- Как управлять конфликтами и разрешать их
- Чем полезен конфликт
- Разрешение противоречий
- Глубина отношений
- Ясность
- Поддержка
- Как вести себя во время конфликта
- Сотрудничество
- Компромисс
- Уклонение
- Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:
- Приспособление
- Этот стиль эффективен в двух случаях:
- Правила разрешения любого конфликта
- Техники разрешения конфликта
- Я-высказывание
- Постепенное снижение напряжённости
- Посредник
- Тесты по конфликтологии с ответами для преподавателей и студентов
- Способы разрешения конфликтных ситуаций
- Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?
- Стратегии поведения в конфликте
- Конкуренция: акула. Как хищник при нападении
- Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь
- Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все
- Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!
- Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию
Как управлять конфликтами и разрешать их
Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие
Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.
Чем полезен конфликт
Разрешение противоречий
Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.
Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.
Глубина отношений
Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.
Ясность
Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.
Поддержка
Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.
Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.
Как вести себя во время конфликта
Сотрудничество
Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.
Компромисс
В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.
Уклонение
Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.
Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:
🙄 Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.
Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.
😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.
Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.
Приспособление
Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.
Этот стиль эффективен в двух случаях:
😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.
Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.
😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.
Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.
В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.
Правила разрешения любого конфликта
Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»
За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.
- Стремитесь к пониманию точки зрения другого
- Признавайте свои ошибки, чтобы оппонент чувствовал: вы готовы сотрудничать
- Сохраняйте спокойствие и помогите успокоиться другой стороне
- Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личных качествах участников
- Создайте атмосферу доверия через общение и обмен информацией
- Проявляйте симпатию, выслушивайте с уважением мнение другой стороны
Техники разрешения конфликта
Я-высказывание
Состоит из трёх частей:
- Описание ситуации, которая вызывает негативные чувства. «Когда вы берёте мои вещи без разрешения…»
- Описание чувств, вызванных ситуацией. «…у меня возникает чувство, что со мной не считаются».
- Описание, чего бы вам хотелось. «Я бы хотел, чтобы вы всегда спрашивали разрешения».
Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.
Постепенное снижение напряжённости
Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.
Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.
Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.
Посредник
Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Тесты по конфликтологии с ответами для преподавателей и студентов
Правильные ответы отмечены +
1. Предконфликтная ситуация – это:
+ нарастание социальной напряженности между оппонентами – потенциальными участниками конфликта из-за возникших противоречий;
— использование угрозы как способа воздействия на оппонента при проведении переговоров;
— действие, которое направлено против кого-либо другого.
2.Тест. Стимулирование конфликта предполагает:
+ целенаправленные действия субъекта управления, направленные на возникновение конструктивного конфликта;
— умышленный срыв рабочего процесса в виде отказа или ненадлежащего исполнения своих обязанностей;
— настойчивую борьбу за свои интересы, противоречащие другим.
3. Предупреждение конфликта представляет собой:
+ действия управленца по недопущению и нейтрализации факторов возникновения конфликта;
— наказание противодействующих оппонентов за участие в конфликте;
— мирное урегулирование возникших противоречий до начала открытого конфликта.
4. К этапам конфликта относятся:
+ предконфликтная ситуация; открытый конфликт с инцидентом, эскалацией и завершением; послеконфликтный период;
— возникновение противоречий, этап попыток снижения напряженности, нарастание противоречий, разрешение конфликта;
— инцидент, эскалация, примирение.
Тест — 5. Компромисс невозможен в конфликте:
6. Предметом конфликтологии являются:
+ закономерности появления и развития конфликтных противоречий, динамика и направления развития конфликтных ситуаций, способы и методы профилактики, решения и управления конфликтами;
— причины возникновения конфликтов в разных социальных сферах и способы их разрешения;
— предпосылки зарождения противоречий в различных социальных слоях общества, их профилактика и разрешение мирным путем.
7. Конфликтология как наука возникла, выделившись из наук:
+ социологии и психологии;
— философии и политологии;
— педагогики и культурологии.
8. Инцидент в конфликтологии – это:
+ формальный повод, позволяющий сторонам конфликта начать открытое противодействие;
— истинная причина возникновения непримиримых противоречий;
— отрицательное восприятие чьего-либо превосходства или успехов.
9. Объектом конфликтологии является:
+ социальный конфликт как специфический вид социального взаимодействия субъектов;
— межличностные конфликты сослуживцев в процессе трудовой деятельности;
— политические противоречия на разных уровнях власти, включая международные конфликты.
10. Основоположником американской конфликтологии считается:
11.Тест. Первый этап становления конфликтологии характеризуется:
+ формированием и развитием знаний о природе, принципах и видах конфликтов;
— появлением конфликтологических теорий и частных концепций;
— изучением конфликта как самостоятельного явления.
12. Поднятие уровня взаимной осведомленности сторон – это функция конфликта:
13. Что такое толерантность?
+ Отсутствие или довольно незначительная реакция сторон на конфликтогенный фактор;
— Рост недовольства, отрицательной психологической напряженности и деструктивных социальных связей;
— Недобросовестное использование открытой информации.
14. Что представляет собой авторитет?
+ Признание со стороны других людей влияния и значимости кого-либо;
— Субъект, который отличается особенно активными действиями;
— Человек, для которого интересы других выше собственных.
15. Разрыв отношений как знак протеста против поведения оппонента называется:
16. Публичное высказывание мнений и обсуждение ключевых тезисов – это:
17. Замораживание конфликта предполагает:
+ его отсрочку с сохранением имеющихся противоречий;
— изучение возникших противоречий для определения их причин и прогнозирования;
— запрет управляющего субъекта на участие в конфликте во имя общих интересов.
18. Какая стратегия конфликтного поведения состоит в отказе от участия в конфликте с сохранением имеющихся противоречий?
19. Противоречия между равными по положению субъектами – это конфликт:
20. Кризис в конфликтологии представляет собой:
+ точку степени нарастания остроты конфликта, при достижении которой ситуация кардинально меняется в сторону отступления либо применения силы;
— состояние эмоциональной разрядки;
— неадекватную эмоциональную реакцию на конфликтогенный фактор.
21. Человека, который не адаптировался к социальным ценностям и условиям вплоть до полного их отрицания, называют:
22. Возмездное поведение, адекватное причиненному вреду, — это:
23. Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой:
+ выдвижение своих требований каждой из сторон с одновременной готовностью к компромиссу;
— обращение за помощью третьей стороны;
— обязательства, данные участниками конфликта, по восстановлению мирных отношений.
24. Использование в процессе проведения переговоров разных приемов давления, включая угрозы, – это:
25. Ренегат представляет собой человека, который:
+ после возникновения конфликта со своей группой, вышел из нее и стал вести борьбу извне;
— имеет завышенный уровень притязаний;
— выполняет функции посредника в урегулировании конфликтной ситуации.
26. Сравнительно устойчивый и упрощенный образ какого-либо социального объекта называется:
27. Ультиматум – это:
+ безапелляционное требование одной стороны конфликта к другой с угрозой применения радикальных мер разрешения спора при неисполнении этого требования;
— форма насилия, которой присущи особая жестокость и устрашение во имя достижения своих целей;
— готовность воспринимать будущие события максимально объективно.
Источник
Способы разрешения конфликтных ситуаций
Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?
Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.
Рассмотрим стандартную цепочку:
1. Установление контакта → 2. Ориентация в ситуации → 3. Обсуждение проблемы → 4. Принятие решения → 5. Выход из контакта. Открытый спор возникает при переходе от пункта 3 к пункту 4 — как правило, из-за того, что стороны не владеют психологическими техниками: не слушают друг друга и не умеют убеждать.
Конфликт выстраивается по простой формуле:
КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).
«Чтобы выйти из контакта, необходимо разрешить проблему: устранить ситуацию и исчерпать инцидент. Иначе выход не произойдет. Важно понимать, что сам инцидент — это своеобразная верхушка сорняка. Если ее сорвать и не устранить корень, все только усугубится».
Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.
Бывают еще противостояния групп (руководство и подчиненные, «лентяи» и «трудяги», консерваторы и изобретатели и т.д.) — это межгрупповой тип, самый разрушительный и интенсивный. Случаются и внутриличностные разногласия — например, из-за того, что уже собраны чемоданы для долгожданного семейного отпуска, но дела вдруг требуют присутствия на работе.
В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.
У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.
Стратегии поведения в конфликте
Конкуренция: акула. Как хищник при нападении
«+» возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях
«-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов
Когда стратегия оправдана:
- опасная обстановка;
- «нечего терять»;
- ресурсы (власть) гарантируют победу;
- ставки крайне высоки;
- нужно продвинуть непопулярное, но верное решение;
- необходимо произвести впечатление на сторонних наблюдателей.
Тактические действия: контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог.
Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.
Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь
«+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.
«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).
Когда стратегия оправдана:
- победа не имеет принципиального значения;
- важнее спокойствие и стабильность;
- важнее сохранить хорошие отношения;
- есть угроза более серьезного разногласия;
- понимание своей неправоты;
- безнадежность проблемы;
- незначительность проблемы;
- победа требует слишком больших затрат.
Тактические действия: демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений.
Каким личностям свойственна: застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой.
Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все
«+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ
«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.
Когда стратегия оправдана:
- обе стороны убедительны;
- дефицит времени;
- сотрудничество и директивный подход неэффективны;
- ресурсы оппонентов равны;
- нужно временное решение;
- победа не имеет принципиального значения;
- лучше получить что-то, чем все потерять.
Тактические действия: торг, обман, лесть, требование равного дележа.
Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.
Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!
«+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.
«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.
Когда стратегия оправдана:
- победа не имеет принципиального значения;
- важнее сохранить хорошие отношения;
- нужно выиграть время;
- уступить — значит одержать моральную победу.
Тактические действия: соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть.
Каким личностям свойственна: бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».
Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию
«+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта
«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства)
Когда стратегия оправдана:
- взаимовыгодное решение крайне важно;
- длительные близкие отношения с другой стороной;
- достаточно времени для проработки проблемы;
- ресурсы оппонентов равны.
Тактические действия: сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента.
Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.
Источник