Передача информации
При передаче информации всегда есть источник и приемник информации. Эти роли могут меняться, например, во время диалога собеседники по очереди выступают то в роли источника, то в роли приемника информации.
Информация проходит от источника к приемнику через канал связи, в котором она должна быть связана с каким-то носителем. При разговоре людей информацию переносят звуковые волны. В компьютерах информация передается с помощью электрических сигналов или радиоволн (в беспроводных устройствах). Информация может передаваться с помощью света, лазерного луча, системы телефонной или почтовой связи, компьютерной сети и др.
Для передачи информации свойства носителя должны изменяться со временем. Например, если включать и выключать лампочку, можно передавать самую разную информацию. Нужно только договориться об условных сигналах, например, что будут обозначать короткая и длинная вспышки. Это называется кодированием информации. Когда мы записываем наши мысли в виде текста, мы тоже кодируем их.
Для передачи информации её нужно закодировать. |
Информация поступает по каналу связи в виде сигналов, которые приемник может обнаружить с помощью своих органов чувств (или датчиков) и «понять» (раскодировать).
Сигнал – это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации. |
Примеры сигналов – это изменение громкости звука, вспышки света и т.п.
Человек может принимать сигналы только с помощью своих органов чувств. Чтобы передавать и принимать информацию, например, с помощью радиоволн, нужны вспомогательные устройства: радиопередатчик, преобразующий звук в радиоволны, и радиоприемник, выполняющий обратное преобразование. Они позволяют расширить возможности человека.
С помощью одного сигнала (одного изменения) невозможно передать много информации. Поэтому чаще всего используется не одиночный сигнал, а последовательность сигналов, которая называется сообщением.
Сообщение – это последовательность сигналов. |
Важно понимать, что сообщение – это только «оболочка» для передачи информации, а информация – это содержание сообщения. Приемник должен сам «извлечь» (раскодировать) информацию из полученной последовательности сигналов. Можно принять сообщение, но не принять информацию, например, услышав речь на незнакомом языке или перехватив чужую шифровку.
Одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений, например, через устную речь, с помощью записки или с помощью флажного семафора, который долгое время использовался на флоте.
В то же время одно и то же сообщение может нести разную информацию для разных приемников. Так фраза «В Сантьяго идет дождь», переданная в 1973 году на военных радиочастотах, для сторонников генерала А. Пиночета в Чили послужила сигналом к началу государственного переворота.
К сожалению, в реальном канале связи всегда действуют помехи: посторонние звуки при разговоре, шумы радиоэфира и др. Помехи могут искажать сообщение, вплоть до полной потери информации (вспомните телефонные разговоры при слабом сигнале сотовой сети).
Чтобы содержание сообщения, искаженного помехами, можно было восстановить, оно должно быть избыточным, то есть, в нем должны быть «лишние» элементы, без которых смысл все равно восстанавливается. Например, в сообщении «Влг впдт в Кспск мр» многие угадают фразу «Волга впадает в Каспийское море», из которой убрали все гласные. Этот пример говорит о том, что естественные языки (например, русский) содержат много «лишнего», их избыточность оценивается в 60-80% (если удалить 60-80% текста, его смысл все равно удается восстановить).
В курсе информатики мы будем рассматривать передачу информации именно как передачу сообщений между компьютерными системами, отвлекаясь от их смысла.
Источник
Задание 7. § 6 Передача информации. Информатика. 5 класс. Л.Л. Босова. ГДЗ
Можете кинуть ответы на вопросы задания?
Определите источник и приёмник информации, а также характер (односторонний, двусторонний) передачи информации в следующих ситуациях:
1) школьник читает текст в учебнике;
2) бабушка читает письмо;
3) мальчик просыпается от звонка будильника;
4) разговаривают подруги Таня и Лена;
5) учитель объясняет новый материал классу;
6) регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;
7) человек читает объявление в газете;
8) завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков;
9) диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется;
10) вывешен знак, запрещающий проезд по улице;
11) мальчик получил пригласительный билет на ёлку.
Привет, вот ответ:
1) Школьник читает книгу. Источник: учебник с текстом. Приёмщик: мальчик. Односторонний.
2) Бабушка читает письмо. Источник: письмо. При ёмщик: бабушка. Односторонний.
3) Мальчик просыпается от звонка будильника. Источник: будильник. Приёмщик: мальчик. Односторонний.
4) Разговаривают подруги Таня и Лена. Источник: Таня (Лена). Приёмщик: Лена (Таня). Двусторонний.
5) Учитель объясняет новый материал классу. Источник: учитель. Приёмщик: класс (ученики). Односторонний.
6) Регулировщик управляет потоком машин и пешеходов. Источник: Регулировщик (Пешеходы и машины). Приёмщик: пешеходы и машины (Регулировщик). Двусторонний.
7) Человек читает объявление в газете. Источник: газета. Приёмщик: человек. Односторонний.
8) Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков. Источник: Завуч. Приёмщик: учителя и ученики. Односторонний.
9) Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется. Источник: диспетчер. Приёмщик: пассажиры. Односторонний.
10)Вывешен знак, запрещающий проезд по улице. Источник: знак. Приёмщик: водители. Односторонний.
11)Мальчик получил пригласительный билет на ёлку. Источник: билет. Приёмщик: мальчик. Односторонний.
Источник
Тесты по физике по теме «Электромагнитные волны»
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛН Ы Вариант 1
1. Электрическое поле обусловлено (порождено):
А. движущимися зарядами, т.е. токами; Б. изменением электрического поля;
В. токами и изменением электрического поля; Г. электрическими зарядами.
2. В электромагнитной волне вектор напряженности электрического поля Е лежит:
А. в плоскости, перпендикулярной оси вибратора;
Б. в плоскости, проходящей через вибратор; В. вдоль оси вибратора;
Г. в направлении, перпендикулярном оси вибратора.
З. В приемнике А.С.Попова (см. рис.) устройство II:
А. служит чувствительным индикатором электромагнитных волн;
Б. играет роль приемной антенны;
В. является частью открытого колебательного кон тура, увеличивающего дальность
приема за счет большой проводящей поверхности, с которой он контактирует;
Г. обеспечивает автоматичность приема электромагнитных волн.
4 . Укажите неправильный ответ. Передача информации может производиться различными способами:
А. во время разговора информацию переносят звуковые волны;
Б. при радиопередаче информацию переносят радиоволны;
В. при чтении книг информацию переносит свет;
Г. при телефонной связи информацию переносит пульсирующий ток в проводах.
5. Во время радиоприема в антенне и колебательном контуре приемника:
А. возникают звуковые волны;
Б. возникают механические колебания звуковой частоты;
В. под действием радиоволн происходят электрические колебания ВЧ, амплитуда которых изменяется со звуковой частотой
Г . высокочастотные модулированные колебания преобразуются в ток звуковой частоты.
6. В основе радиолокации лежит явление:
А. отражения; Б. интерференции; В. дифракции;
Г. преломления электромагнитных волн.
7. Какие свойства электромагнитных волн объясняют тот факт, что, когда автомобиль проезжает по тоннелю или под мостом, радиоприемник перестает работать?
А. Такие волны распространяются только в пределах прямой видимости.
Б. Эти волны распространяются на большое расстояние благодаря неоднократному отражению от ионосферы и поверхности земли.
В. При большой длине волны излучения, сравнимой с размерами препятствий, происходит дифракция — огибание препятствий волнами. Соответственно мало отражение.
Г. На границе двух сред, при переходе из одной среды в другую, происходит отражение и частичное поглощение волн (экранирование).
8. На рисунке представлены графики колебаний силы тока в цепях радиопередатчика и радиоприемника. Какой из представленных графиков соответствует колебаниям силы тока модулированных колебаний высоко й частоты в передающей антенне?
9. Определите частоту колебаний электромагнитных волн в вакууме, если их длина равна 2см.
А. 0,7*10 6 Гц. Б. 6*10 6 Гц. В . 1,5*10 10 Гц. Г . 3*10 6 Гц.
10 . Чему равно расстояние до наблюдаемого объекта, если между посылкой импульса и его возвращением в радиолокатор прошло 10 -4 с?
1. Открытым колебательным контуром в схеме детекторного приемника являются элементы. .
Скорость электромагнитной волны в вакууме равна. м/с.
Частота электром агнитной волны при длине ее 600м равна . Гц.
Отраженный от объекта сигнал возвращается к радиолокатору через 10 -1 с. Расстояние до объекта равно. м.
Возникновение вихревого электрического поля связано с. .
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ Вариант 2
1 . Электрическое поле обусловлено (порождено):
А. Электрическими зарядами. Б. Изменением магнитного поля.
В. Электрическими зарядами и изменением магнитного поля.
Г. Движущимися зарядами, т.е. токами.
2. В электромагнитной волне вектор напряженности электрического поля Е лежит:
А. в плоскости, проходящей через вибратор; Б. перпендикулярно векторам Е и В ;
В. вдоль оси вибратора; Г. в направлении, перпендикулярном оси вибратора.
З. В приемнике А.С.Попова (см. рис.) устройство I :
А .служит чувствительным индикатором электромагнитных волн;
Б .играет роль приемной антенны;
В. является частью открытого колебательного контура, увеличивающего дальность приема за счет большой проводящей поверхности, с которой он контактирует;
Г. обеспечивает автоматичность приема электромагнитных волн.
4. При ударе молнии в радиоприемнике слышен треск, так как:
А. гром действует на телефон (или динамик) приемника;
Б. гром вызывает сотрясение всех тел вблизи места, где ударила молния, в том числе и сотрясение мембраны телефона (динамика);
В. молния представляет собой высокочастотные электрические колебания, которые порождают радиоволны, действующие на антенну приемника;
Г. однозначно сказать нельзя.
5. Во время радиоприема в цепи детектора:
А. возникают звуковые волны;
Б . возникают механические колебания звуковой частоты;
В. под действием радиоволн происходят электрические колебания ВЧ, амплитуда которых изменяется со звуковой частотой;
Г. высокочастотные модулированные колебания преобразуются в ток звуковой частоты.
6. Острая направленность излучения антенны локатора достигается вследствие:
А. дифракции; Б. интерференции; В .отражения;
Г. преломления электромагнитных волн.
7 . Чему равна длина радиоволны, создаваемой радиостанцией, работающей на частоте 1,5*10 6 Гц?
8. Определите дальность действия радиолокатора, если время развертки в электроннолучевой трубке составляет 1000 мкс.
9. Какие из колебаний, графики которых приведены на рисунке, хорошо излучаются, но возбуждают в антенне преемника чисто гармонические колебания и дают лишь информацию о том, работает ли передатчик?
А14. Изменение тока в антенне в
А15. Чему равна основная частан А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
10 . Электромагнитные волны были …
А ….открыты экспериментально Максвеллом; Б. … предсказаны теоретически Герцем;
В. … открыты экспериментально Герцем; Г …. предсказаны теоретически Фарадеем.
Закрытым колебательным контуром в схеме детект орного приемника являются элементы…
Длина волны при ее частоте 5- 10 м Гц равна. м.
Скорость электромагнитной волны в вакууме равна. м/с.
Расстояние от радиолокатора до объекта равно 6-10 4 м. Время прохождения посланного сигнала соответствует. с.
Электромагнитная волна является. .
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ Вариант 3
1. Электрическое поле обнаруживается:
А. по силовому воздействию на движущиеся частицы;
Б. по силовому воздействию на заряженные тела и частицы;
В. по силе, действующей на проводник стоком;
Г. по силе, действующей на постоянный магнит.
2. В электромагнитной волне вектор напряженности электрического поля Е лежит:
А. в плоскости, перпендикулярной оси вибратора; Б. вдоль оси вибратора;
В. в плоскости, проходящей через вибратор; Г. перпендикулярно векторам Е и В.
З. В приемнике А.С.Попова (см. рис.) устройство III:
А. служит чувствительным индикатором электромагнитных волн;
Б. играет роль приемной антенны;
В . является частью открытого колебательного контура, увеличивающего дальность приема за счет большой проводящей поверхности, с которой он контактирует;
Г. обеспечивает автоматичность приема электромагнитных волн.
4. Самым главным и характерным в процессах радиопередачи и радиоприема является:
А . передача звука на большие расстояния; Б. получение токов высокой частоты (ВЧ); В. выпрямление электрических токов ВЧ; Г. последовательное многократное преобразование колебаний разных видов друг в друга.
5. Во время радиоприема в телефоне:
А .возникают звуковые волны ; Б. возникают механические колебания звуковой частоты;
В. под действием радиоволн происходят электрические колебания ВЧ, амплитуда которых изменяется со звуковой частотой;
Г .через обмотки электромагнитов протекает пульсирующий ток, при этом их сердечники в такт с пульсациями то сильнее, то слабее намагничиваются.
6. Передатчик локатора работает в импульсном режиме. Длительность промежутка между импульсами:
А .гораздо больше длительности импульса; Б. равна длительности импульса; В. гораздо меньше длительности импульса; Г. однозначно сказать нельзя.
8. Какой из представленных на рисунке графиков соответствует колебаниям силы тока в цепи детекторного приемника после прохождения детектора?
9 . Период колебаний в колебательном контуре, излучающем электромагнитные волны длиной 450м, равен:
А . 1,5*10 -6 с; Б. 3*10 -6 с ; В. 0,15*10 -6 с; Г. 0,3*10 -6 с.
10 . Для определения расстояния R до цели методом радиолокации измеряют общее время t прохождения сигнала до цели и обратно и используют соотношение:
В схеме детекторного приемника токи звуковой частоты протекают через элемент …
Длина волны при ее частоте 2*10 10 Гц равна …м.
Скорость электромагнитной волны в вакууме равна ….м/с.
Расстояние от радиолокатора до объекта равно 3км. Время прохождения посланного сигнала соответствует …с.
Какое явление объясняет тот факт, что электромагнитная волна почти не излучается, если провод имеет форму петли? (См. рис.)
Источник