- Детали машин
- Передача винт — гайка
- Общие сведения и характеристики
- Достоинства и недостатки передачи винт – гайка
- Область применения передач винт – гайка
- Материалы, применяемые в передачах винт – гайка
- Основные характеристики передачи винт — гайка
- Допускаемые напряжения в передаче винт — гайка
- Критерии работоспособности передачи винт – гайка
- Расчет передачи винт – гайка скольжения
- КПД передачи винт – гайка
- Рекомендации по конструированию передачи винт – гайка
- Передачи винт-гайка и их сборка.
- Назначение и конструкция передач винт—гайка.
- Сборка передачи винт—гайка скольжения.
- Регулирование и контроль качества сборки винтовой передачи.
- Сборка передач винт—гайка качения.
Детали машин
Передача винт — гайка
Общие сведения и характеристики
Передача винт – гайка используется для преобразования вращательного движения одного из звеньев в поступательное движение другого звена.
Состоит такая передача из двух звеньев – винта и гайки, при этом одно из звеньев закреплено от осевого перемещения.
Передачи винт – гайка делят на передачи скольжения и качения. В передачах качения между витками гайки и винта размещают тела качения – шарики или ролики (рис. 2д) , в передачах скольжения используют свойства резьбы, которая может иметь различный профиль – прямоугольный, треугольный, трапецеидальный, круглый и т. п. (рис. 2г) .
Винты в таких передачах делят на грузовые и ходовые.
Грузовые винты предназначены для передачи значительных осевых усилий (чаще всего – в домкратах, винтовых прессах и нажимных устройствах) , ходовые – для установочных, рабочих и холостых перемещений рабочих органов механизмов.
В силовых передачах чаще всего используют упорную резьбу, в ходовых – трапецеидальную, прямоугольную или треугольную.
Для устранения «мертвого хода» в ходовых передачах вследствие износа резьбы гайки ходовых винтов выполняют разъемными (см. рис. 2) .
Для установочных (применяемых для точных перемещений и регулировок) передач винт – гайка чаще всего используют метрическую резьбу.
Достоинства и недостатки передачи винт – гайка
К достоинствам передачи винт – гайка можно отнести следующие свойства:
- большой выигрыш в силе благодаря большому передаточному числу;
- возможность получения медленного перемещения с высокой точностью;
- плавность и бесшумность;
- простота конструкции, изготовления и монтажа;
- возможность изготовления с высокой точностью;
- самоторможение в передаче;
- малые габариты при большой несущей способности.
Основным недостатком передачи винт – гайка является низкий КПД из-за больших потерь на трение. Этот недостаток можно уменьшить использованием передачи качения, но такая передача сложнее в изготовлении.
Область применения передач винт – гайка
Передачи винт – гайка широко применяют для создания больших осевых усилий (прессы, станки, винтовые домкраты, разрывные машины, тиски и т. п.) , а также для точных перемещений (механизмы подачи в станках, регулировочные устройства в приборах, механизмах управления и т. п.) .
Материалы, применяемые в передачах винт – гайка
Материалы винта и гайки должны представлять антифрикционную пару, т. е. быть износостойкими и иметь минимальный коэффициент трения. Выбор марки материала зависит от назначения передачи, условий работы и способа обработки резьбы.
Для винтов применяют стали марок 50, 40ХГ, 65Г и др. В ответственных передачах для повышения износостойкости применяют закалку винтов до твердости ≥ 45 HRC с последующей шлифовкой резьбы.
Вместо закалки применяют азотирование, используя в этом случае стали марок 40ХФА, 18ХГТ и др. Азотирование обеспечивает максимальную твердость поверхности и минимальную деформацию винтов.
Гайки ответственных передач изготовляют из оловянных бронз марок БрО10Ф1, БрО6Ц6С3 и др., а в тихоходных передачах – из антифрикционных чугунов марок АВЧ-1, АКЧ-1 или серого чугуна марки СЧ20.
Основные характеристики передачи винт — гайка
Ведущим звеном в передаче может быть как винт, так и гайка.
Скорость поступательного перемещения гайки (винта) в мм/сек можно определить по формулам:
где:
z – число заходов резьбы винта; p – шаг резьбы в мм; ph – ход винта: ph = pz ; n – частота вращения винта (гайки) в об/мин.
Поскольку в передаче винт – гайка одно из звеньев совершает поступательное, а другое – вращательное движение, определить передаточное число или передаточное отношение сравнением частот вращения или угловых скоростей невозможно. По этой причине сравнивают линейные перемещения или линейные скорости точек ведомого и ведущего звена.
При этом у звена, совершающего вращательное движение, определяют линейное перемещение (окружную скорость) внешней точки звена (гайки, винта) или маховика, передающего (принимающего) мощность. У звена, совершающего поступательное движение, определяют линейное перемещение (или скорость) любой из точек.
Передаточное отношение передачи винт – гайка определяется по формуле:
где:
D – диаметр маховика; ph – ход винта (см. рис.1): ph = pz , где p – шаг резьбы; z – число заходов резьбы.
Окружная сила на маховике (см. рис. 1) :
где:
Fa – осевая сила на гайке (винте); i = передаточное отношение передачи; η – КПД передачи; без учета потерь в опорах КПД передачи можно подсчитать по формуле:
где ψ – угол подъема винтовой линии (см. рис. 3); tgφ = f — коэффициент трения:
φ = arctg f . (О том, как рассчитывается КПД передачи винт – гайка с учетом потерь в опорах смотри в конце статьи.)
Допускаемые напряжения в передаче винт — гайка
Допускаемые напряжения для расчета деталей передачи винт – гайка скольжения принимают по следующим рекомендациям:
1. Допускаемое давление в резьбе:
незакаленная сталь по чугуну [q]изн = 2…5 Н/мм 2 ;
незакаленная сталь по бронзе: [q]изн = 7…8 Н/мм 2 ;
для винтов домкратов и струбцин, т. е. сравнительно редко используемых механизмов, значения допускаемых напряжений [q]изн повышают на 30…40 %.
2. Допускаемое напряжение [σ] на растяжение или сжатие стальных винтов вычисляют по формуле:
где:
σт – предел текучести материала винта;
[s]т — коэффициент запаса прочности (безопасности), который для стальных винтов принимают равным [ s]т = 2…4.
3. Допускаемые напряжения для материала гайки:
на смятие бронзы или чугуна по чугуну или стали [σ]см = 42…55 Н/мм 2 ;
на растяжение для бронзы [σ]р = 34…44 Н/мм 2 , для чугуна [σ]р = 20…24 Н/мм 2 .
Критерии работоспособности передачи винт – гайка
Причиной отказа передачи винт – гайка чаще всего является износ резьбы, поэтому основным критерием работоспособности передачи является износостойкость резьбы. Для уменьшения износа применяют антифрикционные пары материалов (сталь — бронза, сталь – чугун и т. п.) , смазку поверхностей, малые допускаемые напряжения смятия.
Расчет передачи винт – гайка скольжения
Резьбу проверяют на смятие. Рассчитывают среднее давление на поверхности витков из условия невыдавливания смазочного материала. Прочность тела гайки рассчитывают из условия прочности на растяжение. Винты проверяют на сжатие и устойчивость.
При определении размеров передачи исходят из расчета на износостойкость резьбы по допускаемому давлению [q]изн с последующей проверкой винта на прочность.
где:
d2 – средний диаметр резьбы;
H1 — рабочая высота профиля резьбы;
Zв – число витков гайки.
Для проектировочного расчета передачи:
где:
ψH = H/d2 – коэффициент высоты гайки, ψH = 1,2…1,5 (для цельных гаек); ψH = 2,5…3,5 (для разъемных и сдвоенных гаек);
ψh – коэффициент высоты профиля резьбы; ψh = 0,5 (для трапецеидальной резьбы); ψh = 0,75 (для упорной резьбы).
Наружный диаметр гайки:
D = 1,5d , где d – наружный диаметр резьбы .
Потеря устойчивости длинных сжатых винтов тоже может явиться причиной отказа передачи, поэтому их проверяют на статическую устойчивость по формулам Эйлера или Ясинского.
Сильно нагруженные винты (винтовые толкатели, прессы и т. п.) поверяют на прочность по эквивалентному напряжению σэкв (по гипотезе энергии формоизменения):
где:
σэкв – эквивалентное напряжение для опасной точки расчетного сечения винта;
N и MK – продольная сила и крутящий момент, действующие в проверяемом сечении;
d3 – внутренний диаметр резьбы винта по дну впадины.
При проектировании передач винт – гайка скольжения, в которых недопустимо движение в обратном направлении (например, в домкратах) , дополнительно проводят проверочный расчет на выполнение условия самоторможения.
КПД передачи винт – гайка
В передаче винт – гайка скольжения потери возникают в резьбе и в опорах. Потери в резьбе составляют главную часть. Они зависят от профиля резьбы, ее заходности, материала винтовой пары, точности изготовления, шероховатости контактирующих поверхностей и вида смазки.
В общем случае КПД передачи определяется по формуле:
где ηоп – коэффициент, учитывающий потери в опорах (при опорах на подшипниках качения ηоп = 0,98).
Рекомендации по конструированию передачи винт – гайка
1. Винты не должны иметь высокие буртики и глубокие канавки, в противном случае в местах резкого изменения поперечного сечения винта будут возникать высокие местные напряжения.
2. Во избежание большой деформации гайки при запрессовке и уменьшения вследствие этого зазора в резьбе толщина тела гайки должна быть δ ≥ 4 мм.
3. Для повышения долговечности передачи винты защищают от загрязнений телескопическими трубами или цилиндрическими гармониками.
4. Гайка передачи может быть разъемной по осевой плоскости (см. рис. 2) , что дает возможность сцеплять или расцеплять винт с гайкой во время работы.
Источник
Передачи винт-гайка и их сборка.
Назначение и конструкция передач винт—гайка.
Передачи винт—гайка используют в различных механизмах для преобразования вращательного движения в поступательное. В ряде случаев эти передачи применяют для выигрыша в силе. Винтовые передачи обладают рядом достоинств. Они позволяют получить медленное поступательное движение с высокой точностью перемещения при достаточной простоте и надежности конструкции и отличаются компактностью при большой несущей способности.
Недостатком этих передач является низкий КПД, обусловленный значительными силами трения, возникающими при работе передачи.
В передачах винт—гайка используют в основном трапецеидальные и прямоугольные резьбы. Грузовые винты имеют упорную резьбу.
Для уменьшения изнашивания винтовой пары в конструкциях привода металлорежущих станков применяют разъемные гайки. При необходимости, когда винтовая пара не используется, гайки могут размыкаться; в этом случае при вращении винта гайка не находится в контакте с его резьбой, что существенно уменьшает ее изнашивание. В тех случаях когда винтовая пара не находится в работе, предусматривают отключение винта от привода. Уменьшению изнашивания винтовой пары также способствует изготовление гайки из антифрикционных материалов (бронзы ОФЮ-15 или цинково-свинцовой бронзы ЦС6-6-3), что позволяет значительно снизить коэффициент трения в паре. У таких винтовых пар КПД составляет 0,8…0,85.
Часто применяют винтовые пары, у которых трение скольжения заменено трением качения. В таких винтовых парах роль резьбовой поверхности выполняют шарики, размещенные в канавках, проточенных на поверхностях винта и гайки. Достоинством шариковых винтовых пар является достаточно высокий КПД, который при благоприятных условиях работы может достигать 0,95. Кроме того, эти передачи позволяют устранить радиальные и осевые зазоры или значительно их уменьшить. Вследствие этого применение передач качения позволяет значительно увеличить точность перемещения исполнительных узлов механизма.
В последнее время более широкое применение находят гидростатические передачи винт—гайка, обеспечивающие работу винтовой передачи практически без трения, что позволяет довести КПД передачи до 0,99. В таких передачах в зазор между резьбовыми поверхностями винта и гайки подают масло под высоким давлением от специального насоса.
К винтовым передачам предъявляют следующие технические требования:
Ось винта для привода подачи подвижного узла должна быть параллельна направляющим.
Ось винта при вращении в подшипниках не должна смещаться при любом положении гайки и должна совпадать с осью последней.
Прежде чем приступить к сборке механизма с винтовой передачей скольжения необходимо промыть и просушить детали, входящие в передачу, провести контроль «на краску» и подогнать опорные поверхности, проверить легкость перемещения гайки по винту. Чтобы осуществить сборку винтового механизма, необходимо выполнить следующие операции:
- Установить винт в опорах.
- Собрать гайку.
- Установить гайку на винт.
- Отрегулировать собранный механизм.
- Проконтролировать качество сборки.
Сборка передачи винт—гайка скольжения.
Сборку винтового механизма (рис. 1) начинают с установки ходового винта. Левый конец винта 4 при помощи жесткой втулочной муфты 2 соединяют с хвостовиком 1 вала коробки подач коническими штифтами 3. Втулку 13 пригоняют по посадочной шейке правого конца винта 4 и собирают опорную часть подшипника правой опоры вала, надевая на него сферическое кольцо 12 и упорную шайбу 11 с радиальной прорезью. Затем в крышку 7 запрессовывают штифты 5 и 6, предварительно просверлив отверстия под них, и устанавливают опорную пяту 10 таким образом, чтобы штифт 6 вошел в шлиц на ее наружной поверхности. Крышку 7 в сборе навинчивают на резьбу корпуса подшипника так, чтобы штифт 5 вошел в шлиц упорной шайбы 11. После установки ходового винта в крышку 7 устанавливают регулировочный винт 8 с контргайкой 9.
После сборки узла с ходовым винтом переходят к сборке гайки ходового винта. Сборку гайки ходового винта (рис. 2) начинают с выполнения пригоночных операций (осуществляют пригонку шипа 4 корпуса 9 гайки к пазу ползуна 5). После выполнения пригоночной операции в корпус 9 гайки ходового винта с левой стороны запрессовывают полугайку 1, закрепляя ее винтами 2. С правой стороны корпуса 9 гайки ходового винта устанавливают на шпонке 6 подвижную резьбовую полугайку 7, которую пригоняют к корпусу 9 так, чтобы ее можно было легко, без качки смещать вдоль оси отверстия корпуса (осевое перемещение полугайки 7 обеспечивается за счет регулировочной гайки 8, установленной на наружной резьбе полугайки 7).
Собранную гайку устанавливают на ходовой винт, для чего винт вынимают из правой подшипниковой опоры и навинчивают на него собранную гайку. После этого винт с установленной на нем гайкой монтируют на место таким образом, чтобы шип корпуса 9 гайки вошел в паз ползуна 3, и закрепляют гайку ходового винта на корпусе винтами 5 (см. рис. 2).
Регулирование и контроль качества сборки винтовой передачи.
Для обеспечения параллельности оси ходового винта направляющим станины перед его окончательной установкой необходимо отрегулировать положение правой (подшипниковой) опоры (рис, 3). Правую (подшипниковую) опору закрепляют на станине, используя струбцины. На направляющие станины устанавливают приспособление 1 и при помощи индикаторов 3 и 5, размещенных на мостике 2 приспособления, определяют параллельность оси ходового винта направляющим станины. Измерения производят в горизонтальной и вертикальной плоскостях у правого и левого концов винта.
Правильно смонтированный винт вращается без осевого перемещения, которое регулируется винтом 8 с контргайкой 9 (см. рис. 1), а его торец, нагруженный осевой силой, при правом и левом вращении не смещается более чем на 0,03 мм.
Винтовые механизмы в связи с наличием зазоров в сопряжениях винт—гайка имеют холостой ход, т.е. при повороте винта на некоторый угол гайка остается неподвижной, а следовательно, и связанный с ней исполнительный механизм также остается неподвижным. Поскольку для нормальной работы механизма необходимо обеспечение минимального холостого хода в гайках ходового винта предусматривают устройства для его регулирования. В рассматриваемой конструкции винтовой передачи регулирование осуществляется за счет осевого перемещения подвижной полугайки. Осевое перемещение осуществляется при вращении регулировочной гайки 8, установленной на наружной резьбе полугайки 7 (см. рис. 2).
Сборка передач винт—гайка качения.
Передача винт—гайка качения (рис. 4) обеспечивает повышенную осевую жесткость и более равномерное движение исполнительного звена механизма. Винт 10 и полугайка 4 передачи имеют резьбу специального профиля. Между витками резьбы ходового винта и полугайки помещают шарики 5, которые при вращении винта перекатываются, передавая движение гайке.
Для того чтобы обеспечить циркуляцию шариков в пределах одного витка резьбы, две соседние впадины гайки соединяют специальным каналом, выполненным в виде вкладыша.
Сборку передачи начинают с установки полутайки 4 на винт 10, вводя между винтом и полугайкой шарики. Шарики вводят через окно гайки, предусмотренное для установки вкладыша. После введения шариков устанавливают вкладыш с каналом перебега. Затем, перемещая полугайку 4 вдоль винта, ее вводят в корпус и устанавливают крышку 9 с уплотнением 1, закрепляя их винтами 7. После установки полугайки 4 переходят к монтажу в корпус полугайки 3, осуществляя его в той же последовательности, что и монтаж полугайки 4. Регулирование зазора в винтовой передаче осуществляется с помощью зубчатого сектора 8 и сегмента 6, которые крепят к корпусу гайки винтами. Регулирование положения подвижной полугайки 3 относительно неподвижной 4 осуществляется после установки крышки 9 и уплотнения 1 и их закрепления на корпусе винтами 2.
Источник