению деловой жизни следует относить не только определенным образом согласованные и организованные контакты заинтересованных сторон, но встречу, беседу, разговор по телефону (телефонные переговоры).
В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам: ведь конфликт является, образно говоря, развивающейся индустрией. Каждый человек хочет участвовать в принятии решений, которые его затрагивают. Люди оказываются перед дилеммой. Они видят лишь две возможности ведения переговоров — быть податливым или жестким. Вторая стандартная стратегия в переговорах предусматривает средний подход — между мягким и жестким, но включает в себя попытку сделки между стремлением достичь желаемого и ладить с людьми.
Есть третий путь ведения переговоров, предусматривающий позицию, основанную не на слабости или твердости, а скорее объединяющий и то и другое. Метод принципиальных переговоров, разработанный в рамках Гарвардского проекта по переговорам, состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Он не прибегает к трюкам и не использует фактор положения. Принципиальные переговоры показывают, как достичь того, что вам полагается по праву, и остаться при этом в рамках приличий. Этот метод дает вам возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог бы воспользоваться вашей честностью. Метод принципиальных переговоров входит постепенно и в нашу жизнь, соседствуя с остальными методами и постепенно вытесняя их.
Обычно считается, что переговоры нужны только для того, чтобы договориться. В целом это утверждение справедливо. Переговоры нужны для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение. Однако переговоры порой используются и с иными целями. В этом смысле переговоры могут выполнять разные функции, что необходимо учитывать, общаясь с партнером. Например, стороны заинтересованы в обмене взглядами, точками зрения, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия или решения, считая их, допустим, невыгодными или преждевременными. В этом случае функция переговоров будет информационная. В общем, это еще и не переговоры, а скорее предпереговоры.
Близкой к информационной является функция, связанная с налаживанием новых связей и отношений — коммуникативная. Здесь основная задача также заключается в обмене точками зрения и информацией. Поэтому можно говорить о единой информационно-коммуникативной функции. Независимо от характера, типа и т.д. конкретных переговоров эта функция обязательно в той или иной степени присутствует на любых переговорах.
К числу других существенных функций переговоров относятся регулирование, контроль, координация действий. Эти функции, в отличие от информационно-коммуникативной, реализуются, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности и переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений.
В переговорной практике возможны и такие ситуации, когда одна из сторон (или несколько) идут на переговоры, не собираясь фактически не только ничего решать, но и даже обмениваться мнениями. Например, переговоры той или иной стороне нужны лишь для отвлечения внимания партнера. Так, если речь идет о торговых переговорах, то один из участников может начать их только для того, чтобы заинтересовать другое, более выгодное, по его представлениям, лицо.
К переговорам обычно приступают, когда имеется обоюдное желание найти взаимовыгодное решение проблемы, поддерживать деловые контакты и дружественные отношения, когда отсутствует ясная и четкая регламентация для решения возникших проблем, когда по тем или иным причинам правовое решение не представляется возможным, когда стороны осознают, что любые односторонние действия становятся неприемлемыми или невозможными.
Деловые переговоры — это не только сфера расширения бизнеса, но и важнейшая часть PR-деятельности организации, формирующая и эффективно поддерживающая ее имидж. Успешное и профессиональное ведение переговоров расширяет положительное информационного поля о фирме, способствует привлечению к ней внимания потенциальных клиентов и партнеров.
Любые переговоры — это процесс осуществления эффективных межличностных коммуникаций, это использование наработанных навыков коммуникативной риторики, с поправкой на характер личности партнера. Важнейшей составной частью переговорного процесса является общение сторон, их эффективная межличностная коммуникация. Коммуникаторные способности участников переговоров, умение общаться, вступать в контакт и вести разговор, во многом определяют их успех в целом.
Коммуникативный аспект переговоров является определяющим и потому переговорный процесс рассматривается как составная часть речевой коммуникации (прежде всего, диалог, аргументация), как умение эффективно использовать речевое воздействие для достижения поставленных целей.
Коммуникативная компетентность участников переговоров, таким образом, рассматривается как умение сохранять вербальную устойчивость и уверенность в любой ситуации, владение техникой межличностной коммуникацией, основу которой составляет теория и практика диалога, искусство ведения беседы, владение аргументацией в бизнесе.
Переговоры как один из видов создания и поддержания диалога с деловыми партнерами могут проводиться с целью:
- установления деловых отношений;
- выяснения позиций сторон по одному или нескольким вопросам;
- обмена информацией;
- урегулирования отношений;
- углубления взаимопонимания;
- достижения новых соглашений;
- подписания соглашений.
Прежде всего, должен быть четко осознан и оговорен предмет переговоров, ясно определены желаемые цели, которых стремятся достичь стороны.
Если одна из сторон полагает, что она способна самостоятельно и эффективно решить свои проблемы, оснований для переговоров мало. Разве, что другой стороне удастся убедить в том, что совместное решение ее проблем будет более эффективным. Не состоятся переговоры и в том случае, если правовое поле в полной мере позволяет решить все возникшие вопросы.
Наконец, стороны должны проявить желание к совместному поиску путей решения и достижения поставленных целей. Это, естественно, подразумевает готовность обеих договаривающихся сторон пойти на взаимные уступки, понимание интересов друг друга.
Совпадение интересов или слишком большое расхождение интересов лишают переговоры смысла. Переговоры с большей степенью вероятности ориентированы на успех, когда ваши интересы и интересы другой стороны и совпадают, и расходятся в равной мере.
Таким образом, необходима ситуация со смешенными интересами. Только в этом случае мы имеем дело с взаимозависимыми переговорами. Чем больше стороны зависят от успеха переговоров, тем выше вероятность их успешного завершения. Чем выше степень взаимозависимости, тем меньше шансов у участников переговоров воспользоваться односторонними действиями.
Более того, не следует забывать, что само по себе участие в переговорах создает такую ситуацию, которая позволяет строить новые взаимоотношения сторон, не зависимо от условий, существовавших до их начала.
6.2. Подготовка к переговорам, определение целей, организация
Переговоры, направленные на достижение договоренностей, — процесс многогранный и включает в себя несколько стадий:
- подготовка к переговорам (включая и определение проблемы, требующей решения);
- определение потребностей и целей;
- отбор материала и фактов;
- выявление интересов сторон;
- определение зоны пересечения интересов («зоны решения»);
- определение объективных критериев;
- формирование предложений и их вариантов;
- стратегическое планирование;
- тактическое планирование;
- маневры и система убеждения;
- выдвижение запасных вариантов;
- анализ результатов достигнутых соглашений и договоренностей и контроль за их реализацией.
На ход переговоров значительное влияние оказывает соотношение позиций договаривающихся сторон: если позиция одной из сторон слишком и явно слабая, то тактика переговоров другой стороны, очевидно, будет выбрана либо откровенно «жесткой» по стилю, либо по форме «мягкой», но по сути твердой и последовательной.
На технологию ведения переговоров в большей степени оказывают влияние менталитет, национальные стили, методы и приемы делового общения, культура речевого поведения в обществе в целом.
Переговоры естественным образом разделяются на «стандартные» и «нестандартные». «Стандартные» переговоры, повторяющиеся в условиях того или иного конкретного рынка с высокой частотой. Партнерам-участникам известны основные обстоятельства, сопутствующие деловым контактам, основные принципы бизнес-аргументации, наличие текстов стандартных договоров, соответствующие данному типу трансакции. Цель таких переговоров — согласование тех или иных деталей, которые определяются изменениями на рынке, когда участвую главным образом две договаривающиеся стороны (заказчик — исполнитель).
«Нестандартные» переговоры, ведущиеся в новой ситуации делового взаимодействия, имеющие сложный комплекс вопросов и факторов, влияющих на их результат, релевантных для их решения, включая и стоимость обсуждаемого проекта. Отличительной особенностью таких переговоров является их многоступенчатость в зависимости от количества возможных посредников: заказчик — посредник — посредник — исполнитель.
Во время подготовки к деловой встрече со всей тщательностью необходимо определить ее программу, очередность вопросов, выносимых на обсуждение, определить, какие из них должны решаться на стадии предварительного обсуждения, какие за столом переговоров. Вот некоторые вопросы, на которые необходимо будет ответить.
- насколько цель партнера по переговорам отличается от вашей собственной;
- насколько пути, которые может выбрать партнер, отличаются от вашего варианта;
- из каких параметров собственного плана (сроки, средства, люди) может исходить партнер;
- насколько широк его временной горизонт, располагает ли партнер информацией, которой нет у вас, или наоборот;
- какими могут быть его представления об организационном обеспечении своего варианта решения.
Готовясь к переговорам, надо иметь в виду, что уже на этой стадии происходит установление рабочих отношений с партнером. Стороны, как правило, вступают в переговоры, обсуждая, например, повестку дня и процедурные вопросы. Первые чисто «технические» сбои здесь могут негативно сказаться на дальнейшем ходе переговоров. Поэтому не стоит с пренебрежением относиться к подобным «мелочам». Характер отношений с партнером по переговорам также оказывает значительное влияние на результат.
В самом общем виде можно говорить о трех основных этапах ведения переговоров:
- взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;
- их обсуждение (выдвижение аргументов в поддержку своих взглядов, предложений, их обоснование);
- согласование позиций и выработка договоренностей.
Разумеется, выделенные этапы следуют не строго друг за другом. Уточняя позиции, стороны могут и согласовывать сразу ряд вопросов или отстаивать свою точку зрения (возможно, организовав для этого специальные рабочие органы — экспертные группы), а в конце переговоров участники могут вновь перейти к уточнению отдельных элементов своих позиций. Однако в целом последовательность в решении указанных задач должна сохраняться. Ее несоблюдение может вести к значительному затягиванию переговоров, а то и их срыву.
Обобщая структурные элементы непосредственно процесса ведения переговоров и способы подачи позиций, в качестве ориентира при ведении переговоров удобно использовать следующую таблицу:
Источник